Тема урока: «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Карева Анна Викторовна

познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России; проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта; показать, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_uroka.docx16.32 КБ
Файл pril2.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: систематизация знаний учащихся о теме Родины в творчестве С.А.Есенина.

Образовательные: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России; проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта; показать, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

Развивающие: продолжить работу над умением публичного выступления; развивать умения эмоционально и выразительно читать стихи, анализировать поэтический текст; активизация творческих способностей учащихся.

Воспитательные: содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к понятию как «Родина»; воспитать любовь к литературе и лирике Сергея Есенина.

Оборудование:

  • видеосюжет,
  • телевизор,
  • портрет С. Есенина,
  • тексты стихов Есенина,
  • музыкальное сопровождение.

Методические приемы: фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, анализ стихотворения, работа в группе.

Ход урока

Ход урока представлен в таблице –Приложение 1.

Список литературы:

  1. Есенин С.А. Собрание сочинений в трех томах. Издательство «Правда», М.- 1970г.
  2. Несказанное, синее, нежное… К.П. Воронцов, М.: изд. «Советская Россия», 1974.
  3. Сухих И.Н. Литература: учебник для 11 класса в 2 ч. – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 368 с.
  4. www. youtube.ru



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Использование цифровых образовательных ресурсов

Знания

Умения

I. Орг. этап

2 мин.

Настроить обучающихся на восприятие темы

Подготовка к уроку

Умение готовиться к уроку, концентрироваться на повторении и изучении материала

Ученическое целеполагание

Фронтальная

Нет

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие обучающихся.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя.

II. Актуализация  опорных знаний

15 мин.

Повторение сведений из биографии поэта. Определение основной темы творчества С.А. Есенина

Ответы на вопросы с использованием материалов прошлого урока

Анализировать информацию, правильно формулировать ответы на поставленные вопросы

Информационный метод

Фронтальный опрос

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Преподаватель проводит опрос по прошлой теме урока.

Вопросы.

  1. Где и когда родился С.А. Есенин?
  2. Какие учебные заведения окончил поэт?
  3. С какого возраста Есенин начал писать стихи?
  4. Зачем Есенин поехал в Петроград в 1915 году?
  5. Как называется первый литературный сборник С.Есенина?
  6. В какую литературную группу входил поэт?
  7. Как Есенин относился к революции?
  8. В каком году и где оборвалась жизнь великого поэта?

Знакомит с темой урока и целью. Инструктаж о ходе работы на уроке.  

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о С.А.Есенине; затронем самую главную тему его творчества. А тему вы назовете мне сами. Сейчас я прочту вам стихотворение, а вы определите его тему. Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…»

И тема нашего урока будет тема Родины в творчестве С.А.Есенина. Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическими произведениями С. Есенина, посвященными России; посмотрим, какое место занимает тема Родины в лирике поэта, как эволюционировала тема родины на различных этапах жизни Есенина. Это нам нужно для того, чтобы понять глубину чувств, которые Есенин испытывал к Родине; возможно изучение этой темы заставит некоторых из вас поменять свою точку зрения на свой родимый край.

Отвечают на вопросы учителя.

III. Формирование новых знаний

40 мин.

содействовать формированию собственной точки зрения у обучащихся  по отношению к понятию как «Родина». Познакомить обучающихся с темой родины в творчестве Есенина.

Знакомство с материалом  демонстрационного экрана, выборка интересной информации, чтение стихов.

Выразительное чтение стихов, конспектирование

Уметь анализировать текст литературного произведения.

Информационный. Объяснительно-иллюстративный.

Выступления обучающихся

Демонстрация слайдов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Преподаватель объясняет новый материал, читает стихи Есенина.

Сергея Есенина невозможно понять, если не говорить о теме Родины в его лирике. Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве».

- А как вы думаете. Почему чувство?

- Откуда Есенин брал вдохновение для своего творчества?

Любовь к России не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина — это нечто одухотворенное, живое.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

Природа у Есенина — живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

Но, наверное, никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой "малой" родиной не видел "большой". Есенин гордился мощью и необъятностью своей страны, силой, что заложена в ней:

Я буду воспевать

Всем существом поэта

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

- Сейчас я предлагаю посмотреть видеосюжет о Родине Сергея Есенина. Мы посмотрим пейзажи, которые поэт описывает в своих стихах.

Теперь посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики. С этой целью выделим 5 периодов в жизни Есенина и проследим изменения в творчестве поэта.

Эволюция темы Родины в лирике Есенина.

Этапы жизни и творчества

Образ Родины, отношение к ней поэта

1этап. 1914 – 1916. Оставляет родные рязанские просторы. Рождается светлая тоска по родному краю.

