КТП по литературе, 6 класс, Г.С.Меркин, 102 часа
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Бородина Галина Николаевна

Соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_6_kl._lit-ra.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Г.С.Меркина

урока

дата

Основное содержание

 программного материала

Кол-во

часов

Основные знания,

умения, навыки

Теория

литературы

Методические приёмы

Домашнее

задание

Введение – 1 час

1

Введение. О литературе, писателе и читателе. Книга и её  роль в жизни человека.

1

кратко повторить изученное в 5 классе;

Развивать  умение  работать с учебником литературы;

Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще.

Форзац, репродукция, литература

Беседа, викторина, работа с учебником

Составить тезисный план статьи учебника, посвященной Гомеру с. 15-19

Из греческой мифологии – 3 часа

2

Миф «Пять веков»

1

Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника

Миф, мифология, мотив

Беседа, пересказ, тезисный план

Прочитать миф о Прометее с. 26-37, составить цитатный план мифа о Прометее.

3

 «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

1

Вспомнить известные древнегреческие мифы;

Уметь передавать их содержание;

Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии

Мотив

Мифологический сюжет

чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения, беседа

Прочитать подвиги Геракла.

4

 «Яблоки Гесперид»

1

Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана

Беседа, пересказ, цитатный план

С. 43 вопросы 9-12

С. 26 вопросы

Из устного народного творчества – 3 часа

5

Легенда «Солдат и смерть»

1

Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды, формирование исследовательских навыков учащихся

Легенда,  классификация легенд

Пересказ, анализ легенды, исследовательская работа

Вопрос № 2 после уроков с. 57-58, перечитать «Одиссей на острове Циклопов»

6

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

1

Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета  предания и мифа об Одиссее

Предание, нартский эпос

Беседа, работа с учебником, сопоставительный анализ

Прочитать сказку о молодильных яблоках и живой воде» с. 66-83, вопрос 6 стр 84

7

Сказки

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности

1

Повторить  фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции;

Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);

Выявить художественные черты и условности волшебной сказки

структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Тезисный план статьи с. 86-87, художественный пересказ «сказание о белгородских колодцах»

Из древнерусской литературы – 3 часа

8

«Сказание о белгородских колодцах».

Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

1

показать особенности древнерусской литературы,

житие, сказание, автор и герой.

различные виды пересказа,

Вопросы с. 103

9

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

развивать творческие способности учеников.

древнерусская повесть;

простой план.

Вопросы с. 103

10

«Поучение Владимира Мономаха»

1

Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения

поучение

Исследовательская работа с текстом

Вопрос  2 с. 108

Из русской литературы 18 века – 2 часа

11

М.В. Ломоносов

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

1

Познакомить с биографией и литературным  творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…;

Рассмотреть особенности композиции и сюжета;

иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение

выразительное чтение.

Подготовить  наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

12

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий

1

Проверить  выразительное чтение стихотворения наизусть.

Ода, рифма

Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа

Подготовить пересказ статьи о Жуковском с. 126- 131

Из литературы XIX века -  23 часа.

13

В.А. Жуковский

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.

1

Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»;

реальное, фантастическое; фабула; баллада.

выразительное чтение, экскурсия

Прочитать балладу «Светлана» Вопросы с. 143 - 144

14

«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа.

1

Рассмотреть особенности композиции и сюжета

элегия

Анализ произведения, исследовательская работа

С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149

15

Новое явление в русской поэзии.

1

Рассмотреть особенности композиции и сюжета

элегия

Анализ произведения, исследовательская работа

С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149

16

Вн.чт. «Кубок»

1

17

А.С. Пушкин

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга

1

Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей

Литературно-музыкальная композиция

Подготовить пересказ с. 145-147. Вопросы с. 149

18

А.С. Пушкин «Деревня»

1

Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста

элегия

Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа

Письменный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда»

19

А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда». «Зимнее утро»

Конкурс выразительного чтения.

1

Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений

Силлабо-тоническое стихосложение

Стих стопа, двусложные размеры стиха

Анализ стихотворения, самостоятельная работа

Выучить наизусть стихотворение «зимнее утро»

20

Вн.чт. «Выстрел»

1

21

А. С. Пушкин «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел.

1

Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа

роман

различные виды пересказа, цитатный план,

Вопрос 3 с 241 письменно в форме таблицы

22

 «Дубровский» .

Нравственные и социальные проблемы.

1

Рассмотреть систему образов и основной конфликт

в романе «Дубровский»,

авторское отношение к героям.

:выразительное чтение,

Вопрос 3 10 с. 241 письменно

вопрос № 3  с 242

23

Основной конфликт романа.

1

помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;

различные виды пересказа

Составить цитатный план 6 главы;

24

Центральные персонажи в романе.

1

помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;

,цитатный план,

Составить план устного рассказа:

25

Авторское отношение к героям.

1

Вызвать интерес к творчеству поэта

вопрос 2 с 141;

26

Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»

1

27

Р. Р. Мастерская творческого письма.

1

изложение с элементами рассуждения.

28

сочинение

1

29

М.Ю. Лермонтов

Годы учения.Ссылка на Кавказ.

