Своеобразие лирики Есенина 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема(2 часа): «Сергей Александрович Есенин как национальный поэт. Своеобразие лирики Есенина».
Цели:
1) образовательная: усвоить особенности личности и творческого метода поэта;
2) развивать понимание своеобразия лирики Есенина как одного из самых гармоничных поэтов;
3) воспитывать любовь к неброской красоте родного края.
Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к Родине.
С.Есенин.
Его поэзия есть как бы разбрасывание
обеими пригоршнями сокровищ его души.
Ал.Толстой.
Оборудование : портрет Есенина, мультимедийный экран, фломастеры, бумага.
Тип урока- комбинированный.
Этапы урока.
1.Организационный.
2.Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворений С.А.Есенина).
3.Психологическая подготовка к изучению новой темы.
Задание : подобрать цветовую окраску к гласным .
Сопоставление с данными эксперимента (по книге А.П.Журавлёва «Звук и смысл»)
А – густо-красный
Я – ярко-красный
О – светло-жёлтый или белый
Е - зелёный
Ё – жёлто-зелёный
Э – зеленоватый
И – синий
Й – синеватый
У – тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый
Ю – голубоватый, сиреневый
Ы – мрачный, тёмно-коричневый или чёрный
4.Объяснение нового материала.
Работа с презентацией «Звук и смысл»
- Составление плана очерка о Есенине.
План.
1.Константиново - родное село поэта.
2.Древняя рязанская земля - колыбель великого поэта России.
3. «Человек - неотъемлемая часть единой живой природы».
- Чтение плана.
- Работа со стихотворениями:
«Дождь»
Основной тон картины создают тёмные, сине-зелёные у, как
грозовые тучи с тёмными нотками ы и синеватыми небесными просветами и.
Зелёная гамма поддерживается многочисленными ударными е и ё.
Есть даже жёлтый мазок, ударный о, как раз в том месте, где появляется жёлтая деталь пейзажа - сухой песок.
Может, эти странные соответствия звука и цвета случайны?
«Зелёная берёзка…»
Стихотворение буквально переливается разными оттенками зелёного: от светло-зелёной листвы до тёмно-зелёного отражения в воде.
Но трудно всё-таки поверить, что поэт, сам того не замечая, выстраивает математически-точные соответствия между звуками, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описываются в стихотворении.
Наблюдения над первой строкой стихотворения
«Воздух прозрачный и синий…»
В стихотворении 3 раза назван цвет синий, включая лазурь; значит, по нашей гипотезе должен доминировать «синий» и. И доминирует, превышая норму в три раза.
«Выткался на озере алый цвет зари…»
По сравнению с нормой, превышается частотность употребления а и у.
Цветовой картине, нарисованной словами, соответствует цветовое изображение красками вечерней зари: тёмно-синее небо, подсвеченное угасающим красным - это и есть вечерняя заря.
Грустные у, радостные а не что иное, как «тоска весёлая».
Это не случайность, а рука мастера, творение таланта.
«Поэтический талант включает поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которые помогают ему не только создавать нужные слова и рифмы, но и заставляют саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи». (Журавлев А.П.)
Есенин - один из самых гармоничных поэтов.
5.Цветопись в стихотворениях Есенина.
Уже в ранних стихотворениях Есенина природа воспринимается как живое существо, способное во всём уподобляться человеку. Метафора - характерная особенность стиля Есенина.
6. Закрепление изученного.
Аналитическая работа учащихся со стихотворением Есенина:
«О красном вечере задумалась дорога…»
7.Самостоятельная работа .
8. Подведение итогов. Оценивание деятельности.
9. Задание на дом : подготовить сообщение о С.А.Есенине на основе материалов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....