К вопросу об особенностях изучения драмы на уроках литературы в школе
статья по литературе на тему

Лоскутова Ольга Александровна

 

Формирование читательских и литературоведческих компетенций на уроках литературы предполагает приобретение учащимися навыков вдумчивого прочтения художественного текста и осмысления его содержания в процессе целостного анализа. «Формирование эффективного читателя является необходимым условием для того, чтобы школа стала эффективной (по процессу) и успешной (по результату)», – утверждает О. В. Соболева [2, с. 19].  

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу об особенностях изучения драмы

на уроках литературы в школе

Формирование читательских и литературоведческих компетенций на уроках литературы предполагает приобретение учащимися навыков вдумчивого прочтения художественного текста и осмысления его содержания в процессе целостного анализа. «Формирование эффективного читателя является необходимым условием для того, чтобы школа стала эффективной (по процессу) и успешной (по результату)», – утверждает О. В. Соболева [2, с. 19].  

Драма как род литературы, интегрирующий в себе элементы и словесного, и сценического искусства, характеризуется воссозданием событийного ряда при отсутствии повествовательно-описательного изображения. Авторская речь здесь эпизодична, а основной текст драмы составляют высказывания персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени. В отличие от лирики, драма не дает такого глубокого проникновения во внутренний мир героя, в отличие от эпики она не способна на панорамное изображение действительности. Вместе с тем ориентируясь не только на словесное, но одновременно и сценическое искусство, драма характеризуется пристальным вниманием к внешней пластике и прочим эффектам подачи изображаемого, что нередко обусловливает гиперболичность, броскость, театральность образов. Текст пьесы, как правило, продолжает «достраиваться» в своих сценических воплощениях, формируя в совокупности новые традиции восприятия произведения и влияя на зрительскую культуру в целом.

По мнению большинства отечественных исследователей (методистов и литературоведов – Н. О. Корст, З. Я. Рез, Я. Г. Нестурх, Б. С. Найденов, О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана  и др.), указанные черты драмы, как правило, не воспринимаются учащимися, которые в результате остаются довольно поверхностными читателями драматического произведения. Поэтому в методике уроков по драме на первое место следует поставить выразительное и комментированное чтение, затем – подготовленное чтение по ролям, беседу о сценической истории пьесы, анализ событий и характеров. В процессе анализа и интерпретации эпизодов и характеров драмы особенно важно развивать воображение школьников, создавать эмоциональный настрой урока и ситуацию сотворчества, приобщать класс к замыслу возможной сценической постановки, учить проникновению в подтекст. «Особое место в процессе работы над действиями занимает выразительное чтение как прием проникновения в пьесу, как путь анализа, – пишет по этому поводу Б. С. Найденов. – Здесь ученик с позиции зрителя переходит на позицию исполнителя. Более углубленное понимание драматического образа достигается лишь тогда, когда изучение их становятся хотя бы в некоторой степени в позиции исполнителя» [1, с. 56]. Обучение выразительному чтению не только помогает школьнику почувствовать себя в образе персонажа, но и способствует установлению внутренних связей между персонажами в пьесе.

Не менее эффективной является работа учащихся с режиссерскими интерпретациями драматического произведения, которые могут представлять собой и словесный рассказ об определенной режиссерской трактовке текста, снабженный богатым иллюстративным материалом, и просмотр отрывков спектаклей по пьесе, и работу с декорациями (с элементами словесного рисования), и собственную сценарную работу, которая будет направлена также и на развитие творческих способностей учащихся. Посещение спектакля и обдумывание режиссерского замысла повышает общий интерес к чтению и анализу драматического произведения, к пониманию его конфликта. Знакомство учащихся с работой актеров и режиссеров при постановке драматического произведения позволяет пробудить как их читательские эмоции, так и воображение, преодолеть трудности читательского восприятия пьесы, отсутствие актуального опыта чтения и включить механизмы сотворчества автора и читателя при дальнейшем анализе текста. Использование режиссерских интерпретаций при изучении старшеклассниками драматических произведений представляется продуктивным на всех этапах постижения художественного пространства произведения.

Литература

  1. Найденов Б. С. Выразительное чтение пьесы / Б. С. Найденов // Литература в школе. – 1964. – № 1. – С. 56-58.
  2. Соболева О. В. Беседы о чтении (к проблеме понимания текста) / О. В. Соболева // Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 18-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучение баллады на уроках литературы

Изучение баллады с учетом жанровой специфики...

Методические рекомендации "Особенности проблемного обучения на уроках литературы"

Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках литературы, которые заключаются в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учител...

Особености проблемного обучения на уроках литературы

Презентация демонстрирует способы  создания проблемных ситуаций на уроках литературы и пути решения этих ситуаций....

К вопросу об особенностях изучения драмы на уроках литературы в школе

В статье рассматриваются некоторые особенности изучения драмы на уроках литературы в школе...

Методические особенности изучения раздела «Основы алгоритмизации» в основной школе в контексте ФГОС

В нашем мире современному человеку все чаще приходится сталкиваться с большими объемами информации. И от того насколько эффективно он с ней работает, будет зависеть его жизненный и профессиональный ус...

Проблемы изучения якутского языка и литературы в школе

Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет изучения, а живая душа народа....

Особенности изучения статистики на уроках математики

Теория вероятностей и математическая статистика, наверно, как ни один из других разделов математики ближе всего к окружающей действительности, к повседневной жизни, это компонент школьного образования...