«Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
«Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_tema_rodiny_v_tvorchestve_esenina_11_klass.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Учитель: Вагизова Наиля Илфановна
Класс: 11
Тема урока: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать страницы биографии и творчества С.А.Есенина; уметь: анализировать поэтическое произведение, совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Методы и формы обучения: деятельностно-практический метод, проблемный метод, беседа; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиоцентр, аудиозапись стихотворений С. А. Есенина, партитура стихотворения, листы обратной связи.
Демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Организационная структура урока
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельнос ть учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1.Мотивация | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Вступительное слово учителя. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Самоопределение | |
2.Актуализация | Вызвать интерес к изучению новой темы | - Сегодня на уроке мы поговорим о знаменитом русском поэте 20 века, а о каком именно – вы должны будете догадаться. Вашему вниманию представлены первые строки стихотворения, продолжите их, сочинив еще две строки: Разбуди меня завтра рано О, моя терпеливая мать! ... ... Главное – передать свои предположения по дальнейшему содержанию, не обращая особого внимания на рифмы и размер. (Чтение вариантов учениками) Вы придумали разные варианты, но в них есть общее: если утро раннее – вас ждет какое-то важное дело, просто так не обратишься с подобной просьбой. | Учащиеся высказывают предположения, формулируют тему урока | Актуализация знаний по теме «Поэты 20 века» | Познавательные:осознают познавательную задачу Регулятивные: принимают и сохраняют задачу Коммуникативные: формулируют собственные мысли | Положительно относятся к познавательной деятельности |
3.Целеполагание | Обеспечение восприятия, осмысление новой темы | А теперь обратимся к тому стихотворению, из которого взяты эти строки. Попробуйте угадать автора. (Знаменитый русский поэт Сергей Александрович Есенин). - «Есенин - чудо чудесной эпохи русской жизни, умеющей сочетать в колоссальном размахе и гибель, и возрождение. Он плоть от плоти ее, поэт ее, запевший утром под немеркнущей лазурью русских полей» Нина Петровская. (Читает подготовленный ученик). Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Дополните предложения: Знать … (страницы биографии и творчества поэта) Уметь… (анализировать поэтическое произведение). | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения | Актуализация знаний о поэте | Познавательные:осознают познавательную задачу Регулятивные: принимают и сохраняют задачу Коммуникативные: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения | Имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению |
Постановка проблемного вопроса | Знакомство с мнением писателей, критиков, литераторов о личности и творчестве С. Есенина. (высказывания распечатаны на каждый стол) «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое- более всего иного- заслужено человеком» М.Горький «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо…» Литератор К.Зелинский «Трогает и подчиняет его любовь ко всему земному, а особенно взволнованно пишет он о зверях и очень хорошо их чувствует. Недаром он как-то назвал свои стихи «песней звериных прав» Критик А.Воронский «Эпиграфом ко всему поэтическому наследию Есенина можно было бы поставить строки: «Каждый стих мой душу зверя лечит» Писатель А.Казаков «…Он был истинным поэтом, а истинный поэт, сам того не подозревая, ещё и – волшебник. Не сказочный – реальный. Таким волшебником был и навсегда останется в русской поэзии Сергей Есенин…» Писатель Г.Горбовский «Сергей Есенин – действующий поэт!.. Он стоит на рубежах огромной художественной культуры великого народа» Писатель В.Сорокин «Чувство родины – основное в моём творчестве» С.Есенин | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Актуализация знаний о личности и творчестве поэта С. Есенина | Познавательные: анализ объекта с целью выделения признаков Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания | Осознают свои возможности в учении | |
4.Построение выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | - Что вы можете сказать о личности и творчестве С. Есенина, опираясь на прочитанные высказывания? - Каковы были главные темы лирики Есенина? Выпишите в тетрадь понравившееся высказывание в качестве эпиграфа к данной теме. | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно. Работают с теоретическим материалом | Актуализация знаний о личности и творчестве поэта С. Есенина | Познавательные: адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Желают приобретать новые знания, умения |
