Урок литературы в 8 классе "Сердце Матери"(по "Сказкам об Италии" М. Горького)
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Симутина Людмила Васильевна
Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни! М. Горький Вся гордость мира от матерей! М. Горький Цель урока: формирование навыков выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения. Воспитание чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции. Совершенно естественно звучит гимн Матери, с которого начинается 9 сказка: « Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей Жизни!». Этот зачин сразу вводит нас в атмосферу высоких и больших чувств. Он вносит тот высокий пафос, которым характеризуется сказка в целом. Не случайно. Именно в этой сказке впервые встречается написание слова Мать с большой буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdtse_materipo_skazkam_gorkogo.rar2.71 МБ

Предварительный просмотр:

«Сердце Матери». Урок литературы в 8 классе  по «Сказкам об Италии»

 М. Горького.

Учитель: Симутина Людмила Васильевна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №1» Кемского муниципального района.

Прославим женщину – Мать,

неиссякаемый источник

всё побеждающей жизни!

М. Горький

Вся гордость мира от матерей!

М. Горький

Цель урока: формирование навыков выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения. Воспитание  чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и комплексного применения усвоенных ранее.

Методы: частично – поисковый, наблюдение, выразительное чтение, сопоставление разных видов искусства, беседа.

Оборудование: 

  1. Текст сказок «Подвиг Матери»,  «Мать изменника»  у каждого ученика.
  2. Презентация.
  3. Запись «Аве Мария» Шуберта.
  4. Тетради по литературе с результатами выполнения домашнего задания: выписать из текстов  сказок  высказывания Горького о матери  и подумать над их содержанием.

        Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

        В 1906 году М. Горький поселяется на Капри – небольшом острове в Неаполитанском заливе. До Капри от материка ходит пароходик с рядами потемневших от солнца, влаги, времени скамеек. Через 3 часа хода он пристает к высоким обрывистым горам, в ложбине между которыми приютился небольшой посёлок. На узенькой улочке маленькие  магазины, в которых продают разноцветные бусы, соломенные шляпы, овощи, лимоны, апельсины.

        Круглый год цветут розы. Каждый маленький клочок камня, где есть немного земли и песка, покрыт вечнозелёной растительностью…Лимонные рощи, кипарисы, пальмы…

        Особенно много самых разнообразных цветов……. Вдали дымитсявезувий, с моря доносится запах рыбы и водорослей. Слышатся песни рыбаков.

        Именно здесь в 1911-1913 годах родились горьковские « Сказки об Италии».

        Почему сказки? Ведь события, изображённые в них, вполне реальны. Давно доказано, что многое в них «нарисовано с натуры», отражает факты действительности.

        «Сказкам об  Италии» предпосланы слова Г. Х. Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь». Горьковские сказки – это рассказы, раскрывающие «сказочность» в реальной жизни. Основная тема – это крутые, внезапные перемены, неожиданные перерождения. Один из исследователей горьковского творчества, отмечая черты своеобразия «сказок…» пишет:» Созданные на совершенно реалистической основе, «сказки» пропитаны той поэзией созидания и борьбы, тем духом подъёма. Порыва  и веры в неизбежную победу счастья, которое так свойственно Горькому».

        Во всех сказках  итальянского цикла, особенно в трёх из них очень ярко звучит тема материнства.

- Почему именно образ Матери становится главным в его сказках? Именно этот вопрос будет одним из главных на сегодняшнем уроке.

        Тема материнства всегда волновала художников, поэтов, писателей. Образ матери как символ вечной правды, красоты, жизнеутверждения встречается в работах мастеров древности, средневековья, эпохи  Возрождения.

        Леонардо да Винчи, Санти Рафаэль, Лукас Кранах…Именно с их полотен на нас смотрят нежные, искренние,  сильные лики Матери.

  1. Предварительная беседа по сказкам.

        Совершенно естественно звучит гимн Матери, с которого начинается 9 сказка: « Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей Жизни!». Этот зачин сразу вводит нас в атмосферу высоких и больших чувств. Он вносит тот высокий пафос, которым характеризуется сказка в целом. Не случайно. Именно в этой сказке впервые встречается написание слова Мать с большой буквы.

- Как вы думаете, почему?

(ответы учеников)

        Откроем тетради и запишем тему урока: «Сердце Матери» («Сказки об Италии» М. Горького). Запишите также один из эпиграфов сегодняшнего урока.

  1. Аналитическая беседа по сказке. 

        Давайте обратимся к сюжету сказки «Подвиг Матери».

(краткий пересказ учеником сказки)

        Обратите внимание. что вся сказка строится на знакомом вам литературном приёме, встречавшемся в других произведениях Горького. Что это за приём?

(ответы учеников – противопоставление, антитеза)

        Да, уже в самом начале сказки противопоставляются 2 враждебные тенденции – материнское созидание и жестокое разрушение. Жизнь и Смерть.

- Кто является представителями этих противоположных начал?

(ответы учеников)

        Да, в конфликте основную роль играют Мать и Тимур.

  1. Работа с текстом, запись выводов в тетрадь.

        В тетради  начертите таблицу из двух колонок. Попытаемся дать характеристику двум  центральным персонажам этой сказки.

