Примерное тематическое планирование по литературе 5-9 кл.
рабочая программа по литературе ( класс) на тему
Примерное тематическое планирование по литературе 5-9 кл. под ред. Г. В. Москвина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernoe_tem._planirovanie_po_literature_5-9_kl.doc | 419 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое
планирование
5 класс
(3 ч в неделю, всего 105 ч)
Ведущая тема: художественный вымысел, событие и сюжет
№ п/п | Количество часов | Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Фольклор — 9 ч, мифология — 5 ч Интернет: знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения | |||
1 | 2 ч | Малые жанры фольклора. Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях | Различать пословицы и поговорки. Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях |
2 | 4 ч | Русские народные сказки Волшебные сказки «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя) | Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку. Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Инсценировать одну из сказок о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы) |
3 | 3 ч | Бытовые сказки «Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя) Сказки о животных «Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя) Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств | |
4 | 5 ч | Античная мифология Боги свои и чужие. Боги и герои | Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение |
Басни — 6 ч Имена для ознакомления: И.А. Крылов, Лафонтен, Эзоп | |||
5 | 6 ч | И.А. Крылов — баснописец Сюжет в баснях. Мораль в баснях. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен | Выразительно читать басни. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И.А. Крылова |
Литературные сказки: от классики к современности — 22 ч Понятия для изучения: художественный вымысел, сказка фольклорная и сказка литературная, сказка-быль, сказ | |||
6 | 7 ч | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя) «Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Проводить диспут. Учить наизусть одно из авторских отступлений |
7 | 5 ч | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева» Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека | Оценивать выразительность художественного языка автора. Определять главную идею произведения и показывать особенности её проявления в литературной сказке |
8 | 3 ч | П.П. Бажов. «Синюшкин колодец» Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств | Подобрать материалы для биографии с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
9 | 3 ч | А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль) Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения |
10 | 4 ч | В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал» Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки? | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения. Писать сочинение на заданную тему («Образ зеркала в народных и литературных сказках») |
От сказки — к фантастике — 5 ч Виды деятельности: чтение и рассказывание. Понятия для изучения: время в сказке, фантастика и сказка | |||
11 | 5 ч | Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Утраты и приобретения героев, ищущих потерянное время | Пересказывать литературное произведение. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме |
Среди ровесников — 37 ч Понятия для изучения: тема и идея произведения, главный герой, комическое в литературе, юмор, эпитет, рассказ как литературный жанр, рассказ от первого лица, понятие о пейзаже | |||
12 | 3 ч | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» Образы крестьянских детей, многоголосие стихотворения. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Тревога и боль автора за судьбу русского народа | Выразительно читать стихотворение. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции |
13 | 5 ч | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя) Проделки Тома Сойера. Том Сойер и окружающие его люди. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Писать сочинение-размышление |
14 | 4 ч | В.Г. Короленко. «Слепой музыкант» Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера | Определять основные линии сюжета повести. Показывать, с помощью каких художественных средств формируется образ главного героя. Писать сочинение-описание |
15 | 3 ч | И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа) Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
16 | 4 ч | М. Карим. «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя) Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести | Читать избранные главы и составлять сюжетный план, используя цитаты — ключевые словосочетания — в качестве пунктов плана |
17 | 4 ч | Ю.П. Казаков. «Тихое утро» Два мальчика — два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя |
18 | 4 ч | Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя) Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: реальных и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений |
19 | 4 ч | С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика» История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта |
20 | 4 ч | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро» Приключенческая основа рассказа | Писать сочинение-повествование. Использовать в письменном тексте изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры) |
21 | 2 ч | Ф.А. Искандер. «Мальчик и война» Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак. Мир детства и мир взрослых в художественной литературе | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Писать сочинение-размышление на заданную тему («Стал ли человек добрее за историю человечества?») |
