Классный час, посвященный патриотизму - "Дорогие письма".
классный час (5 класс) по теме
Я попыталась окунуть ребят в историю фронтовых писем. Ребята узнали, почему письмо военных лет называется треугольником. Ребята увидели из презентации копии письма, написанных в годы ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogie_pisma.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формировать патриотические чувства, гордость за Родину, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Задачи: Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им, быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.
Через военные письма, стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество Победы.
Открытое внеклассное занятие.
«Дорогие письма».
Здравствуйте!
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Добрый день, ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут Людмила Алексеевна! А Ваши имена я уже узнаю по ходу нашего классного часа.
(Звучит музыка. Игра на гитаре, звучит песня «До, свидания мальчики»).
Много лет отделяют нас от того радостного и счастливого дня, Дня великой Победы! Военные годы остались где-то далеко, но сама война крепко держит нас могучей силой человеческой памяти.
(обратите внимание на эпиграф урока)
Я променяла б все библиотеки,
Все в мире томики, томищи и тома
За пару только слов о милом человеке,
За треугольник маленький письма.
Солдатские письма. Теперь они, сохранившиеся, стали уже семейными реликвиями. В рамку бы их да на стену, на самое видное место: читайте, молодые, помните и гордитесь вашими дедами, а может и прадедами – прошли ведь не то, что годы, многие десятилетия.
(помолчать и зажечь свечу)
Солдатские письма… Пришло время, когда они обрели вес и цену архивного документа. Но вернемся мысленно на несколько десятилетий назад, туда, в «сороковые - роковые», представим себе солдата на фронте или перед отправкой на фронт, перед боем, перед атакой на вражеские позиции, когда он не знает, будет ли жив через час.
В годы войны из тыла на войну отправлялись обычные письма в конвертах. А с фронта приходили письма-треугольники. Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. Это было не только из-за нехватки конвертов, но и из-за того, что военной цензуре было намного легче развернуть "треугольник".
Конвертов не хватало. Отправлялись они бесплатно. Писались на любой бумаге, даже на газетной. Фронтовые письма еще их можно назвать - Треугольники судьбы. В них жизнь, в них память. Бойцы их писали между боем, в окопах, после боя уже усталые и раненные. Некоторые письма были совсем короткими, а некоторые заканчивались следующей фразой: «Ухожу на фронт». Многие письма так и не дошли до адресата.
Ну а письма из родного дома поднимали боевой дух наших бойцов, на время давали забыться от всех тяготах войны. Эти письма согревали их своим теплом, лаской, спасали бойцов от смерти.
Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нём и горькое лето, и сигналы тревог.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
(Обратимся в 41 год, зачитаем письмо).
25 октября 1941 г.
«Здравствуй, моя Варя! Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда, и здесь… Все-таки кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо - вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастут новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. (Твой Иван)
(Письмо 42 года)
7 декабря 1942 г.
Здравствуй дорогая мама. Пишет тебе твой сын. У меня все хорошо. Вчера отбили наступление врага. Погибло очень много наших бойцов. Шансов выжить у нас практически нет. Не плачь родная моя. Мне не страшно будет умирать за родину. Когда не идет бой, солдаты сидят и мечтают о том, когда вернутся домой к любимой жене, маме и к детям. И больше никогда не видеть этих боевых действий. Много людей сейчас умирает с голоду. Потому что нам не поставляют еду из-за сильных дождей. Мама, как же я соскучился по дому. Когда я засыпаю, мне снится наш дом, сад и ты в нем мама, в белом цвете. Тот сон снится каждый раз. Заканчиваю свое письмо. До свидания. (Твой любимый сын).
Дожить до победы мечтали и наши земляки. Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы.
(просмотр видеоролика «Письма с фронта»)
(Немного расслабимся от трогательных писем)
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Памятка 1. Обращение.;2. Сообщение ( Пишет Вам…Хочу сказать Вам…Спасибо Вам за… Извините, пожалуйста,… Мне хочется пожелать Вам…); 3. Прощание. (до свидания) 4. Подпись.
Даю Вам немного времени, чтобы вы написали слова благодарности. (звучит песня Ю. Самусевич «Память»)
А теперь, ребята, давайте и мы с вами, попробуем сделать такой же треугольник. Конверт готов.
Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу.
Ребята, какие чувства Вы испытали на сегодняшнем уроке?
О чем заставило Вас задуматься наше занятие?
Каждый из Вас сложил сегодня письмо – треугольник, давайте мы их сложим в рюкзак и подарим нашим ветеранам на 9 мая.
Семьдесят первый год миновал с тех пор, как отгремели последние залпы самой жестокой, самой кровавой войны на Земле, но сегодня, как и прежде, «Письма с фронта» помогают нам понять величие нашего народа, душевность и несгибаемость воли советского человека, глубину его чувства любви к своей Родине.
Это послания сегодняшнему поколению от отцов и дедов, это живые обращения к потомкам людей, своими жизнями искупивших наши жизни.
Благодаря им, мы снова и снова возвращаемся в те далекие и суровые дни, благодаря им, мы помним то, о чем нельзя забыть.
Спасибо большое за урок! До встречи)))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)
Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...
Классный час "О патриотизме. О Родине"
Воспитание чувства патриотизма....
С чего начинается Родина, или размышления классного руководителя о патриотизме.
С чего начинается Родина, или размышления классного руководителя о патриотизме....
Классный час "Патриот. Патриотизм. Что это значит?"
В настоящее время воспитание патриотизма и любви к Родине определяется законом Российской Федерации "Об образовании" в качестве одного из принципов государственной политики в области образов...
Классный час "О патриотизме. О Родине"
Одним из направлений деятельности классного руководителя является гражданско-патриотическое воспитание.Данный классный час направлен на становление истинного гражданина и патриота своей страны, любяще...
Сценарий праздника, посвященного 9 мая «Письма из прошлого»
Сценарий праздника ко Дню победы Цель: Развитие чувства патриотизма, уважения к родной стране, подвигу народа в Великой Отечественной войне.Задачи:Воспитывать чувство сострадания, сопереживания и...
Сценарий программы, посвященной Дню Победы "Письма с фронта"
Живая, максимально приближенная к театральной, музыкально-поэтическая программа, посвященная празднику Победы. В программе использованы известные песни ВОВ, стихотворения поэтов-фронтовиков: Д. Самойл...