Урок "Рассказы Антоши Чехонте" (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 154.06 КБ |
loshadinaya_familiya.docx | 16.43 КБ |
rasskazy_antoshi_chehonte.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ-гимназия№6 г. Кимовска
Урок литературы по теме:
Внеклассное чтение
Рассказы Антоши Чехонте
(5 класс)
Дата проведения: 16 февраля 2016 г.
Класс: 5 Б
Учитель: Воронина А.С.
Тема:В.чт. Рассказы Антоши Чехонте.
Цель урока: Познакомить учащихся с юмористическим рассказом
А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», углубить представление
детей о категориях комического; воспитывать чувство юмора
Регулятивные УУД: принимает учебную задачу; планирует необходимые
действия, действует по плану
Познавательные УУД: Осознает познавательную задачу, читает и слушает,
извлекают нужную информацию, самостоятельно
находит ее в учебнике.
Каммуникативные УУД: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других,
формирует собственные мысли высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Личностные УДД: осваивает новые виды деятельности, участвует в
творческом процессе.
Средства обучения: учебник, компьютер, портрет писателя. презентация
ХОД УРОКА
- Организационный этап.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку. Для того, чтобы ребята настроились на урок, попросить их записать в тетрадях число. Слайд 1
Слово учителя.
Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроение вы пришли сегодня на урок. У каждого на парте лежат два цветочка. Если настроение в начале урока у вас хорошее – поднимите красный цветок, если настроение – не очень хорошее – поднимите синий цветок.
Сейчас мы с вами вспомним, чем занимались на прошлом уроке. Я начну рассказ, а вы должны будете дополнить его некоторыми фактами.
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством великого русского писателя А.П. Чехова, который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя. После окончания медицинского факультета Московского университета Чехов занимался врачебной работой, но литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее. Вначале он подписывает свои рассказы псевдонимом Антоша Чехонте. Рассказы Чехова отличаются тем, что они короткие и юмористические.
- Формулирование темы урока.
А теперь вспомните, что было задано вам в качестве домашнего задания и попробуйте понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Тема урока «Рассказы Антоши Чехонте» (записать в тетрадь) Слайд 2
Каждый из вас дома прочитал какой-нибудь рассказ Антоши Чехонте и выполнил проект.
Рассказ, который мы прочитаем в классе, называется «Лошадиная фамилия».
- Работа по теме урока:
- Подготовка к восприятию рассказа.
1.1. Задание: назовите все слова, которые связаны со словом лошадь.
1.2. Задание: Образуйте от этих слов фамилии.
1.3. Словарная работа: Слайд 3
уезд-округ, часть губернии;
акцизный – служащий учреждения по сбору налогов;
хина-кора американского дерева, из которого выделяется аптечное снадобье.
2. Чтение рассказа.
- начинает чтение учитель,
- чтение «цепочкой»
3. Аналитическая беседа:
- Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).
- Что именно показалось вам смешным? (То, что вся усадьба подбирала «лошадиную фамилию»).
- Почему генерал поверил, что можно заговорить боль по телеграфу? (Боль была сильной, генерал испробовал все средства).
- Работа в парах:
Задание: посчитайте все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии» (42 фамилии). Слайд 4
- Проверка домашнего задания.
Сдайте свои проекты, проверьте, чтобы на них были написаны ваша фамилия, имя, класс и название рассказа, который вы прочитали дома.
Домашнее задание. Найти и записать в тетрадь толкование слова «киносценарий». Перечитать рассказ «Хирургия» Слайд 5
- Рефлексия:
Отметки.
Если сегодня на уроке вы узнали что-то новое – прикрепите на доску красный цветок, если ничего нового не узнали – синий. Слайд 6
Предварительный просмотр:
ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ
У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние – жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим, и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.
– Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, – сказал он,– лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…
– Где же он теперь?
– А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.
– Ерунда! Шарлатанство!
– А вы попытайте, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин.
– Пошли, Алеша! – взмолилась генеральша.– Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.
– Ну, ладно,– согласился Булдеев.– Тут не только что к акцизному, но и к черту депешу пошлешь… Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?
Генерал сел за стол и взял перо в руки.
– Его в Саратове каждая собака знает,– сказал приказчик.– Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Его благородию господину Якову Васильичу… Васильичу…
– Ну?
– Васильичу… Якову Васильичу… а по фамилии… А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Черт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил… Позвольте-с…
Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.
– Ну что же? Скорей думай!
– Сейчас… Васильичу… Якову Васильичу… Забыл! Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте… Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло…
– Жеребятников?
– Никак нет. Постойте… Кобылицин… Кобылятников… Кобелев…
– Это уже собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?
– Нет, и не Жеребчиков… Лошадинин… Лошаков… Жеребкин… Всё не то!
– Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!
– Сейчас. Лошадкин… Кобылкин… Коренной…
– Коренников? – спросила генеральша.
– Никак нет. Пристяжкин… Нет, не то! Забыл!
– Так зачем же, черт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? – рассердился генерал.– Ступай отсюда вон!
Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.
– Ой, батюшки! – вопил он.– Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!
Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:
– Жеребчиков… Жеребковский… Жеребенко… Нет, не то! Лошадинский… Лошадевич… Жеребкович… Кобылянский…
Немного погодя его позвали к господам.
– Вспомнил? – спросил генерал.
– Никак нет, ваше превосходительство.
– Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?
И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую… В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию…
Приказчика то и дело требовали в дом.
– Табунов? – спрашивали у него.– Копытин? Жеребовский?
– Никак нет,– отвечал Иван Евсеич и, подняв вверх глаза, продолжал думать вслух.– Коненко… Конченко… Жеребеев… Кобылеев…
– Папа! – кричали из детской.– Тройкин! Уздечкин!
Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами…
– Гнедов!– говорили ему.– Рысистый! Лошадицкий!
Но наступил вечер, а фамилия все еще не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы.
Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал… В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.
– Не Меринов ли? – спросил он плачущим голосом.
– Нет, не Меринов, ваше превосходительство,– ответил Иван Евсеич и виновато вздохнул.
– Да, может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!
– Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная… Это очень даже отлично помню.
– Экий ты какой, братец, беспамятный… Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!
Утром генерал опять послал за доктором.
– Пускай рвет! – решил он.– Нет больше сил терпеть…
Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича… Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны…
– Буланов… Чересседельников… – бормотал он.– Засупонин… Лошадский…
– Иван Евсеич! – обратился к нему доктор.– Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой…
Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.
– Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу.– Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!
– На-кося! – сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша.– Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! На-кося!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассказы Антоши Чехонте . «Лошадиная фамилия»
Словарная работа уезд - округ , часть губернии; акцизный – служащий учреждения по сбору налогов ; хина - кора американского дерева, из которого выделяется аптечное снадобье
Задание: посчитайте все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии»
Домашнее задание Найти и записать в тетради толкование слова «киносценарий». Перечитать рассказ «Хирургия»
Узнал что-то новое Не узнал ничего нового
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Памяти Антоши Чехонте
Жизненное творчество многообразно. И однажды на уроках литературы я предложила детям выразить своё "я" в образе начинающего писателя. Этот литературный проект носил название "Памяти Антоши...
«А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил». «Лошадиная фамилия» и др. рассказы Антоши Чехонте».
Цель: познакомить учащихся с именем писателя, раскрыть значимость его в литературе,показать незаурядность личности Чехова...
Рассказы Антоши Чехонте
А.П.Чехов...
Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте.
Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова....