Художественные особенности рассказа М. Зощенко «Беда».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Проект (конспект) урока по анализу текста на основе клоуз-теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект (конспект) урока по анализу текста на основе клоуз-теста. | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
© Данилина надежда Николаевна МКОУ Венгеровская СОШ № 2
Выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ Венгеровской СОШ № 2 Данилина Надежда Николаевна
Проект (конспект) урока по анализу текста на основе клоуз-теста.
Тема: Художественные особенности рассказа М. Зощенко «Беда».
Цель: 1) Знать содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать смысл названия рассказа.
2) Развивать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы.
3) Воспитывать чувство толерантности по отношению к окружающим.
Оборудование: презентация о творчестве М.Зощенко, фонохрестоматия с рассказом «Беда», высказывание Н.В. гоголя:
«О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».
Ход урока
- Орг. момент.
- Слово учителя.
Определение темы и цели урока:
- Тема нашего сегодняшнего урока «Художествееные особенности и юмор в рассказе М. Зощенко «Беда» .
- Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.
3. Рассказ о писателе.
- С писателем Михаилом Зощенко вы мало знакомы, и мне очень хочется, чтобы сегодня вы познакомились с ним поближе и заинтересовались его творчеством.
Родился Михаил Михайлович Зощенко в небогатой интеллигентской семье. Отец его был художником, а мать — писательницей. Иногда она печатала свои рассказы в газете «Копейка». Один из биографов писателя замечал, что тогда родился человек, над книгами которого смеялось много людей, от природы ни очень-то и смешливых.
В 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт. Первыми его произведениями стали литературно-критические статьи, помещенные в книге «На переломе». Но книга осталась не завершенной. В 1921 году был опубликован его первый рассказ в «Петербургском альманахе». Для своих произведений он избрал форму небольшого рассказа (всего 100—150 строк), героем которого стал обыкновенный человек.
- Показ слайдов с фотографиями М. Зощенко и его книг.
- Чем вас удивила личность писателя?
- Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?
- Какими были его рассказы?
Почему нам так смешно, мы сможем понять, познакомившись с его рассказом «Беда».
4. Литературоведческая подготовка.
- А чтобы наша работа была успешной, давайте вспомним определения понятий «сатира» и «юмор» (записаны на доске).
САТИРА - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
ЮМОР - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.
- В чем существенная разница этих понятий?
- Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда».
5. Анализ рассказа М.Зощенко «Беда».
- Понравился рассказ? Смешной?
- Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей» Итак, какую особенность можем выделить? – краткость
- Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. (Небогатый человек копит деньги на лошадь. Покупает её и пропивает).
- А теперь давайте вспомним, какой он, герой рассказа? Что за человек?
- Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?
Клоуз – тест
— Это что ж, милый, лошадь-то, я говорю, это самое, продаёшь …?
— Лошадь-то? — небрежно спросил торговец.— Да уж продаю, ладно. Конечно, продаю.
Егор Иваныч тоже хотел сделать вид, что он не нуждается в лошади, но не утерпел и сказал, … :
— Лошадь-то мне, …, вот как требуется. До … нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, … … солому жрал, прежде чем купить её. Вот как мне нужна лошадь... А какая между тем цена будет этой твоей лошади? Только делом говори.
Торговец сказал цену, а Егор Иваныч, зная, что цена эта не настоящая и сказана, по правилам торговли, так, между прочим, не стал спорить. Он принялся осматривать лошадь. Он неожиданно … ей в глаза и в уши, …, … языком, … головой перед самой лошадиной мордой и до того … … клячу, что та, … до сего времени, начала тихонько …, не стараясь, впрочем, попасть в Егора Иваныча.
Когда лошадь была осмотрена, Егор Иваныч снова … деньги в сапоге и, … торговцу, сказал:
— Продаётся, значится... лошадь-то?
— Можно продать,— сказал торговец, несколько обижаясь.
— Так... А какая ей цена-то будет? Лошади-то?
Торговец сказал цену, и тут начался торг.
Егор Иваныч … себя по голенищу, дважды … сапог, … деньги, и дважды … снова, …, … рукой слёзы, говорил, что он шесть лет … … и что ему до зарезу нужна лошадь,— торговец сбавлял цену понемногу. Наконец в цене сошлись.
