Классный час "О патриотизме. О Родине"
методическая разработка (6 класс)
Одним из направлений деятельности классного руководителя является гражданско-патриотическое воспитание.
Данный классный час направлен на становление истинного гражданина и патриота своей страны, любящего свой город, край, Родину.
Спасибо всем, чей материал был использован в моей работе!!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 26.17 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 581.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «О патриотизме. О Родине»
Шабанова Е.В., МБОУ «Гимназия №1 им.Борцова» г.Лебедянь
Ход занятия
Вступительное слово
Звучит музыка – детская песня «Солнечный круг». Учитель вместе с учениками обсуждает, о чем песня, почему мальчик написал такие слова: «пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».
Учитель: Потому что в истории людей были такие страницы, когда больше всего страдали дети, теряли мам, не видели мирного неба над головой… В истории нашей Родины такие страницы были.
– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? (Во имя интересов Отечества.)
- Как вы думаете, о ком В.И. Даль пишет в словаре «тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины” ?
2. Основная часть
- Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы поговорить: «О патриотизме. О Родине...». Я хочу, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине. Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем. История нашей страны богата яркими примерами патриотизма.
А) Составление ассоциативного ряда
«Патриот, кто он?» Давайте составим ассоциативный ряд. У вас одна минута, на его составление. (Учащиеся пишут свои мысли на листах, а затем на доске собираем ряд)
- Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
- Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
- Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
- Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
- Готов стать на защиту Отечества
- Отстаивает престиж свой страны
- Знает государственную символику
- Готов отдать своей родине все силы и способности
- Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
- Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
- Знает свой родной язык
- Знает историю своей страны, свою родословную, гордится своими предками.
Б) Игра «интеллектуальный футбол».
Теперь я предлагаю вам поиграть в «Интеллектуальный футбол». Суть этой игры в том, что по очереди каждая команда называет, за что можно гордиться Россией, что можно в ней любить и уважать. Во втором раунде каждая команда называет то, что в России хотелось бы изменить, что вызывает неудовольствие жителей, то есть нас с вами.
В) Проблемная ситуация «Про ленточку, совесть и героизм»
Сегодня мы не просто так вспоминаем мелодию «Солнечный круг» и говорим о патриотизме. Очень скоро наша страна будет отмечать очень важный и памятный праздник. Скажите, что это за праздник?
Ученики: День Победы.
- Близится День Победы. На дорогах появились машины с черно-оранжевыми ленточками, на уликах, в транспорте все чаще встречаешь людей, у которых на груди такая же ленточка - символ памяти, знак преемственности поколений. Это значит, что в очередной раз стартовала акция «Георгиевская ленточка», в которой вы тоже принимаете участие.
- Я хочу прочитать вам историю, которая произошла с двумя шестиклассниками в День Победы. (Читает.)
В День Победы Сережа Иванов проснулся рано - с улицы доносились звуки бодрых военных маршей. Сразу появилось радостное, праздничное настроение. А тут еще и одноклассник позвонил - Димка Егоров, сказал, что на площади гулянье - походная кухня, угощают всех кашей и раздают георгиевские ленточки. Минут через десять друзья уже были там.
Первым делом встали в очередь за ленточками. Набрали штук 20, сказали, что берут на весь класс. Часа два гуляли ребята по площади: и каши наелись, и песен напелись, и всяких выступлений насмотрелись, но никого из класса так и не встретили. Что же делать с ленточками? И тут по площади промчался мотоциклист - черная кожаная куртка, шлем, черные перчатки - и весь с ног до головы увешан черно-желтыми ленточками, которые развевались по ветру, как пламя.
- А чем мы хуже? - решили друзья. Сели на скамеечку и начали завязывать на себе ленты - на руках, на шее, на поясе, на голове. Скоро мальчишки стали похожи на индейцев из племени тамбу-ламбу. Посмотрели друг на друга и со смеху покатились.
А тут на лавочку рядом с ними присел дед, за сердце держится, наклонился вперед, видать, плохо старику. Рядом примостилась внучка, девчонка лет пяти, гладит деда по руке, что-то лопочет про лекарство в правом кармане.
Внезапно на Серегу напал приступ великодушия - сорвал с руки ленточку и протянул старику:
- Нате, с праздником вас, с Днем Победы!
Дед ничего не ответил, только смерил мальчишек усталым и грустны^ взглядом.
- Берите, это же акция «Георгиевская ленточка», - настаивал Димка. |
Дед задумчиво покачал головой и отвел глаза. И тут внучка тихо заметила:
- А у дедушки уже есть такие, только он эти ленточки никому не отдаст...
Она потянула деда за руку, которую он держал на груди, и друзья увидели три звезды на черно-оранжевых ленточках. Что это были за ордена, ребята не знали. Но, видать, дед был настоящим героем.
Несколько минут продолжалось молчание, потом друзья, не сговариваясь, сорвали с себя все ленточки, положили их на скамейку и отправились по домам.
По дороге даже не разговаривали. Стыдно было...
Г) Беседа по рассказу
Классный руководитель. Вот такая история, участником которой мог стать любой из вас.
Обсуждение вопросов в группе, подготовка ответов.
