Анализ эпизода романа Достоевского "Преступление и наказание" (5 глава I части)
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему
Попытка осмысления значения эпизода в дальнейшем развитии романа и значимости эпизода вообще в великом произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ эпизода о страшном сне Раскольникова | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание» (5 глава I части)
Работа представлена на районном конкурсе.
Цель: формировать умение обучающихся сотрудничать, развивать умение анализировать художественный текст, развивать творческие способности обучающихся.
Анализ представлен в виде беседы ребят, сопровождающейся слайдовой презентацией.
Маша, Юля, Никита сидят за столом.
Юля: Слушайте, вы прочитали первую часть «Преступления и наказания»?
Никита кивает.
Маша: Да. Прочитала. Мрачновато пишет Достоевский. Старуху – топором!
Юля: Да, не говори.. Меня поразил ещё этот эпизод с лошадью. Помните, сон Раскольникову приснился, когда лошадь убили? Вообще жалко её так… Вот непонятно, при чём тут лошадь? Написал бы автор: Раскольникову приснился страшный сон! И всё. А тут такие подробности, жуть..
Маша: А ты вспомни, Юля, как нам Елена Валерьевна всё время говорит: «В великом произведении не бывает случайностей! Каждый эпизод что-то значит, для чего-то нужен!»
Юля: Ну да, точно… Вот только зачем лошадь-то убивать?..
Никита: А вот, кстати, мы же записывали в тетрадь, как анализировать эпизод! (листает тетрадь)Вот! Давайте порассуждаем и разберёмся, при чём тут лошадь! Назовём эпизод по библейской заповеди «Не убий!»!
На слайде часы и надпись «И вот что у нас получилось».
Никита: Мы уже встречались со снами героев художественных произведений. Помним пророческий сон Петра Гринёва из «Капитанской дочки», вещий сон Татьяны из «Евгения Онегина» и другие. Вообще сон в художественном произведении – важнейшее средство характеристики психологического состояния героя, во сне раскрываются его потаённые мысли, чувства. Сон помогает узнать истинные стремления и ценности героев, во многом определяет их дальнейшие поступки и последующие события произведения.
Кошмар, приснившийся Раскольникову накануне его страшного преступления, имеет большое идейно-художественное значение.
Юля: Во-первых, нужно отметить состояние Родиона Раскольникова перед засыпанием. Сон рассказан в 5 главе первой части. На протяжении этих глав мы видим «отвратительные и грустные» картины нищих улиц Петербурга глазами Раскольникова: толкотня, грязь, вонь из распивочных, множество пьяных, грязные лестницы домов. (слайды с изображением Петербурга) Всё это усугубляется чрезвычайной июльской жарой и духотой. Мы видим Раскольникова откровенно нищим: «он был до того худо одет, что иной … посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу». (слайд Раскольников)Он закладывает у старухи-процентщицы серебряные часы (те, что остались от отца!), а до этого он уже заложил колечко, подаренное сестрой.
(слайд Мармеладов) Затем он встречается с Мармеладовым и узнаёт историю его семейства, ужасную, но обыденную, и от того ещё более страшную. Он даже знакомится с семьёй Мармеладовых и своими глазами видит их дошедшую до последней крайности нищету и отчаяние.
(слайд мать и сестра) Затем Родион получает письмо от матери, из которого мы узнаём, что мать и сестра Раскольникова тоже находятся в крайне бедственном положении. Мать Родиона и сестра видят в нём надежду, своё спасение и упование – главное только, чтобы он закончил обучение и смог начать служить и получать достойное жалование. Пока же мы видим, что Раскольников не только не помогает родным, а, напротив, живёт на их средства, которые они берут в долг и потом с огромным трудом возвращают, отказывая себе во всём. Это сильно тяготит его. Главное же, что узнаёт Родион из письма, - что его сестра Дуня собирается выйти замуж за Лужина, человека весьма недостойного, но имеющего некоторые средства. Родион понимает, что Дуня просто приносит себя в жертву, соглашаясь на этот брак, надеясь опять-таки устроить судьбу брата, и в принципе, Дуня поступает подобно Соне Мармеладовой, которая так же пожертвовала собой ради спасения своей семьи. (слайд сестра и Соня)
Мне сложно даже представить себе состояние человека, на которого в один день обрушилось столько негативных впечатлений. В довершение цепочки этих впечатлений Раскольников видит на улице молоденькую девушку, совершенно пьяную, которую преследовал какой-то господин, явно желающий воспользоваться ею. Тут мы видим доброту и благородство нашего героя, который пытается спасти девушку от этого господина и поручает её городовому.
(слайд мрачный пейзаж Петербурга) Кроме того, мы видим, что Раскольниковым владеет какая-то навязчивая мысль, он вроде решился на что-то ужасное, но сам не верит в своё решение, и эта мысль его мучает. К тому же и физическое состояние его оставляет желать лучшего, он явно нездоров. И вот в таком-то физическом и психическом состоянии он и проваливается в сон, улёгшись в кустах. Примечательно то, что этот сон снится Раскольникову не в его комнатке, похожей на гроб, а на природе, у Петровского острова. Можно предположить, что Достоевский выводит своего героя из его каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета и безысходность.
