Исследовательская работа
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Тема одиночества в лирике М.Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема одиночества в лирике М.Лермонтова | 15.37 КБ |
issledovanie.docx | 15.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотив одиночества в лирике Лермонтова проходит рефреном через все произведения. В первую очередь это связано с биографией поэта, наложившей отпечаток на его мировоззрение. Он рано потерял мать, отношения с отцом не сложились. Единственным близким человеком была бабушка – Елизавета Арсеньева, которая в маленьком Мише души не чаяла. Уже в детстве Лермонтов осознал, что отличается от окружающих. На протяжении всей своей недолгой жизни поэт был одинок. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова – это не только тематика его творчества, но и состояние души.
«Поэт совсем другой эпохи»
Так называл поэта Белинский, сравнивая с А.С. Пушкиным. Уже в ранней лирике Лермонтова появляются ведущие мотивы его творчества: поэтическое избранничество, влекущее за собой одинокое существование. Но он понимает, что не в силах что-либо изменить, поэтому своего рода изгнанничество принимает добровольно. «Я к одиночеству привык», — признается лирический герой, который так похож на самого Лермонтова.
На характер поэта повлияло и время, в которое он жил и творил. Война с Наполеоном, восстание декабристов – эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но всех его современников. Так, в стихотворении «Дума» поэт приходит к выводу, что пессимистические настроения характерны для всего поколения. Лирический герой – уставший, окруженный толпой, но одинокий человек. Его беспокоит бездействие, безразличие людей к общественной жизни
Знаменитый «Парус» поэт написал в семнадцать лет. Почвой для него стали личные переживания юного Лермонтова. Из-за конфликта с профессором поэту пришлось бросить Московский университет и по настоянию бабушки переехать в Петербург для поступления в школу юнкеров. Переживания поэта о будущем легли в основу стихотворения. Образы моря, бури, паруса сопровождают мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова, особенно в раннем творчестве. Лирического героя можно охарактеризовать как мятежного и одинокого. Именно таким и был сам поэт, всю жизнь «искавший бури» Один в толпе
Умный и образованный Лермонтов тяжело сходился с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был прямым, едким, скрытным человеком, поэтому часто его недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов сильно страдал от невозможности быть понятым.
мотив одиночества в лирике м ю лермонТак, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла. Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он понимает, что ему здесь не место. Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он осознает, что это все обман, а он все так же о Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он осознает, что это все обман, а он все так же одинок.
Мотив одиночества в лирике Лермонтова звучит и в произведении «Выхожу один я на дорогу…», которое он написал за три месяца до своей гибели. В нем поэт философски подводит итоги своей жизни, размышляет о смерти. «Жду ль чего? / Жалею ли о чем?» - спрашивает у себя лирический герой. Он мечтает сладко заснуть под дубом, наслаждаясь пением возлюбленной.
Любовные страдания, нашедшие отражение в лирике поэта
Известно, что Лермонтову не везло в любви. Самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строчках стихотворений, - очаровательная Варенька Лопухина - стала чужой женой. Сложные взаимоотношения связывали их до самой смерти поэта, известие о которой окончательно сломило Варвару. Она пережила любимого всего на десять лет. Именно черты Лопухиной он искал в других женщинах.
Еще одна муза поэта – Екатерина Сушкова - лишь играла его чувствами, впрочем, как и Наталья Иванова, изменившая ему. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихотворениях.
«Мы случайно сведены судьбою» - первое произведение, адресованное Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван неразделенными чувствами. Произведение было написано в 1830 году и имеет отношение к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, которому вместо подаяния положили в руку камни. Такими были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые и легли в основу произведения.
Цикл стихотворений, посвященных Наташе Ивановой, – история неразделенной любви и горького разочарования. «Я недостоин, может быть, / Твоей любви», - обращается к ней автор. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» - пишет поэт незадолго до гибели. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.
Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова - центральные в стихотворении «Тучи». Оно было написано в 1840 году, накануне второй ссылки поэта на Кавказ. Образы туч, волн и облаков символизируют свободу, которой так не хватает лирическому герою. Он сравнивает себя с тучками, с иронией называет их «изгнанниками». Свобода и одиночество в творчестве поэта не могут существовать друг без друга. Так, в стихотворении «Желанье» герой жаждет временной свободы, а в «Узнике» она становится единственной целью.
«На севере диком стоит одиноко…»
Лермонтов никогда не занимался переводами, однако зимой 1841 года, незадолго до гибели, сделал несколько переводов стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, которые вошли в «Лирический цикл». Нам это произведение известно как «На севере диком стоит одиноко…». В нем особенно явственно чувствуется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за непростого характера поэта не понимали и не принимали. А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека
Вместо заключения
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова пришла на смену светлой поэзии А.С. Пушкина. Поэт всю жизнь боролся с окружающим миром и глубоко страдал от того, что его не понимают. Душевные переживания нашли отражение в его творчестве, пронизанном тоской и скорбью.
мотивы скорби и одиночества в лирике лермонтова
Любовь у Пушкина – светлое, вдохновляющее чувство, а у Лермонтова она неотделима от печали и боли. Так, писатель и критик Дмитрий Мережковский назвал Александра Сергеевича дневным, а Михаила Юрьевича – ночным светилом нашей поэзии.
Мысли и взгляды Лермонтова были новы и непонятны для России, поэтому ему сложно было найти единомышленников. Его дважды отправляли в ссылки, стихотворения подвергали жесткой цензуре. Но, несмотря на все это, поэт боролся, прямо выражал свои чувства и мысли, при этом осознанно обрекая себя на одиночество.
