Урок литературы в 8 классе "Сердце Матери"(по "Сказкам об Италии" М. Горького)
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serdtse_materipo_skazkam_gorkogo.rar | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
«Сердце Матери». Урок литературы в 8 классе по «Сказкам об Италии»
М. Горького.
Учитель: Симутина Людмила Васильевна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №1» Кемского муниципального района.
Прославим женщину – Мать,
неиссякаемый источник
всё побеждающей жизни!
М. Горький
Вся гордость мира от матерей!
М. Горький
Цель урока: формирование навыков выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения. Воспитание чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и комплексного применения усвоенных ранее.
Методы: частично – поисковый, наблюдение, выразительное чтение, сопоставление разных видов искусства, беседа.
Оборудование:
- Текст сказок «Подвиг Матери», «Мать изменника» у каждого ученика.
- Презентация.
- Запись «Аве Мария» Шуберта.
- Тетради по литературе с результатами выполнения домашнего задания: выписать из текстов сказок высказывания Горького о матери и подумать над их содержанием.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
В 1906 году М. Горький поселяется на Капри – небольшом острове в Неаполитанском заливе. До Капри от материка ходит пароходик с рядами потемневших от солнца, влаги, времени скамеек. Через 3 часа хода он пристает к высоким обрывистым горам, в ложбине между которыми приютился небольшой посёлок. На узенькой улочке маленькие магазины, в которых продают разноцветные бусы, соломенные шляпы, овощи, лимоны, апельсины.
Круглый год цветут розы. Каждый маленький клочок камня, где есть немного земли и песка, покрыт вечнозелёной растительностью…Лимонные рощи, кипарисы, пальмы…
Особенно много самых разнообразных цветов……. Вдали дымитсявезувий, с моря доносится запах рыбы и водорослей. Слышатся песни рыбаков.
Именно здесь в 1911-1913 годах родились горьковские « Сказки об Италии».
Почему сказки? Ведь события, изображённые в них, вполне реальны. Давно доказано, что многое в них «нарисовано с натуры», отражает факты действительности.
«Сказкам об Италии» предпосланы слова Г. Х. Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь». Горьковские сказки – это рассказы, раскрывающие «сказочность» в реальной жизни. Основная тема – это крутые, внезапные перемены, неожиданные перерождения. Один из исследователей горьковского творчества, отмечая черты своеобразия «сказок…» пишет:» Созданные на совершенно реалистической основе, «сказки» пропитаны той поэзией созидания и борьбы, тем духом подъёма. Порыва и веры в неизбежную победу счастья, которое так свойственно Горькому».
Во всех сказках итальянского цикла, особенно в трёх из них очень ярко звучит тема материнства.
- Почему именно образ Матери становится главным в его сказках? Именно этот вопрос будет одним из главных на сегодняшнем уроке.
Тема материнства всегда волновала художников, поэтов, писателей. Образ матери как символ вечной правды, красоты, жизнеутверждения встречается в работах мастеров древности, средневековья, эпохи Возрождения.
Леонардо да Винчи, Санти Рафаэль, Лукас Кранах…Именно с их полотен на нас смотрят нежные, искренние, сильные лики Матери.
- Предварительная беседа по сказкам.
Совершенно естественно звучит гимн Матери, с которого начинается 9 сказка: « Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей Жизни!». Этот зачин сразу вводит нас в атмосферу высоких и больших чувств. Он вносит тот высокий пафос, которым характеризуется сказка в целом. Не случайно. Именно в этой сказке впервые встречается написание слова Мать с большой буквы.
- Как вы думаете, почему?
(ответы учеников)
Откроем тетради и запишем тему урока: «Сердце Матери» («Сказки об Италии» М. Горького). Запишите также один из эпиграфов сегодняшнего урока.
- Аналитическая беседа по сказке.
Давайте обратимся к сюжету сказки «Подвиг Матери».
(краткий пересказ учеником сказки)
Обратите внимание. что вся сказка строится на знакомом вам литературном приёме, встречавшемся в других произведениях Горького. Что это за приём?
(ответы учеников – противопоставление, антитеза)
Да, уже в самом начале сказки противопоставляются 2 враждебные тенденции – материнское созидание и жестокое разрушение. Жизнь и Смерть.
- Кто является представителями этих противоположных начал?
(ответы учеников)
Да, в конфликте основную роль играют Мать и Тимур.
- Работа с текстом, запись выводов в тетрадь.
В тетради начертите таблицу из двух колонок. Попытаемся дать характеристику двум центральным персонажам этой сказки.
Тимур | Мать |
Разрушает жизнь. Служит Смерти. Страшный человек, кровавый бич земли. Мстительный скорбящий отец. Тиран. Властитель. Закрытое сердце. | Созидает жизнь. Побеждает Смерть. Гордая, сильная, страдающая. Требовательная, властная, любящая |
Обратите внимание. Что противопоставление героев идёт не только на внутреннем, но и на внешнем уровне.
