Урок внеклассного чтения по повести Даниэля Пеннака «Собака Пес»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по повести Даниэля Пеннака «Собака Пес» (7 класс)
КТО КОГО ДРЕССИРУЕТ?
Цели урока:
– знакомство учащихся с творчеством современного писателя – Даниэля Пеннака;
- развитие читательских умений учеников;
– развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения;
– воспитание ответственного отношения к животным.
Ход урока
1. Слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня нам предстоит встреча с одним очень интересным автором и его не совсем обычным произведением. Повесть, которую мы будем изучать, называется «Собака Пес», а написал ее Даниэль Пеннак. Давайте познакомимся с ним поближе.
Презентация, желательно сделанная учащимися.
Предлагаемый материал:
Даниэль Пеннак (Daniel Pennac, настоящее имя - Daniel Pennaccioni)
Даниэль Пеннак родился в 1944 году в Касабланке (Марокко), в семье военного. По происхождению корсиканец. Детство и юность он провел в гарнизонах во французских колониях - в Африке и в Юго-Восточной Азии.
Образование Пеннак получил в Ницце. Работал резчиком по дереву, таксистом, художником-иллюстратором, более 25 лет был учителем в Париже и Суассоне, по большей части занимался с детьми с задержками в развитии.
Первые его литературные опыты были отвергнуты в большинстве редакций, но один ведущий редактор прислал автору аргументированный разбор его произведения и посоветовал совершенствовать его явный литературный дар.
Два года, с 1978 по 1980, Даниель Пеннак провел в Бразилии, где и решил для себя писать книги для детей. К этому периоду и относятся его известные книги "Собака Пес" (1982) и "Глаз волка" (1984).
В дальнейшем он выступал как автор политической сатиры, а после проявил интерес к детективу "черной серии". Так в 1985 году появился роман "Людоедское счастье" - первый из серии о Бенжамене Малоссене, профессиональном "козле отпущения". За ним последовали "Фея Карабина" (1987), "Маленькая торговка прозой" (1989), "Господин Малоссен" (1995), "Плоды страсти" (1997), также с большим мастерством созданные в детективно-юмористическом жанре.
В 2007 году получил престижную премию за книгу «Школьные страдания».
В настоящее время профессор филологии.
Интересные факты
«Я постоянно слышал этот семейный анекдот, что мне понадобился год, чтобы выучить букву а. Буква а — за год. Просторы моего невежества начинались с непреодолимой буквы б.
— Без паники, к двадцати шести годам он будет знать алфавит в совершенстве, — шутил мой отец».
(«Школьные страдания»)
В школе Даниэль был плохим учеником. Однако под конец учебы стал делать необыкновенные успехи благодаря влиянию 4 преподавателей, которых Пеннак вспоминает в своей книге «Школьные страдания», и любви. Итогом всех влияний стал сначал бакалавриат (который во Франции не так просто получить, как у нас аттестат о среднем образовании), а затем и лицензиат по французскому языку и литературе, который дал право Пеннаку преподавать в колледжах. Лицензиат Пеннак получил в 1969 году, сразу после студенческой революции. Его отец шутил: «Тебе понадобилась революция, чтобы получить лицензиат, нам стоит опасаться третьей мировой, если ты захочешь получить агреже?» (Агреже — следующая ступень во французской системе образования).
(«Школьные страдания»)
В 1985 году преподаватель мировой литературы Даниэль Пеннак заключает пари с другом, что сможет написать детектив из «черной серии». Так появляется первая книга из «Саги о малоссенах» «Людоедское счастье». Действие романа Пеннака происходит в крупном французском супермаркете.
В своем эссе «Как роман» о том, как привить детям любовь к чтению Пеннак составляет 10 прав читателя:
1. Право не читать.
2. Право перескакивать страницы.
3. Право не дочитывать книгу.
4. Право перечитывать.
5. Право читать что попало.
6. Право на боваризм (болезнь, передающаяся текстовым путем).
7. Право читать где попало.
8. Право втыкаться.
9. Право читать вслух.
10. Право молчать о прочитанном.
В 2004 году Пеннак написал эссе «Спасибо» — монолог лауреата, который на вручении премии рассуждает, кого и в каком порядке следует благодарить со сцены.
Жан-Мишель Риб (Jean-Michel Ribes) предложил Пеннаку читать это эссе со сцены. Пеннак согласился. Пока Пеннак репетировал, изначальный замысел стал меняться:
«В один из дней Жан-Мишель спросил:
— Ты же не будешь читать сидя? Стоять на сцене лучше, нет?
Потом:
— Мы же не будем тебя «приклеивать» к одному месту? Ты же не президент Америки, лучше если ты будешь ходить по сцене с книгой в руке, как думаешь?
Я должен был догадаться, что в итоге я буду без книги, и не как чтец, а как актер, что с самого начала и думал сделать Жан-Мишель».
Закончилось тем, что Пеннак играл моноспектакль на сцене Парижского театра.
Во время одного из спектаклей Пеннак забыл слова. После небольшой паузы он громко спросил у осветителя, который сидел за зрительским залом и управлял прожекторами:
— Жак, как там дальше?
Жак, который следил по тексту, когда ему нужно включать и выключать свет, крикнул в ответ:
— «Спасибо друзьям...»
