Интелектуальная игра "За семью печатями".
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Голякова Светлана Алексеевна


Интелектуальная игра"За семью печатями" в 9 классе по творчеству С.Т. Аксакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_semyu_pechatyami.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Рощинский

Голякова Светлана Алексеевна

Цели урока:

углубить знания учащихся  о жизни и творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, С.Т.Аксакова, М.В.Нестерова;

формировать  умения анализировать,  устанавливать связи и отношения, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы; способствовать воспитанию эстетических взглядов, развитию чувства прекрасного, воспитанию любви к родной культуре, желанию  читать и изучать произведения С.Т.Аксакова

Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, экран, портреты писателей, цветы, выставка книг, стенд с репродукциями картин М.В.Нестерова, запись романса  «Утро туманное» (Э.Абаза, И. Тургенев), выставка рисунков учащихся.


  1. Вступительное слово ведущего.

В этом году мы праздновали юбилей замечательного человека. Он родился на восемь лет раньше А.С.Пушкина и за восемнадцать лет до Гоголя. Но лишь после смерти Пушкина и Гоголя раскрылось в полную меру художественное дарование этого писателя.  Выдающийся мастер реалистической прозы, тонкий психолог, в совершенстве владевший сложным искусством изображения природы, отличный знаток всех сокровенных  богатств народного слова. Таким знали и почитали его современники.

Кто этот человек? Его имя я сознательно не называю. Как не называю и имен его современников. Сегодня мы проводим литературную интеллектуальную игру «За семью  печатями».

Цель игры: догадаться о ком идет речь. Мы должны сорвать «печати». Предметом разговора будут люди, события, литературные места, связанные с нашим юбиляром.

 На мультимедийном экране появляются изображение семи печатей.

Участники игры разделены на две команды. Они и станут героями нашего состязания.

I тур. Итак, приступим к нашей игре.

Первая печать откроет нам имя великого русского поэта, прозаика, драматурга. Еще до встречи с ним наш юбиляр узнал от Г.Р.Державина, что «скоро явится свету второй Державин».

Наверно, вы уже догадались, о ком идет речь. Чтобы развеять свои сомнения, проведем литературную викторину по произведениям этого великого поэта.

Из каких произведений эти строки?

1. Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни  носа, ни ушей, голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько  седых волос… Башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.

                                                  А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

2.Люблю тебя, Петра творенье,

     Люблю твой строгий, стройный вид.

А.С.Пушкин «Медный всадник»

3.Волхвы не боятся могучих владык,

     А княжеский дар им не нужен;

     Правдив и свободен их вещий язык

       И с волей небесною дружен.

                                        А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге »

4. Сыны любимые победы,

       Сквозь огнь окопов рвутся шведы…

                        А.С.Пушкин «Полтава»

5. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

      На мутном небе мгла носилась…

                        А.С.Пушкин «Зимнее утро»

6. Идет направо – песнь заводит,

      Налево сказку говорит.

       Там чудеса: там леший бродит

       Русалка на ветвях сидит…

                        А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».

- Назовите автора прозвучавших отрывков.

Действительно, это А.С.Пушкин.

На медиаэкране вместо первой печати появляется портрет А.С.Пушкина.

В 1827 – 1832 годы наш юбиляр занимал должность цензора в Московском цензурном комитете, соответственно, им были процензурованы многие произведения Пушкина этого периода. Когда гений поэта стал подвергаться сомнению со стороны критики и высшего света, этот писатель первым выступил в его защиту: «… у Пушкина особое достоинство – верность и точность выражения». Он ставил его в пример другим литераторам, « ибо тот имеет такого рода достоинство, какого не имел еще ни один русский поэт-стихотворец».

II тур. Вторая печать скрывает название населенного пункта, где жил и творил наш юбиляр. Имение писателя зашифровано в кроссворде, который предстоит разгадать нашим командам. Участники должны показать знания по теории литературы, вспомнить художественно-изобразительные средства, которыми в совершенстве владел наш герой.

На медиаэкране появляется пустой кроссворд и вопросы к нему. 

1.Повторение в тексте согласных звуков (аллитерация).

2. Чрезмерное преувеличение того, о чем говорится (гипербола)

3. Необычный порядок слов (инверсия)

4.Противопоставление одного  явления, события, персонажа другому (антитеза).

5.Слово или выражение, употребленное в переносном смысле (метафора).

6. Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ (олицетворение).

7.Художественное определение (эпитет).

8.Сопоставление одного предмета, качества, лица с другим (сравнение).

9.Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных (ассонанс).

Пока ребята срывают печать, я познакомлю вас с событиями, связанными с этим памятным местом.

Вот что писал наш юбиляр Н.В.Гоголю 8 февраля 1843 года: «Мы ищем купить деревню около Москвы, но до сих пор не находим. Я хочу только приятного местоположения и устроенного дома. Мысль, что Вы, любезный друг, со временем переселясь на житье в Москву, будете иногда гостить у нас, - много украшает в глазах наших будущее уединение».

