Викторина с элементами театрализации по литературе в 5-х классах "Добро и зло в жизни человека"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Крюкова Светлана Юрьевна

Внеклассное мероприятие по литературе в 5-х классах проведено в форме конкурсной викторины с элементами театрализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_5_kl.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие с элементами театрализации в 5-х классах:

«Добро и зло в жизни человека»

Учитель русского языка и литературы: Крюкова Светлана Юрьевна

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей у подростков.

Задачи:

- содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;

- учить нести полную ответственность за свой выбор;

- научить интерпретировать происходящее с точки зрения общих основ жизни собственным отношением к тому или иному явлению.

Образовательная технология: групповая работа, игровая технология.

Подготовительная работа

1. Инсценирование басен И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Волк и журавль».

Ход мероприятия

Ученица:  В жизни по-разному можно жить –

                  Можно в беде, а можно – в радости,

                  Вовремя есть, вовремя пить,

                  Вовремя делать шалости.

                 А можно так:

                 На рассвете встать –

                 И, помышляя о чуде,

                 Рукой обожженною солнце достать

                 И подарить его людям.      (С. Островой)

Ученик: Добро и зло творить всегда

 Во власти всех людей

 Но зло творится без труда

 Добро творить трудней.

 Рождает зверя зверь

 Рождает птица птицу

 От доброго - добро

 От злого - зло родится.

Учитель: Добрый день, ребята! Вы, наверное, уже поняли, о чем пойдет речь на нашем мероприятии? (О добре и зле). Издавна люди задумывались о том, что есть добро, а что зло. Задумываемся и мы, будут задумываться наши дети и внуки. Сегодня командам трех 5-х классов предстоит осмыслить понятия «Добро» и «Зло» и сделать собственный вывод.

1 задание. «Разминка». О добре и зле известно много пословиц. Ваша задача – составить из слов 2 пословицы и объяснить их смысл.

1 команда – Не одежда красит человека, а его добрые дела.

                    - От добра добра не ищут.

2 команда – Добро помни, а зло забывай.

                    - Доброе слово как дождь в засуху.

3 команда – Добро не умрёт, а зло пропадёт.

                    - Доброе слово лечит, а злое калечит.

2 задание. «Ассоциации».

Учитель: Добро и зло – понятия обобщенные. Есть множество явлений и человеческих  добродетелей, которые мы называем добром. Есть много жизненных явлений и человеческих пороков, которые мы называем злом. Подберите слова, близкие по значению к понятиям добро и зло, и запишите их на листах крупными буквами, чтобы мы могли повесить их на доску. Чем больше слов вы подберёте, тем больше баллов получите.

Примеры. Добро – милосердие, добродушие, гостеприимство, порядочность, нравственность, честность, жалость, праведность, созидание, любовь, радость, благородство, уважение, мир, взаимопомощь, трудолюбие.

Зло – жестокость, война, насилие, ненависть, черствость, безжалостность, разрушение, боль, обман, лень, зависть.

3 задание. «Театрализация». 

Учитель: Что есть добро, а что зло, нам помогают понять произведения художественной литературы. Мы находим в них положительных и отрицательных героев, задумываемся над их словами и поступками, осуждаем их или берем с них пример. Для примера мы выбрали басни И.А.Крылова, в которых действующими лицами являются животные. Ваши одноклассники проинсценируют три басни. Каждая команда проанализирует одну басню и назовёт, какие человеческие пороки выявляет писатель. Если команда не отвечает, право голоса получают другие команды.

1 команда – «Ворона и лисица» (глупость вороны, хитрость и обман лисицы);

 2 команда – «Стрекоза и муравей» (лень и беззаботность стрекозы);

 3 команда – «Волк и журавль» (неблагодарность волка).

4 задание. «Ваше творчество». 

Учитель: Последнее задание будет творческим.

 Послушайте индийскую сказку «Награда»,  затем попробуйте продолжить ее.

Награда

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

 – Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

 Вытащил путник тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:

 – Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

 – Неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро? – спросил путник.

 – Она и есть, – ответил тигр.

 – Какая же это награда – платить злом на добро? – возразил путник.

 – А разве человек поступает иначе? – усмехнулся тигр. – Давай спросим у кого-нибудь.

 Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

 – Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

 – Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья.

– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на поле посется корова.

 – Эй, корова! – окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?

 – Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на поле. Того и гляди, на мясо сдадут!

 Выслушал ее тигр и сказал путнику:

 – Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

 – Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда нечего делать, ешь меня…

Вопрос: Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром? Закончите сказку так, чтобы нашёлся заступник за человека и тигр не съел его.

(Каждая команда предлагает свой финал и комментирует его)

Продолжение сказки (инсценировка одноклассников)

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:

 – Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

 – Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

 Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Учитель:  Продолжение сказки говорит нам о том, что каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки. У нас есть книга рекордов Гиннеса, но в нашем мире уже столько зла, что пора создавать книгу рекордов Добра. Какие добрые дела вы уже сейчас можете делать?

Подведение итогов викторины. Выступление членов жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

Элементы театрализации на уроках литературы

Опыт  использования элементов театрализации в преподавании литературы....

Литература как искусство слова и её роль в жизни человека

Отличный вводный  урок литературы в 9 классе с презентацией...

Литература как искусство слова и её роль в жизни человека

отличный вводный урок по литературе в 9 классе...

Литература как искусство слова и её роль в жизни человека

отличный вводный урок по литературе в 9 классе...

«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.

Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов.  Через знакомство с интересными фактами биографи...

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...