Проект «Классическая музыка в детском саду»
проект по музыке
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 "Образовательный центр" с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области детский сад "Огонёк"
Проект «Классическая музыка в детском саду»
Автор: Зубкова И.А.
музыкальный руководитель
Квалификационная категория высшая
2020
Содержание проекта
Введение
Актуальность
Проблема
Новизна
Гипотеза
Тип проекта
Срок реализации
Участники
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Цели и задачи проекта
Принцип проекта
Методы реализации проекта
-С детьми
-С родителями
-С педагогами
ППРС
Этапы выполнения проекта
План реализации проекта
Диагностический инструментарий (описание диагностики)
Анкетирование родителей(педагогов)
Предполагаемый результат
Заключение(вывод)
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность проекта. Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Дошкольное детство — период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ранние музыкальные впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают большой объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию у воспитанников музыкальных эталонов.Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных занятий в нашем дошкольном учреждении. Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Классическая музыка для дошкольников», реализация которого способствует приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.
Проблема. Как установить взаимодействие между детьми, родителями и педагогами для развития музыкальности старших дошкольников.
Новизна.
- выявлении направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании;
- адаптации требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию, развитию речи, внимания, памяти, моторики;
- определении функционально-методического назначения и видов компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками;
- обосновании и формулировании принципов формирования содержания обучения музыкальных руководителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.
Гипотеза. Влияние классической музыки способствует формированию музыкального вкуса и развитию творческого потенциала личности ребенка.
Тип проекта. Открытый (в контакте с семьей, музыкальной школой),долгосрочный.
Срок реализации. долгосрочный.
Участники. Воспитанники, педагоги, родители.
Работа с детьми.
Исполнение в разных видах музыкальной деятельности классических произведений композиторов разных эпох и стилей.
Выставка детских рисунков «Мы рисуем музыку»
Фотовыставка «Первые шаги в театр», «Музыка в моей семье»
Работа с педагогами.
фонотека релаксационных пауз в режимных моментах, группы;
Работа с родителями.
формирование музыкальной предметно-развивающей среды в семье;
Цель и Задачи. Цель: приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.
Задачи:
- Расширять знания детей о классической музыке.
2. Накапливать опыт восприятия произведений музыкальной культуры в живом исполнении. - Создавать у дошкольников мотивацию к занятиям классическим искусством в музыкальных школах, хоровых студиях, школах искусств.
- Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
- Привлечь родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям.
- Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.
Принципы проекта.
1.Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка.
2.Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о классической музыке с учетом возраста, пола ребенка.
3.Принцип интегративности: сотрудничество с воспитателями и педагогами ДОУ, детской музыкальной школой, семьей, библиотекой, музыкантами-исполнителями,
4.Принцип наглядности: создание тематических мультимедийных презентаций.
5.Принцип синкретизма: взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (восприятие музыки, ритмопластика, игра на ДМИ, постановка музыкальных сказок).
Методы реализации проекта.
- С детьми:
Реализация цикла музыкально-литературных композиций, посвященных классической музыке с использованием
мультимедийных презентаций.
Цикл бесед- концертов об инструментах симфонического оркестра «Навстречу музыке»
Посещение и концертов классической музыки для родителей с детьми дошкольного возраста
Взаимодействие с ДМШ
Чтение рассказов о жизни и творчестве композиторов классиков.
Собрание файлотеки «Музыкальная классика — это интересно».
Подбор и создание мультимедийных
презентаций
Приглашение в детский сад профессиональных музыкантов- исполнителей.
Интегрированная деятельность «Мы рисуем музыку»
Музыкальная гостиная
Организация книжной выставки о музыке и музыкантах для дошкольников
Организация выставки рисунков детей совместно с родителями
- родителями: Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом слушания классической музыки. Консультации«Дошкольник и классическая музыка»«Абонементы и концерты классической музыки» для родителей с детьми дошкольного возраста
Проведение родительского собрания «Классическая музыка в семье»
Привлечение родителей к организации книжной выставки о классической музыке и музыкантах для дошкольников.
Привлечение родителей к организации и проведения тематических бесед – концертов и музыкального праздника в музыкальной гостиной «Мы приглашаем вас на бал».
