олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему
В данном файле содержатся олимпиадные задания по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnye_zadaniya_po_literature_11_klassmicrosoft_word_9.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Школьный этап
11 КЛАСС
шифр (имя) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ИТОГО | |||
max 10 | max 10 | max 9 | max 10 | max 10 | max 10 | max 10 | max 10 | max 79 | |
Работать можно прямо на этом листе.
Часть I
1. Какие персонажи чеховских пьес наделены такими привычками? Заполните таблицу.
10 баллов
привычки | Персонаж | пьеса |
Играет на скрипке, а потом катает детскую коляску | ||
Расчёсывает бороду и читает газету | ||
Показывает фокусы | ||
Просит взаймы денег | ||
В воображении играет на бильярде |
2. Что объединяет эти фрагменты стихотворений? Напишите 5-10 предложений об их общих признаках, подкрепляя свои суждения текстом. 10 баллов
А.Твардовский, «Поездка в Загорье», 1939 | А.Твардовский, «Я убит подо Ржевом…», 1946 | Б.Пастернак, «Вакханалия» 1956-59 | И. Бродский, 1962 |
Что, пожив у соседей, здравствуй, родная | Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе; Где травинку к травинке Речка травы прядёт, — Там, куда на поминки Даже мать не придёт… | …Но конец героини То же бешенство риска, Словно буйство премьерши Сколько надо отваги, Как играют алмазы, | Ни страны, ни погоста И душа, неустанно |
3. Перед вами названия поэтических сборников начала XX века. Попробуйте определить по названиям сборников, к какому поэтическому течению мог принадлежать автор. Впишите в соответствующие графы таблицы определённые цифры. 9 баллов
1) «Золото в лазури»; 2) «Громокипящий кубок»; 3) «Камень»; 4) «Вечер»; 5) «Колчан»;6) «Полутораглазый стрелец»; 7) «Близнец в тучах»; 8) «Стихи о Прекрасной Даме»;9) «Urbi et orbi».
cимволисты | акмеисты | Футуристы |
4. Напишите литературоведческую статью «Псевдоним». Объём – 5-10 предложений. Не забудьте о примерах. 10 баллов
Часть II
Выберите для анализа один из предложенных текстов. Напишите сочинение (эссе) по одному из них. Вопросы, данные ниже, могут помочь вам в этом. Пишите увлекательно, красиво, связно, грамотно. 40 баллов
АЛЕКСАНДР ЛЕВИН (р.1957)
ТРИДЦАТЬ ПЕРВОГО ЧИСЛА
Тридцать первого числа
в небе лампа расцвела,
тыща жёлтиков стояла,
а кругом трава росла.
Гроздья белые с каштанов грузно свешивались вверх.
Мы носили нашу сумку в продуктовый магазин,
мы меняли наши деньги на картошку и батон,
мы смотрели, что бывает тридцать первого числа.
Тридцать первого числа
лета красная пришла.
Пудель белая бежала,
мелким хвостиком трясла.
Серый ворон хрипло крякал шерстяною головой.
С червяком скакал довольный предпоследний воробей.
Кот мяукал Христа ради, разевая нервный рот,
с ним задумчиво ходила кошка, полная котят.
Тридцать первого числа
жизнь веселая была,
даже музыка играла
тридцать первого числа.
В третьем-пятом магазине мы купили молока.
Нам играли трали-вали в полыселой голове.
Мы смотрели мульти-пульти в минусовые очки,
и тягучим чёрным медом солнце плавилось во рту.
Тридцать первого числа
наша очередь пришла,
чья-то ласточка летела,
Лета красная текла.
А за нею, ближе к ночи, нам отведать довелось
асфоделевого1 мёда на цветущем берегу,
где стоим мы, прижимая к нашей призрачной груди
две картонные коробки с порошковым молоком.
1994
______________________________
1 Асфодель – название рода растений. У древних греков существовало мифическое представление о «полях асфоделей» в Аиде (подземный мир), по которым блуждали тени умерших.
1. Что вы можете сказать о времени и пространстве стихотворения?
2. Какие художественные средства вы можете отметить?
3. Что вы можете сказать об идее стихотворения?
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН (1918 – 2008)
ОЗЕРО СЕГДЕН
Об озере этом не пишут и громко не говорят. И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка. Человек или дикий зверь, кто увидит эту чёрточку над своим путём — поворачивай! Эту чёрточку ставит земная власть. Эта чёрточка значит: ехать нельзя и лететь нельзя, идти нельзя и ползти нельзя.
А близ дорог в сосновой чаще сидят в засаде постовые с турчками1 и пистолетами.
Кружишь по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, — не найдёшь, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый. И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё ты не добежал до него, а уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век.
Сегденское озеро — круглое, как циркулем вырезанное. Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб тебя не заметили) — до другого только эхо размытое дойдёт. Далеко. Обомкнуто озеро прибрежным лесом. Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега: где жёлтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава легла. Вода ровная-ровная, гладкая без ряби, кой-где у берега в ряске, а то прозрачная белая — и белое дно.
Замкнутая вода. Замкнутый лес. Озеро в небо смотрит, небо — в озеро. И есть ли ещё что на земле — неведомо, поверх леса — не видно. А если что и есть — оно сюда не нужно, лишнее.
Вот тут бы и поселиться навсегда... Тут душа, как воздух дрожащий. Между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли.
Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро: вон дача его, купальни его. Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. Сперва синий дымок над озером, а погодя — выстрел.
Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная область. А сюда, чтоб никто не мешал им, — закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. Вот следы: кто-то костёр раскладывал, притушили в начале и выгнали.
Озеро пустынное. Милое озеро.
Родина...
(Из цикла «Крохотки», 1958-1960)
____________________________
1 турчки (торчки) – колышки, палки (по В.Далю), возможно, связано со словом «турить» – гнать, выгонять.
- Что вы можете сказать о пространстве и времени произведения?
- Как бы вы определили идею произведения?
- Какие художественные средства вы можете отметить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по литературе.
В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы....
Олимпиадные задания по литературе 5 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...
Олимпиадные задания по литературе 6 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...
Олимпиадные задания по литературе
Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 классы
Школьный этап...
Олимпиадные задания по литературе
Литература1 -й (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...