"Философская лирика Ю.Кузнецова"
статья по литературе (10 класс) на тему
"Да осенит тебя орлиное перо..." - так обращается к читателям поэт-философ, поэт-мудрец Ю.Кузнецов. Его стихи нано читать и перечитывать, чтобы проникнуть в понимание "вечных вопросов" бытия, чтобы спорить с поэтом и соглашаться. Чтобы жить и поступать вдумчиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
da_osenit_tebya_orlinoe_pero.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Да осенит тебя орлиное перо…»
(По творчеству Юрия Кузнецова)
Орлиное перо, упавшее с небес,
Однажды мне вручил прохожий или бес…
Отмеченный случайной высотой,
Мой дух восстал над общей суетой.
Ю.Кузнецов.
Кто хоть единожды прикоснулся к строчкам, написанным «орлиным пером» Юрия Кузнецова, тот, верно, заинтересовался судьбой их автора.
Детство и юность поэта прошли на Кубани: Тихорецк, затем Краснодар. Но не найдёшь у него стихов о вольных кубанских просторах, об обычаях казаков – он поэт России с громким голосом Земли.
Юрий Кузнецов не помнит войны: он родился в феврале сорок первого. Он не помнит отца, погибшего в Керчи, на Сапун-горе.Память о войне у него на генетическом уровне:
Со страны начинаюсь,
С войны начинаюсь…
Отец мой окончен войною,
В чистом поле его, прорастая, распяло жнивьё.
Я завёрнут в войну, как в портянку,
Россия стоит надо мною.
(«Слёзы войны»)
Воспоминания как вспышки трассирующих пуль: ВОЙНА…Взрыв мины… и «клубящийся дым – ни могилы, ни боли…»
Тема войны, не виденной, но вошедшей в детскую сиротскую память разрухой, голодом, безотцовщиной, звучит в семидесятые годы, когда только «пробуется перо», и в последние годы жизни поэта.
Я не вспомню отца, я его вспоминать не умею.
Только снится мне фронти в горелых ромашках траншеи.
Только небо черно, и луну исцарапали ветки,
И в назначенный час не вернулся отец из разведки.
Война для Ю. Кузнецова – ожидание отца, ожидание ребёнка, подростка с мыслью: «А вдруг! Вдруг чудом остался жив…» Он ждёт, как ждали матери, жёны и сыновья тех, кто не вернулся с поля боя:
Мама, мама, война не вернёт…
Не гляди на дорогу.
Столб крутящейся пыли идёт
Через поле к порогу.
(«Возвращение»).
Поэт не прославляет героев и не осуждает пленных. Не гордость за воина-победителя и не жалость к людям с поднятыми руками звучит в стихах, а скорбь, от которой «клонятся предки, клонится иго добра и любви», трагическая вина перед невернувшимися, павшими, погибшими:
Кто там был? Он мудрец иль святой?
Пал, как все, безымянным героем.
(«Опора»)
«Графитом закрытой души» поэт слагает судьбу поколения, для которого Победа 45-ого не звучала торжественными звуками оркестра, - слишком молодо было это поколение – Кузнецову шёл пятый год:
Мать вещи продавать идёт:
Я голоден.
Мне не хватает хлеба, как отца.
Сползаю в сорок пятый год с крыльца,
Качусь слезинкой по щеке у Родины.
Война вот-вот окончится.
С размаху
Солдаты в чернозём штыки воткнут.
Страна, как слёзы радости.Салют
Руками прямо по лицу размажет…
О войне поэт пишет сердцем. Голос звучит взволнованно, с надрывом, стих «протяжно кричат, как оборванный окрик самой искренней в мире струны». Обладая даром записывать «вышние» слова, даром тяжким, мучительным, Ю.Кузнецов проникает в исторические глубины, становясь посредником меж «людьми и центром мирозданья». Он видит «кондовый сон России», прислушивается к древнейшему голосу бытия, где «предела не ведал никто», и пишет страстно, самозабвенно, разговаривает с историей на равных, как часть её:
Скажи мне, орусская даль,
Откуда в тебе начинается
Такая родная печаль?
