Пушкин А.С. Роман "Дубровский".
презентация урока для интерактивной доски по литературе (6 класс) по теме
Учебно- методические и рабочие материалы к урокам литературы по роману А.С. Пушкина "Дубровский" в форме презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пушкин А.С. Дубровский-1. | 2.96 МБ |
Пушкин А.С. Дубровский-2. | 1.59 МБ |
Пушкин А.С. Дубровский-3. | 1.93 МБ |
Пушкин А.С. Дубровский-4. | 657.06 КБ |
Пушкин А.С. Дубровский-5. | 1.17 МБ |
Пушкин А.С. Дубровский-6. | 1.35 МБ |
Пушкин А.С. Дубровский-7. | 2.9 МБ |
Пушкин А.С. Дубровский. Карточки. | 17.9 КБ |
Пушкин А.С. Дубровский. Тест по содержанию романа. | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания «Дубровский»- незавершённое произведение, над которым Пушкин работал 3,5 месяца (с октября 1832 по февраль 1833 г.) Не был опубликован при жизни автора . Сообщения: Жизнь крестьян до отмены крепостного права. 2. «Барство дикое».
Литературоведческие термины Роман - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. Общие черты и особенности сюжета : На первом месте- образы людей обыкновенных . Изображение будничной, повседневной жизни во всей многогранности её проявления. Изображение человека в сложных формах жизненного процесса. Многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц.
Композиция (лат. – «сложение, состав»)- построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов. Сюжет (франц.- «предмет, содержание»)- последовательность и связь событий в художественном произведении. Как построена композиция романа «Дубровский»?
Глава 1. С кем мы познакомились в первой главе романа? План раскрытия образа героя : Х арактеристика. Место нахождения усадьбы. Род занятий хозяина усадьбы.
Троекуров Кирилл Петрович
Дубровский Андрей Гаврилович
Случай на псарне Как произошла ссора двух приятелей?
Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского-старшего Что сближало? Что отличает? 1. Товарищи по службе. 1. Материальное состояние. 2. Ровесники. 2. Жёсткий, властный характер у Троекурова, прямолинейный и справедливый у Дубровского- старшего. 3. отчасти- сходство в характерах и в наклонностях. 3. Взаимодействие с крестьянами. 4. Оба по любви женились. 5. Оба овдовели.
Глава 2. Сцена суда.
Домашнее задание Перечитать и озаглавить главы 3-5, проследив, как Владимир становится разбойником. Устное описание Троекурова и Дубровского: Внешность, манера поведения, мимика, образование, семья…
Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка д/з Устное рисование: описание Дубровского и Троекурова.
Глава 3. Отец и сын. Что в характере Владимира от его отца? Какой была петербургская жизнь Владимира? Почему Владимир решил поехать в Кистенёвку ? Какими были отношени я отца и сына?
Глава 4. Смерть старшего Дубровского.
Глава 5. Похороны отца Дубровского. Какие чувства испытывает Владимир? Как эти чувства изображает автор?
Судейские чиновники Как ведут себя судейские чиновники, которые приехали забирать имение? Сравните поведение Шабашкина в начале и в конце сцены?
Итоги Какова роль 4 и 5 глав в романе? Как проявляется авторская позиция в романе?
Домашнее задание 1 . Перечитать 6-10 главы, озаглавить их. 2. Выразительное чтение эпизода «Обед в Покровском», его пересказ от лица одного из героев (рассказчика, Троекурова или Марьи Кириловны )
Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глава 6. Пожар в Кистенёвке . Каким словами начинается 6-я глава? Какие чувства и спытывает Владимир в доме отца, где хозяйничают приказные? К какому решению приходит Владимир и в связи с чем?
Что изображено художником на переднем плане? Что мы можем сказать по их выражению лица, позам? Точно ли художник передал сцену пожара имения, описанную Пушкиным?
Глава 7. Разбойники. Что заставило Владимира стать разбойником? Каким образом образовалась шайка разбойников? Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
Глава 8. Учитель. Почему Маша сначала не обратила внимание на Дефоржа ? А какое впечатление произвела Маша на учителя?
О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнали из этой главы? Меняется ли отношение Троекурова к Дефоржу в течение этой главы?
Глава 9. Обед в Покровском. О каких подробностях дела отца узнал Владимир на званом обеде? Сравните рассказы Глобовой и Спицына. Почему никто из гостей не узнал Дубровского?
