Инновационные формы подготовки к итоговой аттестации по литературе
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Материал предлагался на курсах повышения квалификации в СОИРО, в основе - опыт учителей Саратовской области. Мною используется метод творческого чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные формы подготовки к итоговой аттестации по литературе
( из опыта работы учителей Саратовской области)
Творческое чтение. Метод творческого чтения текста был предложен Н.И.Кудряшевым. Он предполагает, что учитель стимулирует, организует творческое чтение текста классом. Первое знакомство с произведением, обогащение словаря, сведения, которые создают благоприятный фон для наиболее полноценного восприятия, - вот что приносит учитель в класс на первом этапе работы по изучению текста. Иногда бывает соблазн все рассказать самому, прочесть, даже «авансом» ответить на возможные вопросы. А между тем этот этап должен быть творческим не только для учителя, но и для ученика. Если же мы начнем изучение конкретного произведения с пересказа того, что услышал и прочел ученик на первом уроке знакомства с текстом, то элемент творчества в этом процессе будет минимален, да и учитель останется в полном неведении по поводу того, как воспринят учеником текст художественного произведения. Творческое чтение предполагает, что в каждом отдельном случае будет найден способ проникнуть в лабораторию читателя, и в зависимости от того, каково его восприятие текста, будут построены последующие уроки.
-Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.
При изучении романа «Евгений Онегин» можно предложить ученикам подумать над вопросами:
-Почему Онегина называют в критике «лишним человеком»? Как вы понимаете это словосочетание?
- Как вы думаете, были ли Онегин и Ленский друзьями?
Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, нужно прежде всего внимательно прочитать текст произведения, обдумать и решить серьезную и непростую проблему, а затем отстоять свое мнение в классе: ведь получили эту литературную задачу все, и у каждого свое решение. Так создается творческая атмосфера на уроке, возникает заинтересованное обсуждение важных литературных и мировоззренческих вопросов – те споры, в которых рождается истина. И ученик из ответчика, со страхом ожидающего, когда его спросят, превращается в соратника, равноправного с учителем искателя истины, и вместе они думают на уроке, мучаются, ищут, радуются открытиям. Не случайно, говоря об обычном занятии, мы употребляем совсем, казалось бы, не «учебные» слова: мучиться, искать, радоваться и др. В том-то и дело, что эти слова, по моему мнению, должны стать определяющими для любого урока, тем более для урока литературы. Характер знаний, получаемых на нем, таков, что они должны быть не только продуманы, осмыслены, восприняты разумом, но и прочувствованы, восприняты эмоционально.
-Кинолента видений. Можно предложить описать или нарисовать цепь образов, зрительных и слуховых ассоциаций, возникших при прочтении рассказа или стихотворения. Желательно регулярно проводить на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие. Например, закат солнца, роса на траве и т.д. Или описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали запах свежего хлеба, аромат ветки сирени.
-Написание сценария мультфильма – этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Не только маленькие, но и большие ребята с удовольствием работают в этом жанре.
-Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей. Например, к произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Дети внимательно прочитали текст, разбили на крупные сцены, кадры и описали каждый кадр, придумали, как их смонтировать, соединить, заполнили колонку «Звук». Это творческая, интересная работа.
-Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.
-Самостоятельная творческая работа на уроке литературы. Мы много работаем над анализом лирических произведений. Нам кажется, что у нас уже сложилась система работы по анализу стихотворений, особенно в 11 классе. Особая трудность состоит в том, что научить понимать и глубоко воспринимать стихи нельзя, продиктовав, например, план анализа, пусть даже хороший. Пока ребята не попробуют самостоятельно проанализировать стихотворение, не почувствуют трудности, не поймут своих ошибок, они не научатся сложнейшему виду анализа – анализу лирического текста.
Интересна, например, парная работа, когда на каждую парту раздаются 2-3 законченные по смыслу напечатанные строчки стихотворения и предлагается объяснить свое видение образов, определить, какими изобразительно-выразительными средствами пользовался автор. Разумеется, полный текст стихотворения у школьников есть. Можно произвести анализ особенностей построения предложений, употребления словосочетаний и слов, использование слов в прямом и переносном значении, основ этого переноса значений и пр. Учащиеся всегда охотно выполняют эту работу, т.к. в ней привлекательность активной и самостоятельной деятельности на уроке множится на склонность к коллективной деятельности. Следующий этап, характеризующийся еще большей степенью самостоятельности, - домашний анализ одного общего для всех стихотворения. Почему одного для всех? Чтобы каждый над ним работал дома сам, а разбор на уроке был интересен всем. Он особенно интересен, если учитель составит из всех находок ребят один коллективный анализ и прочитает в классе. Когда его слушают, то удивляются чужим открытиям, досадуют, что не увидели эпитета, не обратили внимания на сравнение, не поняли метафоры.
Приведу для примера коллективный анализ стихотворения.
С. Есенин. «Песнь о собаке»
…Как хорошо все в начале стихотворения: утро, «злятся рогожки», и с появлением нового дня совпадает появление семи новых жизней – «рыжих семерых щенят».
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым её животом.
