валеологический компонент на уроках литературы
методическая разработка по литературе ( класс) на тему
Применение здоровьесберегающих технологий при изучении литературных произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_literatury.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс | Название произведения | Содержание произведения
| Вопросы для беседы |
6 | Рассказ «Левша» | Лесков в этом произведении повествует о трагической судьбе талантливого самородка Левши, воплотившего в себе не только лучшие черты русского народа, но и его тёмные стороны. Типична причина пьянства Левши на корабле по дороге домой из Англии: со скуки зате- вается спор с полшкипером- о том кто кого перепьёт. В результате у обоих спорщиков развивается белая горячка.Однако судьба у собутыльников оказалась разной: шкиперу оказывают необходимую медицинскую помощь и поднимают на ноги, а Левша умирает в простонародной больнице. Комментарий психолога. При сравнении отношения к народному пьянству двух современ ников - Некрасова и Лескова, отчётливо просматривается различие оценок причин этого явления. Точка зрения Некрасова типична для революционных демократов: источником пьянства является социальное неблагополучие, неправильное устройство общества. Лесков обращает внимание в большей степени на индивидуально-психологические свойства пьющих: их оторванность от мира, житейскую неприспособленность, детскость поступков, крайность в проявлении чувств… | Какие чувства у вас вызывает рассказ. Актуальна ли эта тема для нашего времени. Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями. |
9 | Михаил Зощенко «Беда» | В отличие от стиля с грубоватым юмором события в этом рассказе М.Зощенко изложены иным языком. Описано долгожданное приобретение крестьянином лошади на базаре в городе, ради чего он «два года солому лопал». Встретив своего земляка и желая «обмыть покупку», он пьянствует в кабаке три дня и пропивает лошадь. | Какие чувства вызывает крестьянин. Какие последствия может вызвать его поступок. Как встретят его в семье. Будет ли этот случай для него уроком. |
9 | Рассказ «Смерть Ивана Ильича» | Этот рассказ является, по мнению специалистов, одним из лучших художественных произведений, достоверно отражающих психологию умирания. Прообразом главного героя послужил старший брат великого русского учёного Ильи Ильича Мечникова – Иван Ильич, умерший, по-видимому, от злокачественной опухоли. В рассказе показано действие опия, назначенного врачом в связи с сильными болями. В данном случае опий не вызывает у Ивана Ильича эйфории, а только лишь на время притупляет боль. Несмотря на длительный (в течение нескольких месяцев) приём наркотика у больного не развивается наркомания, поскольку приём опия был продиктован не стремлением получить удовольствие, а желанием избавиться от мучений. |
Какие чувства вызывает у вас рассказ? С какой целью Ивану Ильичу назначался опий? |
8 | Василий Шукшин. Рассказ «Материнское сердце». | Описана достаточно типичная ситуация с молодым не слишком умным, но самонадеянным человеком. Женитьба для него – одно из событий в череде жизненных дел. С лёгкостью он готов изменить невесте с первой встречной симпатичной девушкой, хотя симпатичность её внушает сомнения, судя по описанию опухшего от пьянки лица и трясущихся рук. Судьба жестоко наказывает Витьку: девушка с сообщницами опоила его и обокрала. Обозлённый, он провоцирует драку и наносит серьёзные травмы милиционеру и двум случайным прохожим. Отношение к этим событиям матери Витьки довольно типичное для русской крестьянки: её сын трезвый и мухи не обидит, а за совершенное преступление в пьяном виде его надо простить. Она готова продать всё, чтобы выручить сына, и едет в вышестоящие инстанции за помощью. | Какие чувства у вас вызывает рассказ? Как Вы относитесь к Витьке и его матери? Если бы Вы были в роли пострадавших, то могли бы простить Витьку? Сможет ли невеста его простить? |
