Конспект открытого занятия «Натюрморт. Работа со световой кистью»
план-конспект урока по теме

Ерохина Маргарита Леонидовна

Тип занятия: обучающий урок с демонстрацией на компьютере работ, снятых кружковцами и профессионалами. Выполнение практической работы с применением полученных знаний.

Цель занятия: приобрести теоретические и практические навыки пользования световой кистью во время фотосъемки натюрмортов. Пробудить у ребят стремление к творчеству, самостоятельности в работе, проявление фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_svetovoy_kistyu.rar1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Камчатский областной центр технического творчества»

Конспект занятия

Тема:

«Натюрморт. Работа со световой кистью»

Объединение: Фотостудия «Ракурс»

 

Педагог дополнительного образования

Ерохина Маргарита Леонидовна.

Петропавловск-Камчатский

Тема: Натюрморт. Работа со световой кистью 

Тип занятия: обучающий урок с демонстрацией на компьютере работ, снятых кружковцами и профессионалами. Выполнение практической работы с применением полученных знаний.

Цель занятия: приобрести теоретические и практические навыки пользования световой кистью во время фотосъемки натюрмортов. Пробудить у ребят стремление к творчеству, самостоятельности в работе, проявление фантазии.

Задачи занятия:

  1. Продолжить дальнейшее обучение ребят приёмам работы с различными фотоаппаратами и приспособлениями.
  2. Научить правильно фотографировать натюрморты.
  3. Научить различать свет и тень.
  4. Научить ребят анализировать фотографии, выражать свое мнение.
  5. Познакомить ребят с «Маленькими хитростями больших фотографов», при съемке натюрморта.
  6. Развить творческое воображение и смысловую память.
  7. Пробудить интерес к новой технике фотосъемки.
  8. Повышение творческой активности.

Оборудование и материалы: компьютер, диски с фотографиями; фотографии, выполненные вторым и третьим годом обучения, фотоаппарат (пленочный, цифровой), карманный фонарик с регулируемым узконаправленным лучом (для этого используется насадка-тубус из непрозрачной бумаги), штатив, определенный фон (нейтральный серый и черный), тонкое стекло, вазелин, посуда, фрукты и др.


План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение:

а) техника безопасности при работе с оборудованием.

б) Что такое натюрморт, освещение и фон при съемке натюрморта.

в) Анализ работ, снятых кружковцами II и III года обучения, выявление ошибок в композиции, в постановке освещения и фона.

г) Сообщение учащегося в фотостудии, студийца IV года обучения, на тему «Маленькие хитрости больших фотографов» Перелыгина Алексея с анализом его работ.

  1. Основная часть.

а) Проведение игр, развивающих внимательность, зрительное восприятие «Что изменилось?» и «Глазами карлика и великана».

б) Изучение техники съемки натюрмортов с использованием «световой кисти», знакомство с работами, снятыми таким способом.

  1. Практическая часть.

а) Фотосъемка натюрмортов с использованием световой кисти.

  1. Итог занятия и домашнее задание.


Ход занятия:

Тема занятия: Натюрморт. Работа со световой кистью 

  1. Организационный момент.
  1. Поприветствовать учащихся
  2. Проверить по журналу присутствующих на данном занятии.
  3. Представить тему «Натюрморт. Работа со световой кистью».

II. Повторение:

а) Техника безопасности при работе с оборудованием.

  1. Не включать компьютер без разрешения преподавателя.
  2. Не трогать руками разъемы и провода.
  3. Не касаться экрана и тыльной стороны монитора.
  4. Не класть посторонние предметы на составные части компьютера.
  5. Не работать с влажными руками.
  6. Не светить друг другу в глаза осветительными приборами
  7. Аккуратно пользоваться  фотоаппаратом.

б). Теоретическая часть.

Педагог: Натюрморт – лаборатория фотохудожника. Именно этот жанр помогает фотографу развить свое творческое чутье, развить фантазию и видение мира. Ребята, кто из вас знает, что же такое натюрморт? (это жанр изобразительного искусства, в котором показываются неодушевленные предметы быта (посуд и др.)). Через натюрморт можно выразить чувства и настроение человека: он бывает грустным и смешным, юмористическим и драматическим,  лирическим и веселым

Самое главное для натюрморта – передача формы и фактуры различных предметов. Ребята, что такое форма? Это внешнее очертание предмета. А что такое фактура? Это характер поверхности предмета (гладкая, шершавая, пупырчатая, глянцевая), а так же качество материала, из которого сделан медведь (стекло, ткань, дерево и др.

Для того  чтобы натюрморт получился хорошим, необходимо решить 3 задачи:

  1. Расположить предмет в кадре.

От того, в каком месте кадра находится предмет, зависит его восприятие зрителем. Наиболее скучными выглядят изображения, в котором главный предмет расположен в центре кадра. Лучше сместить его вправо или влево, вверх или вниз от центра.

  1. Выбрать освещение.

Для натюрморта очень важно освещение, при котором снимается фотография и фактура предмета. Существует семь правил, семь постулатов о свете и фактуре: 

  1. Каждой фактуре – свой свет.
  2. В тени фактура не видна.
  3. Мягкий, рассеянных свет мало способствует выявлению фактуры.
  4. Чем дальше от предмета расположен источник света, тем меньше освещенность предмета и тем меньше контраст изображения.
  5. Чем острее угол падения лучей света, тем более будет выявлена фактура предмета.
  6. Выявление фактуры происходит тем сильнее, чем дальше от фронтального положения расположен источник света.
  7. Подчеркнутое выявление фактуры как световое, так и теневое может быть осуществлено боковым или контровым пучком света.

При съемке  натюрморта очень важно правильно выбрать точку съемки и угол наклона фотоаппарата. Типичная ошибка у начинающих фотолюбителей – снимать с уровня груди. Результаты съемки становятся более интересными, если мы попробуем присесть или стать повыше и при этом наклонить фотоаппарат бод поде острым углом. Составляя натюрморты нужно, что бы его составляющие предметы были тематически связаны между собой.

Использование в натюрморте ритма, придаст лаконичность художественной выразительности.

При съемке натюрморта мы можем использовать различные планы, кто знает, какие? Общий, средний, крупный.

Ребята, а что еще играет важную роль при съемке натюрмортов? Фон. Фон – задний план изображения,  главной задачей которого является не отвлекать внимание зрителя от переднего края. Однако он может стать и главной частью композиции.

в).  Анализ работ, снятых кружковцами II и III года обучения, выявление ошибок в композиции, в постановке освещения и фона.

(папка №1 на диске)

Педагог: А теперь, ребята, давайте с вами проанализируем некоторые работы.

Фото  1  мятая драпировка фона, заломы, которые отвлекают от самого натюрморта. Желательно делать фон нейтральным.

Фото 2  Хорошее контровое освещение. Хорошо проработана фактура предметов, но мешает небрежный белый фон. Если его убрать, мы получим натюрморт более сконцентрированный.

Фото 3 Данная фотография обладает очень интересной композицией, однако фон подобран неправильно. Он словно делит фотографию пополам, на две ровные половины. Это разъединяет снимок, делает его фрагментарным.

Фото 4 Данный натюрморт имеет неоправданно темный фон, что мешает восприятию работы. Так же здесь неинтересная композиция, так как свечи находятся практически на одинаковом уровне.

Фото 5 Данный натюрморт построен композиционно правильно. Однако длина пламени свеч должна быть меньше, для того, что бы освещение стало бы приглушенным. Это придало бы натюрморту некоторую сакральность.

Фото 6 Неправильно выставленное освещение (фронтальное), в результате чего плохо видна фактура предмета. Кроме того, фотография неправильно кадрирована.

Фото 7  Композиция построена, верно, хорошо прорисовываются тени и фактура предметов.

Педагог: Каждый из вас уже определился с любимым жанром съемки. Оля и Настя снимают в основном жанр, Ира и Маша портреты, Даша и Ира увлеклись спортивной съемкой. Но среди нас есть и тот, кого заинтересовал жанр натюрморта. Это Алексей Перелыгин. На этом поприще он добился успехов. Алексей поделись с нами своими секретами!