Наедине с поэтом. Стихи о природе — 16 ч Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. | |||
22 | 2 ч | А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро» | Выявлять признаки лирического рода литературного произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя |
23 | 2 ч | Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…» | |
24 | 2 ч | А.А. Фет. «Осенняя роза» | |
25 | 2 ч | Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный…» | |
26 | 2 ч | С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…». О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…» | |
27 | 2 ч | Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке» | |
28 | 2 ч | Б.Л. Пастернак. «Золотая осень» | |
29 | 2 ч | Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина» Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. Настроение автора, средства его выражения | |
30 | 5 ч | Повторение и обобщение изученного в 5 классе — 5 ч | Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Писать контрольное сочинение |
Рекомендации для самостоятельного чтения
Русская литература
П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»
В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»
А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»
Зарубежная литература
В. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»
А. Дюма. «Три мушкетёра»
Дж.Р. Киплинг. «Маугли»
Дж.Ф. Купер. «Зверобой»
А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все…»
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»
6 класс
(3 ч в неделю, всего 105 ч)
Ведущая тема: от истоков литературы — к литературным жанрам
№ п/п | Количество часов | Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | 2 ч | Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды) | Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении |
Фольклор — 11 ч Виды деятельности: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование. Понятия для изучения: понятие об эпосе, былина как жанр фольклора, гипербола, героический эпос и рыцарский роман, лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях, звукопись | |||
2 | 3 ч | Героический эпос. Былина. Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий | Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера. |
3 | 2 ч | Героическое сказание. Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты | |
4 | 3 ч | Рыцарская героическая поэма. Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу родины и короля | |
5 | 3 ч | Русские народные песни. Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни. | |
Развитие фольклорных жанров в литературе — 18 ч. Понятия для изучения: жанровые особенности баллады, сюжет в балладе | |||
6 | 2 ч | В.А. Жуковский. «Лесной царь» Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение? | Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы |
7 | 3 ч | А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге» Повторение: былина — песня — баллада — сказка | |
Литературная сказка — 12 ч Повторение: аллегория, олицетворение | |||
8 | 3 ч | А.Н. Островский. «Снегурочка» Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке | Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной |
9 | 3 ч | В.М. Гаршин. «Attalea prinsceps» Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки | |
10 | 3 ч | В.А. Каверин. «Лёгкие шаги» Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания | |
11 | 3 ч | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (фрагменты) Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения | |
Литературная песня — 1 ч Понятия для изучения: песня народная и литературная | |||
12 | 1 ч | А.В. Кольцов. «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Русская песня» Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини | Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики |
Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив — 10 ч Связь между видами искусства: воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса, Э. Грига; художественные фильмы «Алые паруса» (режиссёр А. Птушко, 1961), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (режиссёр С. Говорухин, 1972) | |||
13 | 4 ч | Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя) Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека | Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Писать сочинение |
14 | 4 ч | А.С. Грин. «Алые паруса» Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём | |
15 | 2 ч | Э.А. По. «Золотой жук» Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив | |
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества — 14 ч Интернет: знакомство с детскими литературными сайтами, составление списка любимых сайтов | |||
16 | 2 ч | А.С. Пушкин. «Узник», «Зимняя дорога», «Туча» | Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики |
17 | 2 ч | Е.А. Боратынский. «Водопад» | |
18 | 2 ч | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы» | |
19 | 2 ч | С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...» | |
20 | 2 ч | Б.Л. Пастернак. «Снег идёт». Д.С. Самойлов. «Перед снегом». Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…». Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус» Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика | |
21 | 2 ч | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно |
22 | 2 ч | М.B. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...». Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества | Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта |
Страницы классики — 18 ч Связь между видами искусства: музыка Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Экранизации повестей «Метель» (режиссёр П. Фоменко, 1984) и «Выстрел» (режиссёр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр А. Роу, 1961) | |||