Родина – это родной край, родное село. Грусть, тоска по родным местам. К малой родине обращается как к родному человеку. Возникает чувство щемящей грусти.

2этап. 1917 – 1919. Родина и революция. Судьба Родины и народа волнует Есенина. Устремленность поэта к новой жизни.

Родина – необъятная Россия. Непонятны поэту изменения облика России с приходом революции. Его ожидания не оправдались. Преобразуя землю, человек губит ее красоту.

3 этап. 1920 – 1921. Отражение в поэзии духовного кризиса. Появляются мотивы одиночества, душевной усталости и трагической безысходности.

Социализм стал угрозой для дорогого Есенину «мира таинственного мира, мира древнего». Это плач по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Россия – это храм. Есенин переживает близкую гибель этого храма.

4этап. 1922 – 1924. Заграничная Есенина, непривлекательность буржуазной цивилизации. Тоска по Родине.

Взгляд на мир становится шире. Он становится гражданином мира, но в дальнейшем  понимает, что его Родина ближе его душе. «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь».

5этап. 192 – 1925. Философское осмысление эпохи и места человека в ней. Исповедь поэта.

Восприятие Родины не как Советской России, а как Руси. Есенин пытается принять новую Россию, новую деревню, но он кровно привязан к старой Руси.

Эволюция темы Родины идет от маленькой деревушки, постепенно вырастает до России и целого мира. При этом в душе поэта всегда на первое место выходит его малая Родина.

Смотрят демонстрационный материал, пишут конспекты.

Класс делится на пять групп, каждой из которых предлагается проанализировать  одно из стихотворений Есенина. Группы выполняют анализ текста, затем один участник группы делает сообщение.

IV. Закрепление нового материала

15 мин.

Проверка степени усвоения нового материала.

Знать, какие художественные средства использовал С. Есенин  в своих стихах, посвященных Родине.

Уметь анализировать текст литературного произведения.

Самостоятельный анализ литературных текстов.

Самопроверка

Нет

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует выполнение контролирующих заданий, оказывает индивидуальную помощь.

-  Сейчас мы прослушаем стихотворение Татьяны Зубковой «Есенинское небо над Россией…» Подумайте, как автор соотносит Есенина и Россию? Что объединяет поэта и Родину?

V. Рефлексия

10 мин.

Анализ прослушанных сообщений

 Ответы на проблемные вопросы  с использованием нового материала

Развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Частично-поисковый.

Фронтальная

Нет

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Делает выводы по теме урока. Подводит итоги деятельности обучающихся, анализирует ошибки, выставляет оценки.

- Как развивается тема Родины на разных этапах жизни Есенина?

- Что вмещает в себя понятие Родины?

- Что вы для себя открыли в поэзии Есенина?

Тема родины- главная тема в творчестве поэта. Чувства к Родине переплетается с чувствами к женщине, природе, жизни. Любовь к России – это жизненная философия Есенина.

Высказывают свое мнение о творчестве Сергея Есенина.

VI.Домашнее задание

3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учитель сообщает домашнее задание, разъясняет ход его выполнения.

Выучить наизусть стихотворение С.Есенина, относящиеся к теме Родины.

Слушают, записывают домашнее задание, уточняют неясные моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар "Гой ты, Русь моя, родная..." Тема Родины в творчестве С. А. Есенина

Урок посвящен теме Родины в творчестве С. А. Есенина. Урок построен в форме семинара, что позволяет учителю развивать самостоятельность обучающихся, их речь....

Урок-семинар "Гой ты, Русь моя, родная..." Тема Родины в творчестве С. А. Есенина

Урок посвящен теме Родины в творчестве С. А. Есенина. Урок построен в форме семинара, что позволяет учителю развивать самостоятельность обучающихся, их речь....

Урок-семинар "Гой ты, Русь моя, родная..." Тема Родины в творчестве С. А. Есенина

Урок посвящен теме Родины в творчестве С. А. Есенина. Урок построен в форме семинара, что позволяет учителю развивать самостоятельность обучающихся, их речь....

Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».

При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе к юбилею С.А.Есенина »Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» (Литературное кафе) Учитель МОУ» Филимоновская СОШ» Мешкова В.Н.

Цели урока: - раскрыть своеобразие личности С.А.Есенина, основной мотив его творчества,- донести до учащихся мысль о том, что биография и творчество поэта – биография и творчество исключит...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"

      Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...

Методическая разработка урока "Тема Родины в творчестве С.А.Есенина"

Цель: Проследить за эволюцией образа Родины в лирике Есенина в разные этапы его творчества....