Урок литературы на тему "Левша - мастер золотые руки"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока литературы в 6 классе
Основная идея автора: патриотизму и талантливости русского народа противостоит безответственное и преступное отношение властей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_novyy_2_14.01.2016.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Левша- мастер золотые руки»
«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»
Цели: 1. Образовательная: осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора: патриотизму и талантливости народа противостоит безответственное и преступное отношение властей.
2. Развивающая: развивать творческие особенности учащихся и устную речь, умения художественного пересказа отдельного эпизода; вырабатывать навыки комментированного чтения и выделять главное в произведении
3. Воспитательная: воспитывать чувство гражданского патриотизма через чтение и анализ художественного текста.
Оборудование:
- Учебник, тетради по литературе, толковый словарь
- Компьютер, мультимедийный центр для показа презентации
- Портрет писателя.
Методы: аналитическое чтение, объяснительно - иллюстративный, беседа по вопросам.
Виды самостоятельной деятельности учащихся: работа с учебником, работа с иллюстрациями, поиск художественных деталей портрета
Ход урока
- Ребята, вы посмотрите, с чем я к вам пришла на урок. Здесь у меня предметные стекла. Кстати, у вас они тоже лежат на столах. Можете рассмотреть, что изображено на них. Наверное, плохо видно, да.
- А с помощью чего можно рассмотреть изображение (микроскопа). Хотите увидеть? Вы знаете, я даже электронный микроскоп вам принесла. Внимание на экран. Ой, ребята, что это такое?
- Как вы думаете, КАКОЙ герой смог без микроскопа выполнить тонкую работу ? (Левша) Из какого произведения? (слайд)
- Как можно назвать человека, выполняющего искусную работу? (Мастер)
-Какие пословицы о мастерах вы знаете? А про руки мастера?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
-Да, ребята, сегодня тема урока «Левша- мастер золотые руки». (слайд)
-Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что мы должны будем сделать на уроке? (Проанализировать произведение...)
- Обратите внимание на то, как вы сидите. Значит, что мы будем делать. А еще? (Доказать, что Левша - мастер золотые руки)
-Правильно. Посмотрите на слайд.
- Ребята, как вы думаете, кто такой мастер?
Какие качества его отличают от других? (Человек старательный, терпеливый).
- А еще? ( Который любит свою работу).
- Мы назвали основные черты мастера. Посмотрите, что же у нас получилось. (Слайд кластер про мастера)
- Дети, если вы затрудняетесь, помните, что значение любого слова вы можете найти в толковых словарях Ожегова, Даля или Ушакова (слайд со словарями), что я и предлагаю сейчас сделать.
- Словари лежат у вас на столах, откройте их и найдите определение слова мастер. (Слайд со словарями) Ребята, посмотрите, сколько значений имеет это слово? Значит, оно является каким? (многозначным)
- А какие качества определяет Н.С.Лесков в тексте, говоря о Левше? Мы сможем их назвать только после того, как проанализируем произведение.
-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Ребята, послушайте внимательно, что вы должны сделать. Перед вами текст произведения, 2 карточки с заданиями и для каждого таблица. В карточке №1 даны вопросы, вы должны ответить на них и записать общее мнение в карточку №2, а таблицу мы заполним все вместе немножко позже. На работу у вас всего 4 минуты.
Обратите внимание на правила работы в группе (слайд)
Первая группа. Мы работали над эпизодом «Встреча левши с императором после выполнения работы мастерами. (слайд) Здесь мы видим, что левша предстает как человек честный, скромный.
- Зачитайте из текста. Какое качество Левши мы с вами можем записать в таблицу? (честность, скромность) (слайд)
Вторая группа. Мы работали над эпизодом «Левша в Англии». (слайд) Мы отметили, что англичан удивило то, что он __________________________________________________
Подтвердите текстом. Какое качество Левши мы с вами можем записать в таблицу? (слайд)
- Да, Левша необразованный, но как же он смог тогда выполнить такую искусную работу? Значит, он имеет что… (дар от природы)
- Как называют человека, который учится всему сам? (Самоучка) (слайд)
- Обратите внимание на написание слова «самоучка». Как образовано оно? При помощи чего? Найдите корень. (слайд)
- молодцы, ребята!
