Классный час для 9-11 классов "За семью печатями"
классный час (9 класс) по теме
Классный час для 9-11 классов проводиться в виде викторины. Имя героя скрыто за семью печатями. Отвечая на вопросы 7 туров, участники открывают печати. В завершении викторины участник набравший большее количество печатей, получает возможность назвать имя главного героя. В этой викорине главный герой - известный ученый Дмитрий Иванович Менделеев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_semyu_pechatyami.rar | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие. Викторина - «За семью печатями».
Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами проведем викторину «За семью печатями». Наш герой известная историческая личность. На протяжении урока я буду сообщать игрокам всё новые факты из биографии героя, открывая новые «печати», но не называя его имени. Все вопросы связаны с ним, его биографией, событиями, в которых он принимал участие, с исторической эпохой, в которую ему довелось жить.
Задача игроков — после семи туров, заданий назвать в конце программы имя героя, однако победителем становится игрок, собравший наибольшее количество «печатей». У участника имеется 2 формуляра: в один нужно записывать ответы на вопросы, а в другой - версии по поводу того, кто является главным героем. «Печати» присуждаются за правильные ответы на промежуточные вопросы в каждом из семи туров игры. Это вопросы в различных областях знаний, требующие также догадливости.
Если на задания очередного тура ни один из них не даёт ответа, право отвечать передаётся зрителям в студию. Ответивший правильно зритель приносит «печать» игроку, за которого болеет.
1 ТУР
Наш герой великий русский ученый-энциклопедист: химик, физик, технолог, педагог, геолог, метеоролог, метролог – обладал уникальным научным мышлением, совершенно невероятным образом предвидя результаты своей научной творческой деятельности. Член европейских академий наук и один из основателей Русского физико-химического общества.
Наш герой родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске, семнадцатым (!!!) и последним ребенком в семье. Его отец, Иван Павлович, в то время занимал должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В том же году Иван Павлович ослеп и вскоре лишился места. Вся забота о семье перешла тогда к матери героя, Марии Дмитриевне, урожденной Корнильевой, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно и управлять небольшим стеклянный заводом, доставлявшим (вместе со скудной пенсией), более чем скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование.
1834 год не только год рождения нашего героя, но и год рождения Нового гимна России, начинающегося со слов «Боже, царя храни!». Этот гимн воспевал самодержавного царя, отводя богу роль как гарантии процветания и успешности государства самодержавного. Данный гимн являлся гимном России до 1917 года. (Прослушивание гимна).
Внимание вопрос, назовите имя императора, по указанию которого был написан гимн России «Боже, царя храни!»?
Ответ: Николай 1.
2 ТУР
Мария Дмитриевна очень много внимания уделяла младшему сыну, в котором смогла разглядеть его необыкновенные способности. Она решила сделать все возможное для того, чтобы облегчить развитие его природных дарований, поместив его сначала в Тобольскую гимназию. В гимназии наш герой учился неважно. Не все предметы ему были по душе. Охотно он занимался только математикой и физикой. Отвращение к классической школе осталось у него на всю жизнь. Благоприятную почву для развития своих способностей он нашел только в Главном Педагогическом институте. Здесь он встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке. В числе их были лучшие научные силы того времени, академики и профессора университета: М. В. Остроградский (математика), Э. Х. Ленц (физика), А. А. Воскресенский (химия), М. С. Куторга (минералогия), Ф. Ф. Брандт (зоология).
Педагогический институт окончил в 1855 году с золотой медалью. Стремление к научному творчеству проявилось у героя уже в студенческие годы. В 1856 г. молодой ученый защитил диссертацию на степень магистра химии: «Об удельных объемах». В 23 года становиться доцентом университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую химию. Безусловно, надо отметить, что молодой лектор обладал блистательным ораторским даром и глубочайшими знаниями по своему предмету.
Город, в котором учился наш герой и в котором он достиг высоких ученых званий, и по сей день отличается своей необыкновенной красотой. Один из красивейших городов мира с большим количеством исторических памятников и достопримечательностей. Впечатляющие архитектурные ансамбли, великолепие дворцов и соборов, красивые мосты через многочисленные реки и каналы, широкие улицы и большого размаха площади, неповторимая гармония и строгое совершенство архитектуры разных эпох, разных стилей.
