Сказание о белгородском киселе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Комбинированный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazanie_o_belgorodskom_kisele.docx | 15.77 КБ |
skazanie_o_belgorodskom_kisele.pptx | 874.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Сказание о белгородском киселе”.
Комбинированный урок.
Цели и задачи:
- Познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
- Развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.
Ход урока
1. Организационный этап (1-2 минуты)
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.
2. Этап проверки домашнего задания (5-7 минут)
Учитель проверяет наличие и качество выполнения домашнего задания.
3 . Этап всесторонней проверки знаний (3-5 минут)
- На прошлых уроках мы познакомились с представлением о летописи и о “Повести временных лет”. Что же такое летопись? (историческое повествование по годам)
- Летописи стали создавать сразу, как только появилась письменность. А с чем связано появление письменности? (с крещением Руси в IX веке)
- На каком языке записывались летописи? (на старославянском)
- Как называли человека, который составлял летописи? (летописец)
- Что вы знаете о летописцах? (это были образованные люди, монахи, они писали тексты аккуратно и красиво, экономя при этом материалы, так как те были очень дорогими; если один летописец умирал, другой сменял его и продолжал его работу).
4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала (2-3 минуты)
- Какая летопись является самой известной в Древней Руси? (“Повесть временных лет)
- Как звали летописца, который составил эту летопись? (Нестор) *слайд №1
- С какой целью была составлена “Повесть временных лет? Только ли для того, чтобы перечислить произошедшие события? (Нестор на ряде примеров старался показать, как надо и как не надо поступать, преследуя патриотические цели)
- “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.
Запись темы урока, постановка целей и задач. *слайд №2
5. Этап усвоения новых знаний (10-15 минут)
- Как вы думаете, что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания)
Запись термина в словарь.
- Чем оно, по-вашему, будет отличаться от баллады и былины? (Сказание - прозаический жанр, тогда как баллада и былина - поэтические)
- О каком городе будет говориться в летописи? (о Белгороде)
- Что вы знаете о Белгороде?
Историческая справка. *слайды №3 и №4
Чтение летописи (несколько ребят читают текст по очереди).
6. Этап закрепления знаний (10-15 минут)
- Все ли слова в летописи были понятны?
Работа со словарём:
- Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
- Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.
- Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
- Восвояси – к себе домой.
*слайд №5
Беседа по тексту сказания.
- Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997 г. Осада города печенегами.)
- Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
- Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
- Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
- В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
- Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
- Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
Подведение итогов.
- Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?
- Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?
7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (1-2 минуты)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФГОС В 6 КЛАССЕ.
Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).
Тема: “Сказание о белгородском киселе”.
Комбинированный урок.
Цели и задачи:
- Познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
- Развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.
УМК: литература под ред. Сухих
УУД:
- Р: приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, принимать и сохранять учебную задачу
- П: читать, смотреть и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в различных источниках.
- К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. (1-2 минуты) | Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, просит проверить готовность к уроку. | Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя. |
Этап проверки домашнего задания (5-7 минут) | Проверяет наличие и качество выполнения домашнего задания | Взаимопроверка наличия домашней работы. Один-два ученика отвечают на оценку. При необходимости одноклассники дополняют ответы товарищей. |
Этап всесторонней проверки знаний (3-5 минут) | Учитель задаёт вопросы с целью проверить ранее полученные знания учеников (фронтальная проверка).
| Ученики отвечают на задаваемые вопросы.
|
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала (2-3 минуты) | Учитель проводит беседу с учениками, задаёт наводящие вопросы, подготавливает учеников к дальнейшей работе. Работа со слайдами.
Запись темы урока, постановка целей и задач. *слайд №2 | Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, анализируют предложенные слайды.
Записывают тему урока, ставят перед собой цели и задачи. |
Этап усвоения новых знаний (10-15 минут) | Учитель плавно подводить учеников к усвоению нового материала.
Предлагает ученикам историческую справку. *слайды №3 и №4 | Настраиваются на добывание новых знаний.
Записывают термин в словарь.
Ученики озвучивают всё, что им известно о Белгороде. Если же ученики не обладают информацией об этом городе, то сразу переходим к исторической справке и работе с презентацией. Чтение летописи (несколько ребят читают текст по очереди). |
Этап закрепления знаний (10-15 минут) | Задаёт вопросы по тексту с целью анализа.
Предлагает словарные статьи. *слайд №5 Беседа по тексту сказания.
| Отвечают на наводящие вопросы, анализируют текст. Работа со словарём:
|
Подведение итогов (1-2 минуты) | Учитель задаёт вопросы с целью рефлексии.
| Рефлексия и самоанализ. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1-2 минуты) | Инструктирует учащихся | Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы, если что-то не было понятно. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: “Сказание о белгородском киселе”. Цели и задачи: Познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”. Развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.
Белгородская крепость Первая Белгородская крепость была построена осенью 1596 года на высоком мысу Белой горы (правый берег Северского Донца) в урочище «Северское городище». С востока Белгородскую крепость ограждал Донец с широкой болотистой поймой, с юга и северо-востока — глубокий овраг (по южному оврагу протекал ручей Ячнев Колодезь), с запада и северо-запада — густой лес, в котором были устроены засеки и завалы. Крепость имела форму четырехугольника и занимала площадь размером примерно 230×238 метра.
Географическое положение Белгорода (наши дни)
Работа со словарём: Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси. Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым. Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху. Восвояси – к себе домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.
Урок проводится в разделе «Древнерусская литература»...
Разработка урока литературы в 6 классе по произведению «Сказание о белгородском киселе»
Цели урокаОбразовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о бел...
Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".
Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....
Древнерусская литература. Русская летопись. Отражение исторических событий в "Повести временных лет". "Сказание о белгородском киселе".
Рабочие материалы по теме урока: презентация, тест и карточки для самостоятельной работы....
Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя
Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя...
Статья "Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе."
Данная статья позволит вам познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе». Я предлагаю вам задумат...
Тест "Сказание о белгородском киселе"
Тест составлен в соответствии с требованиями спецификации КИМ итоговой работы по литературе...