Предварительный просмотр:
Мотив одиночества в лирике Лермонтова проходит рефреном через все произведения. В первую очередь это связано с биографией поэта, наложившей отпечаток на его мировоззрение. Он рано потерял мать, отношения с отцом не сложились. Единственным близким человеком была бабушка – Елизавета Арсеньева, которая в маленьком Мише души не чаяла. Уже в детстве Лермонтов осознал, что отличается от окружающих. На протяжении всей своей недолгой жизни поэт был одинок. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова – это не только тематика его творчества, но и состояние души.
«Поэт совсем другой эпохи»
Так называл поэта Белинский, сравнивая с А.С. Пушкиным. Уже в ранней лирике Лермонтова появляются ведущие мотивы его творчества: поэтическое избранничество, влекущее за собой одинокое существование. Но он понимает, что не в силах что-либо изменить, поэтому своего рода изгнанничество принимает добровольно. «Я к одиночеству привык», — признается лирический герой, который так похож на самого Лермонтова.
На характер поэта повлияло и время, в которое он жил и творил. Война с Наполеоном, восстание декабристов – эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но всех его современников. Так, в стихотворении «Дума» поэт приходит к выводу, что пессимистические настроения характерны для всего поколения. Лирический герой – уставший, окруженный толпой, но одинокий человек. Его беспокоит бездействие, безразличие людей к общественной жизни
Знаменитый «Парус» поэт написал в семнадцать лет. Почвой для него стали личные переживания юного Лермонтова. Из-за конфликта с профессором поэту пришлось бросить Московский университет и по настоянию бабушки переехать в Петербург для поступления в школу юнкеров. Переживания поэта о будущем легли в основу стихотворения. Образы моря, бури, паруса сопровождают мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова, особенно в раннем творчестве. Лирического героя можно охарактеризовать как мятежного и одинокого. Именно таким и был сам поэт, всю жизнь «искавший бури» Один в толпе
Умный и образованный Лермонтов тяжело сходился с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был прямым, едким, скрытным человеком, поэтому часто его недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов сильно страдал от невозможности быть понятым.
мотив одиночества в лирике м ю лермонТак, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла. Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он понимает, что ему здесь не место. Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он осознает, что это все обман, а он все так же о Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он осознает, что это все обман, а он все так же одинок.
Мотив одиночества в лирике Лермонтова звучит и в произведении «Выхожу один я на дорогу…», которое он написал за три месяца до своей гибели. В нем поэт философски подводит итоги своей жизни, размышляет о смерти. «Жду ль чего? / Жалею ли о чем?» - спрашивает у себя лирический герой. Он мечтает сладко заснуть под дубом, наслаждаясь пением возлюбленной.
Любовные страдания, нашедшие отражение в лирике поэта
Известно, что Лермонтову не везло в любви. Самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строчках стихотворений, - очаровательная Варенька Лопухина - стала чужой женой. Сложные взаимоотношения связывали их до самой смерти поэта, известие о которой окончательно сломило Варвару. Она пережила любимого всего на десять лет. Именно черты Лопухиной он искал в других женщинах.
Еще одна муза поэта – Екатерина Сушкова - лишь играла его чувствами, впрочем, как и Наталья Иванова, изменившая ему. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихотворениях.
«Мы случайно сведены судьбою» - первое произведение, адресованное Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван неразделенными чувствами. Произведение было написано в 1830 году и имеет отношение к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, которому вместо подаяния положили в руку камни. Такими были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые и легли в основу произведения.
Цикл стихотворений, посвященных Наташе Ивановой, – история неразделенной любви и горького разочарования. «Я недостоин, может быть, / Твоей любви», - обращается к ней автор. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» - пишет поэт незадолго до гибели. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.
Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова - центральные в стихотворении «Тучи». Оно было написано в 1840 году, накануне второй ссылки поэта на Кавказ. Образы туч, волн и облаков символизируют свободу, которой так не хватает лирическому герою. Он сравнивает себя с тучками, с иронией называет их «изгнанниками». Свобода и одиночество в творчестве поэта не могут существовать друг без друга. Так, в стихотворении «Желанье» герой жаждет временной свободы, а в «Узнике» она становится единственной целью.
«На севере диком стоит одиноко…»
Лермонтов никогда не занимался переводами, однако зимой 1841 года, незадолго до гибели, сделал несколько переводов стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, которые вошли в «Лирический цикл». Нам это произведение известно как «На севере диком стоит одиноко…». В нем особенно явственно чувствуется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за непростого характера поэта не понимали и не принимали. А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека
Вместо заключения
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова пришла на смену светлой поэзии А.С. Пушкина. Поэт всю жизнь боролся с окружающим миром и глубоко страдал от того, что его не понимают. Душевные переживания нашли отражение в его творчестве, пронизанном тоской и скорбью.
мотивы скорби и одиночества в лирике лермонтова
Любовь у Пушкина – светлое, вдохновляющее чувство, а у Лермонтова она неотделима от печали и боли. Так, писатель и критик Дмитрий Мережковский назвал Александра Сергеевича дневным, а Михаила Юрьевича – ночным светилом нашей поэзии.
Мысли и взгляды Лермонтова были новы и непонятны для России, поэтому ему сложно было найти единомышленников. Его дважды отправляли в ссылки, стихотворения подвергали жесткой цензуре. Но, несмотря на все это, поэт боролся, прямо выражал свои чувства и мысли, при этом осознанно обрекая себя на одиночество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....