олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему
В данном файле содердатся олимпиадные задания по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_tur_olimpiady_po_literature_2011_klyuchi_11.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Школьный этап
11 КЛАСС — КЛЮЧИ
Часть I
Полужирным шрифтом выделены слова, которые должны быть в ответе.
1. Какие персонажи чеховских пьес наделены такими привычками? Заполните таблицу.
привычки | персонаж | пьеса |
Играет на скрипке, а потом катает детскую коляску | Андрей Прозоров | «Три сестры» |
Расчёсывает бороду и читает газету | Чебутыкин; Сорин расчёсывает бороду, но не читает газет | «Три сестры», «Чайка»; ответ «Сорин», «Чайка» оценивается в 2 балла |
Показывает фокусы | Шарлотта | «Вишневый сад» |
Просит взаймы денег | Симеонов-Пищик | «Вишневый сад» |
В воображении играет на бильярде | Леонид Гаев | «Вишневый сад» |
10 баллов: по два балла за верно названного персонажа и по два балла за верно названную пьесу.
2. Что объединяет эти фрагменты стихотворений? Напишите 5-10 предложений об их общих признаках, подкрепляя свои суждения текстом.
параметр | комментарий | баллы |
стихотворный размер | двустопный анапест | 0 — 2 балла |
время | XX век, размер не харктерен для более раннего времени | 0 — 2 балла |
тематика-1 | тема прощания | 0 — 2 балла |
тематика-2 | тема смерти | 0 — 2 балла |
синтаксическая стройность | параллелизмы, анафоры | 0 — 2 балла |
Итого | 10 баллов |
3. 1) «Золото в лазури»; 2) «Громокипящий кубок»; 3) «Камень»; 4) «Вечер»; 5) «Колчан»;6) «Полутораглазый стрелец»; 7) «Близнец в тучах»; 8) «Стихи о Прекрасной Даме»;9) «Urbi et orbi».
cимволисты | акмеисты | футуристы |
1, 8, 9 | 3, 4 ,5 | 2, 6, 7 |
9 баллов
4. Приводим статью «Псевдоним» из «Литературной энцилопедии»
Псевдоним [греч. pseudónymos — «лжеименный»] — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, к-рое по тем или иным причинам надо скрыть. По условиям создания вымышленного имени следует различать П. лит-ый от П. сценического и других многочисленных случаев зашифровки имен (напр. употребление условных партийных имен при подпольной работе и т. п.). В дальнейшем мы будем говорить только о лит-ом П.
Рост употребления П. находится в прямой связи с ростом индивидуального самосознания автора, с возникновением понятий авторского права и авторской ответственности. Зашифровка имени вызывается стремлением автора по тем или иным причинам отвести от себя подозрение в авторстве. Причины эти весьма различны — П. часто подписываются первые выступления (Гоголь выпустил «Ганца Кюхельгартена» под псевдонимом В. Алова), выступления не по специальности (проф. Вагнер подписывал свои «Сказки» псевдонимом Кота Мурлыки) и т. п.; но особенно часто к П. прибегают в тех случаях, когда лит-ые выступления становятся формой политической борьбы, — отсюда особенно широкое применение П. в сатирической лит-ре, в памфлете, в критике и публицистике.
Античные классики естественно редко прибегали к П. Как на самый древний пример зашифровки имени иногда указывают на Аристофана [V—IV вв. до н. э.], якобы ставившего на сцене свои первые (а также и нек-рые более поздние) пьесы не под своим именем, а под именами комических поэтов того времени Филонида и Каллистрата (причем авторство Аристофана было известно зрителям, и сами Филонид и Каллистрат за авторов этих комедий себя не выдавали). Кроме этого примера указывают еще на Ксенофонта, называвшего в своей «Истории Греции» (III, 1, 2) Фемистогена автором описания похода Кира Младшего и скрывавшего под этим П. самого себя. Из более поздних примеров укажем на Федра (Phaedrus), автора басен на латинском яз.; по предположению Cassitto, Федр есть одно и то же лицо с тем Полибием (не греч. историком), которому Сенека написал свое «Утешение» (Consolatio ad Polybium). Зашифровка имен в поэзии средневековья тоже не подходит под понятие лит-ого П., т. к. обычно зашифровывается не имя автора, а имя адресата. В эпоху Возрождения П. впервые получают большое распространение. Правда, лишь с некоторой натяжкой можно подвести под понятие П. обычную у гуманистов манеру изменять свои фамилии на античный лад. Так напр. филолог César de l’Escale назывался Julius Caesar Scaliger; знаменитый гуманист Henri Estienne — Henricus Stephanus; сподвижник Лютера Schwartzerd — Philippus Melanchthon (буквальный перевод с немецкого на греческий — «черная земля»). Но в боях гуманистов с «темными людьми» и в агитационной лит-ре времен реформации и контрреформации можно уже говорить о псевдониме в собственном смысле слова.