23 | 6 ч | А.С. Пушкин. «Повести Белкина» Бурмин и Мария Гавриловна. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. |
24 | 3 ч | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова | Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям |
25 | 5 ч | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Комическое у Гоголя | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др. |
26 | 4 ч | И.С. Тургенев. «Муму» Автор и рассказчик. Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе | |
Среди ровесников — 23 ч Понятия для изучения: пейзаж в художественном произведении, автор и рассказчик, автобиографичность героя-повествователя, портрет литературного героя | |||
27 | 2 ч | С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» Из биографии (детские годы писателя). Разбор двух-трёх глав повести (по выбору учителя) | Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей) |
28 | 4 ч | Л.Н. Толстой. «Детство» (главы по выбору учителя) Из биографии (детские годы писателя). Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна — простые добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера | |
29 | 4 ч | М. Горький. «Детство» Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное | |
30 | 3 ч | Ю.Я. Яковлев. «Багульник», «Разбуженный соловьём» (по выбору учителя) Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души | Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Писать сочинение на вольную тему |
31 | 3 ч | А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости | |
32 | 5 ч | В.К. Железников. «Чучело» Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести | |
33 | 2 ч | Ю.П. Мориц. «Всадник Алёша» Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия. Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета | |
34 | 4 ч | Повторение и обобщение изученного в 6 классе — 4 ч | Выступать с развёрнутыми письменными со-общениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольное сочинение |
Рекомендации для самостоятельного чтения
Русская литература
А.Г. Алексин. «Очень страшная история», «Домашнее сочинение», «Звоните и приезжайте»
В.О. Богомолов. «Иван»
А.К. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»
Зарубежная литература
Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»
Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»
А. Конан Дойл. «Затерянный мир»
М. Рид. «Отважная охотница», «Оцеола, вождь семинолов»
В. Скотт. «Айвенго»
А. Стендаль. «Ванина Ванини»
О. Уайльд. «День рождения инфанты», «Соловей и роза», «Мальчик-звезда»
Г. Хаггард. «Дочь Монтесумы»
7 класс
(2 ч в неделю, всего 70 ч)
Ведущая тема: литература и действительность
№ п/п | Количество часов | Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Страницы классики. Литература XIX в. — 22 ч Интернет: разговор с любителями книг: что такое чат? Что пишут о любимой книге? Создание первой электронной библиотечки «Любимые стихи» | |||
1 | 10 ч | А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников). Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. Образ романтического героя Владимира Дубровского. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистенёвке, Дубровский-Дефорж у Троекурова, любовь к Маше. Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал | Воспринимать текст литературного произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования |
2 | 1 ч | Ф. Шиллер. «Разбойники» (сцены по выбору учителя) Темы для обсуждения. Русская литература в контексте мировой. Влияние европейской романтической литературы на творчество Пушкина. Национальные черты повести «Дубровский». Переосмысление поэтом романтических традиций | Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта |
3 | 5 ч | М.Ю. Лермонтов. Из биографии (Кавказ в жизни поэта). Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений. Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов. Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова. Приём сопоставления в изображении героев «Песни…». Утверждение человеческого достоинства и правды. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого | Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями |
4 | 4 ч | Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба» Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров: Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента | Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений |
5 | 2 ч | П. Мериме. «Маттео Фальконе» Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме: национальные общие черты характеров, общечеловеческие ценности | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера |
Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы — 6 ч Связь между видами искусства: романсы на стихи поэтов середины XIX в. (музыка П.П. Булахова, Н.А. Римского-Корсакова, А.Е. Варламова) | |||
6 | 2 ч | Н.А. Некрасов. Из биографии поэта (по воспоминаниям современников). «Перед дождём», «Несжатая полоса», «Железная дорога» Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения | Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений |
7 | 1 ч | Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…» Мастерство поэта в создании картин природы. Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворённость образов природы | Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения |
8 | 1 ч | А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» (по выбору учителя) Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его способность к сочувствию и сопереживанию | Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.) |
