Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Шарипова Гульнара Анваровна

План-конспект и технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок литературы в 5 классе.

Тема:  «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке

Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки,  накапливать наблюдения над ролью  средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи:1)образовательные: формировать умение анализировать художественное произведение;

             2)развивающие: способствовать развитию речи учащихся, творческих способностей,    обогащению их словарного запаса;

             3)воспитательные: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Ход урока:

 I. Организационный момент. Этап мотивации.

    Тепло в классе, теплота по отношению к друг другу. Учитель предлагает улыбнуться друг другу и пожелать хорошего настроя.    

II. Актуализация знаний учащихся.  

Работа с эпиграфом: «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной» (К.Г.Паустовский)

 Формулировка цели урока учащимися.  

Кратко о писателе и истории создания сказки.

Проверка знания текста (проводится  викторина)

Самопроверка по материалам на слайде

15-16 «5»

12-14 «4»

8-11 «3»

0-7 «2»  

III.  Локализация индивидуальных затруднений.  

Работа с текстом произведения

Анализ эпизода «Разговор Фильки с Панкратом» (Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?) Панкрат выражает опасение – Филька возражает (понимает, что отмахнуться может только плохой человек : «Наши ребята хорошие»  

IV. Коррекция выявленных затруднений.  

1 группа - характеристика Панкрата  (серьезный, строгий,  умный, понимающий, дал Фильке возможность исправить зло, скорый на работу).

2 группа - характеристика Фильки (молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый , чувствует свою вину,растерянный, напуганный, хочет исправить свой поступок). Почему такое прозвище?

3 группа – характеристика Коня (вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу , побирался)

2) Роль природы. Найти пейзаж в сказке (описание метели, ночного неба, морозного дня) Пейзаж помогает понять душевное состояние гороя, его чувства и переживания.  

V. Этап самостоятельной работы  

Групповая  работа с текстом

1) Какие  средства художественной выразительности использует автор?

(эпитеты, олицетворения, сравнения)

2) Почему сказка называется «Теплый хлеб»?

Словарная работа.                                                                                                                                                                                  Значение слова тёплый

3)  Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.

1 группа - Что, по-вашему, в сказке реальное?

2 группа - Что, по-вашему, сказочное?

(делают вывод по жанру произведения: сказка-быль)  

VI. Рефлексия  

В чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому спешите делать добро. Злое дело нужно обязательно исправлять, но  лучше зла не делать никогда и никому.)

VII. Итог урока.  

Учащиеся делают вывод, что произведение несёт очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки.

Выставление и комментирование оценок  

VIII.  Домашнее задание.  

1.Стр. 82 раздел «Обогащаем свою речь»

2.Сочинение-миниатюра «О чём заставила задуматься  сказка К.Г.Паустовсого «Тёплый хлеб»



Предварительный просмотр:

                           Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

                           Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№16» Шарипова Г.А.

Тема урока: «Теплый хлеб» - сказка о добре и зле.

Цели урока: осознание идейного содержания, построения и системы образов сказки Паустовского “Теплый хлеб”.

Заинтересовать учащихся извечной темой борьбы добра со злом  через изучение сказки «Тёплый хлеб».Расширить у учащихся представление о жанре «сказка».Воспитывать доброту, чуткость через восприятие произведения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент. Этап мотивации.

Тепло в классе, теплота по отношению к друг другу.

Улыбаются друг другу, настраиваются на позитивную деятельность

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа с эпиграфом: «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной» (К.Г.Паустовский)

Помогает учащимся в формулировке цели урока.

Проверка знания текста (проводит викторину)

Самопроверка по материалам на слайде

15-16 «5»

12-14 «4»

8-11 «3»

0-7 «2»

Анализируют эпиграф к уроку.

Определяют степень своей готовности к уроку.

Участвуют в викторине  по содержанию сказки.

Самопроверка.

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Умение проводить самопроверку (Р)

III  Локализация индивидуальных затруднений.

Организует работу с текстом произведения

Анализ эпизода «Разговор Фильки с Панкратом» (Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?)

 

Участвуют в работе с текстом произведения.

Дают цитатную характеристику героям (Панкрат выражает опасение – Филька возражает)

Установление причинно-следственных связей (П)

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

IV. Коррекция выявленных затруднений.

 Дает задание  

1 группа - характеристика Панкрата

2 группа - характеристика Фильки

3 группа – характеристика Коня

2) Роль природы. Найти пейзаж в сказке (описание метели, ночного неба, морозного дня)

1 группа - характеристика Панкрата (серьезный, строгий,  умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, скорый на работу).

2 группа - характеристика Фильки (молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый , чувствует свою вину,растерянный, напуганный, хочет исправить свой поступок).

3 группа - характеристика Коня (вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу , побирался)

 2) Определяют роль природы в понимании смысла произведения.

– извлечение из текстов необходимой информации (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П)

V. Этап самостоятельной работы

Организует групповую  работу с текстом

1) Какие  средства художественной выразительности использует автор?

(эпитеты, олицетворения, сравнения)

2) Почему сказка называется «Теплый хлеб»?

Словарная работа.                                                                                                                                                                                  Значение слова тёплый

3)  Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.

Работают с текстом в группах:

1 группа – находят и записывают эпитеты, олицетворения, сравнения

2 группа – проводят словарную работу; определяют, в каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке

3)  Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.

1 группа - Что, по-вашему, в сказке реальное?

2 группа - Что, по-вашему, сказочное?

(делают вывод по жанру произведения: сказка-быль)

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– извлечение из текстов необходимой информации (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л)

VI. Рефлексия

Организует рефлексию. В чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому спешите делать добро. Злое дело нужно обязательно исправлять, но  лучше зла не делать никогда и никому.)

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями.

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

VII. Итог урока.

Подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки.

Делают вывод, что произведение несёт очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VIII.  Домашнее задание.

Дает домашнее задание, комментирует его выполнение.

1.Стр. 82 раздел «Обогащаем свою речь»

2.Сочинение-миниатюра «Чему меня научила сказка К.Г.Паустовсого «Тёплый хлеб»

Записывают домашнее задание в дневник.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне..." презентация к уроку литературы 5 класс

Презентация к уроку литературы в 5 классе А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне и семи богатырях"...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Урок литературы "Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» Сказочное и реальное в сказке"

Учащиеся  на уроке  развивали  навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. Оформляли  анализ сказки в виде «...