Участие в выставке совместных рисунков «Мы рисуем музыку»
Выпуск газеты «Первые шаги в мир музыки» в детском саду
Оформление информационного уголка:«Юные музыканты» в группах
- Педагогами : Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов по классической музыке, Выставка детских работ «Я рисую музыку», Авторские разработки педагогов ДОУ для занятий с детьми по классической музыке-видео, презентации, видеоигры.
Консультация «Симфоническая музыка и инструменты симфонического оркестра». Консультация для воспитателей старшего дошкольного возраста «Обогащение музыкального опыта ребенка в игре». Консультация «Творчество П. И. Чайковского» с использованием видеопрезентации
Этапы проекта | Деятельность | Деятельность |
1 Этап | Создание творческой группы, Определение целей и задач проекта | Изучение уровня знаний у детей классической музыки |
2 Этап | Изучение подготовленности детей и родителей к восприятию классической музыки. Проведение параллели между тв-ом Мусоргского и художников
|
3. Рекомендации родителям: Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка!
|
3 Этап | Сравнительный анализ музыкального развития детей в начале и в конце проекта | Музыкальная беседка «Поговорим о музыке» для детей
|
Защита проекта |
| Творческий отчет (музыкальный праздник) "Мы приглашаем вас на бал" |
Вывод | Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности. | В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; . Дети различают на слух и дают название музыкальным произведениям, авторам музыки, определяют ее характер, |
План реализации проекта
Дата(месяц) | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | 1. 4. «Времена года в творчестве композиторов». Осень 2. «В гостях у сказки». П. Чайковский «Щелкунчик» 2. «Богатырская тема в произведениях русских композиторов М. П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова»
4. «Времена года в творчестве композиторов». Весна. П.И. Чайковский, А. Вивальди | Музыкальный руководитель |
Октябрь | 1. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 1. | Музыкальный руководитель |
Ноябрь | «В мире музыки» «Музыкальные инструменты | Музыкальный руководитель |
Декабрь | Экскурсия «Хочу быть музыкантом!» Посещение отчётного | Музыкальный руководитель |
Январь | Экскурсия в библиотеку №117 «Музыкальные страницы | Музыкальный руководитель |
Февраль | Мультфильмы к произведениям композиторов – классиков П.И Чайковского, М.П. Мусоргского, фрагменты балетов и др. 1. Презентация «Симфонический оркестр» 2. Презентация к симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» 3. Презентация «Образ матери в творчестве композиторов – классиков» 4. Презентации «Времена | Музыкальный руководитель |
Март | «Нежной скрипки звук прелестный» «Его величество фортепиано» «Волшебная флейта | Музыкальный руководитель |
Апрель | «Приглашаем вас на бал | Музыкальный руководитель |
Май | «Мы рисуем музыку» | Музыкальный руководитель |
Диагностический инструментарий (описание диагностики)
Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития,определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.
Результаты педагогической диагностикимогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
Результаты исследований представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень,низкий уровень:
высокий уровень ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;
средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;
низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.
1. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется. Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом к какому жанру принадлежит прослушанный отрывок..
2 Определяет общее настроение, характер музыкального произведения
-
3. Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев). Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку.Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы.
4. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание
Анкетирование родителей
1. Слушаете ли Вы классическую музыку вместе с детьми?___
___
2. Каких композиторов и их произведения Вы знаете?___
___
___
___
3. Как Вы считаете, нужно ли в детском саду знакомить детей с классической музыкой и в какой форме должно проходить это знакомство?___
___
___
___
4. Что дает человеку, по-вашему, общение с классической музыкой?___
___
___
___
5. Можете ли Вы принять участие в музыкальной гостиной, посвященной русским композиторам, в качестве исполнителя (исполнение произведений на музыкальном инструменте, пение, интересный рассказ по теме?___
___
___
Спасибо за искренние ответы!
Анкета для педагогов
Ф.И.О………………………………………………………………………………………………………
- Считаете ли Вы, что детям для умения организовывать самостоятельную музыкальную деятельность требуется руководство со стороны воспитателя?