9 | 1 ч | А.А. Фет. Из биографии поэта. «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…» (по выбору учителя). Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве. Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
10 | 1 ч | А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» (другие — по выбору учителя) Тема для обсуждения. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета | |
Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв. — 7 ч — усвоение и активизация литературоведческих терминов: ирония, сатира. Понятия для изучения: виды комического в литературе, реально-бытовой план и исключительная ситуация как основа сюжета | |||
11 | 3 ч | А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев» (по выбору учителя) Приёмы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова | Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание |
12 | 2 ч | А.И. Куприн. Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор» Тема служения людям и добру. Образ доктора. Мотив чудесного в рассказе | |
13 | 1 ч | Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська» Творческое задание. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору) | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя |
14 | 1 ч | О. Генри. «Дары волхвов» Тема для обсуждения. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX–XX вв.) | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта |
Страницы классики. Литература XX в. — 4 ч Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть | |||
15 | 2 ч | И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово» (по выбору учителя) Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и красочность образов | Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека |
16 | 2 ч | Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб» Природа и человек. Природа и творчество | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в. — 5 ч Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть. Понятия для изучения: тема памяти в лирике, исповедальность и патриотический пафос лирики | |||
17 | 5 ч | А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям»; О.Ф. Берггольц. «…Я говорю с тобой под свист снарядов…»; Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…», «Всё грущу о шинели…», «Запас прочности»; С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»; Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…» | Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров |
Национальный характер в литературе ХХ в. — 14 ч Связь между видами искусства: экранизация рассказов «Судьба человека» (режиссёр С. Бондарчук, 1959), «Уроки французского» (режиссёр Е. Ташков, 1978) | |||
18 | 3 ч | А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» Исповедальность, лиризм и патриотический пафос военной лирики. Образ солдата-победителя. Изображение подвига народа. Тема памяти | Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем |
19 | 3 ч | М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя. «Судьба человека» Андрей Соколов — воплощение национального характера. Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа | Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Писать сочинение-описание |
20 | 3 ч | В.Г. Распутин. Вехи биографии писателя. «Уроки французского» События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости | |
21 | 3 ч | В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» (другие — по выбору учителя) Творческое задание. Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе | |
22 | 2 ч | Ф.А. Абрамов. «Поездка в прошлое» Встречи, переворачивающие всю жизнь. Моральная ответственность за поступки. Является ли жестокое время оправданием для предательства? Творческое задание. Психологический портрет на основе внутреннего монолога | |
Повторение и обобщение изученного в 7 классе — 12 ч | Писать контрольное сочинение |
Рекомендации для самостоятельного чтения
Русская литература
Ч.Т. Айтматов. «Ранние журавли», «Белый пароход»
А.И. Герцен. «Сорока-воровка»
Н.В. Думбадзе. «Я вижу солнце»
В.Г. Короленко. «Мгновение»
Н.А. Некрасов. Стихотворения
К.Г. Паустовский. «Лёнька с Малого озера», «Прощание с летом», «Снег», «Старый повар»
М.М. Пришвин. «Лесная капель», «Таинственный ящик»
А.С. Пушкин. Стихотворения, «Полтава»
Ю.С. Рытхэу. «Когда киты уходят»
С.С. Смирнов. «Гаврош Брестской крепости»
И.С. Тургенев. «Вешние воды»
Зарубежная литература
Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»
Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»
Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари», «Ральф в лесах»
Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Хоббит, или Туда и обратно»
8 класс
(2 ч в неделю, всего 70 ч)
Ведущая тема: литература в поисках героя
№ п/п | Количество часов | Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Классицизм — 7 ч Интернет: знакомство с современным писателем. Виртуальное интервью. Подписка на литературную рассылку. Первая электронная библиотечка «Мои любимые книги». Дискуссия в чате на литературные темы: умение убеждать виртуальных собеседников | |||
1 | 2 ч | Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство» | Знакомиться с канонами классицизма. Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии. Характеризовать героя зарубежной литературы |
2 | 1 ч | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии) Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии | |
3 | 2 ч | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Теория трёх штилей» | Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды |
4 | 2 ч | Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. «Недоросль» (сцены из комедии) Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения | Выявлять правила комедии классицизма. Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина) |