10 | Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». | Первоначально произведение задумывалось как «Пьяненькие». Достоевского беспокоило широкое распространение пьянства в России: «Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка…случить так, что люди, все одновременно бросили бы пить, государству пришлось бы заставить их пить силой. Иначе – финансовый крах». Пьянство каждого персонажа в произведении имеет свои психологические корни. Так Фёдор Карамазов ударился в пьянство после того, как от него сбежала жена с учителем- семинаристом. Поведение его вызывало омерзение и жалость у окружающих. Он ездил по всей губернии и слёзно жаловался на покинувшую его супругу. Пьянство помогало ему освободиться от контроля совести и проявить свой цинизм, когда он угрожал религиозной до фанатизма жене своей плюнуть на её любимую икону. Мармеладов – типичный образец пьяницы, испытывающего муки совести за свои поступки. Он вполне сознательно обкрадывает свою семью, стыдится своих поступков, кается в них (рыдая, рассказывает окружающим, что его любимая дочь пошла из-за него на панель), но продолжает губить и себя, и семью. Он готов покорно сносить унижения, когда жена тащит его за волосы с оскорбительными криками. Близок по типажу к Мармеладову другой персонаж – Снегирёв. Пьянство толкает и его на недостойные поступки. Однако его муки совести появляются не сразу, а только под влиянием увиденных им страданий сына Илюшечки. По-разному Достоевский распоряжается и судьбами своих героев: если Мармеладов гибнет под колёсами экипажа, то Снегирёв остаётся жить с муками совести за смерть сына. | Какие чувства вызывают у вас герои произведения? Как, по-вашему, относится к ним автор? Почему жена Мармеладова не бросила его, хотя он доставлял всей семье одни хлопоты? Прав ли Снегирёв, когда говорит: «… в России пьяные люди у нас самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные»? Приходилось ли вам встречаться в реальной жизни с похожими людьми? |
10 | Л.Н.Толстой. Роман «Воскресение».
| Толстой описывает пристрастие главной героини к курению и спиртному. «Маслова курила уже давно, но в последнее время из-за связи своей с приказчиком и после того, как он бросил её, она всё больше и больше приучалась пить. Вино привлекало её не только потому, что оно казалось ей вкусным, но оно привлекало её всё больше потому, что давало ей возможность забывать всё то тяжелое, что она пережила, и давало ей развязность и уверенность в своём достоинстве, которых она не имела без вина. Без вина ей было уныло и стыдно». Таким образом, автор не только показывает мотивацию злоупотребления алкоголя женщиной, но и связь его с курением, которое в те годы у женщин было крайней редкостью. В описании становления характера Масловой в детстве автор выделил один существенный момент – его двойственность, наличие двух влияний: строгости, доходящей порой до жестокости, и избалованности. Преступление, совершенное Масловой, состояло в том, что она подсыпала порошок в вино для того, чтобы усыпить пьяного купца, надоевшего ей своими приставаниями. Однако полученный ей от другого человека порошок, оказался не опием, который использовался в качестве снотворного, а мышьяком, от которого купец умер. Впрочем, он вполне мог умереть и от опия, поскольку его сочетание с алкоголем несовместимо. | Какие чувства вызывает у вас Катя Маслова? Какой бы приговор Вы ей вынесли, если бы были судьёй? Какова роль злоупотребления алкоголем в её судьбе? |
10 | Л.Н.Толстой Роман «Анна Каренина». | В этом произведении показано применение производного опия (морфина) уже без назначения врача в качестве снотворного и успокаивающего. При этом наркотик оказывает не только успокаивающее, но и эйфоризирующее действие. «Анна между тем, вернувшись в свой кабинет, взяла рюмку и накапала в неё несколько капель лекарства, в котором важную часть составлял морфин, и, выпив и посидев несколько времени неподвижно, успокоенная, с спокойным и весёлым духом пошла в спальню.» Постепенно ей приходится увеличивать дозу лекарства, но оно перестаёт действовать желаемым образом. «Она … и после другого приёма опиума к утру заснула тяжёлым, неполным сном, во всё время которого она не переставала чувствовать себя». Возможно, что длительный приём наркотика явился одной из причин усиления отрицательных черт в характере Анны, появления повышенной раздражительности, ревности. В этом же произведении Толстой описывает, как во время выборов дворянского предводителя, враждующие партии использовали склонность к пьянству в своих целях. «Двух дворян, имеющих слабость к вину, напоили пьяными клевреты Снеткова…» | Зачем Анна Каренина принимала наркотики (морфин)? Какие черты её характера способствовали этому? Имел ли приём наркотиков отрицательные последствия для её здоровья? |
