олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему

Абиева Дилара Яшаровна

В данном файле содердатся олимпиадные задания по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_tur_olimpiady_po_literature_2011_klyuchi_11.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Школьный этап

11 КЛАСС — КЛЮЧИ

Часть I

Полужирным шрифтом выделены слова, которые должны быть в ответе.

1. Какие персонажи чеховских пьес наделены такими привычками? Заполните таблицу.

привычки

персонаж

пьеса

Играет на скрипке, а потом катает детскую коляску

Андрей Прозоров

«Три сестры»

Расчёсывает бороду и читает газету

Чебутыкин;

Сорин расчёсывает бороду, но не читает газет

«Три сестры», «Чайка»; ответ «Сорин», «Чайка» оценивается в 2 балла

Показывает фокусы

Шарлотта

«Вишневый сад»

Просит взаймы денег

Симеонов-Пищик

«Вишневый сад»

В воображении играет на бильярде

Леонид Гаев

«Вишневый сад»

10 баллов: по два балла за верно названного персонажа и по два балла за верно названную пьесу.

2. Что объединяет эти фрагменты стихотворений? Напишите 5-10 предложений об их общих признаках, подкрепляя свои суждения текстом.

параметр

комментарий

баллы

стихотворный размер

двустопный анапест

0 — 2 балла

время

XX век, размер не харктерен для более раннего времени

0 — 2 балла

тематика-1

тема прощания

0 — 2 балла

тематика-2

тема смерти

0 — 2 балла

синтаксическая стройность

параллелизмы, анафоры

0 — 2 балла

Итого

10 баллов

3. 1) «Золото в лазури»; 2) «Громокипящий кубок»; 3) «Камень»; 4) «Вечер»; 5) «Колчан»;6) «Полутораглазый стрелец»; 7) «Близнец в тучах»; 8) «Стихи о Прекрасной Даме»;9) «Urbi et orbi».

cимволисты

акмеисты

футуристы

1, 8, 9

3, 4 ,5

2, 6, 7

9 баллов

4. Приводим статью «Псевдоним» из «Литературной энцилопедии»

        Псевдоним [греч. pseudónymos — «лжеименный»] — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, к-рое по тем или иным причинам надо скрыть. По условиям создания вымышленного имени следует различать П. лит-ый от П. сценического и других многочисленных случаев зашифровки имен (напр. употребление условных партийных имен при подпольной работе и т. п.). В дальнейшем мы будем говорить только о лит-ом П.

        Рост употребления П. находится в прямой связи с ростом индивидуального самосознания автора, с возникновением понятий авторского права и авторской ответственности. Зашифровка имени вызывается стремлением автора по тем или иным причинам отвести от себя подозрение в авторстве. Причины эти весьма различны — П. часто подписываются первые выступления (Гоголь выпустил «Ганца Кюхельгартена» под псевдонимом В. Алова), выступления не по специальности (проф. Вагнер подписывал свои «Сказки» псевдонимом Кота Мурлыки) и т. п.; но особенно часто к П. прибегают в тех случаях, когда лит-ые выступления становятся формой политической борьбы, — отсюда особенно широкое применение П. в сатирической лит-ре, в памфлете, в критике и публицистике.