Сентиментализм и его традиции — 5 ч Понятия для изучения: сентиментализм как литературное направление, русский сентиментализм. Связь между видами искусства: «Аделаида» Л. ван Бетховена на стихи Фридриха фон Маттиссона | |||
5 | 3 ч | Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик. Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы | Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей сентиментализма. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.М. Карамзина |
6 | 2 ч | А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет» Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали. Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков? | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному |
Русская литература XIX в. — 38 ч Интернет: подбор материалов для создания электронного варианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов; написание отзыва о спектакле для театрального сайта | |||
7 | 1 ч | Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина. Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя) | Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему |
8 | 1 ч | Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь» (по выбору учителя) Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов | Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма |
9 | 1 ч | В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта. «Светлана» Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера. Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов | Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей романтизма. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя |
10 | 1 ч | К.Н. Батюшков. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя) Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Торквато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова | Выразительно читать произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения |
11 | 1 ч | Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя) «Унылая» элегичность поэзии Боратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника | Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений |
12 | 8 ч | А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар» Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля. «Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении | Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Конспектировать литературно-критическую статью |
13 | 8 ч | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк» Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения | |
14 | 6 ч | Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор» Тема для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич) | |
15 | 2 ч | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди» Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр. Темы для обсуждения. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди? | |
16 | 6 ч | И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. «Певцы» Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования. Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous») | |
17 | 3 ч | А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья» История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах | |
Из зарубежной литературы — 13 ч Понятия для изучения: драма, сонет. Связь между видами искусства: экранизации трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (режиссёр Ф. Дзеффирелли, 1968). Сценические постановки: телеспектакль (режиссёр А. Эфрос, 1982), балет на музыку С.С. Прокофьева; фильм «Фауст» (режиссёр А. Сокуров, 2011); современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (режиссёр П. Брукс, 1963); «Властелин колец» (режиссёр П. Джексон, 2002–2004) | |||
18 | 2 ч | Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад») Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика | Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык |
19 | 3 ч | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены) Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира | |
20 | 2 ч | И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты) Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель | |
21 | 2 ч | Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец» В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
22 | 2 ч | У. Голдинг. «Повелитель мух» Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества? | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений |
Из русской литературы ХХ в. — 3 ч Понятия для изучения: жанровые особенности очерка и эссе | |||
23 | 2 ч | К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки) Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя | Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Формулировать вопросы по тексту произведения |
24 | 1 ч | В.А. Пьецух. «Прометейщина» Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современной литературе | Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта |
Повторение и обобщение изученного в 8 классе — 4 ч |
Рекомендации для самостоятельного чтения
Русская литература
А.Т. Аверченко. Рассказы
И.Ф. Анненский. Из книги стихов «Кипарисовый ларец»
А.А. Ахматова. «Вечер», «Белая стая»
К.Д. Бальмонт. Произведения из книги стихов «Под северным небом»
Ю.В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег»
И.А. Бунин. Стихотворения
Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие…»
М. Горький. «Дед Архип и Лёнька»
А.Н. Житинский. «Параллельный мальчик»
М.М. Ибрагимбеков. «За всё хорошее — смерть»
Н.М. Карамзин. «Предания веков» (сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»), «Наталья, боярская дочь»
М.Ю. Лермонтов. «Маскарад»
И.Л. Андроников. «Загадка Н.Ф.И.»