10 | А.Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» | В главе «Пьяная ночь» Некрасов описывает праздник в русской деревне. Устами интеллигента Павлуши Веретенникова поэт высказывает своё отношение к «веселию бедной крестьянской души». Обидно, что умный русский мужик не знает во хмелю меры и пьёт до полусмерти, до одурения. Картина пьянства напоминает поле побоища: Ползли, лежали, охали, Барахталися пьяные, И стоном стон стоял. Пьяные крестьяне –«люди великие в работе» - потеряли человеческий облик, не зря автор называет нос одного из них «хрюкалом», то есть сравнивает этого крестьянина со свиньёй. Мы слышим «непотребную ругань», плач детей и жён, оказываемся свидетелями диких «игр». Ссорятся между собой и пьяные бабы, совершается убийство жестокое и бессмысленное. На общем фоне выделяются отдельные фигуры: парень, упившийся до того, что начинает копать яму, чтобы, как ему кажется, похоронить свою мать. Яким Нагой, крестьянин, любующийся пьяной толпой, умеющей погулять и удаль молодецкую показать. Именно Яким, обидевшись на слова Веретенникова, поясняет ему, что крестьяне пьют от горя, от тяжкой работы: лучше, чтобы «душа не маялась». Одновременно в пьянстве без меры он видит проявление величия русской души, безудержной во всех проявлениях: А люди мы великие В работе и в гульбе. Поэт восклицает вместе со своими путешественниками: пьянство – грех народа, но тут же задаёт вопрос: кто виноват в этом грехе? Крепостное право, тяжкая участь крестьянина – этот вывод напрашивается из поэмы революционного демократа А. Некрасова. | Кто из героев произведения Вам наиболее симпатичен и почему? Какие чувства вызывает у вас описание крестьянского пьянства? Актуальна ли эта тема для сегодняшнего дня? Каков взгляд автора на причины народного пьянства? Разделяете ли Вы его взгляды? Как Вы относитесь к точкам зрения на народное пьянство героев произведения? |
10 | Н.С. Лесков Повесть «Очарованный странник» | Среди героев Лескова особое место занимают «праведники», наделённые «одушевляющей их совершенной любовью». Один из таких героев – Иван Северьянович Флягин – скиталец по родной земле, много претерпевший и познавший, вдоволь хлебнувший горя на своём пути. При всех своих достоинствах Иван Северьянович, какое-то время служивший у князя, имел один грех, о котором сам и поведал, - он страдал «выходами», то есть запоями, и в «умеренности никогда не употреблял». Сам герой так объясняет причины этих выходов: «А брало это меня и не заметишь от чего; например, когда, бывало, отпущаем коней, кажется не братья они тебе, а соскучаешь по них и запьёшь. Особенно если отдалишь от себя такого коня, который очень красив, то так он, подлец, у тебя в глазах и мечется, до того, что как от наваждения какого от него скрываешься, и сделаешь выход». Флягин обострённо чувствовал красоту и ему было трудно с ней расставаться. Именно поэтому после продажи его любимицы – кобылицы Дидоны – он ушёл в самый тяжёлый запой, обернувшийся алкогольным психозом – белой горячкой. Пережитый ужас психоза вызвал у Флягина такое потрясение, что он навсегда прекратил употребление алкоголя. Комментарий психолога. Беля горячка – разновидность алкогольного психоза и развивается только в том случае, если человек страдает алкоголизмом. Она проявляется разновидными ( зрительными, слуховыми, тактильными) галлюцинациями, часто угрожающего характера. Специфическими являются демономанические галлюцинации – видение чертей. описанный автором случай, когда после перенесённого психоза, больной навсегда прекращает пьянство, скорее является исключением, чем правилом, поскольку алкогольный психоз является признаком неблагоприятного течения болезни и, несмотря на пережитое, больные продолжают пить. | Какие чувства вызывает у вас Флягин в этом эпизоде? Не приходилось ли вам в жизни встречать таких людей?