……………………………………………………………………………………………………………В каких организационных формах музыкальной деятельности (вне занятий) Ваши дети более инициативны и самостоятельны? Нужное подчеркнуть:
- игры-упражнения автодидактического характера (в пении, в умении играть на инструментах, в музыкально-ритмической деятельности);
- взаимообучающие игры-упражнения;
- слушание музыки;
- сюжетно-ролевые игры;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
- песенная и танцевальная импровизация;
- театрализованные представления импровизационного характера с использованием музыки.
- Какие формы и виды исполнительской деятельности применяются детьми в группах самостоятельно? Нужное подчеркнуть:
- игра с пением;
- настольные музыкально-дидактические игры;
- игра на детских инструментах (закрепление и повтор выученных с педагогом мелодий);
- сюжетно-ролевые игры («музыкальное занятие», «музыкальный магазин», «концерт»);
- театрализованные представления по готовым сюжетам (сказки, мультфильмы, рассказы) с включением некоторых видов музыкальной деятельности;
- игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности
- концерты детской художественной самодеятельности.
- Какие виды руководства Вы применяете для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей? Нужное подчеркнуть:
- рекомендации, советы, предложения, указания;
- создание положительной эмоциональной и творческой атмосферы в группе;
- поручения, специальные задания детям;
- пример других детей;
- непосредственная помощь в процессе организации деятельности;
- использование новых инструментов, пособий, атрибутов, игрушек и т.п.;
- чтение художественной литературы (о детстве музыкантов, их творчестве и т.п.);
- оценка деятельности детей.
- Какую музыку Вы слушаете вместе с детьми вне музыкальных занятий? (Перечислите любимые музыкальные произведения)
………………………………………………………………………………………………………
- Любят ли Ваши дети слушать классические произведения и народную музыку?
……………………………………………………………………………………………………………
- Ощущаете ли Вы потребность обращаться к классическому репертуару в своей педагогической деятельности (на занятиях, в повседневной жизни ребенка в детском саду)?
……………………………………………………………………………………………………………
- Испытываете ли Вы трудности в организации музыкальной деятельности детей вне музыкальных занятий? Перечислите их и назовите пути решения проблем? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Отражаете ли Вы в ваших планах воспитательно-образовательной работы вопросы руководства музыкальной деятельностью детей?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
- Какие проблемы музыкального развития детей Вы считаете наиболее значительными?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
- Интересуетесь ли Вы музыкальными увлечениями ребенка в кругу семьи? .............................................................................................................................
- Проводите ли работу с родителями по вопросу развития у ребенка интереса к музыке и музыкальной деятельности?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ПРЕДПОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
- Развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений в живом исполнении.
- Расширение представлений детей о классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
- Накопление представлений о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
- Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
На уровне педагога:
- Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
- Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
- Улучшение способности педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых тематических проектов.
На уровне родителей дошкольников:
- Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм музыкального воспитания.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально — технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Заключение
Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами разных стран, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру. Реализация проекта «Классическая музыка в детском саду» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДОУ, а так же поможет использовать богатейшее культурное наследие города Москвы в музыкальном воспитании дошкольников.
Список литературы и Интернет -ресурсы:
Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.:ил. – (Озорной наш детский сад).
Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: — 2-е изд. – М.: Просвещение,1989. -192 с.: ил.
Ибука Масару. После трех уже поздно. Пер. с англ. М.: РУССЛИТ, 1991. 96 с. [Электронный ресурс].
Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка Дошкольное воспитание.- 2006.- №11. 37-43.
Краснобаева Л. Какую музыку послушать [электронный ресурс]. Загл. с экрана.
Куберский И. Ю., Минина Е.В. Энциклопедия юного музыканта– СПб.: ООО «Диамант», 2001.- 576 с., ил.
Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982.-96 с.
Медушевский В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс].Загл. сэкрана
Метлов Н.А. Музыка детям М.: Просвещение, 1985.
Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 384 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез,2006.- 232 с.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
Суханцева В. К. Музыка как мир человека, [электронный ресурс]. —Режим доступа:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Классическая музыка в детском саду» | 39.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 "Образовательный центр" с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области детский сад "Огонёк"
Проект «Классическая музыка в детском саду»
Автор: Зубкова И.А.
музыкальный руководитель
Квалификационная категория высшая
2020
Содержание проекта
Введение
Актуальность
Проблема
Новизна
Гипотеза
Тип проекта
Срок реализации
Участники
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Цели и задачи проекта
Принцип проекта
Методы реализации проекта
-С детьми
-С родителями
-С педагогами
ППРС
Этапы выполнения проекта
План реализации проекта
Диагностический инструментарий (описание диагностики)
Анкетирование родителей(педагогов)
Предполагаемый результат
Заключение(вывод)
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность проекта. Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Дошкольное детство — период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ранние музыкальные впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают большой объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию у воспитанников музыкальных эталонов.Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных занятий в нашем дошкольном учреждении. Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Классическая музыка для дошкольников», реализация которого способствует приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.
Проблема. Как установить взаимодействие между детьми, родителями и педагогами для развития музыкальности старших дошкольников.
Новизна.
- выявлении направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании;
- адаптации требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию, развитию речи, внимания, памяти, моторики;
- определении функционально-методического назначения и видов компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками;
- обосновании и формулировании принципов формирования содержания обучения музыкальных руководителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.
Гипотеза. Влияние классической музыки способствует формированию музыкального вкуса и развитию творческого потенциала личности ребенка.
Тип проекта. Открытый (в контакте с семьей, музыкальной школой),долгосрочный.
Срок реализации. долгосрочный.
Участники. Воспитанники, педагоги, родители.
Работа с детьми.
Исполнение в разных видах музыкальной деятельности классических произведений композиторов разных эпох и стилей.
Выставка детских рисунков «Мы рисуем музыку»
Фотовыставка «Первые шаги в театр», «Музыка в моей семье»
Работа с педагогами.
фонотека релаксационных пауз в режимных моментах, группы;
Работа с родителями.
формирование музыкальной предметно-развивающей среды в семье;
Цель и Задачи. Цель: приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.
Задачи:
- Расширять знания детей о классической музыке.
2. Накапливать опыт восприятия произведений музыкальной культуры в живом исполнении. - Создавать у дошкольников мотивацию к занятиям классическим искусством в музыкальных школах, хоровых студиях, школах искусств.
- Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
- Привлечь родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям.
- Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.
Принципы проекта.
1.Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка.
2.Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о классической музыке с учетом возраста, пола ребенка.
3.Принцип интегративности: сотрудничество с воспитателями и педагогами ДОУ, детской музыкальной школой, семьей, библиотекой, музыкантами-исполнителями,
4.Принцип наглядности: создание тематических мультимедийных презентаций.
5.Принцип синкретизма: взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (восприятие музыки, ритмопластика, игра на ДМИ, постановка музыкальных сказок).
Методы реализации проекта.
- С детьми:
Реализация цикла музыкально-литературных композиций, посвященных классической музыке с использованием
мультимедийных презентаций.
Цикл бесед- концертов об инструментах симфонического оркестра «Навстречу музыке»
Посещение и концертов классической музыки для родителей с детьми дошкольного возраста
Взаимодействие с ДМШ
Чтение рассказов о жизни и творчестве композиторов классиков.
Собрание файлотеки «Музыкальная классика — это интересно».
Подбор и создание мультимедийных
презентаций
Приглашение в детский сад профессиональных музыкантов- исполнителей.
Интегрированная деятельность «Мы рисуем музыку»
Музыкальная гостиная
Организация книжной выставки о музыке и музыкантах для дошкольников
Организация выставки рисунков детей совместно с родителями
- родителями: Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом слушания классической музыки. Консультации«Дошкольник и классическая музыка»«Абонементы и концерты классической музыки» для родителей с детьми дошкольного возраста
Проведение родительского собрания «Классическая музыка в семье»
Привлечение родителей к организации книжной выставки о классической музыке и музыкантах для дошкольников.
Привлечение родителей к организации и проведения тематических бесед – концертов и музыкального праздника в музыкальной гостиной «Мы приглашаем вас на бал».
Участие в выставке совместных рисунков «Мы рисуем музыку»
Выпуск газеты «Первые шаги в мир музыки» в детском саду
Оформление информационного уголка:«Юные музыканты» в группах
- Педагогами : Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов по классической музыке, Выставка детских работ «Я рисую музыку», Авторские разработки педагогов ДОУ для занятий с детьми по классической музыке-видео, презентации, видеоигры.