Тимур

Мать

Разрушает жизнь. Служит Смерти. Страшный человек, кровавый бич земли. Мстительный скорбящий отец.

Тиран. Властитель. Закрытое сердце.

Созидает жизнь. Побеждает Смерть. Гордая, сильная, страдающая. Требовательная, властная, любящая

Обратите внимание. Что противопоставление героев идёт не только на внутреннем, но и на внешнем уровне.

- Проследите за тем, как выглядят Мать и Тимур?

- Как держится она с ним, как разговаривает?

( Хромой (неполноценность «счастливого»  завоевателя  ---величественность Матери)

- Что противопоставляет Мать Тимуру, его смертоносной силе? («Что ты скажешь о себе, женщина?»)

(ответы детей – миссия служения жизни, требует справедливости, потому что она Мать и служит жизни).

- Что убедило Тимура? Какие доводы Матери заставили Тимура раскрыть своё сердце?

( Сердце Матери. Сила, мудрость, любовь, заключённые в нём).

У поэтессы  Л. Татьяничевой есть замечательное стихотворение  (читает подготовленный ученик).

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога

до срока старит жизнь мою…
Ну что смогу я им ответить —

Сердцам, бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.
 

Действительно, именно любовь к сыну дала Матери столько силы, которая потрясла даже видавшего все правителя.

  1. Работа со словарём.

Все сказки М. Горького  построены на афоризмах, в которых выражается основная мысль произведения.

- Что такое афоризм?

Значение слова Афоризм по Ожегову:
Афоризм - Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение

Разберём афоризмы, выписанные вами дома в тетради, объясним их. 1афоризм «Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни. Прославим в мире Женщину-Мать, единую силу, перед которой покорно склоняется Смерть!»

2 афоризм «Без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя.  Вся гордость мира от матерей!».

3 афоризм  « Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград,  чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке —  от лучей солнца и от молока Матери …»

Сказка заканчивается аккордом, подводящим философские итоги развивающейся темы: «Мы (Матери) – сильнее Смерти. Мы, которые непрерывно дарим миру мудрецов, поэтов, героев, мы, кто сеет в нём всё, чем он славен!»

  1. Аналитическая беседа по 11 сказке «Мать изменника».

11 сказка начинается с афоризма: « О Матерях можно рассказывать бесконечно…»

Следующие за афоризмом строки рисуют город, находящийся под страшнейшей опасностью разрушения. Картина жизни осаждённого города воссоздана очень точно. Особую выразительность придают ей пейзажные детали.

Работа с текстом. Луна – «потерянный щит, избитый ударами мечей».

На фоне исстрадавшегося, истекающего кровью города – Марианна, мать изменника.

- Что объединяет её со всеми Матерями, со всеми остальными гражданами?

- Что роднит её с Матерью из предыдущей сказки?

(Сильно любит своего сына. Ещё недавно она смотрела на сына с гордостью, как на драгоценный подарок родине, как на добрую силу, рождённую в помощь людям.)

_ Что нового появляется в образе Матери?

( Понимание ответственности  за измену сына. Эти мысли матери выражены в афоризмах:  « Я мать, я его (сына) люблю и считаю себя виновной в том, что он таким стал», «Матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь»)

- Какова главная, кульминационная сцена в сказке?

(разговор Матери с сыном)

И опять столь излюбленный приём Горького – противопоставление.

Мать   (материнское созидание)    -     Сын  (индивидуальное разрушение).

Логическое продолжение диалога Матери и Тимура.

  1. Подведение итогов урока.

Мать убедила Тимура во всемогущей силе Матери, Давшей миру всех его героев.

В 11 сказке,  явившись к сыну  как «воплощение  несчастий города», Мать спорит с ним о том, кто может считаться героем…

«Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть…»

– Что сделала мать? («Человек – я сделала для родины все, что могла. Мать – я остаюсь со своим сыном».)

Вывод. Горе матери, потерявшей сына, безмерно, это страшное наказание, но страшнее этого наказания – предательство сына – таков лейтмотив сказки    М. Горького.

Замечательный австрийский композитор Франц Шуберт написал очень красивую вокальную композицию, прославляющую Мать «Аве, Мария». Давайте её послушаем.

(Прослушивание музыкального фрагмента)

  1. Д. з. Написать сочинение-миниатюру  «Образ Матери   в  «Сказках об Италии» М. Горького.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе по пьесе М.Горького "На дне"

Изучать литературу нео­бходимо для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому у тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкос­нут...

Урок литературы в 11 классе"Раннее творчество М.Горького"

В материале представлена разработка метапредметного урока по рассказу Горького" Старуха Изергиль", на материале рассказа рассматривается понятие"гордость",вводится понятие"гордыня"; предлагается самос...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: М.Горький "Заветы отца"

Продолжить знакомство с творчеством М. Горького; формировать навыки выразительного  чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения;  развивать умение проводить пои...

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения Тема: М. Горький драма «На дне»

Урок литературы  на 2 курсе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»». Урок построен таким образом, что учащиеся, выполняя задания, предложенные учителем, сами «открывают знания». Урок имеет нест...

Урок литературы в 8 классе по рассказу М. Горького "Болесь".

Урок внеклассного чтения по рассказу М. Горького "Болесь", подготовленный для учащихся 8 класса....