Третья группа. Мы работали над эпизодом, когда англичане предлагали остаться у них. Мы увидели, что Левша ____________________________________________
Зачитайте из текста (стр. 257)
- Посмотрите ребята, в один миг у левши могло быть все, о чем мечтает каждый бедняк: деньги, слава, красивая жизнь, но Левша соглашается только погостить. Почему, о ком он беспокоится? (о родителях)
- Как бы вы поступили, оказавшись на месте Левши? Смогли бы вы оставить родителей? Привязаны ли вы к родителям? (да)
Какое качество Левши мы с вами можем записать в таблицу? Привязанность (слайд)
Четвертая группа У нас был эпизод, когда англичане водили левшу по производству. (слайд) Мы отметили, что для левши было главным______________________________
И затосковал потому, что __________________________________________
Какие чувства испытывает Левша в этот момент? (Любовь к Родине)
Значит, как можно назвать человека, который любит Родину (Патриот). (Слайд) Какое качество Левши мы должны записать в таблицу?
- Молодцы, ребята! Продолжаем дальше.
Пятая группа В эпизоде «возвращения Левши в Россию» (слайд) мы отметили главное в Левше то, что он в последний момент жизни думал___________________________.
Выражение: «…у него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» мы понимаем так:________________________________________
_________________________________________________________________
Эти слова говорят о том, что Левша___________________________________
- Какое качество Левши мы с вами можем записать в таблицу (слайд) (доброта, человечность).
- Итак, какими качествами наделяет Лесков своего героя как мастера? (слайд-кластер про левшу) Посмотрите все качества мы с вами записали в таблицу?
Молодцы, ребята! Внимание, черный ящик! Как вы думаете, что в нем лежит? У вас есть 10 секунд подумать. (В нем находятся поделки, сделанные руками мастеров). Посмотрите на эту поделку. Каждый ли сможет ее выполнить? (нет). Таких уникальных мастеров очень мало.
- Я хочу Вас познакомить с ними. (презентация, видео). Вы сейчас увидели работы талантливейшего мастера Анатолия Коненко, о нем как раз можно сказать, что это мастер – золотые руки. Вот посмотрите, еще какие чудеса он создает (2 слайда после видеоролика).
- А еще я приглашаю вас посетить выставку миниатюр «Диво под микроскопом» талантливого мастера Владимира Анискина, которая будет открыта в Ставропольском музее им. Прозрителева и Праве до 15 февраля. Поверьте мне, вы получите столько приятных впечатлений, потому что в коллекции чудес представлены подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке, роза внутри волоса и другие работы этого уникального мастера.
- Ребята, какие существительные ассоциируются у вас со словом мастер.
-А теперь придумайте прилагательные.
-Назовите три глагола. Что делает мастер?
- А теперь составьте предложение со словом мастер. А вспомните пословицы.
- Молодцы, дети!
Домашнее задание (по выбору) (слайд)
- Вы можете выполнить 1 задание. Обратите внимание на то, что такого типа задания встречаются на экзамене в 9 классе.
- 2016 год объявлен Годом кино, поэтому я предлагаю выполнить 2 задание тем, кому оно понравилось.
- Также есть возможность выбрать 3 задание.
- Мне было приятно с вами работать. Я думаю, вам всем сегодня можно поставить «5». Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА «МАСТЕР ЗОЛОТЫЕ РУКИ»
ПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА «МАСТЕР ЗОЛОТЫЕ РУКИ»...
Презентация к уроку обществознания в 7 классе "Золотые руки мастера"
Презентация даёт возможность познакомить учащихся с основными понятиями темы: квалификация, высококвалифицированный труд, заработная плата....
урок "золотые руки мастера"
урок по обществознанию 7классМБОУОбливскаяСОШ№1 учитель истории и обществознанияВысочина Е.Д....
Технологическая карта урока обществознания по теме "Золотые руки работника"
Урок по теме «Золотые руки работника» является третьим уроком из изучаемого в 7 классе раздела «Человек и экономика», и является связующим звеном между изучаемой в 6 классе...
Презентация к уроку 7 класс обществознание "Золотые руки работника"
Презентация составлена к уроку обществознание 7 класс "Золотые руки работника"...
Конкурс профессионального мастерства «Мастер - Золотые руки»
ПОЛОЖЕНИЕконкурса профессионального мастерства «Мастер - Золотые руки» Место и сроки проведения:Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Гидротехническая, 37, МБОУ ДО «Дом уч...
Программа внеурочной деятельности "Мастер золотые руки"
внеурочное деятельность...