Сказание о белгородских колодцах
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Кнспект урока литературы в 6-м классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazanie_o_belgorodskih_kolodtsah.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Программа Г.С.Меркина
Конспект урока
Тема. «Сказание о белгородских колодцах».
Цель:
- воссоздать атмосферу эпохи в ходе сообщений «искусствоведа»; сформировать представление о «Сказании о белгородских колодцах» как части летописи «Повесть временных лет»; выявить художественную идею сказания, проявившуюся в стремлении белгородцев освободить Русскую землю от нашествия;
- формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыка выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
- воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
- Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Беседа.
Древнерусский летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть реки, напаяще вселеную» («Повесть временных лет»).
- Каков смысл сравнения?
Как реки орошают землю, делают её плодородной, так и книги питают душу человека, наполняют смыслом её существование.
- Что является для современного человека неиссякаемым источником знаний по истории и культуре нашей родины?
Древние книги, летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести.
3. Обращение к домашнему заданию. Проверка плана статьи учебника.
- Как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва?
- Из каких источников мы узнаём о том, как складывалась жизнь наших далёких предков?
Сказание – фольклорное произведение исторического или легендарного характера в «книжной», литературной переработке или повествовательное произведение, обращённое в прошлое.
Летопись – жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности. Описание событий по годам.
4. Сообщение «искусствоведа» «Культура Древней Руси».
План.
1.Георгиевский собор новгородского Юрьева монастыря.
2.Антониев монастырь.
3.Николо-Дворищенский собор.
4.Спасо-Мирожский Завеличский монастырь.
Георгиевская церковь в Старой Ладоге.
Первой в этом ряду и по времени, и по значению в строительных переменах стоит церковь во имя Георгия Победоносца, возведённая в 1165 г. Георгиевская церковь, возможно, была построена в честь победы ладожан и новгородской дружины над шведами в 1164 г.
До настоящего времени сохранились фрески барабана, купола, южной аспиды («Чудо Георгия о змие») и отдельные фрагменты в других местах.
Из всех домонгольских новгородских храмов Георгиевский – самый изысканный по формам. Он очень компактен и пропорционален. Небольшой по размерам, он словно слеплен как единая пластическая форма.
Мстиславово Евангелие – выдающийся памятник древнерусской православной культуры, символ нового этапа развития церковной книжности. Эта рукопись является древнейшим списком так называемой «русской редакции» Евангелия. Подавляющее большинство древнерусских списков Евангелия XII-XIV вв. содержит текст, восходящий к редакции Мстиславова Евангелия.
Евангелие было написано в 1106 г. в Новгороде по заказу великого князя Мстислава. На протяжении веков оно, оставаясь эталоном священных евангельских текстов, и воспринималось как духовное достояние нации, общерусская православная святыня. Недаром рукопись вместе с древними новгородскими иконами и реликвиями была перенесена Иваном Грозным в Москву и вложена в царскую усыпальницу – Архангельский собор Московского Кремля.
Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем.
Спасо-Мирожский Завеличский монастырь во Пскове. Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.
Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами.
- Что характерно для памятников архитектуры этого периода?
5. Сообщение «литературоведа» о «Повести временных лет».
Свод «Повесть временных лет» назван так литературоведами по первым строкам произведения: «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжити, и откуда Русская земля стала есть…».
Это труд многих людей, о его создании существует гипотеза Шахматова. По гипотезе Шахматова первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 г. игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.
По версии Шахматова первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция «Повести…» по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.
6. Слово учителя.
«Повесть…» разностильна. В ней можно выделить две части.
Историко-этнографическая, связанная с христианской мифологией (о разделении всех земель между сыновьями Ноя, сыновей три – Сим, Хам, Иафет. Славянские племена достались Иафету. Мы Иафетово племя). В «Повести…» предпринята попытка показать место Руси в историческом мировом процессе.
В легенде о посещении славянских земель апостолом Андреем говорится о том, что он побывал на территории Киева, благословил эти земли и сказал, что здесь будет город и много церквей. О Новгороде ничего доброго сказать не мог, так как люди, парясь в бане, били себя прутьями. Киев и Новгород – города-соперники.
О том, как был основан Киев тоже рассказано в «Повести…», но об этом мы подробно говорили в пятом классе.
Датированная часть о киевских князьях. Рюрик – Олег – Игорь, сын Рюрика – Ольга, жена Игоря – Святослав – Владимир – Ярослав – Изяслав – Владимир Мономах, внук Ярослава.
Датированная часть содержит две некняжеские легенды: о белгородском киселе и Никите Кожемяке.
На основании народных преданий Нестор включил в «Повесть временных лет» рассказ о белгородском киселе, который белгородцы, по совету одного старца, налили в колодец и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля.
7. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ «Сказания о белгородских колодцах».
Комментарий трудных слов: болтушка, вече, старейшина, кадь, княжеская медуша, корчага, латка, лукошко, осада, отруби, печенеги.
Медуша - погреб для хранения вареного меда и других алкогольных напитков.
Корчага, сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространённый в Киевской Руси в 10—12 вв. С 13 в. на Руси К. называли глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом.
Латка - гончарное изделие в виде продолговатой миски, употребляемое для жарения.
Лукошко (от лук, лука́ — "изгиб, дуга") — гнутый короб, кузовок, обычно из бересты или луба.
Отруби - побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовые, гречишные и др.
Печенеги, русское название народа тюркского происхождения, к нач. X в. занявшего степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народные собрания; занимались торговлей. С 968 беспрестанно нападали на русск. земли.
- Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду.
Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа.
- Как можно оценить поступок белгородцев?
Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю.
- Какими словами завершается сказание? Есть ли в концовке сходство с народными сказками? Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте своё предложение с этим выражением.
Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому».
Его писали в три слова: «въ своя си».
Современные словари ставят рядом с ним пометы «разговорное» и «ироничное». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».
8. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Для вас, любознательные!»
9.Сообщение «литературоведа» о Несторе.
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он. - Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись").
10.Прослушивание арии Пимена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
- Каким вы представляете героя оперы?
11. Обращение к иллюстрации трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» художника В.А.Фаворского.
- В чём сходство и различие музыкального и художественного образов?
12. Выразительное чтение учителем фрагмента из Повести временных лет» на древнерусском языке от слов «Въ лето 6505. Володимеру шедшю к Новгороду» до слов «и въ своя идоша».
Въ лѣто 6505. Володимеру шедшю к Новугороду по вѣрхъние воѣ на печенѣгы, бѣ бо рать велика бес пересту. В то же время увѣдаша печенѣзѣ, яко князя нѣту, придоша и сташа около Бѣлагорода. И не дадяхуть вылѣсти из града. Бѣ бо голодъ великъ вь градѣ, и не лзѣ Володимиру помочи, и не бѣ лзѣ поити ему, и еще бо ся бяхуть не собрали к нему вои, печенѣгь же бѣ множьство много. И удолжишася, остояче вь градѣ люди, и бѣ глад великъ. И створиша вѣче вь градѣ и рѣша: «Се хочемь помрети от глада, а от князя помочи нѣтъ. Да луче ли ны умрети? Вдадимся печенѣгомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвять, уже помираемь от глада». И тако свѣтъ створиша. И бѣ же одинъ старець не былъ в вѣчи томь, вьпрашаше: «Что ради створиша вѣче людье?» И повѣдаша ему, яко утро хотять ся людье передати печенѣгомъ. Се же слышавь, посла по старѣйшины градьскыя и рече имъ: «Слышахъ, яко хочете передатися печенѣгомъ». Они же рѣша: «Не стѣрпять людье голода». И рече имъ: «Послушайте мене, не предайтеся за три дни, и азъ что вы велю и створите». И они же ради и обѣщашася послушати. И рече имъ: «Сберете по горьсти овса, или пшеницѣ, ли отруб». Они же, шедше, ради снискаху. И повелѣ женам створити цѣжь, в немже варять кисель, и повелѣ копати кладязь, и вьставити тамо кадь, и налья цѣжа кадь. И повелѣ копати другий кладязь и вьставити тамо другую кадь. Повелѣ имь искати меду. Они же, шедше, взяша лукно меду, бѣ бо погребено вь княжи медуши. И повелѣ росытити воду велми и вьльяти вь кадь и в друземь кладязѣ тако. Наутрѣя же посла по печенѣгы. Горожани же рекоша, шедше, печенѣгомъ: «Поимете к собѣ тали наша, а васъ до 10 мужь идете вь градъ и видите, что ся дѣеть вь градѣ нашемь». Печенѣзи же радѣ бывше, мняще, яко хотять ся передати, а сами избраша лучшии мужи вь градѣ[299] и послаша я вь град, да розъглядають, что ся дѣеть вь градѣ у нихъ. И придоша вь градъ, и рекоша людие: «Почто губите себе? Коли можете перестояти нас? Аще стоите 10 лѣт, что можете створити намъ? Имѣемь бо кормьлю от земля. Аще ли не вѣруете, да видите своима очима». И приведоша я кь кладязю, идѣже цѣжь, и почерпоша вѣдромъ и льяху в латкы. И варяху пред ними, и яко свариша пред ними кисель, и поемь я, и приведоша кь другому кладязю, и почерпоша сыты, и почаша ясти первое сами, потом же и печенѣзѣ. И удивишася, рекоша: «Не имуть сему вѣры наши князи, аще не ядять сами». И людье нальяша корчагу цѣжа и сыты от кладязя и вдаша печенѣгомъ. Они же, пришедше, повѣдаша вся бывшая. И вариша кисель, и яша князи печенѣжьстии и подивишася. И поемше тали своя, а онѣхъ пустивше, и вьсташа от града, и вь своя идоша.
- Какова интонация отрывка?
Интонация отрывка величаво-спокойна, торжественна. Особый характер ударений в словах, паузы, короткие отчётливые фразы создают особый ритм, свойственный музыкальному произведению.
IV. Подведение итогов урока.
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Сегодня на уроке я понял(а)…
Я хотел(а) бы узнать…
V. Домашнее задание.
1.Прочитать в учебнике определение исторической повести.
2.Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем».
3.Составить план «Повести о разорении Рязани Батыем».
4.Подготовить художественный пересказ эпизода сражения Евпатия Коловрата.
5.Индивидуальные задания:
- подготовить сообщения «историка» о Рязани и рязанских князьях до нашествия Батыя и о Батые и «литературоведа» о времени создания «Повести…» и ее роли в летописном своде;
- выразительно прочитать эпизод от слов: «Князь Ингварь...» до слов: «И была радость христианам...»;
-выразительно прочитать стихотворение Н.М. Языкова «Евпатий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.
Урок проводится в разделе «Древнерусская литература»...
Разработка урока литературы в 6 классе по произведению «Сказание о белгородском киселе»
Цели урокаОбразовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о бел...
Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".
Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....
Древнерусская литература. Русская летопись. Отражение исторических событий в "Повести временных лет". "Сказание о белгородском киселе".
Рабочие материалы по теме урока: презентация, тест и карточки для самостоятельной работы....
Сказание о белгородском киселе
Комбинированный урок....
Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».
Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...
Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя
Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя...