У войны - не женское лицо (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие")
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Погребняк Татьяна Михайловна

Урок литературы в 11 классе по теме " У войны - не женское лицо" (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие") Урок проводится с использованием презентации и видеоролика "До свидания, мальчики..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_voyny_-_ne_zhenskoe_litso.docx46.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Буняковская средняя школа»

У войны  - не женское лицо

(По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

                 Подготовила: преподаватель  русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Татьяна Михайловна Погребняк

Цели: 1. Метапредметные.

Познавательные: расширить знания обучающихся по теме урока, искать и выделять в повести необходимую информацию;
Регулятивные:  проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова и прокомментировать полученную информацию;
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра.

2. Предметные:  используя интернет-технологии в сочетании со словом учителя, добиться активного восприятия и анализа повести; донести до обучающихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина».

3.Личностные: создать условия, способствующие активной деятельности обучающихся, воспитывать личностные ценности на основе образов героев повести.
Методы: художественный пересказ, выборочное чтение, беседа,  наблюдение, анализ, сравнение.

Оборудование: мультимедийный  проектор, компьютер, раздаточный материал на печатной основе,  цветная бумага, карандаш, ножницы, презентация, тексты повести. Б. Васильева «А зори здесь тихие», иллюстрации к повести художника П. Пинкисевича, карта Великой Отечественной войны, картины художников о войне, фрагменты фильма «А зори здесь тихие», выставка книг о Великой Отечественной войне.

Тип урока: урок-практикум.
                                                                                                                      «Женщина для меня –

это воплощенная гармония жизни.

А война – всегда дисгармония.

 И женщина на войне – это самое

 невероятное, несочетаемое»

                                                                                                               Б. Васильев.
Ход урока

I.Организационный момент.

II.Релаксация. Под тихую музыку  демонстрируются слайды из презентации «Природа Карельского перешейка 171 разъезда Мурманской дороги, озеро Вопь, Легонтово озеро.

III.Определение цели и задачи  урока

- Понравилась вам природа?

- Скажите,  вы смотрели фильм «А зори здесь тихие», увидели ли вы знакомые вам места? (Кадры природы напоминают места, где во время Великой Отечественной войны шли бои с немцами)

- Где вы с ними встречались? (В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)

- О каком произведении мы будем сегодня говорить?

- Сколько героев повести нас должны заинтересовать и почему?

- Какова тема нашего урока?

- Нужно ли нам сейчас об этом говорить и для чего?

Обобщение преподавателем.

 Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Были организованы  отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами

IV.Вступительное слово преподавателя

 Когда Юлию Друнину, поэта фронтового поколения, спросили:
-Что же заставляет Вас вновь и вновь возвращаться к теме войны?
Она ответила:

- Память сердца.
Всё дальше от нас победная весна 1945 года. За эти годы выросло не одно поколение, не испытавшее войн и сражений, все меньше и меньше остается солдат Великой Отечественной. А память сердца все не тускнеет.

«А зори здесь тихие» - повесть о пяти павших из тысячи миллионов жертв Великой Отечественной войны. Не просто о пяти солдатках… о пяти молоденьких и самоотверженных девушках! И об одном СОЛДАТЕ! Это те, кто принял неравный бой с хорошо обученными немецкими диверсантами. Это повесть  о людях, за которыми и в которых вся Россия!

Пыльными дорогами войны прошел и писатель Борис Васильев, чью повесть мы с вами прочитали и будем обсуждать. Вряд ли у литературных произведений более счастливая судьба, чем у повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Она сразу увидела свет, ее заметили, приняли и читатели, и критики. И стало ясно, родился большой писатель, у которого есть особое видение войны.

V. Рассказ об авторе. (Рассказывает обучающийся)

Родился Борис Васильев 21 мая 1924 года в Смоленске в семье военнослужащего. Участник Великой Отечественной войны. В 1948 году окончил Военную академию бронетанковых войск. Свою литературную деятельность начал как драматург театра и кино. Повесть «А зори здесь тихие» напечатана в 1969 году в журнале «Юность». Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей». Но первое произведение было о войне, о погибших девушках. Повесть инсценирована в 1971 году, а в 1972 году экранизирована режиссером С. Ростоцким. За повесть «А зори здесь тихие» Б Васильев получил Государственную премию СССР и премию Ленинского комсомола.

VI. История создания  повести.(Рассказывает обучающийся)

История создания повести

 Писатель вспоминает, как родился замысел повести: «На фронт я попал в первые дни войны, 8 июля 1941 года. А 9 июля, это было под Оршей, мы вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашисты убили их только потому, что девочки их увидели». Много смертей и горя повидал. Б. Васильев, но этих незнакомых девочек забыть не мог.