На медиаэкране появляются виды Абрамцева.

Осенью этого же года было приобретено это имение. Уже потом, живя здесь, он вновь и вновь возвращался в свои молодые годы.

Чтец.        Ухожу я в мир природы,

                Мир спокойствия, свободы,

                В царство рыб и куликов,

                На свои родные воды.

                На простор степных лугов,

                В тень прохладную лесов

                И – в свои младые годы.

Деревенскую жизнь наш юбиляр любил и понимал. Слова А.С.Пушкина «Деревня – вот мой кабинет» со всей полнотой можно отнести к этому писателю. В переписке с сыном он делится своими впечатлениями: «Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своей тишиной и спокойствием.  Литературная работа здесь чередовалась с рыбной ловлей на берегу Вори, с «браньем грибов». Сидя с удочкой на берегу реки, писатель, по собственному выражению, предавался сну, «сотканному из воспоминаний».

  • О каком имении идет речь?  

На медиаэкране появляется заполненный кроссворд, вместо второй печати – надпись  «Абрамцево».

III тур. В 30-40-е годы XIX века московский дом писателя, а также его подмосковное имение Абрамцево стали сосредоточением русской духовной жизни той поры. Так летом 1832 года в московском доме на Сивцевом Вражке впервые появился человек, имя которого скрыто за третьей печатью. Он стал впоследствии близким другом нашего юбиляра. Угадаем его по произведению, монолог из которого сейчас прозвучит.

Чтец декламирует отрывок из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (монолог Хлестакова).

- Назовите автора и название  произведения, из которого прозвучал данный монолог.

На медиаэкране вместо  третьей печати появляется портрет Н.В.Гоголя.

Гоголь был свидетелем  создания и ценителем многих рассказов нашего юбиляра. Известно высказывание общественного деятеля Юрия Самарина: «С каким напряженным вниманием, уставив в него глаза, Гоголь по целым вечерам вслушивался в рассказы … о заволжской природе, о тамошней жизни. Он упивался ими, и на лице его было видно такое глубокое наслаждение».

IV тур. Другим вдохновителем творчества нашего юбиляра стал писатель, имя которого мы обнаружим под четвертой печатью. Вы наверняка знаете, что на его стихи написан известный русский романс «Утро туманное». Автор музыки этого шедевра Эраст Абаза.

Прослушивание романса «Утро туманное».

Нам он также известен как автор «Записок охотника».

На медиаэкране появляется иллюстрации к «Запискам охотника»

- Назовите автора этих произведений. Конечно, вы узнали выдающегося русского писателя И.С.Тургенева. Он, как и Гоголь, бесконечно странствуя по Европе, не случайно тяготел к дому нашего юбиляра.

(На медиаэкране вместо четвертой печати появляется портрет И.С.Тургенева).

Первая короткая рецензия Тургенева на «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» появилась в «Современнике» за 1852 год. «Кому еще  незнакомо новое сочинение (имя автора), тот не может себе представить, до какой степени оно занимательно, какой обаятельной свежестью веет от его страниц».

Так начиналась дружба двух талантливых писателей, которую можно назвать творческим союзом. Как художники, только вступающие на литературный путь, они нуждались в поддержке, поэтому советовались друг с другом. Например, в их переписке обсуждались такие произведения как «Муму», «Постоялый двор», «Рудин» Тургенева и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова - внука» нашего юбиляра.

Их  художественному союзу способствовала любовь к природе, заложенная с детства. Позже они страстно увлеклись охотой как возможностью общаться с природой, чувствовать ее дыхание, находиться в единении с нею. Эта любовь нашла отражение в творчестве и Тургенева и нашего юбиляра. Великолепная пейзажная живопись – отличающая от других и сближающая их между собой – общая для обоих писателей черта. Только первый вспоминал красоты Орловской губернии, а другой – Оренбургского края.

V тур. Продолжаем наш поиск. Кто же скрывается за пятой печатью?   Это человек, которого по праву можно назвать духовным преемником, продолжателем дела нашего юбиляра.  Оба они родились в г.Уфе, оба чуть не умерли в младенчестве, в детстве были увезены в Москву, жили там долгие годы.

Обоих связывает многое с Сергием Радонежским.  Одного назвали в честь этого святого, другой всю свою жизнь посвятит этому человеку. И видение отроку Варфоломею, будущему  преподобному Сергию, на его картине явится не где-нибудь, а именно в Абрамцево.

На медиаэкране появляются репродукции картин М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и другие.

- Вы, конечно, догадались, что речь идет о художнике.

Назовите автора этой картины?

Михаил Васильевич Нестеров – гордость нашей культуры. Он горячо и искренне любил природу родного края. Здесь художник много и плодотворно работал. Мечтавший о создании на родине художественной галереи, он подарил родному городу Уфе большую часть написанных произведений, которые сейчас хранятся в Башкирском государственном музее имени  М.В.Нестерова и являются его гордостью и лучшим украшением. Наиболее известны картины: «Портрет академика И.Павлова», «Видение отроку Варфоломею», «На Урале», «Родина Аксакова», «На реке Белой».

