Сказание о белгородском киселе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Попова Антонина Алексеевна

Комбинированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazanie_o_belgorodskom_kisele.docx15.77 КБ
Файл skazanie_o_belgorodskom_kisele.pptx874.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Сказание о белгородском киселе”.

Комбинированный урок.

Цели и задачи:

  • Познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
  • Развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.

Ход урока

1. Организационный этап (1-2 минуты)

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

2. Этап проверки домашнего задания (5-7 минут)

Учитель проверяет наличие и качество выполнения домашнего задания.

3 . Этап всесторонней проверки знаний (3-5 минут)

  • На прошлых уроках мы познакомились с представлением о летописи и о “Повести временных лет”. Что же такое летопись? (историческое повествование по годам)
  • Летописи стали создавать сразу, как только появилась письменность. А с чем связано появление письменности? (с крещением Руси в IX веке)
  • На каком языке записывались летописи? (на старославянском)
  • Как называли человека, который составлял летописи? (летописец)
  • Что вы знаете о летописцах? (это были образованные люди, монахи, они писали тексты аккуратно и красиво, экономя при этом материалы, так как те были очень дорогими; если один летописец умирал, другой сменял его и продолжал его работу).

4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала (2-3 минуты)

  • Какая летопись является самой известной в Древней Руси? (“Повесть временных лет)
  • Как звали летописца, который составил эту летопись? (Нестор) *слайд №1
  • С какой целью была составлена “Повесть временных лет? Только ли для того, чтобы перечислить произошедшие события? (Нестор на ряде примеров старался показать, как надо и как не надо поступать, преследуя патриотические цели)
  • “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.

Запись темы урока, постановка целей и задач. *слайд №2

5. Этап усвоения новых знаний (10-15 минут)

  • Как вы думаете, что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания)

Запись термина в словарь.

  • Чем оно, по-вашему, будет отличаться от баллады и былины? (Сказание - прозаический жанр, тогда как баллада и былина - поэтические)
  • О каком городе будет говориться в летописи? (о Белгороде)
  • Что вы знаете о Белгороде? 

Историческая справка. *слайды №3 и №4

Чтение летописи (несколько ребят читают текст по очереди).

6. Этап закрепления знаний (10-15 минут)

  • Все ли слова в летописи были понятны?

Работа со словарём:

  • Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
  • Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским  князем Ярославом Мудрым.
  • Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
  • Восвояси – к себе домой.

*слайд №5

Беседа по тексту сказания.

  • Когда происходит  действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997 г. Осада города печенегами.)
  • Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
  • Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
  • Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
  • В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
  • Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
  • Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

Подведение итогов.

  • Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?
  • Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?

7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (1-2 минуты)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФГОС В 6 КЛАССЕ.

Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).

Тема: “Сказание о белгородском киселе”.

Комбинированный урок.

Цели и задачи:

  • Познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
  • Развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.

УМК: литература под ред. Сухих

УУД:

  • Р: приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, принимать и сохранять учебную задачу
  • П: читать, смотреть и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в различных источниках.
  • К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

(1-2 минуты)

Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, просит проверить готовность к уроку.

Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя.

Этап проверки домашнего задания (5-7 минут)

Проверяет наличие и качество выполнения домашнего задания

Взаимопроверка наличия домашней работы.

Один-два ученика отвечают на оценку. При необходимости одноклассники дополняют ответы товарищей.

Этап всесторонней проверки знаний (3-5 минут)

Учитель задаёт вопросы с целью проверить ранее полученные знания учеников (фронтальная проверка).

  • На прошлых уроках мы познакомились с представлением о летописи и о “Повести временных лет”. Что же такое летопись? 
  • Летописи стали создавать сразу, как только появилась письменность. А с чем связано появление письменности? 
  • На каком языке записывались летописи? 
  • Как называли человека, который составлял летописи?
  • Что вы знаете о летописцах? 

Ученики отвечают на задаваемые вопросы.

  • (историческое повествование по годам)

  • (с крещением Руси в IX веке)

  • (на старославянском)

  •  (летописец)

  • (это были образованные люди, монахи, они писали тексты аккуратно и красиво, экономя при этом материалы, так как те были очень дорогими; если один летописец умирал, другой сменял его и продолжал его работу).