Не менее распространены П. в публицистической лит-ре XVII и XVIII вв., когда автору, дерзавшему выступить против «великих мира сего», угрожали всяческие кары. Вольтер (настоящая фамилия — Arouet) имел свыше 160 П., иногда маскируясь даже русским (Jean Blokof, Sheremetof, Ivan Alethof и даже Alexis archevêque de Novogorod). Были П. у Бальзака, Виктора Гюго, Вальтера Скотта и едва ли не у всех крупных и малых зап.-европейских писателей.
Формы зашифровки фамилий весьма разнообразны. Иногда П. являются первые буквы настоящей фамилии (П. Я. — П. Якубович-Мельшин), иногда намекают на свое происхождение (писатель Завалишин пользовался псевдонимом А. Мордвин), иногда берут фамилию предка, когда-то писавшего (В. Я. Брюсов иногда писал под фамилией своего деда-баснописца — В. Бакулин), иногда исходят из своей профессии (ак. Н. А. Котляревский писал под П. «Старый профессор»), часто переворачивают свою фамилию, читая ее обратно (поэт М. Э. Портен — Нетроп + ов), подчас подписываются латинскими словами («Alexander» — В. Я. Брюсов, «Homo» — В. Л. Львов-Рогачевский и т. д.), иногда берут П. свое отчество (Серафимович — Александр Серафимович Попов). П. то служит подсобной фамилией для сторонних выступлений писателя (таковы псевдонимы Брюсова, Блока и др.), то совершенно затмевает настоящую фамилию автора (М. Горький, А. Белый, Д. Бедный). Д. Бедному приходилось пользоваться псевдонимами к псевдониму; так, в 1917 он подписывал ряд своих выступлений «Солдат Яшка — медная пряжка» и др. П. Иногда зашифровка фамилий стремится произвести комический эффект; таковы П. типа «Чехонте» (молодого Чехова), «Mi/f» (Д. Д. Минаева). Примером П. собирательного, скрывающего за собой нескольких авторов, является П. братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого — Козьма Прутков (см.). Особый интерес представляет П. тогда, когда он вырастает в художественный образ, от лица которого и ведется изложение (образы «Белкина» у Пушкина, «Рудого Панько» у Гоголя, «надворного советника Щедрина» у Салтыкова и т. п.).
Предлагаемая система оценивания
содержательность | баллы |
Сказано о том, что псевдоним – это вымышленное имя | 0 — 2 балла |
Сказано о том, что псевдоним могут брать писатели | 0 — 2 балла |
Сказано о причинах выбора псевдонима | 0 — 2 балла |
Сказано о том, что псевдоним может быть литературной маской | 0 — 2 балла |
Приведены примеры псевдонимов | 0 — 2 балла |
Итого | 10 баллов |
Часть II
Напоминаем, что ученики должны выбрать только один текст для анализа. Работа должна быть написана связным текстом.
Предлагаемая система оценивания сочинения по стихотворному тексту.
критериям 1, 3, 4 нужно выбрать балл, соответствующий уровню работы.
По критерию 2 баллы суммируются в зависимости от количества названных художественных особенностей.
