олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (5 класс) на тему

Абиева Дилара Яшаровна

В данном файле содержатся олимпиадные задания по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Школьный этап

5 КЛАСС

шифр (имя)

1

2

3

4

5

6

ИТОГО

max 7

max 9

max

10

max

2+ …

max

10

Max 10

max 10

max 10

max 10

max

~ 78

Работать следует прямо на этом листе.

Часть I

  1. Определите и назовите жанр по фрагментам текста.                                 7 баллов

Фрагмент

название жанра

Жили в старину старик и старуха. Детей у них не было; одиночество стариков скрашивали пес Онгоро и кот Нэнгоро. Хозяева любили их, как своих детей. Однажды старик пошел на поле, где росли бобы, и увидел там еле живого ужа. Вид у ужа был такой жалкий, что старик подобрал его и отнес домой. Он дал ему кличку Норо.

– Ну вот, наша семья и увеличилась, – сказал старик.

Вот царём Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир весёлый тот

Царь одиннадцать зовёт

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Бывало времечко, и мы ели семечко; а теперь и толкут, да нам не дают.

Красное коромысло через реку повисло.

2. В тексте выделены слова (словосочетания), которые автор использовал в качестве художественных средств. Назовите эти средства. На каждой строке справа напишите их название(-я).                                                                .                                9 баллов

А.        Цветы глядят с тоской влюблённой,                 __________________________

Безгрешно чисты, как весна,                        __________________________

Роняя с пылью благовонной                        __________________________

Плодов румяных семена. (А.Фет.)                        __________________________

Б.        В сто сорок солнц закат пылал,                 ___________________________
        в июль
катилось лето,                         ___________________________
        была жара,
                
жара плыла –                          ___________________________
        на даче было это.
(В.Маяковский.)

3. Вставьте пропущенное слово (слова). Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок.                                                                                        10 баллов

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич __________.

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть ___________     ___________,

А хочу быть вольною царицей»

«…Басурманин, ворожей,

Чернокнижник и злодей;

Что он с бесом хлеб-соль водит,

В церковь _________ не ходит,

Католицкий держит крест

И постами ________      ______».

4. В сказках мы встречаемся с волшебными предметами, созданными творческой фантазией народа. Некоторые из них нашли воплощение в реальности спустя многие годы. Например, ковёр-самолёт из древних сказок – прообраз современного самолёта. Назовите разные волшебные предметы и их аналоги в современном мире.

волшебный предмет

современный аналог

По 2 балла за каждую пару

5. Учитывая фольклорные традиции, сочините загадку о компьютере.                        10 баллов

Часть II.

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст. Пишите на обороте этого листа или на особом листе.                                                40 баллов

САША ЧЁРНЫЙ (1880—1932)

                        * * *

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьёзный вид!

Ходят боком вдоль забора, головёнки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом —

На берёзовой макушке, на крыльце и под крыльцом?

Эх, когда б я сам был галкой — через форточку б махнул

И весёлою нырялкой в синем небе потонул...

1925

  1. Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения?
  2. Какие чувства испытывает лирический герой («я»)? Откуда мы об этом знаем?
  3. С помощью каких слов автор изображает зиму?
  4. С помощью каких слов автор изображает галок?
  5. Зачем автор повторяет слова в 4-й строке?
  6. Какие образы и какие идеи автор противопоставляет в 3-й и 4-й строфах? С какой целью?
  7. Какие необычные прилагательные (эпитеты) вам встретились? Зачем автор использует их?
  8. Какое необычное слово автор использует в последней строке? Почему?
  9. Почему в небе можно «потонуть»?
  10. Как бы вы передали основную мысль стихотворения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...