Урок развития речи 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок развития речи. 7 класс. сочинение по личным впечатлениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Звездная песня зимы. Сочинение по личным впечатлениям.
Тип урока: урок развития речи 7 класс.
Цель урока: совершенствовать речевые умения и навыки; познакомить учащихся с музыкальными произведениями П.И. Чайковского «Январь», картинами И.И. Шишкина «Зима», «На севере диком», Грабаря «Февральская глазурь» и другие; повторить стихотворения А.С.Пушкина, С. Есенина о зиме; прививать интерес к поэзии, живописи, музыке; развивать творческую фантазию учащихся.
Оборудование: фонограммы музыкальных произведений, репродукции картин, раздаточный материал, толковый словарь.
Эпиграф к уроку: « Откройся, мысль! Стань музыкою слово!..» Н. Заболоцкий
Ход урока
Организационный момент
Мы начнем наш урок диалогом стихами Ю. Левитанского с маленькой интерпретацией.
- Что происходит на свете?
- А просто зима.
- Просто зима, полагаете вы?
- Полагаю. Я ведь и сам, как умею следы пролагаю. В ваши уснувшие ранней порою дома.
- Что же за всем этим будет?
- А будет февраль.
- Будет февраль, вы считаете?
-Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю,
Этот с картинками вьюги старинный букварь.
Сообщение темы
– Что происходит на свете?
- А просто зима…
- Мы вновь совершаем с вами путешествие в мир окружающей нас природы.
( Учащиеся сообщают тему урока с последующей записью в тетрадь).
- «Если бы все, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, говорил композитор А. Серов, - музыки не было бы на свете».
- Вы знаете, как непросто передать на словах все то, что живет в нашем сердце, и музыка становится помощницей в жизни сердца. Мы сегодня на уроке попытаемся сердцем понять музыку, обогатить свой лексический запас, написать сочинение, используя материалы урока, и оставить в памяти приятные минуты.
3. Работа на уроке
- Как понимать музыку?
П.И.Чайковский писал: «некоторые неопытные слушатели силятся услышать в звуках музыки точное изображение конкретных внешних явлений. Но ведь музыка, копирующая реальные звучания, перестает быть искусством. Будто по мановению волшебной палочки композитор развертывает перед нами разнообразные картины жизни. Слушателю, обладающему живой фантазией, предоставляется самому распознать смысл музыки и увидеть ее по-своему…»
1.Работа с предложением у доски. (Пунктуационный разбор)
Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, чрезвычайно многообразны.
2. Задание перед прослушиванием музыкального отрывка.
- Сегодня мы услышим отрывок из произведения великого русского композитора П.И.Чайковского. (Сообщение учащегося о композиторе).
- Посмотрите на девиз урока. Какие картины представятся вашему воображению?
3. Прослушивание музыкального отрывка 5-7 минут.
4. Беседа по отрывку.
-Что вы услышали?
- Какие картины вам представились?
- Да, зима выступает в окружении инея, льда, снега, града. Перед нашими глазами возникают картины зимней скованности. Возникает ощущение прозрачности воздуха, а может и мерцающих далей.
5. Работа с толковым словарем.
Дайте толкование следующих слов, подберите однокоренные слова: изморозь, изморось.
Выделите корень, какие из слов являются проверочными для согласной корня, подчеркните их.
6. Изображение зимней природы в живописи.
- Самые внимательные заметили, что присутствует на уроке страничка «Зима и музыка». Сейчас мы ее перевернем и не зря. Обратите внимание, сколько произведений известных художников нам представлено. Узнаете известные картины? А художников? Какое богатство фантазии, ума, красок, душевного богатства в них!
7. Работа у доски по карточке. (Карточку проверяет ученик-ассистент)
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Все замерло, и только изредка одинокая птица, перелетая с ветки на ветку, стряхнет с качнувшегося сучка серебряную пыль.
Лунный свет, освещающий одну из сторон сосны, буквально отчеканивает на фоне темного ночного неба ее изящный силуэт.
(О картинах И.И. Шишкина)
8. Презентация о картинах
- Рассматриваем картины, называем известных художников.
- Что изображено?
- Тона, краски, время.
9. Проверка домашнего задания.
Заслушиваем сочинения-миниатюры по данному началу у 2-3 учащихся.
10. Зима в творчестве поэтов.
Открываем страничку «Зима и поэзия».
- Какие отрывки из стихотворений А.С.Пушкина вы знает, повторяли дома?
- Какие образы, сравнения вам понравились?
- Какие изобразительные средства использованы автором?
11. Работа с текстом «Сосны» И. Бунина (распечатки на партах).
1. Прочтите текст.
2. Перепишите 2 предложение, расставьте знаки препинания, раскройте скобки.
3. Найдите причастные обороты.
4. Объясните устно значение слов: просека, венцы, хоругвь.
12. Работа с раздаточным материалами под музыку.
Выберите и запишите в тетради понравившиеся эпитеты к словам: зима, звезда, иней, снег, лед.
13. Прослушивание сказки из «Посолони Ремизова»
- Может петь ветер, поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает, приходи, гостья-зима, песни севера петь по лесам и полям. Но могут петь и звезды!
4. Домашнее задание. Сообщение тем для сочинений.
Звездная песня зимы. Мелодии зимнего леса. Звезды поют тонко-тонко… Плачет она, моя звездочка.
5. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...