Урок доброты по произведению Ю. Яковлева "Баваклава" в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Одна из истин моей педагогичесской веры - безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа - это прежде всего книга.Умело выбрать из огромного мира книг художественное произведение очень важно.Работая много лет в школе, я с грустью думаю,что истоки равнодушия большей частью в семье.Понимая это, я ищу книгу, которую с удовольствием прочиитали бы и мои ученики , и их родители.На помощь мне приходят произведения Ю. Яковлева.Рассказ "Баваклава" я выделила особо.В этом маленьком произведении затронуто так много вопросов об отношении людей друг к другу, о доброте, об умении сострадать, сопереживать, чувствовать не только свою боль, но боль тех, кто находится рядом! Рассказ может заставить задуматься о смерти и бессмертии, о суровом слове "никогда" Предлагаю вашему вниманию конспект урока по внеклассному чтению по произведению Ю. Яковлева "Баваклава"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ом
Конспект урока
Литература 5 класс.
Внеклассное чтение
Ю.Я. Яковлев«Баваклава»
«Урок доброты»
Урок разработала: Зотьева Эмма Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 607 Пушкинского района
города Санкт- Петербурга.
Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему «Уроки доброты» по рассказу Ю.Я. Яковлева « Баваклава »
Цель урока:
познакомить детей с творчеством Ю.Я. Яковлева, пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению.
Задачи урока:
-образовательные: познакомить с творчеством Ю.Я.Яковлева, повторить литературоведческие понятия «литературный герой», «портрет литературного героя»; закрепить навыки выразительного чтения, художественного пересказа;
- воспитательные: способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, мужество, честность, принципиальность, душевная зоркость;
- развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение вести дискуссию, ассоциативное мышление, коммуникативные навыки (умение работать в группах).
Оборудование и наглядность:
компьютер, медиапроектор, портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, выставка книг писателя.
Индивидуальные задания для уч-ся:
1 группа уч-ся готовит и подбирает иллюстрации
2 группа уч-ся готовит выставку книг писателя(«У человека должна быть собака», «Багульник», «Жить нам суждено», «Мальчик с коньками» ,»Зимородок» и др.)
Дети получают задание прочитать книгу «Баваклава» дома.
На экране портрет Ю. Яковлева.
Запись на доске: Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте.
О. Высоцкая.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня у нас урок раздумья, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек. Что такое дружба? Как стать необходимым людям? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем?
- Ответить на эти вопросы помогают нам книги. Замечательно пишет Ю. Яковлев.
- Ребята знакомятся с книгами на выставке. Обращаю внимание ребят на удивительно доброе лицо этого человека, который с гордостью говорит, что он детский писатель.
- Рассказ учителем биографии писателя.
- Разговор о рассказе «Баваклава»
Читаем 1-ую страницу
. Слова писателя: «Для чего я пишу книги, расказываю ребятам интересные истории, знакомлю их с разными людьми? Чтоб развлечь их? Нет.У моих книг задача другая-помочь ребятам жить.»
Беседа .
- Почему прочитанный нами рассказ называется «Баваклава»?
(так Леня назвал бабушку)
- Что вы скажете о Лене? Как он жил? Какие черты характера проявляются в его поступках?
(С болью и горечью ребята рассказывают, что Леня жил беззаботно, т. к с ним была бабушка, которая освобождала его от забот, она и ботинки убирала , и брюки гладила, и задачи решала)
- Когда же Леня вспоминал о бабушке?
(Вспоминал только тогда, когда хотел есть, гулять, когда требовалась помощь и защита.)
- Когда и чему радовался Леня?
(Только тогда, когда брал и получал)
- Как Леня относился к своей «незаменимой бабушке?
Читаем: «Ему никогда и в голову не приходило,что можно жить без нее. Она была чем-то насущным и вечным, как воздух,вода, хлеб. Она была тем вечным двигателем, который приводил в движение жизнь в дома»
- Что вы узнали о Лениной бабушке из рассказа?