5.Первичное закрепление. Беседа по вопросам. | Закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции | - Сейчас мы послушаем его стихотворение и попробуем уловить настроение, цвета, звуки и действия. Перед Вами на листах и доске таблица. После слушания стихотворения заполните таблицу: в первую графу «Выглядит, как…» впишите свои зрительные ассоциации, слова определения: причастия и прилагательные, во вторую графу «Звучит, как…» - слуховые ассоциации – слова – действия, глаголы. Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте стихотворение. (Звучит аудиозапись стихотворения С. А. Есенина «Разбуди меня завтра рано…») Заполняем таблицу. (Учитель заносит слова в таблицу на доске). К этой таблице мы вернемся позднее. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Самостоятельно выполняют упражнения, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы | Умение проследить динамику эмоций в лирике, целостно воспринимать образ-переживание | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу. Коммуникативные: участвуют в диалоге. | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Чтобы суммировать наше эмоциональное восприятие, проникнуть в авторское эмоциональное поле, сформировать содержательный образ прочитаем стихотворение еще раз вместе, используя прием полифонического чтения. Перед Вами листы с текстом стихотворения, где расписана партитура. Под номерами представлены строки для монологического чтения. Первую строку мы прочитаем, используя многоголосового чтения. Многоголосье – каждый последующий чтец вступает в середине строки и обязательно дочитывает строку до конца. Строки «Дорогого гостя встречать…» и «Знаменитый русский поэт…» читаем хором. Прочитаем все стихотворение. Будьте внимательны! (Ученики читают стихотворение) Молодцы! Поаплодируем друг другу! | Работают с текстом, выразительно читают | Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворения | Познавательные:построение речевых высказываний в устной и письменной форме Регулятивные: планируют необходимые действия Коммуникативные: строят монологические высказывания | Осознавать Свои трудности и стремиться к их преодолению | |
6.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений | -Обратите внимание на строки, которые мы читали вместе. Как эти строки помогают понять замысел поэта? «Разбуди меня завтра рано…» Зачем? «Дорогого гостя встречать…» Кто его будет встречать? «Знаменитый русский поэт…» Как относится поэт к гостю? «Воспою я тебя и гостя…») Кто этот гость с золотым нимбом, который промчится на красной кобылице рассвета и разбудит всех? Чтобы понять, мы должны знать, в какое время написано стихотворение, какие события происходили в жизни страны. Это стихотворение было написано в 1917 г., по словам Есенина, первый отклик поэта на Февральскую революцию 1917 г. В силу мистического восприятия происходящего в России поэт ожидает явления дорогого вселенского гостя на кобылице с красным хвостом. Это образ Господа, который органично входит в космический, природный контекст стихотворения. Христос, как полагал Есенин, близок русской революции – христианской и крестьянской, уже по своему рождению. И рождение Христа, и революция – это символы обновления, возрождения, начало новой эры, рассвет новой лучшей жизни. | Знакомство с фактами жизни и творчества С. Есенина | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, причинно-следственных связей. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Коммуникативные: осознавать речь как способ письменного общения людей. | Осваивать новые виды деятельности | ||
Высказывают и обосновывают свою точку зрения, отвечают на вопросы учителя | ||||||
7.Рефлексия | Обобщение знаний, оценивание за работу на уроке | Каждый из нас услышал и интерпретировал это стихотворение, и как итог я предлагаю вам выполнить творческое задание – сочинить синквейн. Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), я вам предлагаю тему синквейна – РАССВЕТ; во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета. При заполнении второй и третьей строки вам поможет таблица, которую мы составили. Вам остается поразмышлять над четвертой и пятой строкой: в четвертой строке приводится фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). (Ученики пишут синквейн) (Чтение готовых вариантов). Какова была цель урока? Поднимите руку, кто считает, что достиг планируемых результатов. Домашнее задание: выучить стихотворение С. Есенина наизусть (по выбору) | Составляют синквейн. Оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние. | Актуализация знаний по теме урока | Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: участвуют в общей беседе, выполняя принятые правила речевого этикета. | Способность к самооценке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока в 5 классе с использованием электронной формы учебника по теме: "Школы Англии" (УМК "Starlight 5” К.М.Баранова, Д.Дули)
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Урок в 5 класс...
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»
Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....
Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...