Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.), Примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._lit-ra.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.), Примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева.
Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению или стилистически окрашенной русской речью.
Личностными результатами формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2, Основной образовательной программой МБОУ СОШ №2 на изучение литературы в 5 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
В связи годовым календарным графиком УО города Батайска (приказ № 619 от 26.08. 13 г.) и годовым календарным графиком МБОУ СОШ №2 (приказ № 133 от 26.08.13 г.) на изучение литературы отводится 100 часов. Произойдет уплотнение темы «Из литературы 19 века» вместо 40 часов – 39 часов, «Из литературы 20 века» вместо 28 часов – 27 часов
Таким образом, в рамках 100 часов реализуется основное содержание программы.
Данная программа реализуется с помощью УМК (учебника): Г.С. Меркин. - 8-е изд.- М.: ООО «Русское слово», 2011.
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- уроков развития речи – 8 часов
Основное содержание учебного предмета
Наименование раздела, количество часов | Основные содержательные линии | Планируемые результаты | Система оценки | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
Введение 1 час | Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. | Уметь выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия. Уметь работать с учебной хрестоматией. Уметь самостоятельно работать с художественной литературой. | Устный опрос. | |
Мифология 3 часа | Миф. Античный миф. «Рождение Зевса», «Олимп». Гомер «Одиссея». Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы. | Уметь определять существенные признаки объекта. Уметь отличать миф от жанров фольклора, определять миф. Миф, мифология, легенда, предание, | Уметь подбирать ключевые слова, выборочно читать | Контрольные вопросы и задания по теме «Мифология» |
Устное народное творчество 9 часов | Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Сказки «Царевна-лягушка», «Чего на свете не бывает». Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок.. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. | Уметь различать виды устного народного творчества. Фольклор, виды фольклора. Уметь отвечать на вопросы, работать со словарями. Уметь различать виды народных сказок, анализировать композицию волшебной сказки. Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей. Уметь отвечать на вопросы, работать со словарями | Уметь определять существенные признаки объекта. Уметь определять существенные признаки объекта, объекты сравнения, устанавливать различия. Уметь объяснять значение устаревших слов, инсценировать | Проверочная работа по теме «Пословицы и поговорки» Контрольная работа по теме «Загадки, пословицы, поговорки» Самостоятельная работа по теме «Сказки» |
Древнерусская литература 2часа | «Повесть временных лет» (фрагменты) Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси. | Уметь различать жанры древнерусской литературы. Уметь пересказывать статью учебника, отвечать на вопросы Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение устаревших слов | Уметь вводить фоновую информацию в своё сообщение. Уметь оценивать свою учебную деятельность. Уметь определять жанр летописи. | Контрольные вопросы и задания по теме «Древнерусская литература» |
Басни 8 часов | И.А. Крылов. Слово о писателе. Басни: “Квартет", "Волк и ягненок», "Свинья под Дубом", "Волк на псарне", «Демьянова уха» Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова. Басни Эзопа, Лафонтена и др. | Уметь определять существенные признаки объекта, объекты сравнения, устанавливать различия. Уметь находить особенности сюжета. Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение устаревших слов Уметь выделять главное в абзаце, делить текст на части. Уметь находить авторскую позицию. Уметь определять мораль басни, находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей. | Уметь создавать отзыв на инсценировку Уметь осуществлять дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия, определять аспект сравнения объектов. | Контрольные вопросы и задания по теме «Басни» |
