Сочинение 2016г.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10 класс) на тему
Темы сочинений по литературе для учащихся 11 класса (Список литературы, примерные темы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochineie_2016_god.docx | 29.75 КБ |
sochineie_2016_god.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение 11 класс 2016 год.
- Время
Пояснение - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. - Дом
Пояснение - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. - Любовь
Пояснение - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. - Путь
Пояснение - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. - Год литературы
Пояснение - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Список литературы .
Время
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
- А.П. Чехов «Вишнёвый сад»,
- А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
- А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
Дом
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»,
- И.А. Гончаров «Обломов»,
- Л.Н. Толстой «Война и мир»,
- А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
Любовь
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
- А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,
- И.А. Бунин «Чистый понедельник».
Путь
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»,
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
- А.П. Чехов «Ионыч»,
- М.А. Шолохов «Тихий Дон».
Год литературы в России
- Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения),
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения),
- Джек Лондон «Мартин Иден».
Критерии оценивания
- Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям.
- 1. Соответствие теме. Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. «Незачет»: работа не соответствует теме или в ней отсутствует конкретная цель высказывания.
- 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст. «Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.
- 3. Композиция и логика рассуждения. Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. «Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.
- 4. Качество письменной речи. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла работы.
- 5. Грамотность. «Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)
В 2015 – 2016 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:
- 2 декабря 2015 года,
- 3 февраля 2016 года,
- 4 мая 2016 года.
Направления тем для итогового сочинения — 2016
«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Примерные темы сочинений:
1. "Вишнѐвый сад" А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России
2. Время — мерцающий пульс жизни
- 3. Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на глупые ссоры 4. Время может отнять у нас все, кроме любви
- «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
- Примерные темы сочинений:
- 1. Помещики и их усадьбы в поэме Н. В. Гоголя «Мѐртвые души»
- 2. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома
- 3. Дом — это взгляд на луну, поднимающуюся над спящей равниной...
- 4. Дом там, где мама. Где мама — там твой дом
- «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о еѐ светлых и трагических сторонах. Примерные темы сочинений:
- 1. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
- 2. Все начинается с любви...
- 3. Любовь сильнее смерти...
- 4. Люби ближнего, но не давайся ему в обман /К.Прутков/
- «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
- Примерные темы сочинений:
- 1. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага
- 2. Либо я найду свой путь, либо проложу его сам
- 3. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно
- 4. Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора
- «Год литературы в России» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе
- . Примерные темы сочинений:
- 1. Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду 2. Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество
- 3. Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые
- 4. Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа
- Список литературы по пяти направлениям Подготовка к сочинению
- Время •
- И.С. Тургенев "Отцы и дети" • А.П. Чехов "Вишнёвый сад" • А.М. Горький "Старуха Изергиль" • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" • С. Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") • Л.Н. Толстой "Война и мир"
- Дом •
- Н.В. Гоголь "Мёртвые души" • И.А. Гончаров "Обломов" • Л.Н. Толстой "Война и мир" • А.И. Солженицын "Матрёнин двор"
- Любовь •
- А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка" • А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся" • И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар" • И.С. Тургенев "Отцы и дети" • А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" • М. Горький "Старуха Изергиль" • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" • С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") • Л.Н. Толстой "Война и мир" • М.А. Шолохов "Тихий Дон" • Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" • А.Н. Островский "Гроза" • Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" • И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" • И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" • В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в штанах" • Л. Улицкая "Доч Бухары" • А. Платонов "Дерево Родины" • Э.М. Ремарк "Три товарища" • В. Шекспир "Ромео и Джульетта" • Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" • В. Гюго "Собор Парижской богоматери", Человек,который смеется" • Колин Маккалоу "Поющие в терновнике"
- Путь •
- М.Ю. Лермонтов "Мцыри", "Герой нашего времени" • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" • А.П. Чехов "Ионыч" • М.А. Шолохов "Тихий Дон" • Л. Н. Толстой "Война и мир" • Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты" • Янн Мартел "Жизнь Пи"
- Год литературы в России
- • Д.И. Фонвизин "Недоросль" (270 лет со дня рождения) • А.С. Грибоедов "Горе от ума" (220 лет со дня рождения) • Джек Лондон "Мартин Иден"
Памятка выпускнику по написанию выпускного сочинения
Требования к сочинению
1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)
2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.
3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
5.Структура сочинения:
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.
7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)
8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.
9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.