Далёкое прошлое воспринимается поэтом как «сказка русского духа», «тайна славян», как «мост между добром и злом». Его герои: Пушкин и Гоголь, Гамлет и Макбет, Низами и Петрарка, Прометей и Люцифер, Челубей и Пересвет, Стенька Разин и Васька Буслаев, Сергий радонежский и Иуда, Иван-дурак и «изрядный хозяин» Фомка – присутствуют здесь, на Земле, среди нас и одновременно связаны с Вечностью, соединяя воедино день сегодняшний и бесконечность «хаоса мирозданья». И мой современник говорит: «Сажусь на коня вороного – Проносятся тысячи лет…».
В стихах Ю.Кузнецова - слияние обыденного, примелькавшегося, и нового, непривычного; и читатель невольно ощущает сопричастность Времени, философски осмысливая происходящее:
И ледник, что спешит за улиткой вослед,
Подтолкни: он ползёт уже тысячи лет…
Образ-символ, наполненный вселенским «размахом смысла», присутствует в большинстве стихотворений Ю.Кузнецова. Вот беззащитные «мягкотелые» грибы прибивают асфальт, уложенный на почве, в которой осталась грибница, - и торжествует жизнь! («Грибы»). А вот Иван-дурак, увлёкшийся научными исследованиями, вскрыл лягушке «белое царское тело и пустил электрический ток». В стихах звучит трагедия, надвигающаяся на человечество, которое вступило в единоборство с природой и стремится к самоуничтожению:
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Что отражается в этой улыбке? Взрывы над Хиросимой и Нагасаки? Чернобыльская авария? Сухое дно Арала? Не пригодная для питья вода речек и родников? Поэт со свойственной ему страстью взывает к человеку и Человечеству осознать, что Настоящее –это связь между Прошлым и Будущим:
Прости грядущего жестокость:
Оно придёт, а мы умрём.
Поэт вещает о правде, происходящей на земле «под солнцем и луной». Волей судьбы он оказывается в эпицентре действа, сознательно уходя от показа конкретного события, поднимаясь до обобщения во Времени и Пространстве. Слова звучат из бездны бытия, где и камень обретает душу, где «зевнула минута иль век – и в пространстве повис человек». Громкий стих Юрия Кузнецова звучит заклятием:
Не сжалится идущий день над нами,
Пройдёт, не оставляя ничего.
Жестоко? Да. Но возмездие за грехи неминуемо, и человечество это уже ощущает. Понимая, что «жизнь коротка, кроме звёздного мига», поэт негодует от того, что всё «идёт по какому-то адскому плану»:
Жизнь свихнулась, хоть ей не впервой…
Там река не туда повернёт,
Там Иуда народ продаёт…
На первый взгляд, автор далёк от публицистичности: нет указания на исторические лица, географические названия, конкретные события, но как своевременно звучит:
- Сколько можно молчать?
Может, хватит?
Напоминая, что привык русский человек «смотреть прямо, а ехать в объезд», стихи Юрия Кузнецова заставляют каждого задуматься о спасении собственной души, о мере вины перед сущим, ведь «душу твою никто не спасёт». В чём спасение? Автор не даёт ответа. Решай сам. Ищи.Может, спасение в твоей Земле, Отчизне, Родине, которую «мужики называли святой, сыновья-нигилисты - проклятой»? А может, в родном языке? В родной душе? Ищи человека, человек! Спасение – в твоём отце, матери, пращурах:
Клонятся грешные предки мои,
Клонится иго добра и любви…
Критика неоднозначно относилась к поэзии Юрия Кузнецова.Его упрекали в«тяготении к эпическому содержанию, в постановке исключительно масштабных целей», в гордыне и выпячивании, в том, что его поэзия «трудна для восприятия», а «его громкий голос не вяжется с нашим невзрачным временем».
Настоящий поэт – пророк. «Мой дух восстал над общей суетой»,- утверждает своё предназначенье поэт Юрий Кузнецов, кому досталось «орлиное перо, упавшее с небес»
Я пришёл – и моими глазами
Ты на землю посмотришь теперь
И заплачешь моими слезами;
И пощады не будет тебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Философская лирика Ф.И. Тютчева
Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.)....
МОТИВЫ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ С.А.ЕСЕНИНА
В статье рассматривается феномен философской лирики С.А.Есенина в контексте эволюции личности поэта. ...
Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе
Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)
Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...
План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака"Во всём мне хочется дойти до самой сути".
План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака "Во всём мне хочется дойти до самой сути"....
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...
Урок-диалог «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.
Разработка урока литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова ( 9 класс)Тип урока: урок-диалогЦель урока: актуализация диалогической позиции учащихся при изучении художественно-смысловых особенностей лир...