г).  Сообщение учащегося в фотостудии, студийца IV года обучения, на тему «Маленькие хитрости больших фотографов» Перелыгина Алексея с анализом его работ.

( папка № 2 – CD диск)

Ребята сейчас делаем маленький 10 минутный перерыв.


3.  Основная часть:

а). Проведение игр, развивающих внимательность, зрительное восприятие

Педагог: А теперь немножко поиграем. Все мы знаем, что зрительное восприятие лежит в основе фотографического творчества. Поэтому его надо постоянно развивать. Есть творческое упражнение, помогающее увидеть привычное необычным. Его можно назвать «Глазами карликов и великанов». Давайте посмотрим на вещи, которые нас окружают, с непривычных позиций и вы сможете сделать для себя маленькие открытия, которые могут стать основой для создания оригинальных произведения.

«Глазами карликов и великанов»

Педагог: Давайте станем на стулья, и посмотрим на окружающие предметы с высоты. Что мы видим? Все предметы стали меньше, поменялась перспектива. А теперь наоборот присядем, и посмотрим с низкой точки. Предметы увеличиваются, перспектива вновь становиться другой. Не забывайте это использовать при съемке натюрмортов и других жанров фотографии.

                          «Что изменилось?»

Педагог: осмотрев всех, кружковец выходит из аудитории. Оставшиеся студийцы быстро меняются деталями в одежде. Вернувшийся должен восстановить прежний порядок.

«Пятна»

Педагог: Для развития воображения проведем еще одну игру – «Пятна». Заключается она в следующем. Берем лист бумаги, складываем его пополам, что бы была видна граница перегиба, затем на одну из сторон капаем краску. После этого складываем половинки и немного прижимаем стороны друг к другу. Степень надавливания играет большую роль в этом процессе. Затем открываем лист и смотрим на то,  что получилось, пытаясь увидеть в этом  знакомые предметы или объекты. (Игра «Пятна» служит действенным средством развития воображения и абстрактного мышления) Студийцы в чтение 2 минут изучают свои произведения, и говорят кто, что увидел.

б). Изучение техники съемки натюрмортов с использованием «световой кисти», знакомство с работами, снятыми таким способом.

Педагог: Прежде чем приступить к изучению способов применения световой кисти, нужно познакомиться с работами, снятыми с ее помощью (см. папку № 3 на CD диске).

Существует такая техника съемки, как световая кисть. Эта фототехнология позволяет создавать снимки с необычным световым  рисунком. Его нельзя добиться, используя другие средства. Каждый объект подсвечивается отдельно перемещающимся источником света, этот вид фотографирования предполагает мультиэкспозицию — съемка производится несколько раз на одном и том же кадре. (Демонстрируются фотографии-примеры).

Хотя это очень интересная техника, она не распространена. В основном из-за некоторой сложности и непредсказуемости результатов световая кисть отпугивает фотографов. Попробуем разобраться с этой техникой.

Вам предстоит решить две основные проблемы как правильно поставить экспозицию и куда светить.

 Мы знаем, что рекомендуется располагать светлые предметы на темном фоне,  а  темные на светлом. Для того чтобы передать объем, форму предмета используется светотень, светотональные переходы. Инструментом нам послужит свет, точнее световая кисть.

Световой кистью будет обычный карманный фонарик, но с регулируемым узконаправленным лучом. Для регулировки луча мы будем пользоваться насадкой-тубусом из непрозрачной бумаги. Во время съемки с использованием световой кисти фотограф вырисовывает светом объект  съемки, придавая ему форму, проявляющуюся из темноты.

Какие же приемы мы используем?

Для этого камеру ставим на штатив. Открываем затвор. Светим на яблоко, используя фронтальный свет. Какой вид освещения это вам напоминает? При освещении яблока в лоб, мы получаем такой же  рисунок, как при съемке со встроенной вспышкой, т.е. плоский,  бликующий. Естественно объем такой свет не передает. Вывод: фронтовой свет нам не подходит.