Консультация «Симфоническая музыка и инструменты симфонического оркестра». Консультация для воспитателей старшего дошкольного возраста «Обогащение музыкального опыта ребенка в игре». Консультация «Творчество П. И. Чайковского» с использованием видеопрезентации
Этапы проекта | Деятельность | Деятельность |
1 Этап | Создание творческой группы, Определение целей и задач проекта | Изучение уровня знаний у детей классической музыки |
2 Этап | Изучение подготовленности детей и родителей к восприятию классической музыки. Проведение параллели между тв-ом Мусоргского и художников |
3. Рекомендации родителям: Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка!
|
3 Этап | Сравнительный анализ музыкального развития детей в начале и в конце проекта | Музыкальная беседка «Поговорим о музыке» для детей |
Защита проекта | Творческий отчет (музыкальный праздник) "Мы приглашаем вас на бал" | |
Вывод | Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности. | В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; . Дети различают на слух и дают название музыкальным произведениям, авторам музыки, определяют ее характер, |
План реализации проекта
Дата(месяц) | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | 1. 4. «Времена года в творчестве композиторов». Осень 2. «В гостях у сказки». П. Чайковский «Щелкунчик» 2. «Богатырская тема в произведениях русских композиторов М. П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова»
4. «Времена года в творчестве композиторов». Весна. П.И. Чайковский, А. Вивальди | Музыкальный руководитель |
Октябрь | 1. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 1. | Музыкальный руководитель |
Ноябрь | «В мире музыки» «Музыкальные инструменты | Музыкальный руководитель |
Декабрь | Экскурсия «Хочу быть музыкантом!» Посещение отчётного | Музыкальный руководитель |
Январь | Экскурсия в библиотеку №117 «Музыкальные страницы | Музыкальный руководитель |
Февраль | Мультфильмы к произведениям композиторов – классиков П.И Чайковского, М.П. Мусоргского, фрагменты балетов и др. 1. Презентация «Симфонический оркестр» 2. Презентация к симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» 3. Презентация «Образ матери в творчестве композиторов – классиков» 4. Презентации «Времена | Музыкальный руководитель |
Март | «Нежной скрипки звук прелестный» «Его величество фортепиано» «Волшебная флейта | Музыкальный руководитель |
Апрель | «Приглашаем вас на бал | Музыкальный руководитель |
Май | «Мы рисуем музыку» | Музыкальный руководитель |
Диагностический инструментарий (описание диагностики)
Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития,определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.
Результаты педагогической диагностикимогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
Результаты исследований представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень,низкий уровень:
высокий уровень ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;
средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;
низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.
1. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется. Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом к какому жанру принадлежит прослушанный отрывок..
2 Определяет общее настроение, характер музыкального произведения
-
3. Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев). Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку.Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы.
4. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание
Анкетирование родителей
1. Слушаете ли Вы классическую музыку вместе с детьми?___
___
2. Каких композиторов и их произведения Вы знаете?___
___
___
___
3. Как Вы считаете, нужно ли в детском саду знакомить детей с классической музыкой и в какой форме должно проходить это знакомство?___
___
___
___
4. Что дает человеку, по-вашему, общение с классической музыкой?___
___
___
___
5. Можете ли Вы принять участие в музыкальной гостиной, посвященной русским композиторам, в качестве исполнителя (исполнение произведений на музыкальном инструменте, пение, интересный рассказ по теме?___
___
___
Спасибо за искренние ответы!
Анкета для педагогов
Ф.И.О………………………………………………………………………………………………………
- Считаете ли Вы, что детям для умения организовывать самостоятельную музыкальную деятельность требуется руководство со стороны воспитателя?
……………………………………………………………………………………………………………В каких организационных формах музыкальной деятельности (вне занятий) Ваши дети более инициативны и самостоятельны? Нужное подчеркнуть:
- игры-упражнения автодидактического характера (в пении, в умении играть на инструментах, в музыкально-ритмической деятельности);
- взаимообучающие игры-упражнения;
- слушание музыки;
- сюжетно-ролевые игры;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
- песенная и танцевальная импровизация;
- театрализованные представления импровизационного характера с использованием музыки.
