Методические рекомендации "Особенности проблемного обучения на уроках литературы"
учебно-методический материал по литературе на тему
Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках литературы, которые заключаются в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_problemnogo_obucheniya_.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проблемного обучения
на уроках литературы
Вахрушева Ольга Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 4
- Урок литературы сегодня.
Перемены в нашей жизни, в образовании диктуют необходимость кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Компетентность учителя заключается в умении организовывать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка.
- Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя.
- Цели проблемного обучения:
а) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений, навыков;
б) достигнуть высокого уровня развития школьников, развитие способности к самообучению, самообразованию.
- Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяются характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящие к развитию творческого потенциала его личности.
- Главный признак проблемного обучения – проблемная ситуация.
Это познавательная задача, которая характеризуется противоречиями между имеющимися у учащихся знаниями и умениями и предъявляемыми требованиями.
- Этапы проблемного обучения:
а) осознание проблемной ситуации;
б) формулировка проблемы на основе анализа ситуации;
в) решение проблемы, включающее выдвижение и проверку гипотез;
г) проверка решения.
- Проблемные вопросы – завязка урока.
Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия. Одновременно он должен быть задачей, увлекательной для ученика.
Использование проблемных вопросов и заданий позволяет под-
держивать читательский интерес и формировать умение
высказывать аргументировано свою точку зрения.
8. Примеры проблемных вопросов по курсу русской литературы.
8 класс: А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: Кто же Пугачёв у Пушкина - волк или человек?
9 класс: А.С.Пушкин «Евгений Онегин»:1. Почему Пушкин назвал страницы своего романа полусмешными, полупечальными?
2. Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа?
3. Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его?
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: 1. Можно ли назвать Чичикова первым в русской литературе образом «нового русского»?
Список используемой литературы.
1 Бейзеров А.В. Проблемное обучение: Образование в современной школе.- 2005, №12, с.48 – 50.
2 Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М. , Педагогика, 1981, с.48, 50.
3 Селевко Г. Проблемное обучение, Учительская газета, 2005, №39, с.16 – 17.
4 Селевко Г. Проблемное обучение, - Школьные технологии, 2006, №2, с.61 – 66.
5 Страшко И. Система практических работ по литературе, - «Первое сентября», №33, с.5 – 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова
В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...
Урок литературы в 8 классе "Василий Тёркин - защитник родной страны" (Из электронного методического пособия "Современный урок литературы: проектирование и реализация",2017г.)
Данный урок демонстрирует реализацию системно - деятельностного подхода в урочной деятельности....
Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».
Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...
Дистанционное обучение. Урок литературы в 6 классе. Мифы народов мира
Дистанционное обучение. Урок литературы в 6 классе. Мифы народов мира....