Викторина с элементами театрализации по литературе в 5-х классах "Добро и зло в жизни человека"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по литературе в 5-х классах проведено в форме конкурсной викторины с элементами театрализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo_5_kl.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие с элементами театрализации в 5-х классах:
«Добро и зло в жизни человека»
Учитель русского языка и литературы: Крюкова Светлана Юрьевна
Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей у подростков.
Задачи:
- содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;
- учить нести полную ответственность за свой выбор;
- научить интерпретировать происходящее с точки зрения общих основ жизни собственным отношением к тому или иному явлению.
Образовательная технология: групповая работа, игровая технология.
Подготовительная работа
1. Инсценирование басен И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Волк и журавль».
Ход мероприятия
Ученица: В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям. (С. Островой)
Ученик: Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Учитель: Добрый день, ребята! Вы, наверное, уже поняли, о чем пойдет речь на нашем мероприятии? (О добре и зле). Издавна люди задумывались о том, что есть добро, а что зло. Задумываемся и мы, будут задумываться наши дети и внуки. Сегодня командам трех 5-х классов предстоит осмыслить понятия «Добро» и «Зло» и сделать собственный вывод.
1 задание. «Разминка». О добре и зле известно много пословиц. Ваша задача – составить из слов 2 пословицы и объяснить их смысл.
1 команда – Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- От добра добра не ищут.
2 команда – Добро помни, а зло забывай.
- Доброе слово как дождь в засуху.
3 команда – Добро не умрёт, а зло пропадёт.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
2 задание. «Ассоциации».
Учитель: Добро и зло – понятия обобщенные. Есть множество явлений и человеческих добродетелей, которые мы называем добром. Есть много жизненных явлений и человеческих пороков, которые мы называем злом. Подберите слова, близкие по значению к понятиям добро и зло, и запишите их на листах крупными буквами, чтобы мы могли повесить их на доску. Чем больше слов вы подберёте, тем больше баллов получите.
Примеры. Добро – милосердие, добродушие, гостеприимство, порядочность, нравственность, честность, жалость, праведность, созидание, любовь, радость, благородство, уважение, мир, взаимопомощь, трудолюбие.
Зло – жестокость, война, насилие, ненависть, черствость, безжалостность, разрушение, боль, обман, лень, зависть.
3 задание. «Театрализация».
Учитель: Что есть добро, а что зло, нам помогают понять произведения художественной литературы. Мы находим в них положительных и отрицательных героев, задумываемся над их словами и поступками, осуждаем их или берем с них пример. Для примера мы выбрали басни И.А.Крылова, в которых действующими лицами являются животные. Ваши одноклассники проинсценируют три басни. Каждая команда проанализирует одну басню и назовёт, какие человеческие пороки выявляет писатель. Если команда не отвечает, право голоса получают другие команды.
1 команда – «Ворона и лисица» (глупость вороны, хитрость и обман лисицы);
2 команда – «Стрекоза и муравей» (лень и беззаботность стрекозы);
3 команда – «Волк и журавль» (неблагодарность волка).
4 задание. «Ваше творчество».
Учитель: Последнее задание будет творческим.
Послушайте индийскую сказку «Награда», затем попробуйте продолжить ее.
Награда
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Вытащил путник тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
– Неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро? – спросил путник.
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом на добро? – возразил путник.
– А разве человек поступает иначе? – усмехнулся тигр. – Давай спросим у кого-нибудь.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на поле посется корова.
– Эй, корова! – окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на поле. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!
– Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда нечего делать, ешь меня…
Вопрос: Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром? Закончите сказку так, чтобы нашёлся заступник за человека и тигр не съел его.
(Каждая команда предлагает свой финал и комментирует его)
Продолжение сказки (инсценировка одноклассников)
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Учитель: Продолжение сказки говорит нам о том, что каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки. У нас есть книга рекордов Гиннеса, но в нашем мире уже столько зла, что пора создавать книгу рекордов Добра. Какие добрые дела вы уже сейчас можете делать?
Подведение итогов викторины. Выступление членов жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"
Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...
Элементы театрализации на уроках литературы
Опыт использования элементов театрализации в преподавании литературы....
Литература как искусство слова и её роль в жизни человека
Отличный вводный урок литературы в 9 классе с презентацией...
Литература как искусство слова и её роль в жизни человека
отличный вводный урок по литературе в 9 классе...
Литература как искусство слова и её роль в жизни человека
отличный вводный урок по литературе в 9 классе...
«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.
Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов. Через знакомство с интересными фактами биографи...
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...
- Мне нравится (2)