Внимание вопрос, назовите город, в котором наш герой нашел свое призвание, в котором он написал огромное количество трудов, явившихся свежим глотком для науки, толчком для ее развития.
Назовите город, о котором идет речь.
Ответ: Санкт-Петербург.
3 ТУР
В январе 1859 г. наш герой был отправлен в двухгодичную командировку за границу. Он поехал в Гейдельберг, куда привлекали его имена Бунзена, Кирхгофа и Коппа, и где он работал в собственной частной лаборатории, преимущественно по вопросу о капиллярности и поверхностном натяжении жидкостей. В Гейдельберге ему хорошо работалось, он чувствовал себя свободным, независимым. Здесь он обрёл новых друзей. Иван Сеченов, Александр Бородин — они были тогда молоды, их имена еще не звучали так громко, но каждый из них уже был известен своими работами. Все трое с увлечением занимались химией. Наш герой пытался постичь суть явлений, происходящих на уровне значительно более тонком, нежели молекулярный, и открыл температуру абсолютного кипения.
Сеченов проникал в химию газообмена в живых тканях, а Бородин с упоением возился с пробирками и колбами и к тому времени был автором нескольких крупных печатных работ по химии. Трое великих русских. Маленькая "могучая кучка". Они работали не покладая рук, а вечерами сходились за чаем, делились всем, что накопилось за день.
Александр Бородин увлекался не только наукой, но и с упоением занимался музыкой. Легендарным детищем стала опера, название, которой вам необходимо будет назвать. Правда, закончить данную оперу Бородину не довелось. Работу завершили его друзья — Римский-Корсаков и Глазунов, обработав записи Бородина.
Прослушивание отрывка из оперы «Князь Игорь».
Внимание вопрос: Назовите название оперы Александра Бородина.
Ответ: «Князь Игорь».
4 ТУР
В 1861 году наш герой с радостью возвращается в Петербург. Он понял, что все годы скучал без этого города. Теперь он не один здесь: вернулась сестра Ольга. Вместе со своим мужем декабристом Басаргиным она была в долгой сибирской ссылке. Здесь, в ее доме, он все чаще встречается с Феозвой Лещевой — она ему нравится, и вскоре они женятся. Через три года у них родился сын, а потом и дочь. Вся семья переезжает в небольшое именьице Боблово, неподалеку от Клина.
Все время он непрестанно работает, создает пикнометр – прибор для определения плотности жидкости; открывает «температуру абсолютного кипения жидкостей», издает замечательный по тому времени учебник: «Органическая химия», в котором, идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая.
В 1863 г. физико-математический факультет Петербургского университета избирает его профессором на кафедру технологии.
В 1864 г. наш герой был избран профессором Петербургского технологического института.
В 1865 г. он защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии, а в 1867 г. получил в университете кафедру неорганической (общей) химии, которую и занимал в течение 23 лет. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. И тогда он решил написать его сам. Эта фундаментальная работа, получившая название «Основы химии», выходила в течение нескольких лет отдельными выпусками. Первый выпуск, содержащий введение, рассмотрение общих вопросов химии, описание свойств водорода, кислорода и азота, был закончен сравнительно быстро — он появился уже летом 1868 г. Но, работая над вторым выпуском, столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала.
Наш герой был сторонником изнуряющего стиля в работе, всем доказывая, что непрерывные долгие усилия необходимы, даже если вредят здоровью. Работая над книгой "Органическая химия", он не отходил от письменного стола два месяца. Знаменитые "Основы химии" писал тоже неистово, склонившись над бумагой, кричал во весь голос: "У-у-у, рогатая! Ух, какая рогатая. Я тебя одолею... ". В его трудолюбии, терпении и упорстве была какая-то богатырская сила. А когда его называли гением, он морщился, махал руками и ворчал: "Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гением". Поворчать он любил. В лаборатории бранил студентов: "Ни одна кухарка не работает так грязно, как вы... ".
Внимание вопрос: К кому или к чему наш герой обращался со словами "У-у-у, рогатая! Ух, какая рогатая. Я тебя одолею... "?
Ответ: математическая формула.