- Проследите за тем, как выглядят Мать и Тимур?
- Как держится она с ним, как разговаривает?
( Хромой (неполноценность «счастливого» завоевателя ---величественность Матери)
- Что противопоставляет Мать Тимуру, его смертоносной силе? («Что ты скажешь о себе, женщина?»)
(ответы детей – миссия служения жизни, требует справедливости, потому что она Мать и служит жизни).
- Что убедило Тимура? Какие доводы Матери заставили Тимура раскрыть своё сердце?
( Сердце Матери. Сила, мудрость, любовь, заключённые в нём).
У поэтессы Л. Татьяничевой есть замечательное стихотворение (читает подготовленный ученик).
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
до срока старит жизнь мою…
Ну что смогу я им ответить —
Сердцам, бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
Действительно, именно любовь к сыну дала Матери столько силы, которая потрясла даже видавшего все правителя.
- Работа со словарём.
Все сказки М. Горького построены на афоризмах, в которых выражается основная мысль произведения.
- Что такое афоризм?
Значение слова Афоризм по Ожегову:
Афоризм - Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение
Разберём афоризмы, выписанные вами дома в тетради, объясним их. 1афоризм «Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни. Прославим в мире Женщину-Мать, единую силу, перед которой покорно склоняется Смерть!»
2 афоризм «Без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся гордость мира от матерей!».
3 афоризм « Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке — от лучей солнца и от молока Матери …»
Сказка заканчивается аккордом, подводящим философские итоги развивающейся темы: «Мы (Матери) – сильнее Смерти. Мы, которые непрерывно дарим миру мудрецов, поэтов, героев, мы, кто сеет в нём всё, чем он славен!»
- Аналитическая беседа по 11 сказке «Мать изменника».
11 сказка начинается с афоризма: « О Матерях можно рассказывать бесконечно…»
Следующие за афоризмом строки рисуют город, находящийся под страшнейшей опасностью разрушения. Картина жизни осаждённого города воссоздана очень точно. Особую выразительность придают ей пейзажные детали.
Работа с текстом. Луна – «потерянный щит, избитый ударами мечей».
На фоне исстрадавшегося, истекающего кровью города – Марианна, мать изменника.
- Что объединяет её со всеми Матерями, со всеми остальными гражданами?
- Что роднит её с Матерью из предыдущей сказки?
(Сильно любит своего сына. Ещё недавно она смотрела на сына с гордостью, как на драгоценный подарок родине, как на добрую силу, рождённую в помощь людям.)
_ Что нового появляется в образе Матери?
( Понимание ответственности за измену сына. Эти мысли матери выражены в афоризмах: « Я мать, я его (сына) люблю и считаю себя виновной в том, что он таким стал», «Матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь»)
- Какова главная, кульминационная сцена в сказке?
(разговор Матери с сыном)
И опять столь излюбленный приём Горького – противопоставление.
Мать (материнское созидание) - Сын (индивидуальное разрушение).
Логическое продолжение диалога Матери и Тимура.
- Подведение итогов урока.
Мать убедила Тимура во всемогущей силе Матери, Давшей миру всех его героев.
В 11 сказке, явившись к сыну как «воплощение несчастий города», Мать спорит с ним о том, кто может считаться героем…
«Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть…»
– Что сделала мать? («Человек – я сделала для родины все, что могла. Мать – я остаюсь со своим сыном».)
Вывод. Горе матери, потерявшей сына, безмерно, это страшное наказание, но страшнее этого наказания – предательство сына – таков лейтмотив сказки М. Горького.
Замечательный австрийский композитор Франц Шуберт написал очень красивую вокальную композицию, прославляющую Мать «Аве, Мария». Давайте её послушаем.
(Прослушивание музыкального фрагмента)
- Д. з. Написать сочинение-миниатюру «Образ Матери в «Сказках об Италии» М. Горького.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе по пьесе М.Горького "На дне"
Изучать литературу необходимо для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому у тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкоснут...
Урок литературы в 11 классе"Раннее творчество М.Горького"
В материале представлена разработка метапредметного урока по рассказу Горького" Старуха Изергиль", на материале рассказа рассматривается понятие"гордость",вводится понятие"гордыня"; предлагается самос...
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: М.Горький "Заветы отца"
Продолжить знакомство с творчеством М. Горького; формировать навыки выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения; развивать умение проводить пои...
Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.
Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....
Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения Тема: М. Горький драма «На дне»
Урок литературы на 2 курсе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»». Урок построен таким образом, что учащиеся, выполняя задания, предложенные учителем, сами «открывают знания». Урок имеет нест...
Урок литературы в 8 классе по рассказу М. Горького "Болесь".
Урок внеклассного чтения по рассказу М. Горького "Болесь", подготовленный для учащихся 8 класса....
Презентация к уроку литературы в 7 классе по произведению М.Горького "Детство"
Идет глубокий анализ произведения по главам....