Рабочая программа ФГОС литература 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
ФГОС ООО
ПРЕДМЕТ литература
УРОВЕНЬ базовый
Класс 5 «Б»
Составитель: Игнаткина Анастасия Юрьевна
Категория
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми актами:
- федеральные нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48;
-ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897
- Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России, на 2014-2015год.
- - локальные акты образовательного учреждения:
- Устав МБОУ «Кабановская СОШ»;
- Образовательная программа МБОУ «Кабановская СОШ»;
- Учебный план МБОУ «Кабановская СОШ» на 2015-2016 учебный год;
- Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Кабановская СОШ».
Рабочая программа по литературе для 5 «Б» класса составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной (Москва «Просвящение»2014).
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего. основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год, в соответствии с учебником «Литература 5 класс» В.Я Коровина, Москва «Просвещение», 2014 год. Предусмотрено 4 контрольных работ. Срок реализации программы один учебный год.
5 класс Содержание
Введение (1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10ч.)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы (2ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века (42 ч.)
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». (Для внеклассного чтения) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». (Для внеклассного чтения) Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (28ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы (15 ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»
в основной школе (к окончанию 5 класса)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | УУД на раздел | Дата | Коррекция |
Устное народное творчество (10 ч.) | ||||
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1четверть Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах.использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Древнерусская литература (2 ч.) Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Регулятивные: уметь адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения Из литературы XVIII века (2 ч.) Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: уметь строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Из литературы XIX века (42 ч.) Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
2 четверть | ||
2 | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. | |||
3 | Малые жанры фольклора.С использованием УЛО. | |||
4 | Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | |||
5 | «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича. | |||
6 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | |||
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. | |||
8 | Образ главного героя сказки.С использованием УЛО. | |||
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | |||
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | |||
11 | Русские народные сказки. | |||
12 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | |||
13 | «Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича». | |||
14 | М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. | |||
15 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» | |||
16 | Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра. |
07.10 | ||
17 | И. А. Крылов. Рассказ о писателе.С использованием УЛО. | |||
18 | Аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». | |||
19 | И.А. Крылов. Басни. | |||
20 | В.А. Жуковский. Рассказ о поэте «Спящая царевна» как литературная сказка. | |||
21 | В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. | |||
22 | Контрольная работа за 1четверть. | |||
23 | А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни. | |||
24 | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | |||
25 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | |||
26 | Подведение итогов.Викторина по сказкам. | |||
27 | Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. | |||
28 | А.С. Пушкин. Сказки.С использованием УЛО. | |||
29 | Сочинение по творчеству Пушкина. | |||
30 | А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | |||
31 | Проблематика сказки. | |||
32 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке | |||
33 | Обобщающий урок по сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» | |||
34 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | |||
35 | «Бородино»: проблематика и поэтика. С использованием УЛО. | |||
36 | Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». | |||
37 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | |||
38 | Идейно-художественное богатство «Вечеров на хуторе близ Диканьки». | |||
39 | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» . | |||
40 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения.С использованием УЛО. | |||
41 | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. | |||
42 | Протест против крепостничества в рассказе «Муму». | |||
43 | Тургенев – мастер портрета и пейзажа | |||
44 | Сочинение по рассказу «Муму» | |||
45 | А.А. Фет. Лирика.С использованием УЛО. | |||
46 | Контрольная работа за 1полугодие. | |||
47 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» | |||
48 | Жилин и Костылин. | |||
49 | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | |||
50 | А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ. | |||
51 | «Хирургия». | |||
52 | Рассказы Антоши Чехонте.С использованием УЛО. | |||
53 | Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной… | |||
54 | Русские поэты о Родине и о родной природе. |
| ||
55 | И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | |||
56 | И.А. Бунин. «Подснежник» | |||
57 | В.Г. Короленко.. «В дурном обществе». Вася и его отец. | |||
58 | «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. |
| ||
59 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | |||
60 | Идейно-художественное богатство повести«В дурном обществе». | |||
61 | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | |||
62 | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. | |||
63 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | |||
64 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | |||
65 | «Тёплый хлеб»: язык сказки. С использованием УЛО. | |||
66 | «Заячьи лапы» и другие рассказы. | |||
67 | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | |||
68 | Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | |||
69 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | |||
70 | А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа. | |||
71 | «Никита»: быль и фантастика. | |||
72 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | |||
73 | «Открытие» Васюткой нового озера. С использованием УЛО. | |||
74 | Любовь к природе,знание природы,находчивость главного героя рассказа. | |||
75 | Контрольная работа за 3четверть. | |||
76 | Русская природа в стихотворениях поэтов 20 века. |
| ||
77 | К.М. Симонов.. «Майор привез мальчишку на лафете». | |||
78 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». | |||
79 | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». | |||
80 | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение | |||
81 | РЛ. Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков. | |||
82 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | |||
83 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | |||
84 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо».С использованием УЛО. | |||
85 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. | |||
86 | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | |||
87 | «Снежная королева»: «что есть красота?». | |||
88 | Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. | |||
89 | Сказки Х.-К. Андерсена.С использованием УЛО. | |||
90 | Сказки Х.К Андерсена. | |||
91 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». | |||
92 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера»:неповторимый мир детства. | |||
93 | «Приключения Тома Сойера»-любимая книга многих поколений читателей. | |||
94 | Д.Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя. |
| ||
95 | Итоговая контрольная работа. | |||
96 | Ж.Санд. «О чем говорят цветы».Анализ письменных работ. | |||
97 | Ж.Санд. «О чем говорят цветы». | |||
98 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | |||
99 | Повторение роды и жанры литературы.С использованием УЛО. | |||
100 | Повторение.Герои и характер. | |||
101 | Рекомендация книг на лето. | |||
102 | Подведение итогов. |
|
График контрольных работ
№ п/п | Тема контрольной работы | Дата |
1 | Контрольная работа за 1четверть | |
2 | Контрольная работа за 1полугодие. |
|
3 | Контрольная работа за 3четверть | |
4 | Итоговая контрольная работа |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
- Егорова Н.В. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во Москва «ВАКО», 2014
Для учащихся:
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР_____________
Дата____ _______________ 2015г.
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО учителей
гуманитарного цикла № _____
от ___ __________________ 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа ФГОС 5 класс к УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ от17.09.2010 № 1897, пример...
рабочая программа ФГОС 1 класс Музыка
Рабочая программа по музыке для 1 классе в рамках ФГОС с каленадрно-тематическим планированием....
рабочая программа ФГОС 2 класс Музыка
Рабочая программа по музыке для 2 класса в рамках ФГОС с календарно-тематическим планированием....
рабочая программа ФГОС 3 класс Музыка
Рабочая программа по музыке для 3 класса в рамках ФГОС с календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа ФГОС 2 класс
Рабочая программа по английскому языку, соответствующая ФГОС для 2 класса...
рабочая программа ФГОС 5 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа ФГОС 5 класс для неделимых классов
Рабочая программа для 5 класса, разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, составлена на 70 часов, на 35 учебных недель по 2 часа в неделю. Программа предназначена для неделимых классо...