Проект " Творчество А.С.Пушкина и классическая музыка"
методическая разработка по литературе ( класс) на тему
Знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина и участие детей в музыкально- театрализованном вечере по "Сказке о царе Салтане".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творчество Пушкина | 97.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 г. Балаково Саратовской области
Проект « А.С. Пушкин и классическая музыка»
Разработали:
Гурылева Наталья Павловна -
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории,
Циренщикова Ольга Александровна -
Буракова Татьяна Юрьевна
воспитатели,
Барсегян Нарине Гаврушевна -
воспитатель I квалификационной
категории МАДОУ детский сад № 23.
г. Балаково - 2015 г.
«Пушкин - это наше все!». Аполлон Григорьев.
Художественное слово поэта вызывает глубокие чувства и эмоции. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность, красочность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого так и ребенка. Сказки А.С. Пушкина прославляют вечные нравственные ценности. Поэт становится другом каждому читающему человеку. Задача взрослых - познакомить ребёнка с творчеством А.С.Пушкина как можно раньше, сделать стихи, сказки поэта частью внутреннего мира растущего человека и самому научиться творить!
Вид проекта: практически - творческий, игровой, познавательно -исследовательский.
Участники: педагоги, дети подготовительной и старшей группы, родители.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Срок реализации: среднесрочный (сентябрь – октябрь - ноябрь)
Цель проекта:
Расширение знаний о великом русском поэте А.С.Пушкине и его творчестве; приобщение детей к классической музыке.
Задачи проекта:
- Вызвать у детей познавательный интерес;
- формировать социально-коммуникативные и речевые навыки, навыки сотрудничества;
- развивать творческие способностей детей в процессе знакомства с творчеством А. С. Пушкина;
- учить умению разрешать смоделированную проблемную ситуацию;
- создавать совместно с педагогами игры по сказкам А. С. Пушкина;
- содействовать гармонизации отношений, психологического благополучия между взрослыми и детьми;
- способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям;
- расширить знания детей, продолжая знакомить их с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
- обогащать и расширять словарный запас детей. Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать элементы творчества, учить делится знаниями, использовать в творческих, практических видах деятельности;
- развивать поисковую деятельность, инициативу, умение построения собственной познавательной деятельности, способность к прогнозированию;
- формировать проектно - исследовательские умения, навыки - выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение;
- способствовать формированию социально - нравственных норм поведения;
- создание благоприятных условий в семье для развития ребёнка, с учётом, приобретённого им в детском саду опыта;
- повышать заинтересованность родителей жизнью детского сада, активизировав их участие в проекте;
- развивать у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
Проблемная ситуация:
Каким образом дети подготовительной группы могут поделиться своими знаниями о жизни и творчестве А. С. Пушкина с младшими сверстниками. Какую сказку могут показать детям старшей группы?
Игровая мотивация: Как через театрализованную игру рассказать о художественном творчестве А. С. Пушкина другим детям? В «мастерской сказок» создать дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина, творческие поделки, выставку рисунков и одной большой коллективной творческой креативной работы, театр своими руками, познавательные мини - книжки, буклеты и т. д.
Продукт детской деятельности:
Музыкально- театрализованный поэтический вечер, посвященный творчеству А. С. Пушкина, творческие поделки, театр своими руками, рисунки.
Организация проекта:
Создание условий для самостоятельной, исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности детей, вовлечение родителей в проектную деятельность.
Формы и методы реализации проекта: Реализация проекта проходила по III этапам.
I этап. Подготовительный:
- Сбор информации о А.С.Пушкине и его творчестве;
- подбор методической, художественной литературы по творчеству А. С. Пушкина;
- приобретение необходимых материалов, книг, видео материалов, оборудования;
- изготовление пособий, дидактических игр;
- определение тематики бесед;
- тематическое планирование;
- методические разработки развлечений и вечеров досуга;
- подбор музыкального репертуара;
- выбор сказки для инсценировки;
- подготовка средств ИКТ и мульти- медиа оборудования;
- презентация для проведения творческого открытого мероприятия;
- разучивание ролей.
II этап. Основной. Реализация проекта.
- Чтение художественной литературы:
- беседы по произведениям А. С. Пушкина на темы:
- просмотр видеофильмов;
- разучивание ролей для музыкально – поэтического вечера «А.С.Пушкин и классическая музыка»;
- информация для родителей «Участвуем в проекте « А.С. Пушкин и классическая музыка».
- дидактические игры:
- выставка рисунков на тему « Сказки А.С.Пушкина».
III этап. Заключительный. Итоговый продукт.
- Подготовка музыкального оформления для итогового мероприятия;
- проведение открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Музыкально- театрализованный поэтический вечер «А.С.Пушкин и классическая музыка»;
- подготовка фоторепортажа после проведения итогового мероприятия.