Литература XIX века 42 часа | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения: «Няне», «Зимнее утро». Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке. «Руслан и Людмила» М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть "Ночь перед Рождеством". Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы. И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления. Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. Стихотворение «Железная дорога». Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики. А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали. | Уметь работать с дополнительной литературой. Уметь рассказывать о творческом пути поэта. Уметь составлять план статьи учебника, выразительно читать. Уметь отличать прозу от поэзии, находить рифму, сравнение, олицетворение, образ, строфу, стих. Уметь выразительно читать, готовить устные сообщения, доклады. Уметь строить полный ответ по типу рассуждения, осуществлять качественное описание компонентов объекта. Уметь выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте. Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. | Уметь формулировать гипотезу по решению проблемы. Уметь собирать материал к рассказу о герое, подбирать цитаты, составлять алгоритм рассказа о герое. | Самостоятельная работа по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Контрольные вопросы и задания по теме «А. С. Пушкин» Самостоятельная работа по рассказу И.С. Тургенева «Муму» Самостоятельная работа по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Самостоятельная работа по рассказу А. П. Чехова «Пересолил» |
Литература XX века 27 часов | А.А.Блок. Краткие сведения о писателе «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче». Основная тема рассказа И.А. Бунин. Краткие сведения о писателе. «Густой зеленый ельник у дороги...» Тема природы, второй план в стихотворении «В деревне». Слияние человека с природой. А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. «Детский сад». Основные нравственные проблемы рассказа С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. В есенинском Константинове. «Поет зима — аукает...» или «Нивы сжаты, рощи голы...» (на выбор). Единство человека и природы А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Тема добра. Юмористическое и лирическое в рассказе Ю.В.Сотник. Краткие сведения о писателе. «Гадюка». Тема рассказа Н.А.Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок…» Образы природы А.Т.Твардовский. Краткие сведения о поэте. «Станция Починок». Любовь к Родине | Уметь определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины. Уметь применять различные виды пересказа текста, использовать способ синонимической замены. Уметь выполнять языковой анализ произведения, различать сказ и сказку, находить сказовое повествование. Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр. | Уметь составлять сложный план письменного текста, пересказывать по плану Уметь определять аспект анализа, компоненты объекта Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов, роль языковых средств | Самостоятельная работа по изучению поэзии Блока А.А. Контрольные вопросы и задания по теме «С.А.Есенин» Самостоятельная работа по рассказу Платонова А.П. «Никита» Самостоятельная работа по поэзии 19 века Творческая работа |
Зарубежная литература 10 часов | Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. «Снежная королева» (отрывки). Добро и зло в сказке, тема внешней и внутренней красоты Марк Твен. Краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров. Мир детства и мир взрослых Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из книги). Человек и природа Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише» Р. Брэдбери. Краткие сведения о писателе. «Все лето в один день» (отрывок). Мечта и реальность. Основные мотивы произведения | Уметь составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики, составлять сложный план, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта. Уметь определять жанр, находить проблематику, сравнивать героев, оценивать их поступки. | Самостоятельная работа по произведению Д.Дефо «Робинзон Крузо» Контрольные вопросы и задания по теме «Х.К.Андерсен» Самостоятельная работа по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» Самостоятельная работа по произведениям зарубежных писателей. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Дата проведения урока | |
План | Факт | ||||
1 | Книга в духовной жизни человека | 1 | Знакомство с особенностями работы по учебнику. Лексическая работа | 3.09 | |
Из мифологии – 3 часа | |||||
2 | Античный миф. «Рождение Зевса» | 1 | Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование Выразительное чтение мифа. Различные виды пересказа. Словесное рисование. | 5.09 | |
3 | Миф «Олимп» | 1 | Выразительное чтение мифа. Экскурсия по гплерее изображений мифологических героев. | 6.09 | |
4 | Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | 1 | Словарно-лексическая работа. Анализ понравившегося эпизода. Составление плана, таблицы | 10.09 | |
Из устного народного творчества – 9 часов | |||||
5 | Загадки | 1 | Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, выразительное чтение. Конструирование загадки | 12.09 | |
6 | Пословицы и поговорки | 1 | Экскурсия по книжной выставке, составление таблиц, беседа | 13.09 | |
7 | Литературная игра. | 1 | Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц, составление толкований, защи та иллюстраций | 17.09 | |
