Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

КТП по литературе 6 класс ФГОС к учебнику Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_6_klass.docx53.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

                                              УТВЕРЖДЕНА

                                                                                       приказом директора  МБОУ СОШ № 21

                                                                                   от ______ сентября 2016 г. № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(базовый уровень)

6А, 6Б класс

                                                               Составитель: Конакова Екатерина Алексеевна

                                                    учитель русского языка и литературы                

                                                          высшей квалификационной  категории

Ногинск

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2012 год.  

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей: 

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

На основании ФГОС ООО необходимо реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

– формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

– развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;

– поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

– овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

– использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Общая характеристика учебного предмета

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному образовательному плану для образовательных учреждений РФ, всего на изучение литературы на этапе основного общего образования выделяется 455 ч, в том числе: в 6 классе – 102 ч (3 ч в неделю).

В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» должны проявиться:

– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

– понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX–XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

– понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета «Литература»

Курс литературы в 6 классе строится на основе концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Введение – 1 ч.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ч.

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ч.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 1 ч.

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над  ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 31ч.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 16 ч.

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 11 ч.

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Итоговый контроль по результатам изучения курса – 1 ч.

При изучении разделов дается перечень произведений художественной литературы, предлагаются вопросы и задания для осмысления прочитанного. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы. В разделе «Повторение» дана систематизация знаний учащихся по теории литературы.

Контрольные работы

1

Контрольная работа №1 по теме УНТ

2

Контрольная работа №2 по теме «Басни»

3

Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

4

Контрольная работа №4 по повести  А. С. Пушкина «Дубровский».

5

Контрольная работа №5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

6

Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.

7

Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

8

Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века

9

Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

10

Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.

11

Итоговый тест.

Календарно-тематическое планирование

по литературе 6 класс (базовый уровень – 102 часа)

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1.

Художественное произведение. Содержание и форма.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.

01.09-03.09

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

01.09-03.09

 3

Пословицы,  поговорки как малый жанр фольклора.

Умеют заменять термины определениями.  

05.09-10.09

4

Загадки

Обобщение и систематизация знаний.

05.09-10.09

5

Контрольная работа №1 по теме УНТ

Контроль.

05.09-10.09

6

7

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

12.09-17.09

8

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

12.09-17.09

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 часа)

9

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

12.09-17.09

10

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

Определяют основную и второстепенную информацию.

19.09-24.09

11

Контрольная работа №2 по теме «Басни»

Контроль.

19.09-24.09

А. С. ПУШКИН (18 ЧАС)

12

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

19.09-24.09

13

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

26.09-01.10

14

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

26.09-01.10

15

Лирика Пушкина

Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля.

26.09-01.10

16

А. С. Пушкин.

«Барышня-крестьянка»

Выделяют и формулируют проблему.

03.10-08.10

17

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

Строят логические цепи рассуждений.

03.10-08.10

18

Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Структурируют знания.

03.10-08.10

19

Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Выделяют и формулируют познавательную цель

10.10-15.10

20

Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

10.10-15.10

21

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

10.10-15.10

22

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

17.10-22.10

23

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Определяют основную и второстепенную информацию.

17.10-22.10

24

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

17.10-22.10

25

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст

24.10-29.10

26

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

Строят логические цепи рассуждений.

24.10-29.10

27

Обобщение по теме «Дубровский».

Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов.

24.10-29.10

28

Контрольная работа №4 по повести                

А. С. Пушкина «Дубровский».

Структурируют знания.

31.10-03.11

29

Анализ к\р, работа над ошибками

Структурируют знания.

31.10-03.11

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа)

30

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова  «Тучи».

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

14.11-19.11

31

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Выделяют и формулируют проблему.

14.11-19.11

32

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

Выделяют и формулируют познавательную цель.

14.11-19.11

33

Контрольная работа №5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

Контроль.

21.11-26.11

И.С. ТУРГЕНЕВ (5  часа)

34

Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

21.11-26.11

35

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева  «Бежин луг».

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

21.11-26.11

36

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе                        И. С. Тургенева  «Бежин луг».

Устанавливают причинно-следственные связи.

28.11-03.12

37

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Строят логические цепи рассуждений.

28.11-03.12

38

Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).  

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

28.11-03.12

Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)

39

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

Определяют основную и второстепенную информацию.

05.12-10.12

40

Природа  в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».  

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

05.12-10.12

41

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность  человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Определяют основную и второстепенную информацию.

05.12-10.12

А.А.ФЕТ (2 часа)

42

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

 Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

12.12-17.12

43

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

12.12-17.12

Н.А. НЕКРАСОВ (6 час)

44

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

12.12-17.12

45

Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Определяют основную и второстепенную информацию.

19.12-24.12

46

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

19.12-24.12

47

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

19.12-24.12

48

Сочетание реалистических и фантастических картин  в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Выделяют и формулируют проблему.

26.12-29.12

49

Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.

Структурируют знания.

26.12-29.12

Н.С. ЛЕСКОВ (6 час)

50

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

26.12-29.12

51

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

Устанавливают причинно-следственные связи.

11.01-14.01

52

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации.

11.01-14.01

53

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

11.01-14.01

54

Сказовая форма повествования.

