Методическая разработка. Урок-размышление по повести Уильяма Голдинга "Повелитель мух"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок-размышление по повести Уильяма Голдинга "Повелитель мух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-размышление по повести Уильяма Голдинга «Повелитель мух»
Урок внеклассного чтения в 8-ом классе
Цель урока: расширить круг читательских интересов, дать представление о личности и художественном мире писателя, развивать умение анализировать текст произведения.
Оборудование урока: портрет писателя, стенд с рисунками учащихся, ПК, мультимедийный проектор.
«Как мы обедняем себя на этой единственной планете!...
Мы ведь – чудо создания. Мы – дети звезд.»
У.Голдинг
Ход урока
- Сообщение ученика о писателе (краткая биографическая справка).
- Беседа
Принято считать, что искусство облагораживает человека. Всегда ли искусство делает людей благороднее?
- - Как это изображено в тексте?
Работа с текстом
(образы певцов-охотников)
- - Прав ли автор, показывая, что большая часть детей в тех условиях превратились в жестоких зверей?
- - В одном из интервью автор сказал: «Назначение художника – дать людям понять их собственную человечность»
- Не противоречит ли содержание книги словам У.Голдинга?
- Чтение отрывка (текст на проекторе) из выступления У.Голдинга на встрече писателей Европы.
«Вот уже 50 лет во мне растет определенное убеждение – факты жизни заставляют меня думать, что человечество пораженно болезнью. Я имею в виду не человечество с большой буквы, я имею в виду тех людей, с которыми сталкиваюсь.
На протяжении моей жизни я не раз бывал потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом. Многие из нас знают это гораздо лучше меня на собственном опыте. О многом, происходившем во время войны, я стараюсь не думать, иначе я ощущаю физическую боль. И раз я убеждаюсь, что человечеству больно, это и занимает мои мысли. Я ищу эту болезнь и нахожу ее в самом доступном для себя месте – в себе самом. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем. Вот поэтому я и пишу со всей страстностью, на какую способен… Писатель ставит диагноз болезни, и это столь же высокий долг, как долг врача.
Для этого нужны две вехи: сострадание, сочувствие к другим людям и еще непреклонность, то есть решимость сказать то, что хочешь сказать, что бы потом с тобой случилось»
У.Голдинг. Из выступления на ленинградской встрече писателей Европы в августе 1963г.
4) Почему автор ставит детей (а не взрослых) в такую ситуацию?
- Можно ли назвать это моделью общества взрослых?
5) Каков смысл названия повести?
- Дополнительный материал на проекторе.
Повелитель мух (Вельзевул) - одно из величаний дьявола, который, по народному поверью, является владыкой всякой животной нечисти.
6) Какие ассоциации появились у вас, когда вы читали книгу?
III. Представление и защита рисунков, выполненных дома.
- Почему они созвучны произведению?
Объясните, пожалуйста, почему вы предпочли изобразить «страх», «жестокость», а не «доброту», «милосердие»?
IV. Повторение сведений по теории литературы.
- Каково жанровое определение произведения?
- Вспомните определение притчи
(Форма притчи возникает в некотором контексте, в связи с чем она допускает отсутствие развитого движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, символическую наполненность. С содержательной стороны отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного и моралистического порядка. Например, Притча о блудном сыне, сеятеле. С конца 19 в. Ряд писателей видит в экономности и содержательности притчи образец для своего творчества. Попытку подчинить прозу законам притчи предпринял поздний Л.Н.Толстой. В западной литературе на традиции притчи опирались Кафка, Сартр, Камю.)
- Чему учит повесть У.Голдинга?
- О чем заставляет задуматься?
- Ответы на эти вопросы можно найти и у самого автора (Чтение фрагмента из речи Голдинга при вручении Нобелевской премии 7 декабря 1983г.)
«Много лет назад я отказался на морском побережье – изумительное место на западе нашей страны. Я до сих пор помню и даже чувствую то удивительное волнение, странное ощущение того, что ты – живое существо, можешь жить в этой непонятной и непостижимой природе. Я чувствовал себя так, как будто вся Вселенная распростерлась у ног, а мои глаза «трогали» ее руками, «брали» взглядом. Иногда мне казалось, что я стою перед пещерой и вижу сверкающее под луной море, завороженный магической красотою нашего мира. Как мы обедняем себя на этой единственной планете!..
Мы ведь - чудо создания.
И вот мы увидели нашу землю, нашу мать, которая подобна алмазу в космосе. Мы – дети этого огромного драгоценного камня. Мы – дети звезд»
У. Голдинг. Из речи при вручении Нобелевской премии
7 декабря 1983г.
- Можно ли назвать эту повесть повестью – предупреждением?
- О чем хочет предупредить писатель своих читателей?
Ребята, в перспективе у нас знакомство с другими произведениями-предупреждениями: повестями «Котлован», «Чевенгур» А.Платонова, романом – антиутопией «Мы» Е.Замятина и рассказом «451° по Фаренгейту» Р.Бредбери.
V. Итоги урока
Истинный художник обладает даром предвидения. Еще не ведая, а лишь предугадывая, какие тернии впереди и какие жертвы будут принесены во имя искомой заветной цели, писатели стремятся предупредить о грозящих опасностях.
- Чтение отрывка из письма У.Голдинга:
«Я вижу все ужасы мира, все его ловушки и лабиринты, но я вижу и потрясающую красоту мира, чудесную полноту и почти бесконечные возможности наши – двуногих существ. Я вижу наши болезни и наше здоровье. Но там, где здоровье, там не требуется врач. «Повелитель мух» я написал, чтобы предупредить: это могло случиться и здесь. Но разве аншлаг: «Опасность! Переходить с осторожностью!» пессимистичен? Пессимист не писал бы предупреждающего аншлага, потому что он ему был бы ни к чему»
У.Голдинг. Из письма к советской исследовательнице творчества
писателя В.В. Ивашевой
Домашнее задание: творческая работа на тему:
- «Размышляя» над страницами повести…
- «Читая повесть «Повелитель мух»…
- «Когда закрыта последняя страница»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...
Методическая разработка обобщающего урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Обобщающий урок в 8 классе Цели: 1.углубить понимание идейно-художественного богатства романа.2. учить разгадывать замысел автора.3.хорошо ориентироват...
Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства) ...
Методическая разработка Урок литературы по повести Н.В.гоголя "Портрет"
В методической разработке предлагается конспект урока по повести Н.В.Гоголя "Портрет". Приложения прилагаются....
Методическая разработка "Цикл уроков по повести Н.В. Гоголя "Шинель"
Данная методическая разработка может быть использована при изучении повести Н.В. Гоголя "Шинель" на уроках литературы в 8 классе. Цикл включает в себя 3 урока....
Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...