Глава 10. Дубровский без маски. Какова роль 10-й главы в композиции романа? Почему Спицын решил переночевать в одной комнате с учителем?
Итоги Почему Владимир выбрал именно такой путь, чтобы отстоять честь семьи? Могли ли быть другие варианты? Что сделали бы вы на месте Владимира?
Домашнее задание Главы 11-16: перечитать и озаглавить.
Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка д/з Варианты заглавий глав 11-16.
Итоги Какова роль глав 11-16 в романе?
Домашнее задание Перечитать главы 17-18, озаглавить их. Ответить на вопрос 4 (к гл.13-18). Выразительное чтение главы 17.
Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка д/з Варианты заглавий главы 17:
Глава 17. Какую роль играет в данной главе один маленький предмет?
Характеристика Саши и Мити
Выделение эпизодов главы 17 Эпизод- самостоятельный отрывок, фрагмент художественного произведения .
Итоги Каково ваше отношение к обоим мальчикам? Какова роль данной главы в романе?
Домашнее задание Перечитать главы 18-19, озаглавить их .
Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка д/з Варианты заглавий глав 18,19:
Глава 18. «Окована навеки…» Как идут приготовления к свадьбе, как ведут себя герои? Принимает ли Маша помощь Дубровского?
Глава 19. Разбойники. Описание разбойников (стр.134). Почему Дубровский покинул своих крестьян?
Каково отношение автора к своему герою- разбойнику?
Итоги Какова главная мысль, идея произведения? Кто является носителем этой идеи? Что осуждает автор? Как вы видите завершение этого романа?
Темы сочинений: Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского? «Неистребимо благородство душ»! Дальнейшая история героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Домашнее задание Выбрать тему для сочинения, написать сжатый план, подобрать материал. Принести тетрадь для сочинений 18 листов в линейку с зелёной обложкой для сочинения.
Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое сочинение? Зачем мы их пишем? Чем, по-вашему, может быть ценно сочинение? Как сделать так, чтобы ваше сочинение было содержательным, интересным, понравилось, произвело впечатление?
Тема: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» Краткая история героя: родители; воспитание; характер.
2. Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Письмо из дома, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности. Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несчастий- Троекурове. Самодурство Троекурова (несправедливый суд, лжесвидетельства, подкупленные чиновники). Последняя ночь Владимира в родном доме, желание отомстить Троекурову. Ответственность за крепостных, разделивших их судьбу. Дубровский открывается Маше, объясняя, почему стал разбойником. Дубровский- «благородный разбойник»
3. Позиция автора и учащегося к Дубровскому- разбойнику.
Тема: «Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?» Маша Троекурова на пороге замужества: Предложение старого волокиты Верейского . Признание Владимира, что он- Дубровский, готов прийти на помощь.
2. Кирила Петрович ускоряет ход событий: «Завтра быть свадьбе и точка…» Пойти за Верейского - послушать отца. Броситься за Дубровским- решение против отца.
3. Влюблённость, но не любовь Маши.
Тема: «Неистребимое благородство душ!» Благородный - способный жертвовать личными интересами, безукоризненно честный. С 13 века до начала 2- века слово БЛАГОРОДНЫЙ означало «принадлежащий дворянскому сословию, дворянский». В каком значении слово БЛАГОРОДНЫЙ употребляется в названии темы?
Чем и ради чего жертвуют Владимир и Маша? Какие цитаты из романа можно привести в своём сочинении в доказательство благородства этих героев?
Есть ли другие благородные герои в романе? Благороден ли Архип?
План. Что такое благородство? Благородные герои и поступки в романе. Бывает ли разбойник «славным»? Встречал ли я благородных людей?
Итоги Какую тему выберете? Почему?
Домашнее задание Написать сочинение в тетради для творческих работ по литературе. Вн.чт . О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (стр. 143-144)- прочитать статью. «Барышня- крестьянка»: выразит. Чтение, пересказ. Нарисовать сарафан Акулины ( по желанию).
Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.
Предварительный просмотр:
А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».
Карточки для самостоятельной работы.