А вечером…
Читаешь и настораживаешься: все злые дела делаются под покровом темноты (не зря эта антитеза: утро-вечер). «Вышел хозяин хмурый…» Почему хмурый? Может быть, ему неприятно было это делать? Нет, Есенин пишет: «…семерых всех поклал в мешок». Какое грубое и деловитое это слово « поклал». Ведь они живые!
Есенин не говорит прямо, что сделал хозяин со щенками. Ему это тяжело. Он просто рисует нам картину:
И так долго дрожала
Воды незамерзшей гладь…
-Самостоятельное литературное творчество ребят.
Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
- словесные
- наглядные и практические методы
- репродуктивные и поисковые методы
- методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.
По мнению А. К. Марковой «усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения, по-видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится средством решения речевых задач». [14, с. 48] Мы считаем, что о речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений.
Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. [13, с. 185] В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Например, «Линия времени».
Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
- «Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
- «Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
- «Фантазёр»
На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…
- «Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
- «Профи»
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.
- В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:
А. На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого?
Какая нужна помощь?
Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.
- Образовательная стратегия.
- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?
- Как ты готовился к сочинению, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.
- Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
- Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему….
- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)
Проблемность обучения
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:
▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.
Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.) Важно учитывать, что в подростковом возрасте особое место начинают занимать взаимоотношения сверстников через их общения между собой. Не случайно, Д.Б. Эльконин назвал общение ведущей деятельностью подросткового возраста. Кроме этого, в настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные) формы организации учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.
Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы.
Например, проект «Береза – символ России» позволит организовать обобщающее повторение по теме "Родная природа в произведениях русской литературы»
Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы.
Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках литературы
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими самими, взаимопроверками, обучающими устройствами, учителем), тем интереснее им работать.
Однако, на наш взгляд, систему контроля ЗУНов необходимо сделать более гибкой, разнообразной, позволяющей разглядеть в каждом ученике личность яркую талантливую. Для этого необходимо подойти к составлению контрольных заданий творчески, чтобы учащиеся на практике убедились в том, что интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять их. Безусловно, необходимо писать и изложения, и сочинения, … Но вот психологический комфорт учащимся позволит испытать, например, зачёт в форме спектакля или контрольная работа, которая представляет собой ассоциативный кроссворд. Ученик, выступающий в роли экскурсовода на обобщающем уроке – сюжетно-ролевой игре, например, «Путешествие в мир поэзии» восхищает своими познаниями не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Кто же испытывает страх перед работой, которая приносит удовольствие, побуждает мыслить и творить!
Каждый преподающий литературу знает, что, вряд ли можно серьезно говорить о произведении с учеником, если оно не прочитано. Естественно, знание текста должно оцениваться и, более того, служить основой для зачетной оценки.
Уроки-зачеты по тексту художественного произведения могут иметь разные формы: письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, а также уроки-"путешествия", "урок-игра, "урок-викторина", "урок-конкурс на лучшего читателя".
- Зачет по принципу "вертушки"
Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников). В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить). [18]
- «Ассоциативный кроссворд»
Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов вряд ли можно назвать новаторским приёмом: учителя-словесники уже давно используют их в свое практике. Однако предлагаемый вариант оптимален для проверки фактического материала по теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки). Учитель вписывает в клеточки подготовленной решётки слова, которые имеют отношение к данной теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям без пробелов, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решётка заполнена буквами, которые на первый взгляд не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.
- В качестве приемлемых и продуктивных форм контроля можно использовать литературные и сюжетно-ролевые игры, а также зачётные спектакли, в которых каждому ученику отводится особая роль, пусть это даже роль художника-декоратора или музыкального оформителя. Для того чтобы справиться даже с этой ролью, необходимо текстуальное ознакомление с художественным произведением (не по экранизации или сборнику «Все произведения школьной программы в кратком изложении») внимание к художественной детали, авторским ремаркам. Поскольку эти формы достаточно широко представлены в методической литературе, мы не останавливаемся на них подробно. Однако отметим, что они интересны не только на уровне идеи, а именно на уровне её воплощения.
- «Суд»
Вместо обобщающего урока можно устраивать целые суды над темой. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.
- Оценка – не отметка
Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
- Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта
и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.
- «Защитный лист»
Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.
- Кредит доверия
В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.
- При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повышается.
- «Учебное портфолио» (портфель достижений ученика) представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. [3]
Основная идея портфолио – научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь «презентовать себя». Содержание портфолио можно разбить на следующие категории работ:
- обязательные: промежуточные и итоговые письменные проверочные работы;
- поисковые: результаты экспериментальной, проектной работы (как индивидуальной, так и в малых группах), самостоятельное исследование отдельных предметных проблем;
- ситуативные: применение изученного материала в практических ситуациях;
- описательные: например, написание сочинений, эссе, письменных комментариев к отдельным работам;
- внешние: отзывы учителей, одноклассников, родителей, а также оценочные листы с оценкой учителя.
Таким образом, учителю который хочет, чтобы его ученики не только многому научились, но и полюбили его предмет, целесообразно использовать в своей работе наряду с традиционными и нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся, которые усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса.
