Рабочая программа ФГОС литература 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Игнаткина Анастасия Юрьевна

Рабочая программа ФГОС литература 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5b.docx64.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Рабочая программа

ФГОС  ООО

                        ПРЕДМЕТ     литература

                  УРОВЕНЬ     базовый

                  Класс              5 «Б»

                  Составитель: Игнаткина Анастасия Юрьевна

                  Категория            

                   

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе разработана в соответствии со следующими  нормативно- правовыми актами:

  • федеральные нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48;

-ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897

- Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки         России, на 2014-2015год.

  • - локальные акты образовательного учреждения:

- Устав МБОУ «Кабановская СОШ»;

- Образовательная программа МБОУ «Кабановская СОШ»;

- Учебный план МБОУ «Кабановская СОШ» на 2015-2016 учебный год;

- Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Кабановская СОШ».

Рабочая программа по литературе для 5 «Б» класса составлена на основе авторской  программы под редакцией В.Я. Коровиной  (Москва «Просвящение»2014).

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: 

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего. основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год, в соответствии с учебником «Литература 5 класс» В.Я Коровина, Москва «Просвещение», 2014 год. Предусмотрено 4 контрольных работ. Срок реализации программы один учебный год.

                                         

   5 класс Содержание

Введение (1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (10ч.)

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.  Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты.  Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы (2ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века (2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

 

Из литературы XIX века (42 ч.)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).  

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». (Для внеклассного чтения)  Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

        Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

          Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». (Для внеклассного чтения) Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

 «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века (28ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы (15 ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»

в основной школе (к окончанию 5 класса)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  •       1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  •      2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Календарно – тематическое планирование

Наименование  разделов и тем

 УУД на раздел

Дата

Коррекция

Устное народное творчество (10 ч.)

1

Введение. Роль книги в жизни человека.

                                    1четверть

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах.использовать речь для регуляции своих действий.        

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать  и обосновывать свою точку зрения.

Древнерусская литература (2 ч.)

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Регулятивные: уметь адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Из литературы XVIII века (2 ч.)

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану

Коммуникативные: уметь строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Из литературы XIX века (42 ч.)

Регулятивные: принимать и сохранять  учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

2 четверть

2

 Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.

3

Малые жанры фольклора.С использованием УЛО.

4

Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

5

«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича.

6

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

7

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.

8

Образ главного героя сказки.С использованием УЛО.

9

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

10

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

11

Русские народные сказки.

12

Древнерусская литература.     «Повесть временных лет» как литературный памятник.

13

«Подвиг отрока  -киевлянина и хитрость воеводы Претича».

14

М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. 

15

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» 

16

Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра.

     

  07.10

17

И. А. Крылов. Рассказ о писателе.С использованием УЛО.

18

Аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». 

19

И.А. Крылов. Басни.

20

В.А. Жуковский. Рассказ о поэте «Спящая царевна» как литературная сказка. 

21

 В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе.

22

Контрольная работа за 1четверть. 

23

А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни.

24

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. 

25

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

26

Подведение итогов.Викторина по сказкам.

27

Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. 

28

А.С. Пушкин. Сказки.С использованием УЛО.

29

Сочинение по творчеству Пушкина.

30

 А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

31

Проблематика сказки.

32

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке

33

Обобщающий урок по сказке «Чёрная курица, или Подземные жители»

34

 М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

35

«Бородино»: проблематика и поэтика. С использованием УЛО.

36

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». 

37

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

38

Идейно-художественное богатство «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

39

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» .

40

«Крестьянские дети». Язык стихотворения.С использованием УЛО.

41

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве.

42

Протест против крепостничества в рассказе «Муму».

43

Тургенев – мастер портрета и пейзажа

44

Сочинение по рассказу «Муму»

45

А.А. Фет. Лирика.С использованием УЛО.

46

 Контрольная работа за 1полугодие.

47

 Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»

48

Жилин и Костылин.

49

Л.Н.Толстой    «Кавказский пленник» как протест против национальной

вражды.

50

А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ.

51

«Хирургия». 

52

Рассказы Антоши Чехонте.С использованием УЛО.

53

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…

54

Русские поэты о Родине и о родной природе.

 

55

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

56

И.А. Бунин. «Подснежник»

57

 В.Г. Короленко.. «В дурном обществе». Вася и его отец.

58

«В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. 

   

59

 «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

60

 Идейно-художественное богатство повести«В дурном обществе».

61

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

62

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. 

63

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

64

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

65

«Тёплый хлеб»: язык сказки. С использованием УЛО.

66

«Заячьи лапы» и другие рассказы.

67

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

68

Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». 

69

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

70

А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа. 

71

«Никита»: быль и фантастика.

72

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

73

«Открытие» Васюткой нового озера. С использованием УЛО.

74

Любовь к природе,знание природы,находчивость главного героя рассказа.

75

Контрольная работа за 3четверть.

76

Русская природа в стихотворениях поэтов 20 века.

   

77

К.М. Симонов.. «Майор привез мальчишку на лафете».

78

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

79

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон».

80

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

81

РЛ. Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

82

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

83

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

84

 Д. Дефо. «Робинзон Крузо».С использованием УЛО.

85

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.

86

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

87

«Снежная королева»: «что есть красота?».

88

Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом.

89

Сказки Х.-К. Андерсена.С использованием УЛО.

90

Сказки Х.К Андерсена.

91

М.Твен. «Приключения Тома Сойера».

92

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»:неповторимый мир детства.

93

«Приключения Тома Сойера»-любимая книга многих поколений читателей.

94

Д.Лондон «Сказание о Кише».

Нравственное взросление героя.

         

95

Итоговая контрольная работа.

96

Ж.Санд. «О чем говорят цветы».Анализ письменных работ.

97

Ж.Санд. «О чем говорят цветы».

98

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

99

Повторение роды и жанры литературы.С использованием УЛО.

100

Повторение.Герои и характер.

101

Рекомендация книг на лето.

102

Подведение итогов.

   

График контрольных работ

№ п/п

Тема контрольной работы

Дата

1

Контрольная работа за 1четверть

2

Контрольная работа за 1полугодие.

                 

3

Контрольная  работа за 3четверть

4

 Итоговая контрольная работа

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Для учителя:

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  • Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
  • Егорова Н.В. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во Москва «ВАКО», 2014

Для учащихся:

  • Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
  • Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
  • Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР_____________

                                         

Дата____ _______________ 2015г.

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания ШМО учителей

гуманитарного цикла № _____

от ___ __________________ 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа ФГОС 5 класс к УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего об­разования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ от17.09.2010 № 1897, пример...

рабочая программа ФГОС 1 класс Музыка

Рабочая программа по музыке для 1 классе в рамках ФГОС с каленадрно-тематическим планированием....

рабочая программа ФГОС 2 класс Музыка

Рабочая программа по музыке для 2 класса в рамках ФГОС с календарно-тематическим планированием....

рабочая программа ФГОС 3 класс Музыка

Рабочая программа по музыке для 3 класса в рамках ФГОС с календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа ФГОС 2 класс

Рабочая программа по английскому языку, соответствующая ФГОС  для 2 класса...

Рабочая программа ФГОС 5 класс для неделимых классов

Рабочая программа для 5 класса, разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, составлена на 70 часов, на 35 учебных недель по 2 часа в неделю. Программа предназначена  для неделимых классо...