А.П. Платонов. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире»
А.С. Пушкин. Стихотворения, «Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне»
В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матёрой»
А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»
Л.Н. Толстой. «Юность»
И.С. Тургенев. «Три встречи», «Месяц в деревне», «Накануне»
Н.А. Тэффи. Рассказы
М.И. Цветаева. «Идёшь, на меня похожий…»
А.П. Чехов. Рассказы
Зарубежная литература
Р. Брэдбери. «Вино из одуванчиков»
В. Гюго. «Отверженные», «Человек, который смеётся»
Ч. Диккенс. «Домби и сын»
Дж.Р. Киплинг. «Свет погас», «Отважные мореплаватели»
У. Коллинз. «Лунный камень»
А. Конан Дойл. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»
Дж.Ф. Купер. «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт»
9 класс
(3 ч в неделю, всего 105 ч)
Ведущая тема: личность — история — судьба.
Личностный характер художественного творчества
№ п/п | Количество часов | Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Древнерусская литература. Летописные жанры — 2 ч Связь между видами искусства: опера А.П. Бородина «Князь Игорь» | |||
1 | 2 ч | Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество. «Слово о полку Игореве» Историческая основа произведения, история публикации. Принципы создания образов героев «Слова». Пейзаж и его роль. Патриотический и героический пафос, лиризм «Слова». Влияние на развитие отечественной литературы | Характеризовать художественную уникальность жанровой системы литературы Древней Руси, выявлять идейный и художественный потенциал древнерусской литературы в новой и новейшей литературе России. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Описывать в сочинении свой опыт читательской интерпретации «Слова о полку Игореве» |
Классическая литература XIX в. — 39 ч Интернет: разработка веб-страницы о творчестве писателя. Создание электронной мини-библиотеки (размещение текстов с аннотациями). Составление электронной библиографии. Подписка на рассылку электронных новостей по литературе. Создание тематических презентаций. Написание рецензий и отзывов с размещением на литературных сайтах. Участие в виртуальных дискуссиях на тематических чатах. Самостоятельная работа с ресурсами электронных библиотек | |||
2 | 6 ч | А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума» А.А. Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи „Горе от ума“» | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Готовить исследование (коллективное под руководством учителя или индивидуальное по плану, предложенному преподавателем) особенностей реализма одного из программных произведений |
3 | 2 ч | Дж.Г. Байрон. Из биографии (странствия поэта). Романтический герой в поисках смысла жизни. Мотив странствия. Испытание любовью, дружбой. Мотивы тоски одиночества. Байронический тип героя | |
4 | 10 ч | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество: годы творческого расцвета. «Евгений Онегин» Эволюция замысла. Своеобразие жанра произведения: широта охвата действительности («энциклопедия русской жизни», В.Г. Белинский), стихотворная форма, единство эпического и лирического начал. «Зеркальная» композиция романа, испытания героев. Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа. Изображение высшего света и поместного дворянства. Татьяна, Онегин, автор-поэт. Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина. Роль лирических отступлений в романе. Особенности стиля: романтические, реалистические черты, отсылки к классицизму. Споры об Онегине в русской критике: Онегин «страдающий эгоист», «эгоист поневоле» (В.Г. Белинский) или «отвлечённый человек, беспокойный мечтатель на всю жизнь» (Ф.М. Достоевский), «чужой, нерусский, туманный призрак, рождённый веяниями западной жизни» (Д.С. Мережковский) | |
5 | 10 ч | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени» Творческая работа. «Споры вокруг романа М.Ю. Лермонтова в русской критике» (В.Г. Белинский. «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»; Д.Н. Овсянико-Куликовский. «Печорин»; Д.С. Мережковский. «Поэт сверхчеловечества»; Б.М. Эйхенбаум. «Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“») | |
