Открытое мероприятие по литературе "Жаркой рябины горькая кисть".
методическая разработка по литературе на тему
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_tsvetaeva.docx.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера, посвящённый жизни и творчеству
Марины Цветаевой
«Жаркой рябины горькая кисть»
Разработали: Борзёнкова О.Т.,
Путилина С.А.,
Черникова С.Е,
учителя русского языка
и литературы
Кинель, 2015
КАРТИНА I
«Красною кистью рябина зажглась…»
Заставка. Дореволюционная Москва: дома, соборы.
На фоне приглушённого колокольного звона девочка с гроздью рябины в руках (Марина в детстве) читает стихотворение:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Колокольный звон усиливается. Мелькают кадры «Калейдоскопа осенней природы».
КАРТИНА II
«Из рая детского житья …»
Заставка. Портреты отца и матери.Книги. Глобус.
Девочка постарше в форменном платье (Марина-гимназистка) с гроздью рябины в руках в окружении близких вспоминает:
Звучит вальс Ф.Шопена№7 до диез минор.
Марина: Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать, самолюбиво подавив вздох, сказала:
Мать: По крайней мере будет музыкантша.
Марина: И когда моим первым, явно-бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалось слово «гамма», мать только подтвердила догадки.
Мать: Я так и знала.
Марина: И тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму. Слуху моему мать радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждого сорвавшегося «Молодец», холодно прибавляла…
Мать: Впрочем, ты ни при чём-слух-от Бога. Твоё-только старание, потому что каждый Божий дар можно загубить.
Марина: Эти слова, сказанные поверх моей ещё четырёхлетней головы, явно не понимающей и поэтому запоминающей так, что потом уже ничем не выбьеш , охраняли меня от самомнения и от самосомнения, и от всякого в искусстве самолюбия-раз слух от Бога.
КАРТИНА III
«Крым. Коктебель. Судьбой назначенная встреча»
Заставка. Крик чаек. Шум прибоя.
Девушка-старшеклассница (восемнадцатилетняя Марина Цветаева)
Марина: Лежу на усыпанном галькой берегу рядом с домом Волошина, рою, рядом роет Макс. Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой самый любимый камень.
Макс: Марина, влюблённые, как тебе, может быть , уже известно,глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесёт тебе … булыжник, ты совершенно искренно поверищь, что это твой любимый камень!
Марина: Макс! Я от всего умнею, даже от любви.
Сергей: Мы встретились на пустынном морском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей, красивый и серьёзный, почти мальчик с поразительно огромными глазами. Марина тогда загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж… Конечно, он нашёл его тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных и вложилей его в ладонь, розовый, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю жизнь…
Марина:стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо»
Я с вызовом ношу его кольцо
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями распахнутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
- Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.
Анастасия(сестра Марины):
Марина была счастлива с её удивительным мужем, с её изумительной маленькой дочкой-в те предвоенные годы…
Это было время расцвета Марининой красоты. Её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское… Да, в это время Марина была счастлива.
Стихотворение «Да, я,пожалуй, странный челдовек…»
Сергей: Начавшаяся в 1914 году война, казалось, не могла нарушить счастье известной к тому времени поэтессы, любимой и любящей женщины, заботливой и нежной матери. И вдруг, как удар молнии, ослепительно и в самое сердце:Сергей твёрдо решил идти на фронт братом милосердия в санитарный поезд.
За кадром звучит романс на стихи М.Цветаевой «Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий…»
КАРТИНА IV
«Великий разлом. Той России нет…»
Заставка. Толпы людей с плакатами «Долой самодержавие!», «Вся власть Советам».
Звучит мелодия песни»Смело, товарищи, в ногу…»
Марина ( в вагоне поезда):
Двое с половиной суток в вагоне. За всё время ни куска, ни глотка. (Горло сжато). Солдаты приносят газеты на розовой бумаге. Кремль и все памятники взорваны,56-ой полк. Взорваны здания с юнкерами и офицерами, отказавшимися сдаться.16000 убитых. На следующей станции- уже 25 000. Молчу. Курю. Спутники один за другим садятся в обратные поезда…
Стихотворение «С фонарём обшарьте…»
Марина (пишет письмо):
Серёженька, если вы живы, если мне суждено ещё раз с Вами увидеться-слушайте:вчера, подъезжая к Харькову, прочла «Южный край». 9000 убитых. Я не могу Вам рассказать этой ночи, потому что она не кончилась. Сейчас серое утро. Я в коридоре. Поймите! Я еду и пишу Вам и не знаю сейчас,но тут следуют слова, которые я не могу написать.
Подъезжаем к Орлу, Ябоюсь писать Вам, как мне хочется, потому что расплачусь. Всё это страшный сон… Когда я Вам пишу, Вы-есть, раз я Вам пишу! А потом-ах! 56-0й запасной полк, Кремль… Аглавное, главное, главное-Вы, Вы сами, Вы с Вашим инстинктом самоистребления. Разве Вы можете сидеть дома ? Если бы все остались, Вы бы один пошли. Потому что Вы безупречны. Потому что Вы не можете, чтобы убивали других…
Если Бог сделает чудо-оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…
Горло сжато, точно пальцами,. Всё время оттягиваю, растягиваю ворот.
