Урок литературы на тему "Левша - мастер золотые руки"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Хрынина Евгения Николаевна

Конспект урока литературы в 6 классе

Основная идея автора: патриотизму и талантливости русского народа противостоит безответственное и преступное отношение властей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_novyy_2_14.01.2016.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Левша- мастер золотые руки»

«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»

Цели: 1. Образовательная: осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора: патриотизму и талантливости народа противостоит безответственное и преступное отношение властей.

2. Развивающая: развивать творческие особенности учащихся и устную речь, умения художественного пересказа отдельного эпизода; вырабатывать навыки комментированного чтения и выделять главное в произведении

3. Воспитательная: воспитывать чувство гражданского патриотизма через чтение  и анализ художественного текста.

Оборудование:

- Учебник, тетради по литературе, толковый словарь

- Компьютер, мультимедийный центр для показа презентации

- Портрет писателя.

Методы: аналитическое чтение, объяснительно - иллюстративный, беседа по вопросам.

Виды самостоятельной деятельности учащихся: работа с учебником, работа с иллюстрациями, поиск художественных деталей портрета

Ход урока

- Ребята, вы посмотрите, с чем я к вам пришла на урок. Здесь у меня предметные стекла. Кстати, у вас они тоже лежат на столах. Можете рассмотреть, что изображено на них. Наверное, плохо видно, да.

- А с помощью чего можно рассмотреть изображение (микроскопа). Хотите увидеть? Вы знаете, я даже электронный микроскоп вам принесла. Внимание на экран. Ой, ребята, что это такое?

- Как вы думаете, КАКОЙ герой смог без микроскопа выполнить тонкую работу ? (Левша) Из какого произведения? (слайд)

- Как можно назвать человека, выполняющего  искусную работу? (Мастер)

-Какие пословицы о мастерах вы знаете? А про руки мастера?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

-Да, ребята, сегодня тема урока «Левша- мастер золотые руки». (слайд)

-Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что мы должны будем сделать на уроке? (Проанализировать произведение...)

- Обратите внимание на то, как вы сидите. Значит, что мы будем делать. А еще? (Доказать, что Левша - мастер золотые руки)

-Правильно. Посмотрите на слайд.

- Ребята, как вы думаете, кто такой мастер?

Какие качества его отличают от других? (Человек старательный, терпеливый).

- А еще? ( Который любит свою работу).

- Мы назвали основные черты мастера. Посмотрите, что же у нас получилось. (Слайд кластер про мастера)

- Дети, если вы затрудняетесь, помните, что значение любого слова вы можете найти в толковых словарях Ожегова, Даля или Ушакова (слайд со словарями), что я и предлагаю сейчас сделать.

- Словари лежат у вас на столах, откройте их и найдите определение слова мастер. (Слайд со словарями) Ребята, посмотрите, сколько значений имеет это слово? Значит, оно является каким? (многозначным)

- А какие  качества определяет Н.С.Лесков в тексте, говоря о Левше? Мы сможем их назвать только после того, как проанализируем произведение.

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Ребята, послушайте внимательно, что вы должны сделать. Перед вами текст произведения, 2 карточки с заданиями и для каждого таблица. В карточке №1 даны вопросы, вы должны ответить на них и записать общее мнение в карточку №2, а таблицу мы заполним все вместе немножко позже. На работу у вас всего 4 минуты.

Обратите внимание на правила работы в группе (слайд)

Первая группа. Мы работали над эпизодом «Встреча левши с императором после выполнения работы мастерами. (слайд) Здесь мы видим, что левша предстает как человек  честный, скромный.

- Зачитайте из текста. Какое качество Левши мы с вами можем записать в таблицу? (честность, скромность) (слайд)

Вторая группа. Мы работали над эпизодом «Левша в Англии». (слайд) Мы отметили, что англичан удивило то, что он __________________________________________________

Подтвердите текстом. Какое качество Левши мы с вами можем записать в таблицу? (слайд)

- Да, Левша необразованный, но как же он смог тогда выполнить такую искусную работу? Значит, он имеет что… (дар от природы)

- Как называют человека, который учится всему сам? (Самоучка) (слайд)

- Обратите внимание на написание слова «самоучка». Как образовано оно? При помощи чего? Найдите корень. (слайд)

- молодцы, ребята!