5 ТУР
Насыщенность жизни научными свершениями была у нашего героя столь велика, что объяснить это можно только его огромной работоспособностью, невероятной выносливостью.
В 1874 г. нашел общее уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона-Менделеева).
В 1876г. его избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
В 1877 г. выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжелых металлов; предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти.
1880 г. выдвинул идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства.
Круговорот новых открытий, новых идей, новых веяний засасывает ученого, ему уже тесно в Боблово. Боблово стало для него этапом в жизни, и этот этап оказался уже позади. И он на несколько месяцев уезжает в Америку — изучать тамошние методы добычи нефти. Америка его удивляет: он ожидал увидеть нечто совсем иное. Первый город Штатов — Нью-Йорк.
Он показался великому химику просто невзрачным, напоминающим большие уездные города России. Знаменитые нефтепромыслы? Но более бездумного отношения к природным богатствам он нигде не встречал...
Впрочем, он не встречал еще многого в жизни, этот крупный, чуть сутуловатый мужчина с русой бородой и длинными волосами. Ему за сорок, но он не встречал очень важного в жизни, что наполняет ее особым, трепетным смыслом. Он еще не любил. Они познакомились в доме его старшей сестры. Ее звали Анной, она была дочкой казачьего полковника и так не походила на всех девушек, которых он встречал прежде...
Она была стройна, нетороплива, под густыми черными бровями светились большие серые глаза, а голову украшали длинные, тяжелые косы. Она приехала в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, и осталась в этом городе навсегда. Она нашла здесь то, о чем не смела мечтать и в самых смелых своих мечтах. Он влюбился в нее как мальчишка.
Он избегал ее, но никак не мог заставить себя не думать о ней. Однако надежд у них никаких не было. Феозва развод давать не соглашалась, и отец Анны категорически был против этих отношений.
Все было против них, но великая сила любви смогла сломить все преграды.
Бекетов, видя безнадежное отчаяние друга вопреки всякой разумной логике сумел убедить Феозву предоставить свободу мужу.
Но церковь наложила на брак епитимью — запрет, и он семь лет не имел права жениться. Через год кронштадтский священник нарушил этот запрет и обвенчал Влюбленных и на другой же день в наказание был лишен своего сана.
Вот такая у них была любовь. Встретив в возрасте 48 лет Анну Ивановну, полюбив ее и получив согласие на развод от первой жены (сын Володя и дочь Ольга — от этого брака). В этом же году у них родилась дочь Люба. А еще через два года в семье появились близнецы: Мария и Василий.
Анна Ивановна всячески поддерживала мужа, жила его интересами. В их доме проводились Молодежные пятницы, которые вскоре превратились в литературно-художественные среды с приглашением известных художников и литераторов. Угощением были простые бутерброды и чай. Но главным было общение. Как вспоминает Анна Ивановна: "Это и было счастьем, но этого тогда не замечали".
На таких вечерах много спорили о науке, литературе и искусстве. Для разрядки серьезной обстановки наш герой показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды он объявил: "Господа, курение — вред, и, если кто из вас закурит, я соберу табачный дым в банку". Он любил читать В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Из иностранных писателей — В. Гюго, Ф. Шиллера, У. Шекспира. Но больше всего ценил поэтов: английского — Д. Байрона и русского — Ф. И. Тютчева. Музыка оказывала сильное воздействие на ученого.
Одним из гостей на таких вечерах был известный художник.
Внимание вопрос: назовите имя гостя и название его картины.
Ответ Шишкин. Картина – «Утро в сосновом лесу»
6 тур блок
В 1890 году наш герой покинул университет в знак протеста против притеснения студенчества.
В 1890-1895 годах он был консультантом Научно-технической лаборатории Морского министерства.
1901-1902 гг. — разработка проекта ледокола для арктических экспедиций.
В 1892 году наладил производство изобретенного им бездымного пороха.
1893-1907 организатор и первый директор Главной палаты мер и весов.
1894 г. — избрание доктором права Оксфордского университета и почетным доктором наук Кембриджского университета.
1905 г. — издание книги "Заветные мысли".
1906 г. — издание труда "К познанию России".
