Конспект урока по Короленко
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.
Подготовка к сочинению.
Урок развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
короленко-в-дурном-обществе | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русской литературы в 5 классе.
В. Г. Короленко. В дурном обществе.
Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.
Подготовка к сочинению.
Урок развития речи
I. Артикуляционная разминка
Детям предстоит чтение вслух, поэтому обязательно повторим одну-две скороговорки.
II. Глава «Кукла» — кульминация повести
Выразительное чтение
Главу «Кукла» и «Заключение» дети обязательно читают вслух на уроке. Прежде чем начать чтение, выясним:
— Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?
— О чем говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?
— Когда Вася нес куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?
( Читает главу учитель или заранее подготовленный ученик).
Беседа:
— Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой?
В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим пристанищем на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: «У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...»
— Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям и жалеть их.
— Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?
Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьей. Сопоставим фразы:
«Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку».
«— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову».
«Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы».
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребенка:
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».
— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.
III. Простота и выразительность языка повести
— Было ли сложно вам читать эту повесть?
Ученики говорят, что повесть написана простым языком, в основном так, как будто мальчик действительно сам рассказывает о том, что он видел. Но за этим повествованием от лица Васи мы слышим голос доброго и мудрого взрослого человека. Язык повести простой и в то же время выразительный.
IV. Словарная работа
Проверяя выполнение домашнего задания (12-е задание, с. 48), обратим внимание на то, пользовались ли ученики словарями при подготовке к уроку.
Выражение дикое деревцо в поле говорит о том, что мальчик рос без присмотра.
Короленко, описывая городок, говорит о серых заборах, пустырях с кучами всякого хлама. Заборы серые, потому что они деревянные и некрашеные.
Убежище — это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.
Ютиться — помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.
Кров — слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.
Потомок — человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», т. е. о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.
Выражение дурная слава употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чем-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».
Суровое лицо — угрюмое, сердитое лицо.
Раздоры — разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек — мрачный, неприветливый человек.
Притерпеться к упрекам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают свое неодобрение. Вася притерпелся к упрекам, т. е. привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.
Серый камень — это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
Призраки старого замка — это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие, как призраки.
Дурное общество — общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки. В названии повести это выражение употреблено, так как, с точки зрения добропорядочных обывателей, общество нищих было дурным, не соответствующим статусу Васи как сына судьи. Но поступки Тыбурция и Валека были глубоко нравственными.
V. План сочинения
В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:
— Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
— Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
— Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?
Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.
VI. Домашнее задание:
Подготовиться к сочинению (или написать сочинение дома).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...
План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".
Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя....
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...
Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...
Конспект урока по литературе "В дурном обществе" В.Г. Короленко
Конспект урока разработан для обучающихся с нарушениями слуха для 7 класса....
Конспект урока «Для чего создан человек?» (по очерку В.Г. Короленко «Парадокс»)
Урок-мастерская обучения творческому письму по очерку В.Г. Короленко "Парадокс"...
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема:В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе ».
Цели: познакомить с творчеством Короленко; познакомить с повестью В.Г Короленко «В дурном обществе»; учить сравнивать героев художественного произведения, анализировать текст; уважение к л...