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала (2-3 минуты)

Учитель проводит беседу с учениками, задаёт наводящие вопросы, подготавливает учеников к дальнейшей работе.

Работа со слайдами.

  • Какая летопись является самой известной в Древней Руси? 
  • Как звали летописца, который составил эту летопись? *слайд №1
  • С какой целью была составлена “Повесть временных лет? Только ли для того, чтобы перечислить произошедшие события? 
  • “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.

Запись темы урока, постановка целей и задач. *слайд №2

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, анализируют предложенные слайды.

  • (“Повесть временных лет)

  • (Нестор)

  • (Нестор на ряде примеров старался показать, как надо и как не надо поступать, преследуя патриотические цели)

Записывают тему урока, ставят перед собой цели и задачи.

Этап усвоения новых знаний (10-15 минут)

Учитель плавно подводить учеников к усвоению нового материала.

  • Как вы думаете, что такое сказание? 

  • Чем оно, по-вашему, будет отличаться от баллады и былины? 
  • О каком городе будет говориться в летописи? 
  • Что вы знаете о Белгороде? 

Предлагает ученикам историческую справку.

*слайды №3 и №4

Настраиваются на добывание новых знаний.

  • (Рассказ исторического или легендарного содержания)

Записывают термин в словарь.

  • (Сказание - прозаический жанр, тогда как баллада и былина - поэтические)
  • (о Белгороде)

Ученики озвучивают всё, что им известно о Белгороде. Если же ученики не обладают информацией об этом городе, то сразу переходим к исторической справке и работе с презентацией.

Чтение летописи (несколько ребят читают текст по очереди).

Этап закрепления знаний (10-15 минут)

Задаёт вопросы по тексту с целью анализа.

  • Все ли слова в летописи были понятны?

Предлагает словарные статьи.

*слайд №5

Беседа по тексту сказания.

  • Когда происходит  действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается?
  • Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»?

  • Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? 

  • Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 

  • В чем заключался план спасения города мудрым старцем? 
  • Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? 

  • Что прославляет летописец? 

Отвечают на наводящие вопросы, анализируют текст.

Работа со словарём:

  • Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
  • Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским  князем Ярославом Мудрым.
  • Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
  • Восвояси – к себе домой.

  •  ( В 997 г. Осада города печенегами.)

  • (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
  • (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
  • (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
  • (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
  • (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
  • (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

Подведение итогов (1-2 минуты)

Учитель задаёт вопросы с целью рефлексии.

  • Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?
  • Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?

Рефлексия и самоанализ.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(1-2 минуты)

Инструктирует учащихся

Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы, если что-то не было понятно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Летописец Нестор Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114 ) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков , монах Киево-Печерского монастыря . Традиционно считается одним из авторов « Повести временных лет », которая наряду с « Чешской хроникой » Козьмы Пражского и « Хроникой и деяниями князей или правителей польских » Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных .

Слайд 2

Тема: “Сказание о белгородском киселе”. Цели и задачи: Познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”. Развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.

Слайд 3

Белгородская крепость Первая Белгородская крепость была построена осенью 1596 года на высоком мысу Белой горы (правый берег Северского Донца) в урочище «Северское городище». С востока Белгородскую крепость ограждал Донец с широкой болотистой поймой, с юга и северо-востока — глубокий овраг (по южному оврагу протекал ручей Ячнев Колодезь), с запада и северо-запада — густой лес, в ко­тором были устроены засеки и завалы. Крепость имела фор­му четырехугольника и занимала площадь размером примерно 230×238 метра.

Слайд 4

Географическое положение Белгорода (наши дни)

Слайд 5

Работа со словарём: Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси. Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым. Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху. Восвояси – к себе домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 6 классе по произведению «Сказание о белгородском киселе»

Цели урокаОбразовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о бел...

Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".

Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....

Древнерусская литература. Русская летопись. Отражение исторических событий в "Повести временных лет". "Сказание о белгородском киселе".

Рабочие материалы по теме урока: презентация, тест и карточки для самостоятельной работы....

Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя

Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя...

Статья "Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе."

Данная статья позволит вам познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе». Я предлагаю вам задумат...

Тест "Сказание о белгородском киселе"

Тест составлен в соответствии с требованиями спецификации КИМ итоговой работы по литературе...