8 | Анализ творческих работ | 1 | 19.09 | ||
9 10 | Сказка «Царевна-лягушка». Композиция волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Основная идея сказки | 2 | Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования композиции. Работа с иллюстрациями, составление словарной статьи, высказывание и сочинение сказки | 20.09 24.09 | |
11 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает» | 1 | Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказа. Чтение по ролям. Нахождение фрагментов, читающихся ритмично, как стихотворение. Объяснение их роли в сказке. | 26.09 | |
12 | Сказка «Падчерица» | 1 | Составление словарной статьи. Анализ художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол. Размышления о названии сказки. | 27.09 | |
13 | Особенности волшебной сказки. | 1 | Работа с таблицами. Составление рабочих материалов для сочинения | 1.10 | |
Из древнерусской литературы – 2 часа | |||||
14 | Из «Повести временных лет» | 1 | Различные виды пересказа. Выразительный сжатый пересказ вступительной статьи. Выразительное чтение фрагментов «Повести». Словарно-лексическая работа | 3.10 | |
15 | «Кий, Щек, Хорив». «Хазары» | 1 | Художественный пересказ, сообщение учащихся; сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи | 8.10 | |
Басни – 8 часов | |||||
16 | Из басен народов мира. Эзоп «Ворона и Лисица» | 1 | Различные виды чтения, инсценировка басни | 10.10 | |
17 | Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса» | 1 | Определение морали каждой басни. Запись предложений из известных басен, ставших крылатыми выражениями. Размышления над иносказательным смыслом басен. | 11.10 | |
18 | А.П.Сумароков «Ворона и лиса» | 1 | Выразительное чтение басен. | 15.10 | |
19 | Басни И.А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица» | 1 | Размышления над иносказательным смыслом. Инсценирование басни. | 17.10 | |
20 | Басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». | 1 | Проведение конкурса рисунков к текстам понравившихся басен. Сочинение собственной басни | 18.10 | |
21 22 | Русская басня в 20 веке. Р/р. Подготовка к сочинению Сочинение | 1 1 | Сообщение учащихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа | 22.10 | |
23 | Анализ письменных работ учащихся | 1 | 24.10 | ||
Из литературы XIX века – 42 часа | |||||
24 | А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Книга в судьбе А.С.Пушкина | 1 | Работа с учебником, комментарии к портретам А.С.Пушкина, беседа | 25.10 | |
25 | А.С.Пушкин «Няне» | 1 | Выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении | 29.10 | |
26 27 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло в сказке А.С.Пушкина. Черты сходства и различия волшебной литературной сказки | 2 | Различные виды чтения, рассказ о герое, словесное рисование, лексическая работа; беседа, оформление таблиц, подводящих итоги беседы, работа с учебником | 31.10 12.11 | |
28 | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) | 1 | Формулирование ответов на вопросы учебника. Словарно-лексическая работа. Исследование вопроса «Как художник Н. Крамской и композитор М. Глинка «прочитали эту поэму?» | 14.11 | |
29 | А.С.Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | Работа с иллюстрациями, выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, прослушивание романса Алябьева, беседа | 15.11 | |
30 31 | Поэзия 19 века о родной природе | 2 | Работа с иллюстрациями, выразительное чтение, лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений | 19.11 21.11 | |
32 33 | М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. «Бородино». Историческая основа и прототипы героев | 2 | Работа с иллюстрациями, оформление рефлексивной таблицы, работа с материалами выставки Осмысление композиции произведения. Словесное рисование. | 22.11 26.11 | |
34 | Бородинская битва и её герои в изображении М.Ю.Лермонтова и в изобразительном искусстве | 1 | Различные виды чтения, творческая работа «На Бородинском поле», письменный ответ на вопрос учителя | 28.11 | |
35 36 | Р/р. Подготовка к сочинению-повествованию о событиях от лица их участника Сочинение «Путешествие на поле славы» | 1 1 | Создание рабочих материалов к сочинению, сценария фильма по стихотворению М.Ю.Лермонтова, беседа, конструирование начала и финала сочинения | 29.11 3.12 | |
37 | Анализ сочинения | 1 | 5.12 | ||
38 | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя | 1 | Работа с иллюстрациями, литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя» | 6.12 | |
39 40 | «Ночь перед Рождеством». Образы и события повести. Зло и добро в повести | 2 | Краткий выборочный пересказ, словесное рисование, подбор материала для изложения с 1 творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы | 10.12 12.12 | |