10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250слов. Рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Примерные темы итогового сочинения 2015-2016 учебного года
Направление 1. Время
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Примерные темы сочинений
- «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов) (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Как время и социальные условия влияют на судьбу человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- «Только с пользой прожитая жизнь долга» (Леонардо да Винчи). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- «Выбирай писателя так, как выбираешь друга» (пословица). (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Человек и время. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Личность и общество: возможна ли гармония. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Согласны ли Вы с утверждением Гесиода: «Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!» (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
Направление 2. Дом
Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Примерные темы сочинений
- Что способствует взаимопониманию людей разных поколений? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Какими должны быть взаимоотношения между родителями и детьми? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- «Тихая моя родина» (Н. Рубцов). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Как Вы понимаете утверждение Горация: «Добродетель родителей – большое приданое»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Родители и дети в жизни и в литературе. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Какую роль в становлении личности может играть семья? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Чем может быть для детей ценен опыт отцов? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Что может мешать отцам и детям понять друг друга? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Роль родительского наставления в жизни человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
Направление 3. Любовь
Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
Примерные темы сочинений
- «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- С любовью о родной природе (с опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М. Достоевский). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М.Горький). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Согласны ли Вы с утверждением А. Блока: «…только влюблённый имеет право на звание человека»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Человек и «братья наши меньшие» в литературе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Что важнее любить или быть любимым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Всегда ли любовь делает человека счастливым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Произведение о любви, которое Вас взволновало? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
Направление 4. Путь
Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Примерные темы сочинений
- «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Зачем живёт человек, каково его предназначение? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Нужен ли человеку идеал? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Ради чего стоит жить человеку? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- В поисках смысла жизни. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Духовные искания человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» (Г. Гессе). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Почему человек решается идти наперекор судьбе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Какую жизнь можно считать прожитой не зря? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Как противостоять ударам судьбы? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Размышление о выборе жизненного пути. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
Направление 5. Год литературы
Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Примерные темы сочинений
- «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло…» (Л.М. Леонов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Как Вы понимаете высказывание А.И. Герцена: «Книга – это духовое завещание одного поколения другому»? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Круг моего чтения. (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Роль книги в моей семье. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Моя золотая полка. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Мои любимые литературные герои. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Книга, которая может изменить человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Какое произведение русской или зарубежной литературы Вам бы хотелось обсудить с автором?
- Какие проблемы, поднятые в литературе, наиболее интересны для Вас? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Какое произведение, юбиляр 2015 года, соответствует утверждению А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
Предварительный просмотр:
Сочинение 11 класс 2016 год.
- Время
Пояснение - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. - Дом
Пояснение - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. - Любовь
Пояснение - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. - Путь
Пояснение - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. - Год литературы
Пояснение - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Список литературы .
Время
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
- А.П. Чехов «Вишнёвый сад»,
- А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
- А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
Дом
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»,
- И.А. Гончаров «Обломов»,
- Л.Н. Толстой «Война и мир»,
- А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
Любовь
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
- А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,
- И.А. Бунин «Чистый понедельник».
Путь
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»,
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
- А.П. Чехов «Ионыч»,
- М.А. Шолохов «Тихий Дон».
Год литературы в России
- Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения),
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения),
- Джек Лондон «Мартин Иден».
Критерии оценивания
- Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям.
- 1. Соответствие теме. Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. «Незачет»: работа не соответствует теме или в ней отсутствует конкретная цель высказывания.
- 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст. «Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.
- 3. Композиция и логика рассуждения. Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. «Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.
- 4. Качество письменной речи. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла работы.
- 5. Грамотность. «Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)
В 2015 – 2016 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:
- 2 декабря 2015 года,
- 3 февраля 2016 года,
- 4 мая 2016 года.
Направления тем для итогового сочинения — 2016
«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Примерные темы сочинений:
1. "Вишнѐвый сад" А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России
2. Время — мерцающий пульс жизни
- 3. Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на глупые ссоры 4. Время может отнять у нас все, кроме любви
- «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
- Примерные темы сочинений:
- 1. Помещики и их усадьбы в поэме Н. В. Гоголя «Мѐртвые души»
- 2. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома
- 3. Дом — это взгляд на луну, поднимающуюся над спящей равниной...
- 4. Дом там, где мама. Где мама — там твой дом
- «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о еѐ светлых и трагических сторонах. Примерные темы сочинений:
- 1. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
- 2. Все начинается с любви...
- 3. Любовь сильнее смерти...