6 | 10 ч | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя: годы странствий, вехи религиозного поиска. «Мёртвые души» «Поэма Гоголя в русской критике» (В.Г. Белинский. «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н. Гоголя»; Ю.В. Манн. «Поэтика Гоголя»; В.В. Набоков. «Николай Гоголь»; А. Белый. «Мастерство Гоголя»; В.В. Зеньковский. «Н.В. Гоголь»; В.В. Гиппиус. «Н.В. Гоголь») | |
7 | 1 ч | Повторение. Романтизм и реализм. Особенности реалистической поэтики | Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) |
Вечные образы в литературе — 8 ч Связь с другими видами искусства: образ Гамлета на сцене и на экране. Экранизации трагедии «Гамлет» (режиссёр Г. Козинцев, 1964). Музыка Д.Д. Шостаковича. Современные постановки «Гамлета» | |||
8 | 2 ч | М. де Сервантес Сааведра. Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Рыцарские романы во времена Сервантеса. Мечта Дон Кихота о Дульсинее Тобосской. Конфликт мечты и реальности в романе. Дон Кихот и Санчо Панса: взаимоотношения героев, их роль в композиции романа | Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии |
9 | 4 ч | У. Шекспир. Театр в жизни Шекспира. «Гамлет» Трагедия мести, перерастающая в трагедию личности. Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя. Целенаправленность мыслящей души и суетность времени. Трагический разрыв героя с близкими людьми, его одиночество | |
10 | 2 ч | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя. История русского Гамлета, его психологические и исторические особенности | Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи и направления. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения |
Литература конца XIX — начала ХХ в. — 14 ч Связь между видами искусства: романсы на стихи А.А. Блока (музыка Ю.А. Борисова, А.Н. Вертинского) и С.А. Есенина. Графика В.В. Маяковского | |||
11 | 3 ч | А.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Крыжовник», «О любви» Роль художественной детали. Лаконизм и выразительность языка | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений |
12 | 3 ч | М. Горький. Жизнь и творчество: странствия на рубеже веков. «Челкаш» Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения. Символический образ моря в рассказе | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта |
13 | 3 ч | А.А. Блок. Жизнь и творчество поэта. Из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с Тобою встречаться…» и другие по выбору учителя) Теория «Вечной Женственности» В.С. Соловьёва и её отражение в ранней лирике Блока. Тематическая и композиционная завершённость цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Символические и реалистические детали в стихотворениях. Символика цвета. Музыкальность блоковского стиха | Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в. Готовить устные сообщения об основных модернистских течениях в русской литературе начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм), проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе |
14 | 3 ч | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Лирический герой и мир природы. Особенности поэтики Есенина. Напевность стиха. Своеобразие метафор. Олицетворение как характерный художественный приём. Фольклорные мотивы и образы в поэзии С.А. Есенина | |
15 | 2 ч | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Гуманистический пафос лирики. Противопоставление лирического героя толпе обывателей. «Пощёчина общественному вкусу». Вызов общественному вкусу как основа эстетики футуризма. Традиции и новаторство Маяковского в ранней лирике. Словотворчество и яркая метафоричность. Своеобразие ритмики и рифмы в стихотворениях | |
Из русской и зарубежной литературы ХХ в. — 14 ч Связь между видами искусства: экранизация повести «Собачье сердце» (режиссёр В. Бортко, 1988) | |||
16 | 3 ч | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя. «Собачье сердце» Идея переделки человеческой природы. Образ «грядущего хама» (Д.С. Мережковский): Шариков и Швондер. Сатирическое изображение действительности. Открытый финал произведения | Давать общую характеристику художественного мира произведения. Определять тип конфликта в произведении и основные стадии его развития. Писать аналитическое сочинение литературоведческой направленности |