Музыкально - театрализованный поэтический вечер «А.С.Пушкин и классическая музыка».
(сценарий для старшего дошкольного возраста)
Взрослые: Ведущая 1, Баба – Яга, няня Арина Родионовна.
Дети: Ведущий 2, три Девицы, Царь Салтан, Царица, Князь Гвидон, Царевна Лебедь, Коршун, Белка, Слуги (2 чел.) Богатыри с дядькой Черномором.
Центральная стена оформлена в виде осеннего леса (деревья в разноцветном убранстве, пеньки, ёжик, грибочки, а вдаль улетают журавли клином).
На экране проецируется картинка «Осень в лесу».
Дети входят под спокойную музыку «Октябрь» П.И.Чайковского и садятся на стулья.
Демонстрация иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» на экране (средства ИКТ и мульти – медиа по ходу всего вечера)
Ведущий: Ребята! Сегодня мы с вами собрались в зале, чтобы устроить музыкально – театрализованный поэтический вечер в честь юбилея самого известного во всём мире русского поэта 19 века, которого называют солнцем русской поэзии. А кто догадался о ком идёт речь? Кто это, ответьте мне?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин (включить на проекторе портрет поэта Пушкина).
Ведущий: Правильно, 2015 год в России объявлен Годом Литературы. Сегодня будет звучать много стихотворений А.Пушкина, фрагментов из его сказки в стихах. Будет звучать и классическая музыка, которая написана русскими и зарубежными композиторами, и будет исполнена русская народная песня.
Ведущий: А.С. Пушкин, находясь в дни изгнания далеко от дома (от Москвы) в селе Михайловском Псковской губернии, вынужден был вести одинокую жизнь. Но скрашивала ему жизнь, приехавшая вслед за ним его няня – Арина Родионовна. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Большую часть народных песен и былин, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны. Именно от неё услышал Пушкин впервые про избушку на курьих ножках, сказку о мёртвой царевне и семи богатырях. Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Давайте погрузимся в то далёкое время и представим, как это могло быть.
Открывается занавес. Стоит стол, на котором лежит открытая книга, стоит свеча в медном канделябре (подсвечнике), лежит гусиное перо.
Входит Няня Арина Родионовна. ( Она вытирает пыль и передвигает толстые книги, листочки с рисунками и чернильницу с гусиным пером).
Арина Родионовна: Ну, вот опять вчера мой Сашенька поздно лёг спать, всё пишет, пишет… Сейчас гулять вышел, любуется, голубчик, на осеннюю красоту.
Вздыхает и отрешённо глядит вдаль, как бы задумалась.
Ведущая: Сразу приходит мысль о стихотворениях А.С.Пушкина про любимое время года поэта, о котором говорит няня Пушкина. Ведь эти строки про унылую пору за душу берут каждого. Звучит музыка П.И.Чайковского (пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года»)
Ребёнок: Унылая пора – очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин).
Упражнения с осенними веточками.
(Муз. А.Грибоедова «Вальс»).
Дети сели на свои места.
Арина Родионовна (выйдя из оцепенения и перекладывая рисунки):
Ишь ты, рисует хорошо - то как, прям как заправский художник. Я ему много разных сказок сказывала, уж очень он их любил с детства. Там бывали и добрые и злые, хитрые и мудрые герои …
Ведущая: А вот послушайте пьесу П.И.Чайковского «Нянина сказка» и попробуйте узнать, какой образ передаёт в своей музыке композитор: добрый или злой. Кто вам видится в музыке, какой сказочный герой русских народных сказок?
Пьеса П.И.Чайковского «Нянина сказка».
Ответы детей.
Да вот и летит сама Баба – Яга на метле под музыку русского композитора Модеста Мусоргского «Баба – Яга».
На экране фрагмент из а/ф , где летит Баба- Яга в ступе.
Пьеса М.П.Мусоргского «Баба- яга»
Арина Родионовна: Ой, померещилась что – то нечистая сила. Тьфу – тьфу, уходи, уходи! А вот, голубчик Сашенька, нарисовал, будто заправский художник. (Рассматривает). Какой - то остров, а вот три девицы, прям как живые. Ну, да ладно пойду почивать (зевает), может сон сказочный приснится…
Ведущая: А вот как начиналась «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
(Инсценирование сказки. Выходят 3 девицы и затем царьСалтан)
Выходит Ведущий 2 (ребёнок) и читает за автора:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица,
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Ведущая: А дальше так всё быстро получилось, что не в сказке сказать, ни пером описать. Царь сыграл свадьбу с третьей девицей, а она родила ему сыночка Гвидона, да только злые коварные люди сёстры: ткачиха и повариха позавидовали счастью сестры и сообщили царю, который отправился воевать с войском, что
Ведущий 2: «Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Ведущая: Приказал царь заточить свою царевну с сыном в бочку и отправить по волнам в бездну вод. Да только не погибли мать с сыном, стал дитя расти в бочке не по дням, а по часам. И прибило волной бочку к земле. Вышиб дно бочки молодой богатырь Гвидон и увидел остров. Смастерил он лук и пошёл искать добычу на ужин.