 

1

Познакомить учащихся с творчеством, биографией   и лирикой М.Ю.Лермонтова;

выразительное чтение наизусть,

1.пересказ биографии М.Ю.Лермонтова

30

«Тучи», «Парус», «Листок».

1

Отработать отличия стиха от прозы;

трехсложные размеры стиха

подбор эпиграфов.

2. Вопросы на стр. 219.

31

Многозначность художественного образа.

1

Отработать отличия стиха от прозы;

стопа, типы стоп;

письменный отзыв о прочитанном,

3. Наизусть по выбору.

32

Конкурс творческих работ.

1

метафора, инверсия.

33

Вн.чт. «Пленный рыцарь»

1

34

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Героическая повесть.

1

Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя;

Познакомить с повестью, её своеобразием;

героическая повесть;

различные виды чтения и устного пересказа;

Исследовательская работа с текстом.

35

Тематика и проблематика повести.

1

Учиться давать описание внешности героев;

типы речи и разнообразие лексических пластов;

изложение с заменой лица;

Составить план рассказа о жизни Остапа,

36

Центральные образы и приёмы их создания.

1

Выявить особенность героев повести;

тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение,

Рассказ об Андрии и Остапе.

37

Лирическое и эпическое в содержании повести.

1

метафора, риторические фигуры)

38

Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле.

1

Учиться давать описание внешности героев;

метафора, риторические фигуры)

выписать из текста имена казаков.

39

Связь повести с героическим эпосом.

1

Выявить особенность героев повести;

тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение,

40

Своеобразие стиля.

1

типы речи и разнообразие лексических пластов;

Написать небольшой рассказ.

41

Творческая работа.

1

метафора, риторические фигуры)

письменный отзыв на эпизод.

Письменный ответ

42

Вн.чт. «Заколдованное место»

1

43

И.С. Тургенев

Тема любви в лирике. «В дороге». Рассказ «Бирюк»

1

расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева;

своеобразие характера, образ рассказчика;

сложный план,

Прочитать рассказ «Бурмистр»;

44

 Внеклассное чтение. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

«Бурмистр», «Малиновая вода»

1

показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений;

идея произведения и авторский замысел;

цитатный план.

Составить цитатный план.

45

Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева

1

развивать навыки выразительного чтения.

тропы и фигуры в рассказе

Вопросы с. 328

46

Н.А. Некрасов -

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. «Великое чувство! у каждых дверей...».

1

расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя;

трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест;

различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов,

1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…»

47

Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...»,

1

развивать навыки работы со стихотворным текстом,

коллективный портрет.

творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

48

Вн.чт. «Мороз, Красный нос»

1

49

Л.Н. Толстой

«Детство» (главы из повести): «Матап»,

1

Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика;

автобиографическая проза.

различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана

1.Подготовить рассказы на основе 1-4 глав: об отце, о матери, о Карле Ивановиче.

50

«Что за человек был мой отец?»,

1

Показать учащимся душевную красоту русской женщины,

автобиографическая проза.

различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана

.Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны.

51

Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди»

1

Художественные пересказ. Сочинение «Спешите делать добро

Стр 22 живое слово.

52

В.Г. Короленко

Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: 

1

начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко;

 повесть,

различные виды пересказа;.

1 вопросы с. 64-65

53

Проблемы доверия и взаимопонимания.

1

попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение  как личности поэта, так  и его произведения;

художественная деталь,

план характеристики эпизода, персонажа

2. живое слово с. 66 в. 1

54

Доброта, справедливость, милосердие.

1

портрет и характер.

подготовка вопросов для обсуждения;

55

Дети и взрослые в повести.

1

попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение  как личности поэта, так  и его произведения;

художественная деталь,

подготовка вопросов для обсуждения;

56

Система образов.

1

попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение  как личности поэта, так  и его произведения;

портрет и характер.

план характеристики эпизода, персонажа

3. сочинить рассказ о встрече повзрослевшихВалека и Васи

57

Р/Р Письменный ответ на вопрос.

1

58

А.П.Чехов

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий»  

1

Углубить  знания  учеников о личной и творческой биографии Чехова;

юмор, юмористическая ситуация,

выразительное чтение, различные виды пересказа,

Стр 92 вопрос 6; живое слово вопрос 1;

59

«Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе

1

Познакомить с его рассказом и выявить его  художественные особенности

конфликт в юмористическом произведении (; деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова;

с 93 после уроков вопрос 1

60

Вн.чт. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

1

Познакомить с его рассказом и выявить его  художественные особенности

61

Мастерская творческого письма.

 

1

Заинтересовать учащихся творчеством А.П.Чехова

Инсценировка одного из рассказов А.П. Чехова

Написать юмористический рассказ о случае из жизни

62

Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни»

1

Из литературы ХХ века – 16 часов

63

И.А.Бунин

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти».

1

Дать краткую характеристику творчества И. Бунина;

Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием;

стили речи и их роль в создании художественного образа.