17 | 3 ч | А. Камю. Из биографии. Афоризмы Камю. История создания и проблематика. Суд над Мерсо. Загадка Мерсо. Значение романа. Понятие об экзистенциализме | Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи |
18 | 3 ч | Дж. Оруэлл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла. Проблематика и жанровые особенности. Государство Океания, политические и нравственные принципы его граждан. Судьбы главных героев | Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.) |
19 | 1 ч | Г.Н. Айги. Лирика разных жанров. «Ходьба-прощанье…», «Вершины берёз — с детства…», «Сад —грусть…», «Образ — в праздник» | Воспринимать текст литературного произведения. Выявлять характерные для произведений литературы народов России темы, образы и приёмы изображения человека |
20 | 4 ч | А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». Образ рассказчика — учителя Игнатича. Особенности сказа в «Матрёнином дворе». Язык и стиль рассказа. Принцип «жить не по лжи» | Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа |
21 | 28 ч | Повторение и обобщение изученного в 5–9 классах, подготовка к сдаче ГИА — 28 ч | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Писать контрольное сочинение |
Рекомендации для самостоятельного чтения
Русская литература
В.П. Аксёнов. «Звёздный билет», «На полпути к Луне»
В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Звездопад», «Где-то гремит война»
К.Н. Батюшков. Стихотворения
Ю.В. Бондарев. «Берег»
И.А. Бунин. Цикл «Тёмные аллеи»
Б.Л. Васильев. «В списках не значился»
К.Д. Воробьёв. «Убиты под Москвой», «Крик»
А.Т. Гладилин. «Бригантина поднимает паруса»
Н.В. Гоголь. «Миргород»
В.С. Гроссман. «Всё течёт»
В.Д. Дудинцев. «Белые одежды»
А.В. Жигулин. «Чёрные камни»
А.И. Куприн. Рассказы
В.К. Кюхельбекер. Стихотворения
В.В. Маяковский. «Сергею Есенину»
Ю.М. Поляков. «Работа над ошибками»
А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая…», «Кукушата»
В.Г. Распутин. «Последний срок»
Л.Н. Толстой. «Люцерн»
И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо»
В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы»
К.Г. Шахназаров. «Курьер»
Зарубежная литература
Дж.Г. Байрон. «Гяур», «Каин»
О. Бальзак. «Гобсек», «Отец Горио»
Б. Брехт. «Жизнь Галилея»
Ш. Бронте. «Джейн Эйр»
Э.Л. Войнич. «Овод»
К. Гамсун. «Пан», «Виктория»
О. Генри. Новеллы
Х. Ибсен. «Нора»
Дж. Лондон. «Мартин Иден», «Маленькая хозяйка большого дома»
П. Мериме. «Кармен»
Э.А. По. Новеллы
Б. Прус. «Фараон»
Э.М. Ремарк. «Три товарища»
А. Стендаль. «Пармская обитель»
Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 5-м классе
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 5-м классе...
Примерное тематическое планирование к учебному пособию "Граждановедение.Брянская область.5 класс" 35 часов
Планирование содержит необходимый перечень учебных часов по курсу "Брянский край" в 5 классе для школ Брянщины....
Примерное тематическое планирование учебного материала по математике Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 6 класс. Части 1 и 2. 6 класс
Примерное тематическое планирование учебного материалапо математикеУчебник: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.Математика 6 класс. Части 1 и 2.6 класс...
примерное тематическое планирование к учебнику "Forward" 6 класс авторов ” M. Verbitskaya, B. Abbs, A.Worrel, A.Ward 1-2 четверти
. В таблице даны следующие условные обозначения: А — аудирование; Г — говорение; Ч — чтение; П.—письмо. Дополнительные виды учебной деятельности отмечены (*). В графе темы раздела дается указание на м...
Примерное тематическое планирование по программе В.И.Сивоглазова для 10-11 классов. Общая биология. Базовый уровень.
Данное примерное тематическое планирование предложено для 10-11 классов, обучающихся по программе В.И.Сивоглазова. Учебник В.И.Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захарова "Биология. Общая биоло...
Примерное тематическое планирование по математике в 5 классе (Виленкин, 7 ч. в неделю, 238 ч.)
Примерное тематическое планирование по математике в 5 классе (Виленкин, 7 ч. в неделю, 238 ч.)...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...