(Ребята рассказывают о жизни бабушки в годы ВО войны, о ее любви к меткому слову, о том, что она знала много пословиц и поговорок, любила делать приятное, с радостью отдавала что-то)
Выяснить, что означает это - человек счастлив, когда отдает.
- Почему же Леня не ценил бабушку?
( Рассказы ребят о Лене, о его неблагодарности, он забыл волшебные слова СПАСИБО,БЛАГОДАРЮ,ПОЖАЛУЙСТА ит.д.
Запись на доске : БЛАГОДАРНОСТЬ.
Выяснить значение слова: БЛАГОДАРНОСТЬ- дарить радость
Возвращаемся к началу повествования.
В дом горе. Умерла бабушка.
-Что сделал Леня, как повел себя, когда узнал об этом?
Отвечая, ребята обращают внимание на странное поведение мальчика. В доме горе, а он включил телевизор, потом пошел в бассейн.
Чтение отрывка: «Хотя сердце бабушки уже не билось, юный Шаров продолжал думать о ней как о живой .Горе запаздывало, задерживалось в пути. Привычка видеть бабушку живой, неутомимой, вечно бодрствующей, была настолько сильна и неистребима, что смерть отступала перед ней. В сознании юного Шарова бабушка продолжала жить»
Вчитываемся в каждое слово произведения и приходим к выводу. Леня начинает понимать значение смерти, а главное- он открывает для себя, что Баваклава не только будила, кормила, обстирывала его, но делала еще незаметную, но очень важную работу: она учила его жить, учила делать добро, быть благодарным людям и понимала внука.
Постепенно он осознает смысл таких слов, как долг, ответственность(запись слов на доске)
Чтение: «Он запоздало выполнял свой маленький долг перед Баваклавой»
-Как вы понимаете эти слова?
Обращаю внимание на глубокий смысл слова НИКОГДА.
Чтение отдельных фрагментов при разборе этого слова.
Вместе с героем приходим к мысли: «Он должен жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно учила Баваклава. Жить для людей»
Теперь ученики понимают, почему Ю. Яковлев назвал свой рассказ «Баваклава»
-О чем вы подумали , когда прочитали рассказ?
(Добро , которое делают люди, бабушка и дедушка, должно на всю жизнь остаться в памяти, чувство благодарности должно быть в каждом из нас.)
- Ю. Яковлев хотел, чтобы его рассказ учил нас думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом с тобой. Любить не только себя.
Вот ,что он пишет в предисловии: «Прочти эту книгу, и, может быть ты станешь немного иначе относиться к своей бабушке, да и к другим людям, которые живут рядом с тобой .И сможешь больше уважать себя»
-Чтение стихотворения О. Высоцкой с доски. (Запись его в тетрадь)
-Обращение к ребятам:
-Как вы относитесь к своим бабушкам?( Высказывания детей)
-А теперь представьте, что вас незаслуженно обидели. Что вы испытываете в этот момент?
-А сейчас вспомните такой момент из своей жизни, когда вы сами обидели кого- нибудь
Представьте, каково этому человеку. И если в уголке вашей души шевельнется чувство вины к этому человеку, если вы почувствовали, что были виноваты, значит сегодняшний урок не прошел для вас даром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие."Урок доброты"(по произведениям В.Г.Распутина)
Разработка урока для учащихся 4-5 кл. Цель: Дать детям понятие, что доброта - одно из лучших качеств человека.Задача: развивать ком...
Уроки доброты по произведению А.П.Платонова "Неизвестный цветок".
Конспект урока по литературе с презентацией. Тема урока: А.П.Платонов.Сказка-быль «Неизвестный цветок»....
Урок доброты по произведению В.Распутина «Уроки французского»
Презентация в 6-ом классе. Анализ рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Нравственные проблемы произведения. Мастерство писателя....
Урок доброты по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
урок содержит конспект...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...