Попробуем посветить на яблоко верхнебоковым светом. Такой способ освещения является классическим. Он позволяет      четко выявить объемную форму и фактуру. Яблоко стало объемным. Выпуклым. Но контур при этом все еще не передан. Есть два способа передать контур предмета

Это сделать его черным на белом фоне или наоборот. В первом случае мы освещаем фон. Оставив сам предмет темным. Многие предметы узнаются по своему силуэту. Во втором случае фон оставляем неосвещенным. При этом сам предмет освещен заднебоковым светом. Световая кисть при этом должна перемещаться,  вырисовывая контур. При этом главное. Чтобы лучи света от кисти не попадали в объектив.

По отдельности мы уже получили контур и объем. Теперь нам все это       нужно соединить вместе. Но как? Для этого проэкспонируем дважды на один и тот же кадр. Совместив две экспозиции: светлый  контур яблока и верхнебоковой свет.

Теперь другой эксперимент: совместим подсветку заднего фона, а именно темный силуэт и светлый контур. В этом случае объем  здесь лишь частично обозначен, но он угадывается и этого уже достаточно.

 

Перерыв 10 минут.



4. Практическая часть.

Педагог: А теперь каждый попытается снять натюрморт самостоятельно. Но предварительно каждый должен создать композицию, определить вид освещения и время действия света на данный фрагмент натюрморта. Какое еще оборудование необходимо, кроме световой кисти? (Штатив, фотоаппарат, тросик).

студийцы выполняют самостоятельную творческую работу, звучит классическая музыка Баха, Шопена, Шуберта, Моцарта, Грига,  Бетховена. 5. Итог занятия и домашнее задание.

1.Чему учились на занятии?

Мы учились производить фотосъемку натюрмортов с помощью световой кисти. Узнали виды освещения, которые можно использовать при съемке натюрмортов, о свойствах фона и его правильном подборе.

В ходе практической работы самостоятельно попробовали производить съемку натюрморта,  с использованием световой кисти.

 К этому виду съемки мы еще вернемся, и на следующем занятии, после обработки отснятого материала, мы проведем анализ полученных работ.

Для закрепления данной темы, постарайтесь продолжить работу над натюрмортами дома, в результате которой я предлагаю провести минивыставку на тему «Предметный мир».

Проверка ЗУН:

  1. Что такое световая кисть.
  2. Каким светом лучше пользоваться, а каким не пользоваться во время съемки натюрморта.
  3. Роль фона в натюрморте.

На этом занятие закончено. До свидания!

Литература:

  1. Агафонова А.В.  Фото букварь.  Москва 1993 .
  2. Карачев А.А. От созерцания ― к Творчеству. Издательство МИОО, Москва 2007 г
  3. Мусорин М.К. Фотография. Учебное пособие для студентов, изд. центр ВЛАДОС, Москва,2003 г.
  4. Шандин Сергей, Световая кисть // Фотожурнал, Режим доступа: http://photo-element.ru/ps/brush/brush.html.
  5. Кисть в руках фотографа, Тakefoto.ru, http://www.takefoto.ru /articles/teoriya_fotografii/534_kist_v_rukah_fotografa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Натюрморт из трёх предметов"

Конспект открытого занятия "Натюрморт из трёх предметов"...

Конспект открытого занятия "Натюрморт"

Конспект открытого занятия "Натюрморт"...

Конспект открытого занятия «Акварельный натюрморт. Новогодний подарок другу»

Занятие по знакомству с техникой многослойной лессировочной акварели....

Конспект открытого занятия "Рисование фруктов с натуры. Натюрморт".

Натюрморт из нескольких фруктов с натуры. 1-й год обучения. Материал: бумага, гуашь....

Конспект открытого занятия "Натюрморт"

Конспект занятия по изобразительному искусству для детей 8-10 лет в системе дополнительного образования...

План-конспект открытого занятия. Тема "Работа над вокальными трудностями в произведениях различных стилей, направлений и жанров"

План-конспект открытого занятия с обучающимся второго года обучения по базовому курсу. В плане-конспекте поэтапно рассматриваются методические подходы к преодолению вокальных трудностей в произведения...

Методическая разработка занятия по творческой фотографии "СВЕТОВАЯ КИСТЬ"

В даной методической разработке описана последовательность работы в технике "сетовая кисть". Эта техника расширяет творческие возможности учащихся и позволяет создавать необычные фотографии,...