        Античные классики естественно редко прибегали к П. Как на самый древний пример зашифровки имени иногда указывают на Аристофана [V—IV вв. до н. э.], якобы ставившего на сцене свои первые (а также и нек-рые более поздние) пьесы не под своим именем, а под именами комических поэтов того времени Филонида и Каллистрата (причем авторство Аристофана было известно зрителям, и сами Филонид и Каллистрат за авторов этих комедий себя не выдавали). Кроме этого примера указывают еще на Ксенофонта, называвшего в своей «Истории Греции» (III, 1, 2) Фемистогена автором описания похода Кира Младшего и скрывавшего под этим П. самого себя. Из более поздних примеров укажем на Федра (Phaedrus), автора басен на латинском яз.; по предположению Cassitto, Федр есть одно и то же лицо с тем Полибием (не греч. историком), которому Сенека написал свое «Утешение» (Consolatio ad Polybium). Зашифровка имен в поэзии средневековья тоже не подходит под понятие лит-ого П., т. к. обычно зашифровывается не имя автора, а имя адресата. В эпоху Возрождения П. впервые получают большое распространение. Правда, лишь с некоторой натяжкой можно подвести под понятие П. обычную у гуманистов манеру изменять свои фамилии на античный лад. Так напр. филолог César de l’Escale назывался Julius Caesar Scaliger; знаменитый гуманист Henri Estienne — Henricus Stephanus; сподвижник Лютера Schwartzerd — Philippus Melanchthon (буквальный перевод с немецкого на греческий — «черная земля»). Но в боях гуманистов с «темными людьми» и в агитационной лит-ре времен реформации и контрреформации можно уже говорить о псевдониме в собственном смысле слова.

        Не менее распространены П. в публицистической лит-ре XVII и XVIII вв., когда автору, дерзавшему выступить против «великих мира сего», угрожали всяческие кары. Вольтер (настоящая фамилия — Arouet) имел свыше 160 П., иногда маскируясь даже русским (Jean Blokof, Sheremetof, Ivan Alethof и даже Alexis archevêque de Novogorod). Были П. у Бальзака, Виктора Гюго, Вальтера Скотта и едва ли не у всех крупных и малых зап.-европейских писателей.

        Формы зашифровки фамилий весьма разнообразны. Иногда П. являются первые буквы настоящей фамилии (П. Я. — П. Якубович-Мельшин), иногда намекают на свое происхождение (писатель Завалишин пользовался псевдонимом А. Мордвин), иногда берут фамилию предка, когда-то писавшего (В. Я. Брюсов иногда писал под фамилией своего деда-баснописца — В. Бакулин), иногда исходят из своей профессии (ак. Н. А. Котляревский писал под П. «Старый профессор»), часто переворачивают свою фамилию, читая ее обратно (поэт М. Э. Портен — Нетроп + ов), подчас подписываются латинскими словами («Alexander» — В. Я. Брюсов, «Homo» — В. Л. Львов-Рогачевский и т. д.), иногда берут П. свое отчество (Серафимович — Александр Серафимович Попов). П. то служит подсобной фамилией для сторонних выступлений писателя (таковы псевдонимы Брюсова, Блока и др.), то совершенно затмевает настоящую фамилию автора (М. Горький, А. Белый, Д. Бедный). Д. Бедному приходилось пользоваться псевдонимами к псевдониму; так, в 1917 он подписывал ряд своих выступлений «Солдат Яшка — медная пряжка» и др. П. Иногда зашифровка фамилий стремится произвести комический эффект; таковы П. типа «Чехонте» (молодого Чехова), «Mi/f» (Д. Д. Минаева). Примером П. собирательного, скрывающего за собой нескольких авторов, является П. братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого — Козьма Прутков (см.). Особый интерес представляет П. тогда, когда он вырастает в художественный образ, от лица которого и ведется изложение (образы «Белкина» у Пушкина, «Рудого Панько» у Гоголя, «надворного советника Щедрина» у Салтыкова и т. п.).

Предлагаемая система оценивания

содержательность

баллы

Сказано о том, что псевдоним – это вымышленное имя

0 — 2 балла

Сказано о том, что псевдоним могут брать писатели

0 — 2 балла

Сказано о причинах выбора псевдонима

0 — 2 балла

Сказано о том, что псевдоним может быть литературной маской

0 — 2 балла

Приведены примеры псевдонимов

0 — 2 балла

Итого

10 баллов


Часть II

Напоминаем, что ученики должны выбрать только один текст для анализа. Работа должна быть написана связным текстом.

Предлагаемая система оценивания сочинения по стихотворному тексту.

критериям 1, 3, 4 нужно выбрать балл, соответствующий уровню работы.

По критерию 2 баллы суммируются в зависимости от количества названных художественных особенностей.

1. Глубина понимания тематики и идеи стихотворения

10 баллов

Стихотворение повествует о конце жизни

2 балл

Жизнь кончается: стихотворение символически повествует о конце жизни

4 балла

Жизнь кончается: стихотворение символически повествует о конце жизни, что отражено в образной системе стихотворения

6 баллов

Жизнь кончается: стихотворение символически повествует о конце жизни, , что отражено в образной системе стихотворения; мы видим переход в мир иной

8 баллов

Жизнь кончается, стихи символически повествуют о моменте перехода в мир иной, где всё оказывается призрачным. Это утверждение раскрыто в образной системе стихотворения, подчёркнуто метафорами и эпитетами.

10 баллов

2. Наблюдения над художественными особенностями и использование терминов

10 баллов

Отмечены и объяснены алогизмы и нестандартное словоупотребление

2 балла

Отмечены и объяснены эпитеты

2 балла

Отмечены и объяснены сравнения

2 балла

Отмечены и объяснены метафоры и повторы

2 балла

Отмечены и объяснены символы (ласточка, Лета, асфодели и проч.)

2 балла

3. Композиция сочинения

10 баллов

Предложения, отвечающие на поставленные в задании вопросы, слабо связаны друг с другом

2 балла

Предложения связаны между собой, но присутствуют серьёзные нарушения логики

4 балла

Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения (например, отсутствует вступление и/или заключение)

6 балла

Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные нарушения логики внутри абзаца или на уровне предложения

8 балла

Сочинение представляет собой связный текст, разделённый на смысловые части (в том числе отчётливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и

внутри частей выстроен логично.

10 баллов

4. Речевое оформление сочинения

Речевых ошибок нет

10 баллов

10 баллов

1-2 речевых ошибки

8 балла

3 речевых ошибки

6 балла

4 речевых ошибки

4 балла

5 речевых ошибок

2 баллов

Более 5 речевых ошибок

0 баллов

Итого

40 баллов


Предлагаемая система оценивания сочинения по прозаическому тексту.

По критериям 1, 3, 4 нужно выбрать балл, соответствующий уровню работы.

По критерию 2 баллы суммируются в зависимости от количества названных художественных особенностей.

1. Глубина понимания идеи произведения

10 баллов

Автор наблюдает за заповедной природой

2 балл

Автор видит родные места (родину) и грустит о том, что не всем доступно это место

4 балла

Автор видит родные места (родину), грустит о том, что не всем доступно это место, что подтверждено образной системой текста

6 баллов

Родина, Россия — это заповедное место, куда простому русскому человеку не пробраться

8 баллов

Родина, Россия — это заповедное место, куда простому русскому человеку не пробраться; у человека отнята Родина.

10 баллов

2. Наблюдение над художественными особенностями и использование терминов

10 баллов

Отмечены диалектные слова

2 балла

Отмечены устаревшие слова

2 балла

Отмечен нестандартный синтаксис

2 балла

Отмечена и объяснена антитеза

2 балла

2 балла

3. Композиция сочинения

10 баллов

Предложения, отвечающие на поставленные в задании вопросы, слабо связаны друг с другом

2 балла

Предложения связаны между собой, но присутствуют серьёзные нарушения логики

4 балла

Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения (например, отсутствует вступление и/или заключение)

6 балла

Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные нарушения логики внутри абзаца или на уровне предложения

8 балла

Сочинение представляет собой связный текст, разделённый на смысловые части (в том числе отчётливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и

внутри частей выстроен логично.

10 баллов

4. Речевое оформление сочинения

Речевых ошибок нет

10 баллов

10 баллов

1-2 речевых ошибки

8 балла

3 речевых ошибки

6 балла

4 речевых ошибки

4 балла

5 речевых ошибок

2 баллов

Более 5 речевых ошибок

0 баллов

Итого

40 баллов

Время выполнения работы – 3 астрономических часа

В следующий тур проходит ученик, набравший 40 и более баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...