Руслан и Людмила. 2 урок
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе по программе Ланина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruslan_i_lyudmila_2_urok.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая. Образы богатырей. Встреча Руслана с финном.
УМК: «Литература. 5 класс» по ред. Б.А. Ланина.
Тип урока: урок анализа литературного произведения.
Цели урока:
анализ поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», выявление художественных средств, развитие умения определять жанровые признаки; развитие навыков пересказа, устного словесного рисования; формирование устойчивых нравственных ориентиров школьников (понятие о настоящей любви, храбрости).
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (чтение поэмы).
На прошлом уроке мы с вами говорили о детских и юношеских годах Пушкина. Обсуждали интересные факты его биографии. Ответьте на вопросы:
- Какие факты из его жизни вас больше всего поразили? (2-3 ответа)
- Чем привлекает вас творчество Пушкина? (2-3 ответа)
В прошлый раз мы начали знакомство с поэмой Пушкина «Руслан и Людмила». Вспомним уже известные нам факты:
- Какое произведение называют поэмой? (стихотворное произведение большого объема с сюжетом). Опережающий вопрос. К концу изучения поэмы мы с вами уточним это понятие (нужно будет ответить на вопрос, с каким именно сюжетом произведение называется поэмой).
- Почему поэму называют сказочной? (похожа на сказку сюжетом, есть сказочные герои, сказочные предметы).
- А есть ли реальные персонажи? (князь Владимир Красное солнышко). Благодаря ему мы можем понять в какое время происходят события поэмы. В какое? (10 век, см. сноску на с. 79 учебника)
- Постановка цели урока.
Мы с вами начали читать поэму на прошлом уроке и продолжили дома.
- Как вы думаете, что нам предстоит сделать сегодня на уроке? (предположения: продолжить чтение, прочитать 1 песнь и т.д.) Подсказка: не просто прочитать, а проанализировать содержание.
- Сформулируйте цель урока. (продолжить изучение поэмы, проанализировать первые эпизоды).
- Запишите в тетради тему: Песнь первая. (оставьте место для названия)
- Работа с текстом.
- С какого эпизода начинается поэма? (пир Владимира)
- По какому поводу устроен пир? (свадьба Руслана и Людмилы)
- Кем Людмила приходится князю Владимиру? (меньшая дочь)
Прочитаем этот отрывок выразительно. (чтение учителем, половина – учениками)
Словесное рисование «Каким я представляю себе пир киевского князя?»
-Чтобы передать атмосферу эпохи в своём рассказе употребите устаревшие слова. Давайте с ними поработаем. Найдите и выпишите их.
Гридница – комната.
Мёд – древнерусский хмельной напиток.
Ковш, чаши – посуда.
Чашники – официанты.
Гусляр – музыкант.
Баян – певец, поэт.
Гусли – музыкальный инструмент.
Венец – женский головной убор, венок, символ венчания.
Класс прослушивает примерные описания.
«Я представляю себе просторную гридницу во дворце киевского князя Владимира. На узких высоких окнах узорные решётки, изразцовые печи. Длинный в центре зала. Лавки, крытые ковром. В центре стола Владимир – Красное солнышко. За столами знатные русские князья, иноземные гости, послы, ханы. Все едят жареную дичь (лебедей, гусей, уток), икру, белую рыбу, знаменитые русские каши. Пьют меды. Вокруг снуют чашники, проворно подливая хмельное вино. Гости услаждаются пением Баяна, который в своих песнях славит деяния Владимир, храбрость Руслана и красу Людмилы. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»
Беседа по прочитанному эпизоду и анализ прослушанных текстов.
- Кого не радует княжеский пир?
Руслана, т.к. он поскорее хочет остаться с невестой. Рогдая, Фарлафа и Ратмира – соперников Руслана, которые «…в душе несчастные хранят любви и ненависти яд».
- Как автор сейчас характеризует каждого из них?
Рогдай – достойный противник Руслана. Он «мечом раздвинул пределы богатых киевских полей», т.е. преумножил богатства князя Владимира. Ратмир – молод, знатного рода.
Фарлаф -… каков он? Что значит «воин скромный»?
- А что означает «непобедим в пирах»? (труслив, обжорлив, любитель хмельного, крикун)
- Что происходит после пира? (исчезновение Людмилы)
- Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают понять, что герои предчувствуют беду. (сердцем приуныла, гром грянул, тень объемлет всю природу, грозной тишине).
- Зачем автор использует такие слова? (подготавливает читателя к дальнейшим событиям)
- Найдите и прочитайте на с. 82 строки, в которых видна точка зрения самого автора. (Это авторское отступление – опережающее сообщение)
- Что происходит с героями дальше? (пускаются на поиски невесты по призыву Владимира).
- Похоже ли такое развитие сюжета на сказку? (да, поиски пропавшей невесты женихом, как в рус.нар.сказке)
-Какие чувства испытывают герои? С.83-85 (Руслан томился, Фарлаф и Ратмир радуются, Рогдай боится)
- Какой еще эпизод, напоминающий народную сказку, встречается в песне первой? (встреча со стариком, помогающим Руслану найти невесту)
Задание: совместный пересказ по плану.
- Подготовьте ответ на 1 из вопросов (работа по вариантам).
1. Где встретился Руслан со старцем?
2. Что рассказывает старец о похищении Людмилы?
3. Почему Руслан не может уснуть в пещере старца?
4. Что рассказывает старик о своей любви к Наине?
5. Почему старец одинок?
6. Какое наставление получил Руслан от финна?
Расскажите о встрече и беседе Руслана с финном по плану (на доске)
5. Подведение итогов урока.
- Мы закончили изучение первой песни. Озаглавьте ее. (похищение Людмилы). Запишите в тетрадь.
- Что нового нам удалось узнать на уроке?
- Выполнена ли цель урока? (да, проанализировали первую песнь)
- Что полезного дал вам урок? (получили совет: не надо заставлять кого-то любить насильно)
6. Домашнее задание. Прочитать песнь вторую с. 94-106, выуч. наиз. отрывок (30 строк).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"
Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Люд...
А.С.Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила". Итоговый урок - викторина.
Итоговый урок-викторина по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Командные, индивидуальные, групповые задания и конкурсы....
Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"
Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....
Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"
Разработка урока и презентация по творчеству А.С. Пушкина, цель которого - ввести пятиклассников в мир сказок , подготовить к восприятию «Пролога», рассказать об А.С. Пу...
Уроки литературы в 5 классе по произведению А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
В конспектах уроков литературы по программе ГИ. Беленького по произведению А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" рассматривается связь народной и авторской сказки, их идейной направленности.(В основе уроков ...
Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."
На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....
Урок литературы в 5 классе на тему "А.С.Пушкин. Пролог поэмы "Руслан и Людмила"
Урок литературы в 5 классе по творчеству А.С.Пушкина, в котором дан анализ и подготовка к выразительному чтению Пролога к поэме "Руслан и Людмила"....