|
10 | А.П.Чехов. Рассказ «Свидание хотя и состоялось, но…» | Главный герой рассказа Гвоздиков, получив письмо от любимой девушки Сони, в ожидании свидания решил скоротать время и выпить пива. По мере опьянения в его голове сначала появляются мысли о собственном величии, а потом он напивается так, что не узнаёт свою девушку и устраивает ей скандал. На следующий день он смутно вспоминает события прошедшего дня. Любимая девушка, оскорблённая им, не желает его видеть. | Насколько реальны описанные события? Девушкам: как бы вы поступили в такой ситуации на месте Сони? |
10 | А.П.чехов. Рассказ «Сущая правда» | Описано влияние постепенного опьянения на «храбрость» мелкого чиновника, который полагал, что его всё равно должны уволить за пьянство, и решил высказать начальству «всю правду». | Насколько реальна описанная ситуация? Наблюдали ли вы подобное в своей жизни? Какие чувства у вас вызывает герой рассказа? |
11 | Сергей Есенин | Тема пьянства часто звучит в стихах Есенина, в частности в серии стихов «Москва кабацкая», в которых отразились личные переживания поэта. Характерно, что вино не даёт весёлости. Выпивка ведёт к скандалам («… за всякий мой пивной скандал они меня держали в тигулевке»), раскаянию за нанесённую обиду(«… дорогая я плачу, прости…»).К числу причин пьянства поэта следует отнести его доверчивость, повышенную чувствительность, обидчивость, экзальтированность, лёгкую перемену настроения. Пьянство внесло свою лепту в последовавшее самоубийство Есенина. | |
11 | Тэффи Рассказ «Сила воли» | Один из самых коротких рассказов: чуть больше одной страницы, вместил в себя описание типичной ситуации самооправдания пьющего человека. Желание выпить и подчинение ему он оправдывает стремлением «испытать себя»: для испытания силы воли он сначала покупает бутылку вина, потом ставит её на стол, потом откупоривает… и напивается так, как никогда ранее не напивался. | Что заставляет героя рассказа испытывать свою волю? Было ли это на самом деле испытанием? |
11 | М.Булгаков. «Самогонное озеро» | В рассказе с грустным юмором описано повальное пьянство жителей дома, состоявшего в основном из коммунальных квартир. Пьянство проявляется в тяжёлом опьянении с расстройствами психики и нарушением поведения, что обусловлено, с одной стороны употреблением суррогата (самогона), а с другой, систематичностью его употребления. Показательно, что все привыкли к распитию спиртного, никто не протестует, единственное возражение вызывает агрессивное поведение пьяных, которое затрагивает интересы жильцов. Один из потребителей самогона, возмущённый его «недоливом», обращается с жалобой в милицию, но там его не принимают, не веря, что в квартале есть продавцы этого зелья. Робкие попытки повествователя бороться с пьянством путём убеждения не дают эффекта и он вынужден на три дня праздников уехать к родственникам. Рассерженный автор в конце рассказа предлагает свой проект борьбы с самогоноварением при помощи строгих судебных мер. | Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? Кто из его героев вызывает наибольшую симпатию и антипатию? Что заставляет людей так себя вести? Насколько эффективен проект борьбы с самогоном, предложенный автором? Что изменилось с 1923 года, когда был написан этот рассказ? |
11 | М.Булгаков. Рассказ «Морфий». | Рассказана история врача | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реализация регионального компонента на уроках литературы
Планирование регионального материала на уроках литературы в 7 -11 классах...
Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .
Из опыта работы "Использование регионального компонента на уроках литературы"...
Валеологический компонент на уроках английского языка
Валеологический компонент на уроке. Пример оздоровительных пауз на уроках английского языка в общеобразовательных учреждениях на уроках, воспитательных мероприятиях, во внеклассной деятельности учащих...
Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.
Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1. Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...
Валеологический компонент на уроках английского языка
Валеология-это наука о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни. Основным показателем адекватности учебной нагруз...
Валеологический компонент на уроках английского языка
Необходимо вводить в учебный процесс валеологический компонент. В первую очередь это ряд простых и приятных двигательных упражнений, но достаточно эффективных, которые помогут снять общую усталость, п...
Внедрение национально-регионального компонента на уроках литературы.
Авторская методическая система учителя русского языка и литературы Борисовой А.Л....