Маша: Приснилось ему его детство. Он лет семи и гуляет с отцом за городом. Здесь стоит большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление. Там всегда такая толпа, так орали, ругались, так безобразно пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Возле кабака дорога, огибающая городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь, в которую ходил с отцом и матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке. Они всегда брали с собой кутью на белом блюде, сахарную, из рису и изюму. Подле бабушкиной могилы была и могилка его меньшего брата, умершего шести месяцев. И вот снится ему: они идут с отцом и проходят мимо кабака. Тут как будто гуляние. Все пьяны, все поют песни, а подле крыльца стоит странная телега, одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей. Он любил смотреть на этих огромных ломовых коней, идущих спокойно и везущих за собою какую-нибудь гору. Но теперь в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка. (слайд лошадь, кляча) Но вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками и песнями пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках. «Садись, все садись! – кричит один, с толстою такою шеей и с мясистым, красным лицом, - всех довезу, садись!». Раздаётся смех:
- Этакая кляча да повезёт!
- Да ты, Миколка, в уме, что ли: этакую кобылёнку в таку телегу запрег!
- Садись, всех довезу! – кричит Миколка, прыгая в телегу, берёт вожжи и становится во весь рост. – Кобылёнка этта, братцы, только сердце моё надрывает: так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест. Говорю, садись! Вскачь пойдёт! – И он берёт в руки кнут.
Все лезут в телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, берут с собой ещё бабу, толстую и румяную. Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздаётся: «ну!», клячонка дёргает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трёх кнутов. Смех вокруг удваивается, но Миколка сердится и в ярости сечёт кобылёнку, и уже не знает, чем и бить от остервенения.
- Папочка, папочка, - кричит он отцу, - папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!
Отец хочет увести его, но он вырывается, бежит к лошадке. Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дёргает, чуть не падает.
- Секи до смерти! – кричит Миколка.
- Да что на тебе, креста, что ли, нет! – кричит один старик из толпы.
- Не трошь! Моё добро! Что хочу, то и делаю.
Вдруг хохот покрывает всё: кобылёнка не вынесла ударов и в бессилии начала лягаться.
Два парня из толпы достают ещё по кнуту и бегут к лошадёнке сечь её с боков.
- По морде её, по глазам хлещи! – кричит Миколка.
… Он бежит подле лошадки, он видит, как её секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Его пытаются увести, он вырывается. Лошадка уже при последних усилиях, но ещё раз начинает лягаться.
Миколка в ярости бросает кнут, хватает оглоблю и со всего размаху бьёт лошадь по спине, и ещё раз, и ещё. Несчастная кляча оседает, но вспрыгивает и дёргает из последних сил, но со всех сторон принимают её в шесть кнутов. Миколка в бешенстве, что не может сразу убить.
- Топором её, чего! Покончить с ней разом, - кричат из толпы.
Миколка бросает оглоблю и достаёт из телеги железный лом. И что есть силы с размаху бьёт свою бедную лошадёнку. Кобылёнка зашаталась, осела, лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю.
(слайд фрагмент из фильма) Несколько парней схватывают кнуты, палки, оглоблю и бегут к издыхающей лошади. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.
- Моё добро! – кричит Миколка, с налитыми кровью глазами.
Бедный мальчик уж не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует её в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и бросается с кулачонками на Миколку. В этот миг отец схватывает его и выносит из толпы.
- Папочка! За что они … бедную лошадку … убили!
- Пьяные, шалят, не наше дело, пойдём! – говорит ему отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается.
(слайд мирный пейзаж) Он проснулся весь в поту и приподнялся в ужасе.
- Слава богу, это только сон! …
- Боже! Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу её череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?
- Да что же это я! … Ведь я знал же, что я не вынесу, так чего же я до сих пор себя мучил?
Он встал на ноги. Он был измождён, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи - молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»
Никита: что же мы узнаём из этого сна?
Во-первых, сон дает нам важные сведения о семье главного героя. ( на слайде: Раскольников рос в семье, в которой традицией были прогулки отца с сыном: «он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом». А также - посещение церкви и кладбища, уважение к памяти умерших предков («Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он два раза в год ходил с отцом с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал»).)
Во-вторых, мы делаем вывод, что уже в детстве Раскольников был чуток и восприимчив к происходящему. Он замечал грязь и пороки социальной действительности, и они вызывали в нем неприятие. Так, мальчика пугал и отталкивал кабак – средоточие разврата, пьянства (слайд: «В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо гуляя с отцом».) И наоборот, мальчик интуитивно тянулся ко всему, что олицетворяло доброе, светлое начало (слайд: «Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большей частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой».)
В-третьих, Достоевский обличает жестокость, на которую, как это ни страшно, способен человек.