Вопросы для обсуждения:
1 группа
- Можно ли сказать, что герои этого рассказа хорошие ребята? (Да, заботились о других - ленточек набрали на весь класс, старика пожалели, совесть у них заговорила.)
- А что они сделали не так? (Обвешались ленточками, с ветераном говорили неуважительно.)
2 группа
- Почему они решили, что надо обвешаться этими ленточками? (Они подражали мотоциклисту, им показалось, что это круто и модно.)
- Подражать другим - это хорошо или плохо? (Смотря чему подражать, нужно думать.)
3 группа
- Есть ли у этих ребят критическое мышление? (Наверное, нет, иначе бы они смогли дать оценку наряду мотоциклиста и не стали бы подражать ему.)
- Во время проведения акции встречались ли вам люди, подобные этому мотоциклисту?
4 группа
- А что плохого в том, чтобы обвешаться георгиевскими ленточками? (Эти ленточки не для моды и крутизны, а символ памяти о прошедшей войне, о подвигах наших прадедов, их нужно носить на груди, у сердца, не цеплять где попало.)
- Почему старик отказался взять георгиевскую ленточку? (Наверное, ему было противно видеть, как легкомысленно относятся ребята к этой ленте.)
Вопрос классу после обсуждения работы групп
- Так какой же орден был на груди старика? Три звезды на георгиевских лентах? (Орден Славы всех трех степеней.)
Учитель: Герои той истории тоже хотели узнать, что это за орден, поэтому дома сразу же достали энциклопедию и все узнали. Узнали, что на груди у старика были все три ордена Славы: I степени - золотой, а II и III - серебряные.
Узнали, что орденом этим награждали не командиров, а только Рядовых и сержантов.
И что ордена эти вручали только за личный подвиг на поле боя и в строгой последовательности - от низшей степени к высшей.
Того, кто получил орден всех трех степеней, называли полным кавалером ордена Славы. И таких на многомиллионную страну было всего 2656 человек, 4 из них - женщины.
- Но почему промолчал старик, почему не объяснил всего этого ребятам? (Плохо себя чувствовал, устал, не верил в современную молодежь, думал, у них одни развлечения на уме, не хотел ввязываться в спор и т. п.)
- А что бы вы сказали этим ребятам на месте старика-героя, чтобы не обидеть их, а вразумить?
(Дети высказываются.)
Да, георгиевская ленточка сейчас стала доступна всем, а когда-то получали ее вместе с орденом Славы за личный подвиг на поле боя.
3. Заключительная беседа.
Классный руководитель.
Да, любое хорошее дело можно испортить, если относиться к нему легкомысленно. Многие люди сейчас выступают за то, чтобы прекратить акцию «Георгиевская ленточка».
Предлагаю вам придумать другой символ памяти, например, как в Великобритании, красные маки, которые раздают в память о погибших воинах.
- Какой символ предложили бы вы?
(Дети высказываются.)
А между тем у нас в России уже более шести веков существует своя традиция почитания погибших воинов.
Эту традицию установил князь Дмитрий Донской. Сразу же после победы на поле Куликовом он предложил Церкви поминать павших воинов ежегодно в субботу, перед 26 октября (день памяти святого Дмитрия Солунского). Этот день получил название Дмитриевской субботы.
Была такая традиция - поминать. Сейчас она восстанавливается. Может Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в делах, поступках. В жизни патриотизм проявляется не в пламенных речах с трибуны, а в обычной посадке дерева около школы или дома, в том, чтобы не бросать билетики на землю, выходя из автобуса. И даже в хороших оценках, потому что оценки — это мера ответственности человека. Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая может переживать не лучшие времена. Патриотизм – это своими поступками делать жизнь в своей стране лучше, а не ругать порядки, законы в своей Родине. Патриотизм это любовь и уважение ко всему, что нас окружает: к дому, семье, школе, улице, где ты живёшь, школе, где ты учишься; это ответственность за себя, за свои поступки, за своё образование; это дружба, верность, труд на благо Отечеству, забота о близких, умение восхищаться природой родного края и стремление беречь её.
-Ребята, о чем заставил вас задуматься сегодняшний классный час?
Ребята! Через пару дней будет великий праздник – День Победы! Кто-то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с Войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.
А закончить я хочу вот такими словами Ковалёвой Е.
«Быть патриотом…» Ковалёва Е.
Быть патриотом,… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«О патриотизме. О Родине ...».
«О патриотизме. О Родине ...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"
Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....
Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»
Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»...
презентация к Классному часу : "Судьба и Родина едины!" 11-й классы
Цели:выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;сформировать у школьников понятия и представления, связа...
Презентация к классному часу: "Судьба и Родина едины"
Материал для проведения Всекубанского классного часа "Судьба и Родина едины". Главные исторические даты 2012 г. Год российской истории, Отечественная война 1812 г. Краснодарскому краю 75 лет....
презентация классного часа "Моя малая Родина"
в презентации есть материал о Республике Бурятия и селе Петропавловка...
Презентация для классного часа "Моя малая родина"
Презентация. Солнцево-парк. Архитектор Петляков...
Презентация к классному часу "Моя малая Родина"
Здесь предложена презентация к классному часу на тему "Моя малая Родина" для обучающихся 5-8 классов...