— Точно! Спасибо, Жак!
Зрители думали, что это часть спектакля.
- В начале урока я сказала, что произведение, которое мы будем изучать, необычное. Согласны ли вы с таким определением? Почему повесть необычна? (Автор позволяет нам «читать» мысли Пса, и все происходящее мы видим под его углом зрения)
- Какие впечатления вызвала повесть? Какие герои привлекли внимание? Что наиболее запомнилось? Пересказ понравившихся эпизодов.
- Опишите, как вы представили себе Пса. Симпатичен ли он вам? Почему?
- Почему именно его выбирает Пом? И почему он в конце концов остается с ней? (Он сумел воспитать себе друга, как и завещала ему Черная Морда) Обратите внимание на тему урока. Кто кого дрессирует, по мнению Пеннака?
Вот как сам он об этом пишет:
Если у вас есть собака или когда она у вас будет, не становитесь дрессировщиком, но и не позволяйте себя дрессировать. Объясняю: не вступайте в ряды хозяев, гордых тем, что превратили свою собаку в коврик, или в хищника, или в заводную куклу. «Смотрите, какая у меня умная собака», – словно говорят постоянно такие люди; и когда они хвалятся умом своего животного, не что иное, как безграничная глупость, читается на их лицах самодовольных дрессировщиков.
Но не позволяйте и себя дрессировать. Не становитесь одним из тех, что полностью подчиняются всякой прихоти своей собаки и чья жизнь сводится к одному: у них есть собака.
Какой-то минимум дрессировки, конечно, необходим. Но надо уточнить, что мы подразумеваем под этим словом. Правильная дрессировка – это такая, которая заставляет уважать достоинство друг друга. Вы спросите: «А в чём состоит достоинство собаки?» – Быть собакой. С этой точки зрения хороший дрессировщик должен прежде всего выдрессировать самого себя, то есть уважать достоинство собаки, которая с ним живёт, если он хочет сам вести себя по-человечески достойно. В сущности, уважение к несходству и есть основное правило дружбы.
- Выберите из записанных на доске высказываний те, которые соответствуют содержанию повести Пеннака. Поясните свой выбор.
(Данное задание, на мой взгляд, позволяет проанализировать отношения между хозяевами и Псом, Пом и Псом, Псом и кошками и котами, с которыми он подружился, а заодно проверить степень понимания произведения)
В доме без хозяина собака хозяин.
Для того чтобы считаться другом человека, мало быть собакой.
Если у тебя дело к псу, говори ему "братец". (Арабская пословица)
Каков хозяин, таков и пес.
Когда меня любишь - и мою собачку люби.
Лучшее, что есть у человека - это собака. (Туссен Никола Шарле)
Можно доверять тому, кто нравится собакам и детям.
Нет уродливых собак - есть только нелюбимые.
Нет плохих собак, есть плохие хозяева.
Когда между собакой и кошкой возникает дружба, то это не иначе, как союз против повара. (Стефан Цвейг)
Кошка с собакой дружно не живут.
7. В конце урока звучит песня квартета «Секрет» «Блюз бродячих собак».
Задание: сравните песню и повесть Д.Пеннака. Чем похожи эти произведения? После прослушивания песни обсуждаем (как вариант — письменный ответ-эссе, тогда учащимся можно раздать текст).
Я уличный пес, подвал, в котором я рос
Бывал со мною часто жесток:
Учил быть первым всегда - от ушей до хвоста -
И ненавидеть хозяйский свисток.
Мой первый педагог отдавал мне все, что мог,
Он был героем уличных драк.
Он твердил, что только тот
Побеждает, в ком живет
Блюз бродячих собак.
Припев: Удача за нас, мы уберем их на раз,
И это без сомнения так.
Нам дышится в такт, и ускоряет наш шаг
Блюз бродячих собак.
Я не считал свих врагов, я не боялся их клыков,
Я не умел ходить с поджатым хвостом.
Из всего, что в жизни есть, ценились верность и честь,
А все остальное потом.
И в каждом новом бою в борьбе за шкуру свою
Со мною были друзья, это факт.
Мы свято верили в то, что не забудет никто
Блюз бродячик собак.
пр.
Нас ненавидели те, кто труслив в темноте.
Они считали, мы мешаем им жить.
И лишь с учетом того, что десять против одного
Нас в результате смогли победить.
И я дружу теперь с котом, я дверь не путаю с окном.
Мне доказали, что стар я для драк.
И все реже во сне теперь приходит ко мне
Блюз бродячих собак.
NB! Необходимо пояснить значение слова БЛЮЗ.
Блюз - это жанр музыки. Тематика блюза - это переживания ожидаемых препятствий или трудностей в жизни. Соответственно, настроение такой музыки достаточно унылое, можно сказать, жалобное.
Хотелось бы, чтобы в ходе обсуждения ребята обратили внимание на слова «Мой первый педагог» и вспомнили Черную Морду и Лохматого, на слова «Я дружу теперь с котом», на то, что «Из всего, что в жизни есть, ценились верность и честь» и т.п.
8. Подведение итогов урока. Захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".
Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....
Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"
Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....
Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе
Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы. Исходя из программы, это урок №3...
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" для учащихся 7 класса, на котором поднимаются проблемы самопожертвования, любви, эгоизма....
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...