Выходит Гвидон с луком в руке. Озирается кругом и видит море…
Расстелить голубую ткань и делать «движение волны».
Ведущая: Вот как дальше было.
Звучит музыка Сен –Санса «Лебедь».
Плывёт белая Лебедь и плещется в волнах, машет «крыльями».
Звучит тревожная музыка (фрагмент из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского)
Инсценирование данного эпизода сказки.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Видно на́ море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Ведущий 2:
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом
Молвит русским языком:
Лебедь:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
Ведущая: Утро вечера мудренее. Ушёл голодным спать царевич. А утром пошли с матушкой вместе осматривать остров – град.
Звучат колокола. (фрагмент «Богатырские ворота « М.П.Мусоргского). Везде восхваляют молодого царевича Гвидона, народ подарил ему княжью шапку, и стал править этим городом князь Гвидон.
Но стали рассказывать мореплаватели торговцы – купцы князю Гвидону об острове Буяне, которым правил его отец царь Салтан. Пошла слава по всей округе об этом острове, что есть разные там чудеса. Очень захотелось посмотреть незаметно все эти чудеса князю Гвидону и опечалился он. Но Лебедь превратила князя в маленького комара, (показ на экране насекомого) и услышал он какое чудо было первое. Помогла ему Лебедь такое же чудо сделать в своём царстве – государстве. Смотрите.
Поставить ель, хрустальный домик. Скачет Белочка. Грызёт золотые орешки, поёт песенку: «Во саду ли в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Сама круглоличка».
Инсценирование 1 чуда. Звучит песенка (муз. Н.Римского – Корсакова).
Ребёнок – чтец:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Ведущая: Лебедь оборотила князя в муху, (показ на экране насекомого) и увидел он это второе чудо, о котором был наслышан Князь. А затем и у себя точь- в - точь такое же чудо подготовила ему Лебедь.
Инсценирование 2 чуда.
Звучит шум моря.
Выходят богатыри с дядькой Черномором (с бородой).
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Марш и танец Богатырей.
(фрагмент муз. Г.Свиридова «Военный марш» из музыки к повести «Метель» А.С.Пушкина).
Ведущий 2:
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
Дядька Черномор:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.
Ведущая: И третье чудо захотел увидеть князь и оборотила его Лебедь в шмеля (показ на экране насекомого).
Звучит «Полёт шмеля». Муз. Н.А. Римского – Корсакова.
Ведущая: А какое это чудо?
Ведущий 2:
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
Ведущая: Захотел князь сильно – сильно увидеть такую Царевну, да и жениться на ней.
Пришёл он к своей белой Лебеди.
Инсценирование 3 чуда.
Звучит инструментальная музыка (фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане». Муз. Н. А.Римского –Корсакова).
Диалог Лебедя, Князя Гвидона и Ведущего 2:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть- тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Ведущая:
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила:
Лебедь:
«Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Улетает, снимает крылья и выходит с ясным месяцем в косе, а на голове – белая вуаль и звезда.
Ведущий 2:
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Ведущая:
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Князь садится на колено перед ней и целует руку.
Ведущая:
А вскоре царь Салтан поплыл на корабле в гости к князю Гвидону.
Инсценирование данного эпизода сказки.
Ребёнок – чтец:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Царь глядит — и узнает...
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
Ведущая: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Выходят на поклон все артисты.
Использованные интернет - ресурсы:
- http://royallib.com/read/pushkin_aleksandr/skazka_o_tsare_saltane.html#20480 – Сказка –онлайн А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане»
- https://yandex.ru/images/ - рисунки к сказке.
- Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"
Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников....
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Проект "Классическая музыка - детям"
Проект разработан в сфере межведомственных отношений между ДШИ и ДОУ....
Выдающиеся исполнители классической музыки играют танго Астора Пьяццоллы в составе джаз-квинтета. Видеозапись с концерта фестиваля "Музыка Большого Эрмитажа".
Тина Тинг Хельсет в Санкт-Петербурге хорошо известна в качестве исполнительницы классической музыки. Она, например, приняла участие в Х Международном фестивале камерной музыки «Северные цветы». ...
Встреча в рамках проекта "Классическая музыка в детском саду"-"Зимняя сказка"
Музыкальный досуг для старшего дошкольного возраста...
Проект «Классическая музыка в детском саду»
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 "Образовательный центр" с. Кинель-Черкассы муници...
ПРОЕКТ "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ"
Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры детей с помощью классической музыки....