— Бери уж, ладно,— сказал торговец.— Хорошая лошадь. И масть крупная, и цвет, обрати внимание, какой заманчивый.
— Цвет-то... Сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету,— сказал Егор Иваныч.— … цвет... Сбавь немного.
— А на что тебе цвет? — сказал торговец.— Тебе что, пахать цветом-то?
Сражённый этим аргументом, мужик оторопело посмотрел на лошадь, бросил шапку наземь, задавил её ногой и крикнул:
— Пущай уж, ладно!
Потом сел на камень, снял сапог и вынул деньги. Он … и с … пересчитывал их и подал торговцу, … … голову. Ему было невыносимо смотреть, как скрюченные пальцы разворачивали его деньги.
Наконец торговец спрятал деньги в шапку и сказал, обращаясь уже на вы:
— Ваша лошадь... Ведите...
И Егор Иваныч повёл. Он вёл …, … … и называл лошадь …. И только, когда прошёл площадь и очутился на боковой улице — понял, какое событие произошло в его жизни. Он вдруг скинул с себя шапку и в восторге стал давить её ногами, вспоминая, как хитро и умно он торговался. Потом пошёл дальше, размахивая от восторга руками и бормоча:
— Купил!.. Лошадь-то... … … ... … его... Торговца-то...
- Как вы охарактеризуете действия героя на базаре?
- Как он обращается к продавцу лошади?
- Какие аргументы приводит Егор Иваныч, чтобы купить лошадь?
- Как герой осматривает лошадь? Что при этом происходит с лошадью?
- Как ведет торг покупатель?
- Почему он несколько раз ощупывает деньги в сапоге?
- Как он расплачивается за лошадь?
- Почему «долго и с сожалением пересчитал их и подал торговцу, слегка отвернув голову»?
6. Работа над обобщённым образом сельского мужика.
- Вспомните, как герой шел домой со своей покупкой?
- Зачем автор показал равнодушие окружающих к радости героя? (Так ему хотелось соблюсти ритуал и поторговаться на рынке)
- Что же с ним произошло и почему?
- Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы? (Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации).
- Кто виноват в том, что всё так печально закончилось? (Глотов шел к своей мечте, уже воплотил ее, но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним)
- Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? (Образ героя неживой, тусклый, язык его не имеет ничего общего с реальным народным языком).
- Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа? (Над обобщённым образом сельского мужика. Как бы говоря: «Все мужики дурные, глупые и жадные». Если это крестьянин, то бестолковый, хоть и упрямый, хитроватый и упорный).
- Почему Зощенко назвал рассказ «Беда»? (Весь рассказ М. Зощенко растянутый анекдот, написанный для людей, относящихся к крестьянству, как к серой, бестолковой, но упрямой, упорной и враждебной массе).
7. Рефлексия.
Работа с эпиграфом.
- Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему?
- Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?
- Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?
- Над чем можно плакать в этом рассказе? (Сквозь смех писателя мы видим его сердечную боль за простого русского мужика, за его бестолковость и легкомысленность.
- Как вы понимаете высказывание Н.В. гоголя:
«О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».
- На что надеется М.Зощенко, смеясь над героем рассказа? (Писатель не только смешит нас, но и, высмеивая те или иные недостатки, учит не быть смешными, учит жить так, как достойно и подобает человеку.)
- Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.
- Удалось мне вас заинтересовать творчеством Михаила Зощенко?
Домашнее задание.
- Написать мини-сочинение «Встречается ли подобный герой в наше время»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по рассказу Зощенко "Беда"
Урок литературы в 7 классе по рассказу Зощенко "Беда"...
Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".
Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...
Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"
Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...
Жизнь и творчество М.Зощенко. Художественные особенности рассказа «Беда».
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны...
Урок по литературе 6 класс. Художественные особенности рассказов А.П. Чехова
Урок посвящен анализу рассказов А.П.Чехова. Это второй урок по теме: «Футлярная трилогия» А.П.Чехова. Тип урока – открытие нового знания в технологии проектной деятельности. При план...
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...
Художественные особенности рассказа «После бала»
Конспект урока...