Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
План-конспект и технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse_mart_2016g.docx | 16.4 КБ |
tehnol._karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе.
Тема: «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке
Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, накапливать наблюдения над ролью средств выразительности в создании художественного образа.
Задачи:1)образовательные: формировать умение анализировать художественное произведение;
2)развивающие: способствовать развитию речи учащихся, творческих способностей, обогащению их словарного запаса;
3)воспитательные: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Ход урока:
I. Организационный момент. Этап мотивации.
Тепло в классе, теплота по отношению к друг другу. Учитель предлагает улыбнуться друг другу и пожелать хорошего настроя.
II. Актуализация знаний учащихся.
Работа с эпиграфом: «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной» (К.Г.Паустовский)
Формулировка цели урока учащимися.
Кратко о писателе и истории создания сказки.
Проверка знания текста (проводится викторина)
Самопроверка по материалам на слайде
15-16 «5»
12-14 «4»
8-11 «3»
0-7 «2»
III. Локализация индивидуальных затруднений.
Работа с текстом произведения
Анализ эпизода «Разговор Фильки с Панкратом» (Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?) Панкрат выражает опасение – Филька возражает (понимает, что отмахнуться может только плохой человек : «Наши ребята хорошие»
IV. Коррекция выявленных затруднений.
1 группа - характеристика Панкрата (серьезный, строгий, умный, понимающий, дал Фильке возможность исправить зло, скорый на работу).
2 группа - характеристика Фильки (молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый , чувствует свою вину,растерянный, напуганный, хочет исправить свой поступок). Почему такое прозвище?
3 группа – характеристика Коня (вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу , побирался)
2) Роль природы. Найти пейзаж в сказке (описание метели, ночного неба, морозного дня) Пейзаж помогает понять душевное состояние гороя, его чувства и переживания.
V. Этап самостоятельной работы
Групповая работа с текстом
1) Какие средства художественной выразительности использует автор?
(эпитеты, олицетворения, сравнения)
2) Почему сказка называется «Теплый хлеб»?
Словарная работа. Значение слова тёплый
3) Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.
1 группа - Что, по-вашему, в сказке реальное?
2 группа - Что, по-вашему, сказочное?
(делают вывод по жанру произведения: сказка-быль)
VI. Рефлексия
В чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому спешите делать добро. Злое дело нужно обязательно исправлять, но лучше зла не делать никогда и никому.)
VII. Итог урока.
Учащиеся делают вывод, что произведение несёт очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки.
Выставление и комментирование оценок
VIII. Домашнее задание.
1.Стр. 82 раздел «Обогащаем свою речь»
2.Сочинение-миниатюра «О чём заставила задуматься сказка К.Г.Паустовсого «Тёплый хлеб»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№16» Шарипова Г.А.
Тема урока: «Теплый хлеб» - сказка о добре и зле.
Цели урока: осознание идейного содержания, построения и системы образов сказки Паустовского “Теплый хлеб”.
Заинтересовать учащихся извечной темой борьбы добра со злом через изучение сказки «Тёплый хлеб».Расширить у учащихся представление о жанре «сказка».Воспитывать доброту, чуткость через восприятие произведения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент. Этап мотивации. | Тепло в классе, теплота по отношению к друг другу. | Улыбаются друг другу, настраиваются на позитивную деятельность | Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II. Актуализация знаний учащихся. | Работа с эпиграфом: «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной» (К.Г.Паустовский) Помогает учащимся в формулировке цели урока. Проверка знания текста (проводит викторину) Самопроверка по материалам на слайде 15-16 «5» 12-14 «4» 8-11 «3» 0-7 «2» | Анализируют эпиграф к уроку. Определяют степень своей готовности к уроку. Участвуют в викторине по содержанию сказки. Самопроверка. | Извлечение необходимой информации из текста (П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Умение проводить самопроверку (Р) |
III Локализация индивидуальных затруднений. | Организует работу с текстом произведения Анализ эпизода «Разговор Фильки с Панкратом» (Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?)
| Участвуют в работе с текстом произведения. Дают цитатную характеристику героям (Панкрат выражает опасение – Филька возражает) | Установление причинно-следственных связей (П) Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); |
IV. Коррекция выявленных затруднений. | Дает задание 1 группа - характеристика Панкрата 2 группа - характеристика Фильки 3 группа – характеристика Коня 2) Роль природы. Найти пейзаж в сказке (описание метели, ночного неба, морозного дня) | 1 группа - характеристика Панкрата (серьезный, строгий, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, скорый на работу). 2 группа - характеристика Фильки (молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый , чувствует свою вину,растерянный, напуганный, хочет исправить свой поступок). 3 группа - характеристика Коня (вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу , побирался) 2) Определяют роль природы в понимании смысла произведения. | – извлечение из текстов необходимой информации (П); – установление причинно-следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П) |
V. Этап самостоятельной работы | Организует групповую работу с текстом 1) Какие средства художественной выразительности использует автор? (эпитеты, олицетворения, сравнения) 2) Почему сказка называется «Теплый хлеб»? Словарная работа. Значение слова тёплый 3) Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа. | Работают с текстом в группах: 1 группа – находят и записывают эпитеты, олицетворения, сравнения 2 группа – проводят словарную работу; определяют, в каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке 3) Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа. 1 группа - Что, по-вашему, в сказке реальное? 2 группа - Что, по-вашему, сказочное? (делают вывод по жанру произведения: сказка-быль) | – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – установление причинно-следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – осознание ответственности за общее дело (Л) |
VI. Рефлексия | Организует рефлексию. В чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому спешите делать добро. Злое дело нужно обязательно исправлять, но лучше зла не делать никогда и никому.) | Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями. | – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – контроль, коррекция, оценка (Р); – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К) |
VII. Итог урока. | Подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки. | Делают вывод, что произведение несёт очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки | – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VIII. Домашнее задание. | Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. 1.Стр. 82 раздел «Обогащаем свою речь» 2.Сочинение-миниатюра «Чему меня научила сказка К.Г.Паустовсого «Тёплый хлеб» | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...
А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне..." презентация к уроку литературы 5 класс
Презентация к уроку литературы в 5 классе А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне и семи богатырях"...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока: знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Урок литературы "Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» Сказочное и реальное в сказке"
Учащиеся на уроке развивали навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. Оформляли анализ сказки в виде «...