С.Есенин. Лирика. 11 класс
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Толстухина Ольга Петровна

Презентация предназначенена для изучения лирики С.Есенниа по учебнику Русский язык и литература 11 класс под ред. Т.Ф.Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Есенин. Лирика. 11 класс2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергей Есенин. Лирика

Слайд 2

В лирике 1910-1913 годов выражена любовь ко всему живому, к жизни, к родине. Природа для Есенина – чудесный и необъятный храм, в котором всё прекрасно. С добрым утром! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» В любви к природе – исток есенинского чувства родины. Этим чувством проникнут сборник «Радуница» («Гой ты, Русь, моя родная…», «В хате», «Дед» и др.). Русь – воплощение рая.

Слайд 3

Литературовед С.П.Кошечкин писал: «В его сердце Россия входила таинственным шорохом трав, звоном колокольчика во ржи… Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она –свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение… это не просто чувство – это его философия жизни, краеугольный камень его миропонимания….»

Слайд 4

1918 г. – появление книги « Голубень ». Образ Руси – храм. Православное восприятие родины проявилось в стихотворении «Запели тёсаные дороги» Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка, И на известку колоколен Невольно крестится рука. О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Слайд 5

Постепенно гармонический лирический герой начинает меняться, у него появляется мятежный двойник – «грешник», «бродяга», «черный человек». «Куда нас несет рок событий?» - вопрос, который волнует поэта. Есенин страдает. Взлеты и падения поэта сродни с судьбой России.

Слайд 6

Преодолеть конфликт с послереволюционной действительностью, пережить свою «ненужность» помогло Есенину философское восприятие происходящего. Тема жизненного пути, неизбежной смены его этапов, принятие жизни во всех ее проявлениях нашла отражение в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» (1921) Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Слайд 7

Как ни метался поэт Россия всегда была для него единственной и постоянной любовью. Есенинская песнь родине – диалог лирического героя с миром русской природы. Природа слита с человеком, с его настроением, с его мыслями и чувствами. Природа одушевлена, многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета – синий и голубой – усиливают ощущение необъятности просторов. Эпитеты, метафоры, сравнения помогают глубже раскрыть поэтическое образы лирики Есенина.

Слайд 8

Любовь захватывает лирического героя. Но в отношениях нет безмятежности. В стихотворении «Письмо к женщине» - тема ушедшей любви, которую уже невозможно вернуть. Личная драма сопряжена с внутренним одиночеством лирического героя. Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком.

Слайд 9

Стихи последних лет трагичны; все сильнее чувствует себя ненужным: « В своей стране я словно иностранец» Об этом стихотворения «Русь уходящая», «Русь советская». Русь уходящая Мы многое еще не сознаем, Питомцы ленинской победы, И песни новые По-старому поем, Как нас учили бабушки и деды. Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом! Знать, оттого так хочется и мне, Задрав штаны, Бежать за комсомолом. Я уходящих в грусти не виню, Ну где же старикам За юношами гнаться? Они несжатой рожью на корню Остались догнивать и осыпаться…

Слайд 10

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит коноплянник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь . В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.

Слайд 11

«Отговорила роща золотая» – печальные раздумья поэта о смысле всего сущего и в своей судьбе, о подчиненности человеческого существования законам природы. Образ осени – пора тишины, ярких красок – ассоциация с закатной порой человеческой жизни. Мотив увядания, ощущение приближения последних дней. Символична цветовая гамма: «роща золотая» – человеческая жизнь, «сиреневая цветвь » – весна человека, «Рябина красная» – костер жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русский бунт. Изучение трагедии "Пугачев" С Есенина, 8 класс

Цели урока: •Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции.••Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску ...

ЛИТЕРАТУРА Урок- исследование_Изография в лирике Есенина_ 9 класс

Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина. Задачи: образовательные: - организовать поисково-исследовательскую деятельность в работ...

Своеобразие лирики Есенина 11 класс

Своеобразие  лирики  Есенина 11 класс...

« Чувство Родины – основное в моем творчестве». Лирика С.А.Есенина. 11 класс

    Урок на тему: « Чувство Родины – основное в моем творчестве».  Лирика С.А.Есенина. 11 класс...

Технологическая карта урока «Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина» 5 класс

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...