Юля: Таким образом, в этом эпизоде мы видим подсознание главного героя, его детскую, чистую душу, преисполненную любви и жалости ко всем слабым и беззащитным. Кто из нас в детстве не жалел брошеных котят и бездомных собак? Детство обычно ассоциируется с беззаботным периодом жизни, лишенным необходимости принимать жизненно важные решения. И не случайно именно в детство возвращается Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают. Символичен и образ отца. Ведь отец — традиционно символ защиты, безопасности. Атмосфера вокруг происходящего раскалена до предела. С одной стороны — злобная агрессия пьяной толпы, с другой — непереносимое отчаяние, страх и жалость ребенка. И в центре всего — ужас добиваемой клячи. Для передачи экспрессивности эпизода писатель почти каждую фразу заканчивает восклицательным знаком.
Никита: В основе построения эпизода лежит принцип антитезы: (слайд-схема) (противопоставлены тощая клячонка и ломовые лошади, которые перевозят тяжёлые телеги, Миколка, убивающий животное, и мальчик, целующий мёртвую голову лошади, зрители, хохочущие и острящие, и свидетели убийства, осуждающие Миколку и жалеющие савраску.)
Контраст читатель видит уже в описании городка в начале эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, которую семилетний Раскольников любит. Не случайно, кстати, и то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу.
Маша: Цветовой контраст тоже не случаен: чёрный цвет (слайд: “чёрной пылью всегда покрыта дорога возле кабака”) символизирует смерть, а белый (слайд: белое блюдо, белый рис) ассоциируется с очищением. Подбирая цвета подобным образом, Достоевский уже намечает путь Раскольникова от духовного падения к очищению. Купол церкви во сне Раскольникова зелёного цвета. Читая роман далее, мы увидим, что зелёный цвет — цвет жизни, обновления — Достоевский связывает с образом Сони. Мы заметим, что зелёный дом, в котором живёт Соня Мармеладова, притягивает Родиона, совершившего убийство, так же, как и церковь с зелёным куполом влечёт чистого, безгрешного ребёнка.
Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, становится преобладающим кроваво-красный цвет — цвет агрессии, смерти (мужики в красных рубахах, у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади — окровавленная морда, баба в телеге румяная, «в кумачах»).
Юля: Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами (лошадёнка, клячонка, кобылёнка), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.
(слайд аргументы за убийство – цитаты )Миколка совершает жестокий поступок, но при этом у него есть аргументы “за” убийство (“… кобылёнка эта … даром хлеб ест…”, “…моё добро, что хочу, то и делаю…”). Именно так он объясняет своё право убивать. С подобными доводами мы встретимся, читая разговор офицера со студентом, мысли которого близки Раскольникову (“…я бы эту проклятую старуху убил и ограбил”, потому что она “бессмысленная… никому не нужная и даже вредная…”). Таким образом, и Миколка из сна, и взрослый Раскольников дают себе право определять нужность или ненужность того или иного существа в мире, что, по мнению Достоевского, недопустимо.
По-иному ведёт себя семилетний мальчик. “Разумных” аргументов он ещё не понимает, и душа его бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт нежное, трепетное отношение мальчика к лошади). Читая роман, мы увидим, что взрослый Раскольников, обдумывающий убийство и даже уже являющийся убийцей, будет много раз помогать слабым и беспомощным. (слайд – конфликт)Таким образом, внешний конфликт сна об убийстве лошади — конфликт убийцы Миколки и ребёнка, пытающегося спасти несчастное животное, — станет внутренним конфликтом взрослого Раскольникова — конфликтом воспалённого сознания, в котором возникла теория о возможности одних распоряжаться судьбами других, и души, протестующей против зла и насилия.
Никита: Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется, тем в большую ярость приходит Миколка. (слайд градация в эпизоде) Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Кстати, образ измученной клячи снова появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза проблем. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”
Появятся в романе в качестве важнейших художественных деталей и предметы, о которых случайно упоминают люди, наблюдающие страшную сцену: топор (“топором её, чего…”) и крест (“креста на тебе нет…”). Слово “топор” звучит во сне, наверно, потому что Раскольников уже сознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя.
Маша: Сон показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи... покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!». Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть второй, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью.
Таким образом, эпизод первого сна главного персонажа занимает одно из ключевых мест в романе, являясь его своеобразной композиционной вершиной. С одной стороны, он открывает герою весь ужас задуманного им, с другой — подталкивает его к совершению преступления, оправдывая убийство. Но по мере развития сюжета Достоевский приводит нас к мысли о верности лишь первого значения сна — крика души о недопустимости злодеяний. Вслед за Достоевским мы тоже хотим пожелать всем сохранить в душе чистоту ребёнка, способность сопереживать окружающим и неприятие зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»
Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...
анализ эпизода романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Урок-обсуждение эпизода романа М.А.Шолохова "Тихий Дон" (книга 4, ч.8, гл. XVIII)...
анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса....
анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Поднятая целина"
Рассказ «Федотка», представляющий собой отрывок из романа «Поднятая целина» состоит из нескольких эпизодов, связанных одними и теми же персонажами и единой событий...
«Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...»)
Статья «Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...») для учителей, работа...
Учебно-методические материалы к проведению урока литературы в 9 классе по анализу эпизода романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Материал содержит конспект урока "И снится чудный сон Татьяне", презентацию к уроку и методическое сопровождение по использованию презентации. Все они могут быть использовваны на уроке литературы в 9 ...
"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)
Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена...