олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему
В данном файле содержатся олимпиадные задания по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_tur_olimpiady_po_literature_2011_klyuchi_8.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Школьный этап
8 класс — ключи
Часть I
1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской, европейской и американской литературы (проставьте цифры в каждой колонке).
Произведение | Жанр | Автор |
1. «Персиваль, или Повесть о Граале» | 2 | 5 |
2. «Дэвид Копперфилд» | 8 | 1 |
3. «Капитан Сорви-голова» | 10 | 6 |
4. «Страдания юного Вертера» | 3 | 8 |
5. «Буря» | 5 | 7 |
6. «Марфа Посадница» | 1 | 2 |
7. «Боярин Орша» | 9 | 9 |
8. «Князь Серебряный» | 4 | 4 |
9. «Зверобой» | 6 | 10 |
10. «Продавец воздуха» | 7 | 3 |
20 баллов: по 1 баллу за жанр и за имя автора
2. Подчеркните слова, которые автор использовал в качестве художественных средств. Назовите эти средства. На каждой строке справа напишите их название(-я).
Я пробудился. Был, как осень, тёмен сравнение
Рассвет, и ветер, удаляясь, нёс, олицетворение
Как за возом бегущий дождь соломин, сравнение, эпитет, метафора
Гряду бегущих по небу берёз. метафора, эпитет
(Б.Пастернак)
14 баллов: по 2 балла за приём
3. Вставьте пропущенные слова. Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок. Оценивается 1 баллом верное (!) заполнение пропуска, 1 баллом имя автора и 1 баллом точное (!) название произведения. Орфографические ошибки не учитываются.
Фрагмент | автор | произведение |
Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. | М.Ю.Лермонтов | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла, Вокруг меня народы возмутила И в жертву мне Бориса обрекла – Царевич я. Довольно, стыдно мне Пред гордою полячкой унижаться. | А.С.Пушкин | «Борис Годунов» |
– Нет, – сказал Василий Тёркин И вздохнул. И снова: – Нет. Нет, ребята. Что там орден. Не загадывая вдаль, Я ж сказал, что я не гордый, Я согласен на медаль. | А.Т.Твардовский | «Василий Тёркин» |
15 баллов
4. Предлагаем следующую систему оценивания творческого задания.
Параметр | Комментарий | баллы |
соблюдение стихотворного размера | русский гекзаметр устроен как шестистопный дактиль, стопы которого, кроме последней, могут заменяться стопой хорея | 0—2 балла |
соблюдение формальных стихотворных особенностей | белый стих с женскими окончаниями | 0—2 балла |
лексика и стилистика | торжественные слова, «высокий» стиль, сложные прилагательные в роли эпитетов, архаизмы | 0—2 балла |
Синтаксис | сложный синтаксис, многосоюзие | 0—2 балла |
Содержательность | эпическое начало даже в описании | 0—2 балла |
Итого | 10 баллов |
Просим присылать лучшие тексты.
Часть II. Сочинение о стихотворении (анализ текста).
В задании говорится: «Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст». Обратите внимание школьников на это предисловие. Работа оценивается только в том случае, если она представляет собой связный текст.
Творческое задание непросто оценивать. Предлагаем следующую систему оценивания:
По критериям 1, 3, 4 нужно выбрать балл, соответствующий уровню работы.
По критерию 2 баллы суммируются в зависимости от количества названных художественных особенностей.
1. Глубина понимания идеи стихотворения | 10 баллов | |
Автор (лирический герой) грустит о срубленных ёлках | 2 балла | |
Ель сравнивается с человеком, с младенцем | 4 балла | |
Ель сравнивается с Христом, чему способствует образная система стихотворения | 6 баллов | |
Ель сравнивается с человеком: с героиней (1-я строфа), с младенцем Христом (2 и 3-ья строфы), так как Новый год – время подведения итогов и рождения нового, а ель – символ Нового года и Рождества. | 8 баллов | |
Ель сравнивается с человеком: с героиней (1-я строфа), с младенцем Христом (2 и 3-ья строфы), так как Новый год – время подведения итогов и рождения нового, а ель – символ Нового года и Рождества. Конфликт, заданный посвящением и 1-й строфой, оборачивается торжеством: превращением ели в Младенца, «знакомством золота и зелени». Гибель ели на кресте – начало новой жизни. | 10 баллов | |
2. Наблюдение над художественными особенностями и использование терминов | 14 баллов | |
Отмечены и объяснены лексические и фонетические архаизмы | 2 балла | |
Отмечены и объяснены эпитеты | 2 балла | |
Отмечены и объяснены сравнения и метафоры | 2 балла | |
Отмечен сравнительно редкий размер стихотворения (7-стопный цезурованный хорей с некоторыми нарушениями; можно сравнить с известной песней на стихи З. Александровой «Маленькой ёлочке…», что подтверждается и тематикой) | 2 балла | |
Отмечены и объяснены антитеза и символы | 2 балла | |
Стихотворение встроено в литературный контекст: названы позиции сопоставления (например, «Вальс со слезой Б.Пастернака», «Прощание с новогодней ёлкой Б.Окуджавы», «Как показать зиму» Ю.Левитанского, «Ель» Г.Х.Андерсена) | 4 балла | |
3. Композиция сочинения | 10 баллов | |
Предложения, отвечающие на поставленные в задании вопросы, слабо связаны друг с другом | 2 балла | |
Предложения связаны между собой, но присутствуют серьёзные нарушения логики | 4 балла | |
Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения (например, отсутствует вступление и/или заключение) | 6 баллов | |
Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные нарушения логики внутри абзаца или на уровне предложения | 8 баллов | |
Сочинение представляет собой связный текст, разделённый на смысловые части (в том числе отчётливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и внутри частей выстроен логично. | 10 баллов | |
4. Речевое оформление сочинения | ||
Речевых ошибок нет | 10 баллов | 10 баллов |
1-2 речевых ошибки | 8 баллов | |
3 речевых ошибки | 6 баллов | |
4 речевых ошибки | 4 балла | |
5 речевых ошибок | 2 балла | |
Более 5 речевых ошибок | 0 баллов | |
Итого | 44 балла |
Время выполнения работы – 3 астрономических часа.
В следующий тур проходит ученик, набравший 52 балла и более.
Просим присылать лучшие работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по литературе.
В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы....
Олимпиадные задания по литературе 5 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...
Олимпиадные задания по литературе 6 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...
Олимпиадные задания по литературе
Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 классы
Школьный этап...
Олимпиадные задания по литературе
Литература1 -й (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...