Карточка №1. | |
Восстановите последовательность эпизодов в романе. Проставьте номера 1-12. | |
Возвращение В. Дубровского в родную Кистеневку | |
Люди Троекурова воруют в роще Дубровского | |
Первое свидание Маши и Дубровского | |
Пожар | |
Саша прячет кольцо в дупле | |
Суд | |
Дубровский останавливает карету князя в лесу | |
Обед у Троекурова | |
Письмо Маши князю Верейскому | |
Похороны Андрея Гавриловича | |
Ссора Дубровского и Троекурова | |
Троекуровы в гостях у Верейского |
Карточка №2. | ||
Покажите стрелками соответствие должностей второстепенных персонажей и их имён. | ||
Камердинер Дубровского | Парамошка | |
Штаб-лекарь в лазарете больных собак Троекурова | Антон | |
Крепостная, ухаживающая за Дубровским и написавшая письмо Владимиру | Архип | |
Кузнец | Тимошка | |
Псарь Троекурова | Харитон | |
Повар, единственный кистенёвский грамотей | Орина Егоровна Бузырёва | |
Кучер Дубровского | Гриша | |
Птичница | Агафья |
Предварительный просмотр:
Тест. 6 класс.
А.С. Пушкин «Дубровский»
1. Троекуров:
а) высокообразованный дворянин;
б) человек необразованный и грубый;
в) получил блестящее образование, но нигде не смог проявить его должным образом.
2. Троекуров:
а) имел много крепостных;
б) отпустил их всех на волю;
в) был бедный, жил со слугой и няней.
3. Дворовые Троекурова:
а) искренне любили хозяина;
б) боялись его;
в) пользовались покровительством хозяина и вели себя нагло.
4. Старый Дубровский:
а) был очень богат;
б) владел 70 крестьянами;
в) служил в армии и получал там жалование.
5. Троекуров по чину и званию:
а) был выше старого Дубровского;
б) равный с ним;
в) ниже его.
6. Троекуров и Дубровский:
а) были очень дружны;
б) слегка поссорились;
в) были во вражде и судились за право владеть Кистеневкой.
7. Владимир Дубровский:
а) жил с отцом;
б) в Петербурге;
в) за границей.
8. Владимир приехал домой по вызову няни:
а) застал отца живым и здоровым;
б) нашёл его больным и впавшим в детство;
в) не застал отца в живых.
9. Владимир:
а) любил Троекурова как родного отца;
б) уважал его;
в) ненавидел, считал виновным в смерти отца.
10. Кистеневку сожгли:
а) случайно;
б) крепостные Дубровского сознательно, по собственной инициативе;
в) крестьяне по сговору с Владимиром Дубровским.
11. Архип-кузнец:
а) жестокий злодей;
б) добрый и миролюбивый;
в) справедливый.
12. Дефорж, появившийся у Троекурова,- это:
а) Дубровский;
б) настоящий француз;
в) переодетый крепостной крестьянин Дубровского.
13. Саша - это:
а) крепостной Дубровского;
б) брат Маши Троекуровой;
в) брат Дубровского.
14. В гостях у Троекурова собрались:
а) одна родня- 7 человек;
б) 80 человек со всей округи;
в) вельможи из Москвы.
15. О Дубровском - разбойнике впервые объяснил:
а) Троекуров;
б) Антон Пафнутьич;
в) говорили со всех сторон.
16. Владимир Дубровский:
а) ровесник Маши;
б) намного старше её;
в) старше её на 5 лет.
17. Антон Пафнутьич оказался в одной комнате с Дефоржем:
а) Дефорж затащил его к себе;
б) Антон Пафнутьич сам захотел ночевать с учителем;
в) Троекуров велел понаблюдать за учителем.
18. Маша:
а) сразу полюбила Дефоржа, поэтому пошла на свидание;
б) она знала, что это Дубровский, которого она любила с детства;
в) пошла на свидание из любопытства.
19. Маша не согласилась уйти с Дубровским, потому что:
а) не любила его и боялась;
б) считала брак, освящённый венчанием, нерасторжимым;
в) она очень любила князя Верейского.
20. Дубровский:
а) остался разбойником;
б) погиб;
в) бросил шайку и уехал за границу.
Ответы:
1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а, 6-в (а), 7-б, 8-б, 9-в, 10-в,
11-в, 12-а, 13-б, 14-б, 15-в, 16-в, 17-б, 18-в, 19-б, 20-в.
Литература:
Литература. 5-6 классы: конспекты уроков / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др.- Волгоград: Учитель, 2014- стр. 110-113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)
Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....
Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова
Цель Научно-исследовательского проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату...
Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)
Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов. Для его проведения ...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...