- 4. Люби ближнего, но не давайся ему в обман /К.Прутков/
- «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
- Примерные темы сочинений:
- 1. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага
- 2. Либо я найду свой путь, либо проложу его сам
- 3. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно
- 4. Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора
- «Год литературы в России» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе
- . Примерные темы сочинений:
- 1. Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду 2. Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество
- 3. Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые
- 4. Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа
- Список литературы по пяти направлениям Подготовка к сочинению
- Время •
- И.С. Тургенев "Отцы и дети" • А.П. Чехов "Вишнёвый сад" • А.М. Горький "Старуха Изергиль" • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" • С. Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") • Л.Н. Толстой "Война и мир"
- Дом •
- Н.В. Гоголь "Мёртвые души" • И.А. Гончаров "Обломов" • Л.Н. Толстой "Война и мир" • А.И. Солженицын "Матрёнин двор"
- Любовь •
- А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка" • А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся" • И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар" • И.С. Тургенев "Отцы и дети" • А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" • М. Горький "Старуха Изергиль" • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" • С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") • Л.Н. Толстой "Война и мир" • М.А. Шолохов "Тихий Дон" • Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" • А.Н. Островский "Гроза" • Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" • И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" • И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" • В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в штанах" • Л. Улицкая "Доч Бухары" • А. Платонов "Дерево Родины" • Э.М. Ремарк "Три товарища" • В. Шекспир "Ромео и Джульетта" • Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" • В. Гюго "Собор Парижской богоматери", Человек,который смеется" • Колин Маккалоу "Поющие в терновнике"
- Путь •
- М.Ю. Лермонтов "Мцыри", "Герой нашего времени" • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" • А.П. Чехов "Ионыч" • М.А. Шолохов "Тихий Дон" • Л. Н. Толстой "Война и мир" • Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты" • Янн Мартел "Жизнь Пи"
- Год литературы в России
- • Д.И. Фонвизин "Недоросль" (270 лет со дня рождения) • А.С. Грибоедов "Горе от ума" (220 лет со дня рождения) • Джек Лондон "Мартин Иден"
Памятка выпускнику по написанию выпускного сочинения
Требования к сочинению
1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)
2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.
3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
5.Структура сочинения:
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.
7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)
8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.
9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.
10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250слов. Рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Примерные темы итогового сочинения 2015-2016 учебного года
Направление 1. Время
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Примерные темы сочинений
- «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов) (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Как время и социальные условия влияют на судьбу человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- «Только с пользой прожитая жизнь долга» (Леонардо да Винчи). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- «Выбирай писателя так, как выбираешь друга» (пословица). (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Человек и время. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Личность и общество: возможна ли гармония. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Согласны ли Вы с утверждением Гесиода: «Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!» (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
Направление 2. Дом
Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Примерные темы сочинений
- Что способствует взаимопониманию людей разных поколений? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Какими должны быть взаимоотношения между родителями и детьми? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- «Тихая моя родина» (Н. Рубцов). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Как Вы понимаете утверждение Горация: «Добродетель родителей – большое приданое»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Родители и дети в жизни и в литературе. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Какую роль в становлении личности может играть семья? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Чем может быть для детей ценен опыт отцов? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Что может мешать отцам и детям понять друг друга? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Роль родительского наставления в жизни человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
Направление 3. Любовь
Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
Примерные темы сочинений
- «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- С любовью о родной природе (с опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М. Достоевский). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М.Горький). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Согласны ли Вы с утверждением А. Блока: «…только влюблённый имеет право на звание человека»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Человек и «братья наши меньшие» в литературе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Что важнее любить или быть любимым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Всегда ли любовь делает человека счастливым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Произведение о любви, которое Вас взволновало? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
Направление 4. Путь
Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Примерные темы сочинений
- «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Зачем живёт человек, каково его предназначение? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Нужен ли человеку идеал? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Ради чего стоит жить человеку? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- В поисках смысла жизни. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Духовные искания человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» (Г. Гессе). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Почему человек решается идти наперекор судьбе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Какую жизнь можно считать прожитой не зря? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Как противостоять ударам судьбы? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Размышление о выборе жизненного пути. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
Направление 5. Год литературы
Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Примерные темы сочинений
- «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло…» (Л.М. Леонов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Как Вы понимаете высказывание А.И. Герцена: «Книга – это духовое завещание одного поколения другому»? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Круг моего чтения. (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
- Роль книги в моей семье. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Моя золотая полка. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Мои любимые литературные герои. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Книга, которая может изменить человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
- Какое произведение русской или зарубежной литературы Вам бы хотелось обсудить с автором?
- Какие проблемы, поднятые в литературе, наиболее интересны для Вас? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
- Какое произведение, юбиляр 2015 года, соответствует утверждению А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса
Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...
Программа по информатизации БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 100» 2013-2016г.г.
Реализуемые по инициативе Президента России приоритетные национальные проекты для достижения основной цели - повышения качества жизни граждан страны - полагают необходимым р...
Календарно-тематическое планирование по экономике для 8-х классов 2015-2016г.
Календарно-тематическое планирование по экономике 8-й класс....
Календарно-тематическое планирование по технологии для неделимых 5-х классов 2015-2016г
Календарно-тематическое планирование по технологии для неделимых 5-х классов....
Анализ ЕГЭ и ОГЭ 2016г
В статье дается подробный анализ изменений в структуре КИМ в ЕГЭ и ОГЭ по географии...
2015-2016г. К урокам биологии 5 класс
К урокам биологии 5 класс презентация "Строение клетки"...
Сочинение 2016г.
Темы сочинений в 2015-2016 уч. год. (список литературы, примерные темы сочинений)...