составление словаря языка персонажа, чтение наизусть,

Наизусть  

«Не видно птиц», прочитать

64

Душевный мир крестьянина в изображении писателя.

1

Выявить особенность героев рассказа;

письменный отзыв об эпизоде.

рассказ «Белый пудель» озаглавить части.

65

А.И. Куприн

Детские годы писателя. «Белый пудель». 

1

Познакомить с творчеством А.И.Куприна;

Найти в сборниках С.Есенина стихи о животных.

прочитать рассказ «Тапер»;

66

Основные темы и характеристика образов.

1

выявление художественной идеи рассказа

выписать ключевые слова характеризующие героев

67

Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия.

1

выявление художественной идеи рассказа

Вопросы с. 142 – 143;

68

 «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия.

1

Познакомить с творчеством А.И.Куприна;

Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр»

различные виды пересказа,

Стр.101-102

69

Язык героя как средство создания образа.

1

Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр»

различные виды пересказа,

, задания 1-5.

70

Р\Р Письменный отзыв об эпизоде.

1

письменный отзыв об эпизоде.

71

Вн.чт. «Чудесный доктор»

1

72

С.А.Есенин

Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения.

1

поэтический образ (развитие представлений о понятии),

поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Наизусть по выбору А.А.  Блок.  «Там неба осветленный край...»,  «Снег даснег...»;Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Поростравой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица. ..», «Что в жизни мне всего милей...»;

Чтение наизусть

73

Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

1

цветообраз, эпитет, метафора.

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;Б.Л. Пастернак. «После дождя»;Н.А.Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;А.Т. Твардовский.   «Есть  обрыв,  где я,  играя...»,Я иду и радуюсь

74

М.М. Пришвин

Краткие сведения о писателе.

 «Кладовая солнца» сказка-быль.

1

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина,

сказочные и мифологические мотивы

различные виды пересказа.

Вопрос 12  с 206;

75

Родная природа в изображении писателя;

1

совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

(развитие представлений).

вопросы с 2204 205;

76

Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

1

совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

вопросы с 2204 205;

77

Конфликт в рассказе.

1

совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

(развитие представлений).

цитатный план.

78

Классное сочинение по рассказу «Кладовая солнца»

1

сочинение-зарисовка,

79

Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей».

1

Показать отношение человека к родным местам.

творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету

80

«Тихая моя родина». Человек и природа.

1

Показать отношение человека к родным местам.

81

А.Ахматова. Краткие сведения о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Тема духовной свободы народа.

1

82

Вн.чт. В.Катаев «Сын полка»

1

83

Из поэзии о Великой Отечественной войне.Изображение войны;

1

показать значение стихотворений о ВО в;

Наизусть о Великой Отечественной войне,

84

Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:

1

развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.

стр. 224 вопросы

85

Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский.

«В прифронтовом лесу»;

1

развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.

стр. 224 вопросы

86

К.Симонов «Жди меня», Р.Гамзатов «Журавли».

Чтение наизусть.

1

87

Вн.чт. Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке».

1

88

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе.

1

Выявление мотивов поступков героя, смысл названия

Вопросы с 243-244

89

«Конь с розовой гривой».

Тематика, проблематика рассказа.

1

Пересказ с. 247-251

90

Р\Р Письменный ответ на вопрос.

1

91

Вн.чт. В.Железников. «Чудак из 6Б».

1

Из зарубежной литературы – 11 часов

92

«Сказка о Синдбаде-мореходе»

1

Знакомство с историей создания книги. Тематика и проблематика сказок

Составить план статьи учебника о братьях Гримм

93

Народная и литературная сказка. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка».

1

Исследовательская работа в группах

менталитет

Прочитать рассказ «Вождь краснокожих»

94

О.Генри

Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»:

1

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством О.Генри,

рассказ от другого лица.

Живое слово с. 281

95

О  детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

1

совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

96

«Дары волхвов». Тема бедности, любви и счастья.

1

совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

рассказ от другого лица.

97

Вн.чт. Д.Дефо. «Робинзон Крузо»

1

Необходимые человеческие качества в экстремальных условиях.

Реальность и вымысел

подробный пересказ, изложение с элементами рассуждения.

Подготовиться к изложению

98

Дж. Лондон

Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»

1

Раскрыть воспитательный смысл произведения

99

Жизнеутверждающий пафос рассказа.

1

краткий план

100

Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы

1

Раскрыть воспитательный смысл произведения

101

М. Твен «Приключения Геккельберри Финна»

1

102

Итоговый урок

1

Урок- викторина. Рекомендации для летнего чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование по литературе для 8 класса по учебнику Меркина

планирование составлено по учебнику 2010 года издания, содержит рекомендации по контролю обученности и работе в тетради....

Календарно-тематическое планирование 5 класс по литературе. УМК Г.С. Меркин

Здесь дано календарно-тематическое планирование, 5 класс, литература...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина

Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...

Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе.  8 класс.       По программе—105 часов , 3 часа в неделю     (Автор учебника Г.С. Мерки...

Рабочая программа по литературе для 8 класса (Г.С. Меркин, 2 часа).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (Меркин Г.С., Зинин С.А., Ч...