41 | Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» | 1 | Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа, прослушивание фрагментов из оперы Римского-Корсакова | 13.12 | |
42 | Детские впечатления И.С. Тургенева. | 1 | Работа с иллюстрациями, заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, беседа | 17.12 | |
43 44 | «Муму». Тема рассказа | 2 | Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование | 19.12 20.12 | |
45 46 | Главные и второстепенные герои. Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. | 2 | Составление письменного рассказа о героях, лексическая работа, беседа, выразительное чтение | 24.12 26.12 | |
47 | Р/р. Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе «Муму» | 1 | Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма, просмотр мультипликационного фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов | 27.12 | |
48 | Анализ сочинения | 1 | 14.01 | ||
49 | Стихотворения в прозе: «Воробей», «Русский язык» | 1 | Чтение наизусть, составление плаката-цитаты, лексическая работа | 16.01 | |
50 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. | 1 | Работа с иллюстрациями, выразительное чтение, страницы устного журнала о Н.А. Некрасове («Грешнево-Карабиха») | 17.01 | |
51 | «Крестьянские дети ». Особенности композиции произведения | 1 | Работа с иллюстрациями, выразительное чтение | 21.01 | |
52 | «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия | 1 | Составление цитатного плана. Работа с иллюстрациями и таблицей, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение | 23.01 | |
53 | Н.А.Некрасов «Тройка». Р/р. Подготовка к письменной работе | 1 | Выразительное чтение, работа с репродукцией картины Глазунова, прослушивание романса «Тройка», работа с учебником, беседа | 24.01 | |
54 | Анализ письменных работ | 1 | 28.01 | ||
55 | Л.Н.Толстой. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник» | 1 | Сообщение учащихся, заполнение рефлексивной таблицы, работа с иллюстрациями, беседа. Сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России. | 30.01 | |
56 57 | «Кавказский пленник». Тема рассказа. Жилин и Костылин в плену | 2 | Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия. | 31.01 4.02 | |
58 | Две жизненные позиции в рассказе. Художественная идея рассказа. | 1 | Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия | 6.02 | |
59 60 | Р/р. Подготовка к сочинению Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | 2 | Лексическая работа, работа с пословицами и афоризмами, составление плана сочинения, беседа | 7.02 11.02 | |
61 | Анализ письменных работ | 1 | 13.02 | ||
62 | Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П,Чехова. Книга в жизни Чехова | 1 | Сообщение учащихся. Выразительное чтение, работа с иллюстрациями и слайдовой презентацией | 14.02 | |
63 | Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций. | 1 | Чтение по ролям, отзыв на эпизод, пересказ, исследовательская работа с текстом, лексическая работа | 18.02 | |
64 | Р/р. Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни | 1 | Работа с учебником, составление устного рассказа о случае из жизни, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения | 20.02 | |
65 | Анализ сочинения | 1 | 21.02 | ||
Из литературы XX века – 27 часов | |||||
66 | Детские и юношеские годы И.А.Бунина. Книга в жизни И.А.Бунина. | 1 | Сообщение учащихся, заочная экскурсия в музей Бунина в Ельце, работа с иллюстрациями и слайдовой презентацией. | 25.02 | |
67 | «Густой зеленый ельник у дороги...». Тема природы и приемы ее реализации. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | 1 | Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение | 27.02 | |
68 | И.А.Бунин «В деревне». Слияние человека с природой | 1 | 28.02 | ||
69 | Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. | 1 | Работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, письменный ответ на вопрос, составление вопросов | 4.03 | |
70 | Л.Н.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе | 1 | Работа с иллюстрациями, заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел». | 6.03 | |
71 | Л.Н.Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа | 1 | Работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, письменный ответ на вопрос, составление вопросов | 7.03 | |
72 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. | 1 | Сообщение учащихся, выразительное чтение статьи Куприна, работа с фотографией писателя, беседа, письменный ответ на вопрос | 11.03 | |
73 | А.И. Куприн. Рассказ «Золотой петух». Р/р. Подготовка к сочинению-отзыву | 1 | Работа с иллюстрациями, пересказ от другого лица, создание иллюстраций к прочитанному, беседа | 13.03 | |
74 | Анализ письменных работ | 1 | 14.03 | ||
75 | Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного Блока | 1 | Сообщение учащихся, работа с учебником, беседа | 18.03 | |