VI тур посвящается нашему современнику.  Его имя прячется за шестой печатью.

«Какое отношение он может иметь к временам Гоголя, Пушкина?» – спросите вы. Оказывается, имеет.

В 2005году  этот писатель был удостоен премии, учрежденной правительством республики Башкортостан. Вручал ее президент  М.Рахимов. Этой  Всероссийской литературной премией награждаются писатели не только Башкортостана, но и России за большой вклад в развитие русской литературы, за произведения, оказывающие воспитательное воздействие на читателя и, в частности, за продолжение традиций нашего юбиляра в современной русской литературе.

Какой же писатель-современник удостоен нашей национальной премии? Мы его хорошо знаем.

Определим название произведения и автора по литературным портретам.

1. «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и поэтому слишком живое лицо с припудренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко стриженные волосы. Но при этом не было видно в ее лице  жесткости… а было какое –то осторожное, с хитринкой недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»

На медиаэкране - иллюстрации к повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

2. «Перед ней крючился  на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который в пору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.

- Назовите имя лауреата нашей национальной литературной премии.

На медиаэкране вместо шестой печати появляется портрет В.Г.Распутина.

VII тур. И вот наконец мы подошли к самой главной печати. За этим сургучом скрывается имя нашего земляка, выдающегося русского писателя. Это автор всем известного с юных лет произведения. Угадайте его.

Инсценируется отрывок из сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». («Прощание с отцом»)

- Отрывок из какого произведения был представлен вашему вниманию?

Наконец-то я могу с удовольствием назвать имя героя нашей сегодняшней игры. Его юбилей мы праздновали в прошлом  году. Сергей Тимофеевич Аксаков- наш земляк, наша гордость. Человек, чьим именем названа  национальная литературная премия.

На медиаэкране вместо седьмой печати появляется портрет С.Т.Аксакова.

Самые крупные его произведения посвящены родной Уфе и Башкирии. Недаром его называют «певцом башкирской природы». Его питала родная земля, он ловил рыбу в наших реках. Действительно, писатель дал превосходное описание башкирской природы и реалистически отразил быт провинциального русского дворянства, крестьян в двух своих трилогиях – охотничьей («Записки об уженьи рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах») и автобиографической («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания»). А написанная более ста пятидесяти лет тому назад сказка «Аленький цветочек» любима нами по –прежнему. Она возвеличивает благородство, человечность, честность и несет нашим сегодняшним читателям и зрителям представление о вечных человеческих ценностях.

Ученица исполняет песню «Волшебный цветок».

Подошло время подвести итог нашей сегодняшней встречи. Каждый из вас слышал о С.Т.Аксакове. Но,  я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и полезного о жизни и творчестве этого замечательного человека и талантливого писателя.

Имя Сергея Тимофеевича Аксакова нам особенно дорого, потому что в нашем районе есть места, связанные с ним. Это имение сестры писателя Н.Т.Карташевской. Село Подлесное раньше называлось Малое Аксаково.

На медиаэкране – изображение мемориальной доски, находящейся в селе Подлесное.

Мы, земляки Аксакова, вправе гордиться тем, что автор «Детских годов Багрова - внука» - одно из крупнейших, уникальнейших явлений духовной культуры первой половины XIX века и встреча с ним нас ждет впереди, в 10 классе.

В чем же сила и талант этого писателя? В том, что он простым русским языком передает нам силу и талант русского человека. Читая Аксакова, мы входим с вами в реальный мир. Ни одного фальшивого тона, все просто и истинно.

Книги этого писателя воспитывают в читателях патриотизм и обнаруживают первоисточник патриотизма – семью» (А.Платонов). Поэтому читайте Аксакова, он научит вас любить свою родину, свою семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "За семью печатями"

Игра содержит вопросы из разных областей знаний. После каждого вопроса - ответ. ...

Внеклассное мероприятие "За семью печатями"

Мы живем в удивительном месте на планете Земля, где так много уникальных памятников природы, истории, археологии - мы живем в Челябинской области. Целью мероприятия является обобщение и систематизация...

Сценарий игры для классного часа "За семью печатями" (О В.И.Дале)

Сценарий написан по аналогии с известной телевизионной игрой "За семью печатями".К сценарию прилагается презентация....

Исторический вечер "За семью печатями"

Общешкольное мероприятие по истории и обществознанию "За семью печатями" - проверяются знания по истории России  IX- XXI вв, знакомство с молодежными субкультурами...

Литературная игра "За семью печатями. Обэриуты и К"

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, педагогам дополнительного образования. Литературная игра "За семью печатями. Обэриуты и К" - внеклассное мероприятие по литературе дл...

Интеллектуальная игра "за семью печатями"

Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории  развития ...

Классный час для 9-11 классов "За семью печатями"

Классный час для 9-11 классов проводиться в виде викторины. Имя героя скрыто за семью печатями. Отвечая на вопросы 7 туров, участники открывают печати. В завершении викторины участник набравший больше...