Активизация познавательной творческой деятельности через внеклассную работу как условие успешной подготовки к итоговой аттестации
Претворение в жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой возможно лишь в том случае, когда классная и внеклассная работа дополняют одна другую. На наш взгляд, внеклассная работа - мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.
Проблема организации внеурочной деятельности по и литературе отражена в трудах педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И. Пастушенковой, Б.Т. Панова и др.
Особый интерес к теме наблюдался в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века. Однако обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, появление новых видов и форм внеклассной работы также не могло не отразиться на видении данного вопроса. Проанализировав педагогическую и методическую литературу по теме исследования, можно выделить следующие группы внеурочной работы по литературе:
К группе массовых форм относятся:
- рукописные журналы, стенные газеты, общеклассный или общешкольный уголок русского языка и литературы – эти формы выполняют функцию сообщения информации; активное участие обеспечивают лишь небольшой группе детей, а остальные, являющиеся читателями, оказываются пассивными;
- устные сообщения-доклады, радиопередачи, устные журналы, встречи с интересными людьми – эти формы выполняют функцию сообщения; активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой группы, а остальные принимают активное участие в обсуждении, что позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения материала;
- вечера, утренники – формы с ярко выраженной функцией воздействия. Количество активных участников и при подготовке, и при проведении, особенно, гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;
- диспуты и конференции – формы, имеющие целью воздействовать на аудиторию в желательном направлении. Воздействие на аудиторию непосредственной силой слова выступающего, убедительностью, яркостью примеров, приводимых им;
- конкурсы, викторины, олимпиады, турниры – формы с функцией состязательности. Активное участие принимают все без исключения учащиеся;
- праздники – комбинированные формы массовой внеурочной работы, так как включают в себя все или отдельные сочетания вышеуказанных форм, выступающих в этой форме в подчиненном, а не в самостоятельном исполнении. (Например - Путешествие в страну Русского языка; День русского языка; Неделя русского языка.)
К групповым формам внеклассной работы причисляются:
- кружки, экспедиции, экскурсии и т.п. – формы, отличающиеся активной деятельностью состава, охватывающего от всего класса до нескольких учеников. Эти формы отличаются ярко выраженной однородностью интересов участников;
- клубы, общества, школьные музеи – формы, отличающиеся активной деятельностью всего состава, ярко выраженной однородностью интересов; формы, охватывающие работой учащихся разных возрастов. Отличительной особенностью данных форм является наличие секций, работа которых организуется и координируется советом клуба (общества, музея), подчиняя все занятия единому плану.
Индивидуальные формы внеклассной работы :
- выполнение поручений кружка, классного коллектива, учителя , то есть исполнительская деятельность, элемент творчества незначителен либо отсутствует вовсе; поручение выполняется в короткий срок;
- выполнение творческого задания (с элементами исследования); эти задания рассчитаны на более длительный срок исполнения.
Тесно связанная с обязательной программой, с общим направлением процесса обучения, внеклассная работа чутко реагирует на изменение содержания и методов обучения и приводит свой «арсенал» в соответствие с современными требованиями. В связи с вышеизложенным необходимо отметить появление новых форм внеурочной работы, возникших на основе телевизионных игр девяностых годов двадцатого века. Это игровые формы состязательного характера: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы», «Кроссворд». Их технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима и может быть перенесена в учебный класс. Учитель-предметник может наполнить любую из них своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, интеллектуального творческого развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.
Таким образом , даже приведя более или менее полный перечень известных форм внеклассной работы, ставить точку рано, так как разнообразие этих форм не мешает поиску новых.
Вместе с тем, в реальной школьной практике внеклассная работа нередко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» (Неделя русского языка и литературы, олимпиада…), понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле – для обозначения периодичности в работе.
Можно предложить следующие пути оптимизации внеклассной работы в школьной практике.
1. Усилить работу школьных методических объединений. Как правило, заседания методических объединений, носят организационно-методический характер и не связаны напрямую с новыми педагогическими технологиями обучения.
2. Учителям проводить работу в системе, используя различные формы, методы, приемы работы.
3. Активизировать участие самих школьников, опираясь на творческие формы внеклассной работы, развивать детскую самодеятельность (возродить в школе литературно-поэтические кружки, театральные студии; чаще проводить викторины, КВН, соревнования в знания крылатых слов, пословиц и поговорок; издавать рукописные журналы и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Инновационные формы и методы, используемые на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения, которые носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования....
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Инновационные формы работы с родителями при подготовке детей к школе
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в ш...
Инновационные формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию
Опыт подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории и обществознанию...
Инновационные формы и методы обучения при подготовке устной части экзамена по английскому языку.
Инновационные методы в образовании - это педагогические приёмы и методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены не только на повышение рез...
Современные педагогические технологии и инновационные формы организации образовательного процесса в ходе повторения и подготовки к экзаменам по математике.
В общеобразовательных школах при пенитенциарной системе учащиеся – осужденные, в основном, имеют низкую мотивацию, большие пробелы в знаниях, длительный перерыв в учебе.Для тог...