Строят логические цепи рассуждений.

16.01-21.01

55

Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

Структурируют знания.

16.01-21.01

А.П.ЧЕХОВ (3 часа)

56

А.П. Чехов. Литературный портер писателя.  

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

16.01-21.01

57

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

23.01-28.01

58

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

23.01-28.01

РОДНАЯ ПРИРОДА  В ЛИРИКЕ  ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 час)

59

 Я. Полонский  «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

23.01-28.01

60

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..  

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

30.01-04.02

61

 А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выполняют операции со знаками и символами.

30.01-04.02

62

Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века

Структурируют знания.

30.01-04.02

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (16 Ч)

А.И.КУПРИН (3 ЧАСА)

63

А.И.Куприн. реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор»

Анализируют условия и требования задачи.

06.02-11.02

64

Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

06.02-11.02

65

Тема служения людям в рассказе А. И.Куприна «Чудесный доктор»

Выделяют и формулируют познавательную цель.

06.02-11.02

А.П.ПЛАТОНОВ (2 ЧАСА)

66

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

13.02-18.02

67

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями.

13.02-18.02

А.С.ГРИН (3 ЧАСА)

68

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

13.02-18.02

69

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Выражают структуру задачи разными средствами.

20.02-25.02

70

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

Выделяют и формулируют познавательную цель.

20.02-25.02

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час)

71

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

20.02-25.02

72

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

27.02-04.02

В.П. АСТАФЬЕВ (3 час)

73

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе   В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

27.02-04.02

74

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

27.02-04.02

75

Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Структурируют знания.

03.04-08.04

В. Г. РАСПУТИН (3 час)

76

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

Определяют основную и второстепенную информацию.

03.04-08.04

77

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Выделяют и формулируют проблему.

03.04-08.04

78

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

10.04-15.04

РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ  XX ВЕКА (4 час)

79

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

10.04-15.04

80

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Определяют основную и второстепенную информацию.

10.04-15.04

81

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние»,                 «В горнице».

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

17.04-22.04

82

Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.

Структурируют знания.

17.04-22.04

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (5 ЧАСОВ)

В.М.ШУКШИН (2 ЧАСА)

83

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».  

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

17.04-22.04

84

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах             В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

24.04-29.04

Ф.ИСКАНДЕР (3 ЧАСА)

85

 Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

24.04-29.04

86

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе                    Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

24.04-29.04

87

Герой-повествователь  в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

01.05-06.05

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ЧАСА)

88

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

01.05-06.05

89

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

Устанавливают причинно-следственные связи.

01.05-06.05

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 час)

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (2 ЧАСА)

90

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

08.05-13.05

91

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

08.05-13.05

ГЕРОДОТ (2 ЧАСА)

92

Геродот. «Легенда об Арионе».

Определяют основную и второстепенную информацию.

08.05-13.05

93

Геродот. «Легенда об Арионе».

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

15.05-20.05

ГОМЕР (2 ЧАСА)

94

«Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпические поэмы

Строят логические цепи рассуждений.

15.05-20.05

95

Героический эпос Гомера. «Илиада» и «Одиссея»

Строят логические цепи рассуждений.

15.05-20.05

М. СЕРВАНТЕС (1 ЧАС)

96

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

Выделяют и формулируют проблему.

22.05-27.05

Ф. ШИЛЛЕР (1 ЧАС)

97

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

22.05-27.05

П. МЕРИМЕ (2 ЧАСА)

98

99

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

Выделяют и формулируют проблему.

22.05-27.05

А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (2 ЧАСА)

100

101

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

29-30.05

102

Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Оценивают достигнутый  результат.

29-30.05

Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные пособия.

1. Ахмадуллина, Р. Г. Литература. 6 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Р. Г. Ахмадуллина. – М. : Просвещение, 2013.

2. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 6 классе : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2013.

3. Василенко, Л. П. Литература. 5–7 классы : метод. пособие. – СПб. : Паритет, 2002. – (Серия «Поурочное планирование»).

4. Золотарёва, И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа / И. В. Золотарёва, С. М. Аникина. – 2-е изд. – М. : Вако, 2004. – (Серия «В помощь школьному учителю»).

5. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной / авт.-сост. Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. – М. : ВАКО, 2011.

6. Миронова, Н. А. Тематическое и поурочное планирование по литературе. 7 класс. К учебнику В. Я. Коровиной «Литература. 7 класс» : метод. пособие / Н. А. Миронова. – М. : Экзамен, 2004.

7. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2011.

8. Турьянская, Б. И. Литература в 6 классе: Урок за уроком / Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000.

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы.

1. Мифологическая энциклопедия. – Режим доступа : www.myfhology.ru

2. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru

3. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе и др. – Режим доступа : www.uroki.ru

4. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : www.gramota.ru

5. Универсальная энциклопедия «Википедия». – Режим доступа : www.wikipedia.ru

6. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа : www.krugosvet.ru

7. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – Режим доступа : www.feb-web.ru

8. Электронные словари. – Режим доступа : www.slovari.ru

9. Энциклопедия «Рубрикон». – Режим доступа : www.rubrikon.ru

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ

1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...