76 | А.А.Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | 1 | Выразительное чтение, создание иллюстраций, работа с репродукциями, сообщение учащихся, беседа | 20.03 | |
77 | С.А. Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. | 1 | Работа с иллюстрациями, различные виды чтения, цитатный план, письменный ответ на вопрос учебника | 21.03 | |
78 79 | С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» | 2 | Выразительное чтение, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, беседа, исследовательская работа с текстом | 1.04 3.04 | |
80 81 | А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. «Никита». Мир глазами ребенка | 2 | Пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений, составление цитатного плана, лексическая работа | 4.04 8.04 | |
82 | П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. | 1 | Сообщение учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа | 10.04 | |
83 | П.П. Бажов. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова | 1 | Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде, составление цитатного плана, беседа | 11.04 | |
84 | П.П. Бажов. «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа | 1 | Сообщение учащихся, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение, художественный пересказ | 15.04 | |
85 | Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. | 1 | Инсценированное чтение, письменный ответ на вопрос, различные виды пересказа | 17.04 | |
86 87 | Рассказ Носова «Три охотника». Тема, система образов. | 2 | Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, выразительное чтение по ролям, сообщение о картине Перова «Охотники на привале», беседа | 18.04 22.04 | |
88 | Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе | 1 | Рассказ о Носове, выразительное чтение, пересказ, беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, письменный ответ на вопрос | 24.04 | |
89 | Е.И.Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта | 1 | 25.04 | ||
90 | В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Гамзатов «Песня Соловья» | 1 | Выразительное чтение, сообщение учащихся, лексическая работа, беседа, создание иллюстраций | 29.04 | |
91 | В.И.Белов «Весенняя ночь» | 1 | Выразительное чтение, чтение наизусть | 6.05 | |
92 | В.Г.Распутин «Век живи – век люби» | 1 | Исследовательская работа с текстом. Беседа. Создание письменного высказывания в жанре лирической прозы | 8.05 | |
Из зарубежной литературы – 10 часов | |||||
93 | Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. | 1 | Изложение с элементами сочинения, различные виды пересказа | 13.05 | |
94 | «Робинзон Крузо». Сюжетные линии, характеристика персонажей | 1 | Письменный отзыв об эпизоде, различные виды пересказов | 15.05 | |
95 | Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве | 1 | Работа с иллюстрациями, составление комментария к книжной выставке, беседа по материалам рефлексивной таблицы, викторина | 16.05 | |
96 | Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность | 1 | Письменный отзыв об эпизоде, различные виды пересказов | 20.05 | |
97 | Марк Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена | 1 | Сообщение учащихся, составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, лексическая работа, выразительное чтение по ролям, работа с иллюстрациями | 22.05 | |
99 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых | 1 | Различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое | 23.05 | |
100 | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера | 1 | Работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, письменный ответ на вопрос, составление вопросов | 27.05 | |
101 | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления «Сказание о Кише» | 1 | Различные виды пересказа, письменная и устная характеристика героя, составление цитатного плана, лексическая работа, художественный пересказ эпизода | 29.05 | |
102 | Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из книги). Человек и природа | 1 | Составление вопросов к статье учебника, цитатных планов глав повести, различные виды пересказа, письменная и устная характеристика героя | 30.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», авт-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.
2.Учебник «Литература 5 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.
3. Ф.Е.Соловьева. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С..Меркина «Литература». 5 класс: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово», 2013
4.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс»: Из опыта работы / авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин, М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2009.
5. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / сост. Л.В.Антонова. – М. ВАКО, 2010.
6. Г.Граник, Л.Концевая, С.Бондаренко. Когда книга учителя. – М., 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....