В нем удивительным образом сочетались нежность и несносность. Верный признак человеческой доброты — привязанность к детям. "Много испытал я в жизни, но ничего не знаю лучше детей, — говорил он о себе — Чем бы я ни был занят, всегда радуюсь, когда кто-то из них входит ко мне".
В 1903 году его дочь Любовь становиться женой молодого поэта. Вот, что влюбленный поэт пишет ей.
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
Замечательны и высказывания великого поэта о его тесте – великом химике. «Он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не скрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает… При нем вовсе не страшно, но всегда – неспокойно, это оттого, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. Это всезнание лежит на нем очень тяжело. Когда он вздыхает и охает, он каждый раз вздыхает обо всем вместе; ничего отдельного или отрывочного у него нет – все неразделимо. То, что другие говорят, ему почти всегда скучно, потому что он знает лучше всех…».
Внимание вопрос: Назовите имя поэта?
Ответ: Александр Блок.
7 тур периодическая система
Работая над вторым выпуском «Основ химии», Ученый столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения. Сначала он хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело ученого к главному открытию его жизни. Поиски этого закона заняли у него без малого пятнадцать лет.
Сам ученый таким образом рассказывал об открытии им этого закона. «Заподозрив о существовании взаимосвязи между элементами еще в студенческие годы, я не уставал обдумывать эту проблему со всех сторон, собирал материалы, сравнивал и сопоставлял цифры. Наконец настало время, когда проблема созрела, когда решение, казалось, вот-вот готово было сложиться в голове. Как это всегда бывало в моей жизни, предчувствие близкого разрешения мучившего меня вопроса привело меня в возбужденное состояние. В течение нескольких недель я спал урывками, пытаясь найти тот магический принцип, который сразу привел бы в порядок всю груду накопленного за 15 лет материала. И вот в одно прекрасное утро, проведя бессонную ночь и отчаявшись найти решение, я, не раздеваясь, прилег на диван в кабинете и заснул. И во сне мне совершенно явственно представилась таблица. Я тут же проснулся и набросал увиденную во сне таблицу на первом же подвернувшемся под руку клочке бумаги».
Внимание вопрос: О какой таблице идет речь?
Ответ: периодическая система.
Ученый работал до последнего дня своей жизни. Последним местом его работы была Палата мер и весов. В январе 1907 года он сильно простудился, показывая Палату новому министру промышленности. Плеврит вскоре перешел в воспаление легких. И 2 февраля 1907 года ученый умер в возрасте семидесяти трех лет. Похоронили его на Волковом кладбище в Петербурге, рядом с могилой сына и матери.
В честь него учреждены премии Академии наук за выдающиеся заслуги в области физики и математики. Его имя носят учебные заведения, научные общества, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, город на Каме, поселок под Москвой, улица в Москве, вулкан на Курильских островах, лунный кратер, станция Московского метрополитена, судно, химический элемент № 101 и минерал.
«Сам удивляюсь – чего только я не делывал в своей научной жизни. И сделано, думаю, неплохо».
Пришло время назвать имя нашего героя величайшего ученого.
Право назвать имя предоставляется тому, кто собрал больше всех печатей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "За семью печатями"
Игра содержит вопросы из разных областей знаний. После каждого вопроса - ответ. ...
Внеклассное мероприятие "За семью печатями"
Мы живем в удивительном месте на планете Земля, где так много уникальных памятников природы, истории, археологии - мы живем в Челябинской области. Целью мероприятия является обобщение и систематизация...
Сценарий игры для классного часа "За семью печатями" (О В.И.Дале)
Сценарий написан по аналогии с известной телевизионной игрой "За семью печатями".К сценарию прилагается презентация....
Исторический вечер "За семью печатями"
Общешкольное мероприятие по истории и обществознанию "За семью печатями" - проверяются знания по истории России IX- XXI вв, знакомство с молодежными субкультурами...
Литературная игра "За семью печатями. Обэриуты и К"
Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, педагогам дополнительного образования. Литературная игра "За семью печатями. Обэриуты и К" - внеклассное мероприятие по литературе дл...
Интеллектуальная игра "за семью печатями"
Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории развития ...
Интеллектуальная игра "За семью печатями" (История славянской письменности)
Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории развития славянской ...