Серёженька,. Я написала Вам и не могу писать дальше…
КАРТИНА V
«Одна в голодной Москве»
Заставка.
Звучит «Этюд» Шитте
Марина:
Живу с Алей и Ириной в Борисоглебском переулке, против двух деревьев, в чердачной комнате, бывшей Серёжиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля…весь запас…
Академический паёк! Мне дали его после смерти дочери. Ира умерла в детском приюте от голода. Последний раз я видела её в той большой комнате, она шла, покачиваясь в длинном халате, горела лучина…
На могилу я не поехала- не моглаоставить больную Алю. Когда мне дали этот паёк, я сказала ей:»Ешь. И без фокусов.Пойми, что я спасла из двух-тебя,двух не смогла…
Стихотворение «Две руки, легко опущенные»
КАРТИНА VI
«Горький хлеб эмиграции…»
Заставка. Указатели-названия городов (латинскими буквами).
Шум паровоза. Старый чемодан в руках. Марина и Аля наконец встречаются с Сергеем.
С 1912 по 1920 год Марина Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не вышло. Только несколько случайных стихов в петербургских "Северных записках". Знали ее лишь только завзятые любители поэзии. Надо ли говорить, что для поэта это подлинная трагедия. Однажды, отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему, что ее, Цветаеву, "не помнят" в России, она ответила: "Нет, голубчик, меня не "не помнят", а просто не знают". В эмиграции Цветаева не прижилась. Очень быстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. В 1928 году появился последний прижизненный сборник "После России", включивший в себя стихи 22-25-го годов. Но ведь Цветаева писала по крайней мере еще 15 лет.
Нищета, унижение, бесправие окружили поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. "В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке", - вспоминала Марина Ивановна. У Сергея заработки случайные. Найти же постоянную работу невозможно - Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что ее читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.
Чтение стихотворения «Тоска по родине!»
Главным адресатом её стихов в России, в Москве, был Пастернак.
Стихотворение «Расстояние: вёрсты, мили…»
КАРТИНА VII
«Возвращение»
Заставка. Москва предвоенная.
Стук паровозных колёс.
Марина: Какой огромный странноприимный дом…
(Записи «Последнего дневника»)
КАРТИНА VIII
«Война»
Заставка.
Звучит мелодия песни «Священная война», затем голос Левитана.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление:
«В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».
КАРТИНА IX
«Рябина-судьбина горькая…»
Заставка. Ягоды рябины, рассыпанные на полу…
Звучит «Аве Мария»
Марина, с отрешённым видом сидящая на скамье. Перед нею сарый чемодан, перевязанный толстой верёвкою,-безмолвный свидетель её вечных странствий. Марина развязывает узел, берёт верёвку в руки…
(Камера опрокидывается в небо)
Голос за кадром:
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина
Судьбина
Горькая.
Рябина-
Седыми
Спусками…
Рябина!
Судьбина
Русская.
КАРТИНА X
« В молчанье твоего ухода
Упрёк невысказанный есть…»
Заставка. Вокруг рассыпанных ягод рябины собираются учащиеся с записками в руках.
Записка сыну:
Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.
Записка Асеевым:
Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 150 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!
Записка «эвакуированным»:
Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.
Звучит стихотворение «В переулок сходи трёхпрудный…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Натюрморт. Работа со световой кистью»
Тип занятия: обучающий урок с демонстрацией на компьютере работ, снятых кружковцами и профессионалами. Выполнение практической работы с применением полученных знаний.Цель занятия: приобрести теоретиче...
Общешкольное открытое мероприятие, приуроченное к открытию Олимпийских игр: «В здоровом теле здоровый дух»
Знакомство с историей Олимпийских игр, зимними видами спорта включёнными в программу Олимпийских игр. Ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни....
Открытое мероприятие « Сказка и быль» ( день открытых дверей в кабинете физики для начальной школы)
Физика – одна из многочисленных наук о природе. С физическими явлениями человек сталкивается ежедневно. Физика вокруг нас, в каждом движении, во взгляде, в дыхании, на кухне, в быту, в природе. Все те...
Мастер-класс по подготовке открытого мероприятия. На примере мероприятия "Исторический бой"
Материал дает возможность просто и быстро понять схему подготовки любого школьного мероприятия....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Красной рябины горькая кисть" к юбилею М.И.Цветаевой
Данный сценарий можно использовать как на уроках литературы, так и во внеклассной работе. Разработка для учащихся 11 классов....
Конспект открытой прогулки "Наблюдение за рябиной"
Педагог знакомит воспитанников с рябиной, задает вопросы, проводит исследовательскую деятельность. После наблюдения проводит подвижную игру и трудовую деятельность на участке....
Открытый урок по теме "М.Горький "Макар Чудра""
Понимание понятия "счастья" Горьким и героями его рассказа...