1. Глубина понимания тематики и идеи стихотворения | 10 баллов | |
Стихотворение повествует о конце жизни | 2 балл | |
Жизнь кончается: стихотворение символически повествует о конце жизни | 4 балла | |
Жизнь кончается: стихотворение символически повествует о конце жизни, что отражено в образной системе стихотворения | 6 баллов | |
Жизнь кончается: стихотворение символически повествует о конце жизни, , что отражено в образной системе стихотворения; мы видим переход в мир иной | 8 баллов | |
Жизнь кончается, стихи символически повествуют о моменте перехода в мир иной, где всё оказывается призрачным. Это утверждение раскрыто в образной системе стихотворения, подчёркнуто метафорами и эпитетами. | 10 баллов | |
2. Наблюдения над художественными особенностями и использование терминов | 10 баллов | |
Отмечены и объяснены алогизмы и нестандартное словоупотребление | 2 балла | |
Отмечены и объяснены эпитеты | 2 балла | |
Отмечены и объяснены сравнения | 2 балла | |
Отмечены и объяснены метафоры и повторы | 2 балла | |
Отмечены и объяснены символы (ласточка, Лета, асфодели и проч.) | 2 балла | |
3. Композиция сочинения | 10 баллов | |
Предложения, отвечающие на поставленные в задании вопросы, слабо связаны друг с другом | 2 балла | |
Предложения связаны между собой, но присутствуют серьёзные нарушения логики | 4 балла | |
Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения (например, отсутствует вступление и/или заключение) | 6 балла | |
Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные нарушения логики внутри абзаца или на уровне предложения | 8 балла | |
Сочинение представляет собой связный текст, разделённый на смысловые части (в том числе отчётливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и внутри частей выстроен логично. | 10 баллов | |
4. Речевое оформление сочинения | ||
Речевых ошибок нет | 10 баллов | 10 баллов |
1-2 речевых ошибки | 8 балла | |
3 речевых ошибки | 6 балла | |
4 речевых ошибки | 4 балла | |
5 речевых ошибок | 2 баллов | |
Более 5 речевых ошибок | 0 баллов | |
Итого | 40 баллов |
Предлагаемая система оценивания сочинения по прозаическому тексту.
По критериям 1, 3, 4 нужно выбрать балл, соответствующий уровню работы.
По критерию 2 баллы суммируются в зависимости от количества названных художественных особенностей.
1. Глубина понимания идеи произведения | 10 баллов | |
Автор наблюдает за заповедной природой | 2 балл | |
Автор видит родные места (родину) и грустит о том, что не всем доступно это место | 4 балла | |
Автор видит родные места (родину), грустит о том, что не всем доступно это место, что подтверждено образной системой текста | 6 баллов | |
Родина, Россия — это заповедное место, куда простому русскому человеку не пробраться | 8 баллов | |
Родина, Россия — это заповедное место, куда простому русскому человеку не пробраться; у человека отнята Родина. | 10 баллов | |
2. Наблюдение над художественными особенностями и использование терминов | 10 баллов | |
Отмечены диалектные слова | 2 балла | |
Отмечены устаревшие слова | 2 балла | |
Отмечен нестандартный синтаксис | 2 балла | |
Отмечена и объяснена антитеза | 2 балла | |
2 балла | ||
3. Композиция сочинения | 10 баллов | |
Предложения, отвечающие на поставленные в задании вопросы, слабо связаны друг с другом | 2 балла | |
Предложения связаны между собой, но присутствуют серьёзные нарушения логики | 4 балла | |
Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения (например, отсутствует вступление и/или заключение) | 6 балла | |
Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные нарушения логики внутри абзаца или на уровне предложения | 8 балла | |
Сочинение представляет собой связный текст, разделённый на смысловые части (в том числе отчётливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и внутри частей выстроен логично. | 10 баллов | |
4. Речевое оформление сочинения | ||
Речевых ошибок нет | 10 баллов | 10 баллов |
1-2 речевых ошибки | 8 балла | |
3 речевых ошибки | 6 балла | |
4 речевых ошибки | 4 балла | |
5 речевых ошибок | 2 баллов | |
Более 5 речевых ошибок | 0 баллов | |
Итого | 40 баллов |
Время выполнения работы – 3 астрономических часа
В следующий тур проходит ученик, набравший 40 и более баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по литературе.
В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы....
Олимпиадные задания по литературе 5 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...
Олимпиадные задания по литературе 6 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...
Олимпиадные задания по литературе
Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 классы
Школьный этап...
Олимпиадные задания по литературе
Литература1 -й (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...