- Какие формы и виды исполнительской деятельности применяются детьми в группах самостоятельно? Нужное подчеркнуть:
- игра с пением;
- настольные музыкально-дидактические игры;
- игра на детских инструментах (закрепление и повтор выученных с педагогом мелодий);
- сюжетно-ролевые игры («музыкальное занятие», «музыкальный магазин», «концерт»);
- театрализованные представления по готовым сюжетам (сказки, мультфильмы, рассказы) с включением некоторых видов музыкальной деятельности;
- игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности
- концерты детской художественной самодеятельности.
- Какие виды руководства Вы применяете для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей? Нужное подчеркнуть:
- рекомендации, советы, предложения, указания;
- создание положительной эмоциональной и творческой атмосферы в группе;
- поручения, специальные задания детям;
- пример других детей;
- непосредственная помощь в процессе организации деятельности;
- использование новых инструментов, пособий, атрибутов, игрушек и т.п.;
- чтение художественной литературы (о детстве музыкантов, их творчестве и т.п.);
- оценка деятельности детей.
- Какую музыку Вы слушаете вместе с детьми вне музыкальных занятий? (Перечислите любимые музыкальные произведения)
………………………………………………………………………………………………………
- Любят ли Ваши дети слушать классические произведения и народную музыку?
……………………………………………………………………………………………………………
- Ощущаете ли Вы потребность обращаться к классическому репертуару в своей педагогической деятельности (на занятиях, в повседневной жизни ребенка в детском саду)?
……………………………………………………………………………………………………………
- Испытываете ли Вы трудности в организации музыкальной деятельности детей вне музыкальных занятий? Перечислите их и назовите пути решения проблем? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Отражаете ли Вы в ваших планах воспитательно-образовательной работы вопросы руководства музыкальной деятельностью детей?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
- Какие проблемы музыкального развития детей Вы считаете наиболее значительными?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
- Интересуетесь ли Вы музыкальными увлечениями ребенка в кругу семьи? .............................................................................................................................
- Проводите ли работу с родителями по вопросу развития у ребенка интереса к музыке и музыкальной деятельности?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ПРЕДПОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
- Развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений в живом исполнении.
- Расширение представлений детей о классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
- Накопление представлений о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
- Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
На уровне педагога:
- Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
- Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
- Улучшение способности педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых тематических проектов.
На уровне родителей дошкольников:
- Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм музыкального воспитания.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально — технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Заключение
Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами разных стран, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру. Реализация проекта «Классическая музыка в детском саду» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДОУ, а так же поможет использовать богатейшее культурное наследие города Москвы в музыкальном воспитании дошкольников.
Список литературы и Интернет -ресурсы:
Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.:ил. – (Озорной наш детский сад).
Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: — 2-е изд. – М.: Просвещение,1989. -192 с.: ил.
Ибука Масару. После трех уже поздно. Пер. с англ. М.: РУССЛИТ, 1991. 96 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.webmalina.com/getbook.php?bid==2
Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка Дошкольное воспитание.- 2006.- №11. 37-43.
Краснобаева Л. Какую музыку послушать [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rojdestvo.ru/data/publish pedag/publish_pedl3.shtml. Загл. с экрана.
Куберский И. Ю., Минина Е.В. Энциклопедия юного музыканта– СПб.: ООО «Диамант», 2001.- 576 с., ил.
Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982.-96 с.
Медушевский В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalhttp://www.portal-slovo.ru/art/35812.php. slovo.ru/art/36037.php. Загл. сэкрана
Метлов Н.А. Музыка детям М.: Просвещение, 1985.
Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 384 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез,2006.- 232 с.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
Суханцева В. К. Музыка как мир человека, [электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/suhanceva/. Загл. С экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фоновая музыка для детского сада
в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...
фоновая музыка для детского сада
в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...
фоновая музыка для детского сада
в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...
Классическая музыка в детском саду
Реализация образовательного проекта ДО г. Москвы "Классическая музыка в детском саду"...
Встреча в рамках проекта "Классическая музыка в детском саду"-"Зимняя сказка"
Музыкальный досуг для старшего дошкольного возраста...
ПРОЕКТ "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ"
Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры детей с помощью классической музыки....
Консультация для воспитателей «Классическая музыка в детском саду»
Знакомство педагогов с композиторами-классиками....