Третья группа. Мы работали над эпизодом, когда англичане предлагали остаться у них. Мы увидели, что Левша ____________________________________________

Зачитайте из текста (стр. 257)

- Посмотрите ребята, в один миг у левши могло быть все, о чем мечтает каждый бедняк: деньги, слава, красивая жизнь, но Левша соглашается только погостить. Почему, о ком он беспокоится? (о родителях)

 - Как бы вы поступили, оказавшись на месте  Левши? Смогли бы вы оставить родителей? Привязаны ли вы к родителям? (да)

Какое качество Левши мы с вами можем записать в таблицу? Привязанность (слайд)

Четвертая группа У нас был эпизод, когда англичане водили левшу по производству. (слайд) Мы отметили, что для левши было главным______________________________

И затосковал потому, что __________________________________________

Какие чувства испытывает Левша в этот момент? (Любовь к Родине)

Значит, как можно назвать человека, который любит  Родину (Патриот). (Слайд) Какое качество Левши мы должны записать в таблицу?

- Молодцы, ребята! Продолжаем дальше.

Пятая группа В эпизоде «возвращения Левши в Россию» (слайд) мы отметили главное в Левше то, что он в последний момент жизни думал___________________________.

Выражение: «…у него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» мы понимаем так:________________________________________

_________________________________________________________________

Эти слова говорят о том, что  Левша___________________________________

- Какое качество Левши мы с вами можем записать в таблицу (слайд) (доброта, человечность).

- Итак, какими качествами наделяет Лесков своего героя как мастера? (слайд-кластер про левшу) Посмотрите все качества мы с вами записали в таблицу?

Молодцы, ребята! Внимание, черный ящик! Как вы думаете, что в нем лежит? У вас есть 10 секунд подумать. (В нем находятся поделки, сделанные руками мастеров). Посмотрите на эту поделку. Каждый ли сможет ее выполнить? (нет). Таких уникальных мастеров очень мало.

- Я хочу Вас познакомить с ними. (презентация, видео). Вы сейчас увидели работы талантливейшего мастера Анатолия Коненко, о нем как раз можно сказать, что это мастер – золотые руки. Вот посмотрите, еще какие чудеса он создает (2 слайда после видеоролика).

- А еще я приглашаю вас посетить выставку миниатюр «Диво под микроскопом» талантливого мастера Владимира Анискина, которая будет открыта в Ставропольском музее им. Прозрителева и Праве до 15 февраля. Поверьте мне, вы получите столько приятных впечатлений, потому что в коллекции чудес представлены подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке, роза внутри волоса и другие работы этого уникального мастера.

- Ребята, какие существительные ассоциируются у вас со словом мастер.

-А теперь придумайте прилагательные.

-Назовите три глагола. Что делает мастер?

- А теперь составьте предложение со словом мастер. А вспомните пословицы.

- Молодцы, дети!

Домашнее задание (по выбору) (слайд)

  1. Вы можете выполнить 1 задание. Обратите внимание на то, что такого типа задания встречаются на экзамене в 9 классе.
  2. 2016 год объявлен Годом кино, поэтому я предлагаю выполнить 2 задание тем, кому оно понравилось.
  3. Также есть возможность выбрать 3 задание.

- Мне было приятно с вами работать.  Я думаю, вам всем сегодня можно поставить «5». Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА «МАСТЕР ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

ПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА «МАСТЕР ЗОЛОТЫЕ РУКИ»...

Презентация к уроку обществознания в 7 классе "Золотые руки мастера"

Презентация даёт возможность познакомить учащихся с основными понятиями темы: квалификация, высококвалифицированный труд, заработная плата....

урок "золотые руки мастера"

урок по обществознанию 7классМБОУОбливскаяСОШ№1   учитель истории и обществознанияВысочина Е.Д....

Технологическая карта урока обществознания по теме "Золотые руки работника"

Урок по теме «Золотые руки работника» является третьим уроком  из изучаемого в 7 классе  раздела «Человек и экономика», и  является связующим звеном между изучаемой в 6 классе...

Презентация к уроку 7 класс обществознание "Золотые руки работника"

Презентация составлена к уроку обществознание 7 класс "Золотые руки работника"...

Конкурс профессионального мастерства «Мастер - Золотые руки»

ПОЛОЖЕНИЕконкурса профессионального мастерства «Мастер - Золотые руки» Место и сроки проведения:Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Гидротехническая, 37, МБОУ ДО «Дом уч...