Повесть инсценирована в 1971 году, а в 1972 году экранизирована режиссером С. Ростоцким. За повесть «А зори здесь тихие» Б Васильев получил Государственную премию СССР и премию Ленинского комсомола.
VI.Работа по тексту повести. 

-Где и когда происходят действия, описанные в повести? 
(
В мае 1942 года, в Карелии на 171 разъезде, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят мурманскую дорогу, на западе позиционная война, на севере война за морские пути, на юге - блокадный Ленинград)

-Какие события описаны в повести?
(
На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы – девушки, а командует ими старшина Федот Васков. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Героически сражаясь, они гибнут одна за другой. Сердце Васкова переполнено болью и яростью, но он  одерживает победу над фашистами).

2. Почему старшина Васков просит начальство прислать на разъезд новых бойцов?(Нужны не пьющие, ответственные и дисциплинированные зенитчики.)

3.  Кого присылают на разъезд вместо других бойцов?

        (Отделение девушек. Васков же просил непьющих.)

4. Расскажите о старшине Васкове? (Рассказывает обучающийся)

Федот Васков 32 года «Человек почти без образования, в конце 4 класса отца его медведь заломал, а в 14 лет он стал добытчиком в семье. Незадолго до финской войны женился он на санитарке, живая «бабенка» попалась, ей бы петь да плясать. Да винцо попивать, однако родила мальчика, Игорьком назвали. Финская началась, Васков на фронт, а жена завертелась с полковым ветеринаром и отбыла в южные края, Васков развелся с женой, мальчика забрал к себе и к своей матери в деревню отправил. А через год мальчик умер. С тех пор Васков и улыбнулся-то всего 3 раза: генералу, когда тот орден вручал, хирургу, который осколок из плеча вытаскивал, и своей хозяйке за догадливость. Старшина – добросовестный работник, трудяга, опекает бойцов, заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения заданий. В начале повести взаимоотношения девушек и старшины складываются трудно.      Девушки  для старшины ( на этом этапе) – «эх, вояки!», а  он для девушек – «пенек замшелый: в запасе 20 слов, да и  те из уставов» ( Само слово устав и другие  военные термины не сходят  с языка Васкова. Пытаясь, например,  выразить  свое впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной силы глаза, как стопятидесятимиллиметровая пушка-гаубица»).

 В бою с диверсантами раскрывается истинный характер Васкова. Узнав девчат, он проникается сочувствием к ним. Сроднившись с этими девчатами  общей бедой, общими утратами, общим желанием  победить, отстоять свою землю, он говорит: «Да какой я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат».

Расправляется душа сурового Васкова, а девушки начинают уважительно относиться к нему. Старшина самостоятельно принимает решения, догадывается о замыслах врага. Преодолевая растерянность, опаску, Васков становится решительным, инициативным. И делает все, что может быть в его положении единственно правильным, необходимым и возможным. Федот Евграфыч ищет поддержку своим раздумьям.

      Васков рассуждает:

- Это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтоб ты вдаль  думать мог, на ту сторону, за противника.    

В конце повести Васков побеждает «И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он. Федот Евграфович Васков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия». Он сдержал слово: усыновил Альберта, с ним вместе установил памятники девушкам.

Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на  Синюхиной гряде.Так возникает  еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Васильеву.

VII. Проверка домашнего задания.

-Какие эпизоды произвели наиболее сильное впечатление? Кураторы групп оценивают ответы обучающихся других групп.
(Это домашнее задание, ребята готовили его в группах, представитель каждой группы рассказывает краткое содержание эпизода и почему он  произвёл на них наибольшее впечатление)

1 группа. Сцена рубки леса.

2 группа. Купание Жени Комельковой.

3 группа. Эпизоды гибели девушек.

4 группа. Рассказ о прошлом героинь.

5 группа Захват Васковым вооруженных фашистов.

- Против целой диверсионный группы специально  обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали в обнимку с трехлинейками пять девушек. Но сейчас они, не требуя никаких скидок для себя и не думая даже о них,  делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих. Давайте поговорим о девушках.

VIII.Работа в группах. Даны задания каждой группе.

I группа

Подготовить рассказ о Рите Осяниной, ответив на вопросы:

  1. Зачитать из повести описание девушки.
  2. В чём своеобразие её характера?
  3. Рассказать о мирной жизни Риты.
  4. Как попала на фронт?.
  5. О чём перед смертью просит она старшину Васкова?
  6. Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

II группа

Подготовить рассказ о Соне Гурвич, ответив на вопросы:

  1. Зачитать из повести описание девушки.
  2. В чём своеобразие её характера?
  3. Рассказать о мирной жизни Соне.
  4. Как попала на фронт?
  5. Как погибла Соня?
  6. Можно ли осуждать её смерть?

III группа

Подготовить рассказ о Гале Четвертак, ответив на вопросы:

  1. Зачитать из повести описание девушки.
  2. В чём своеобразие её характера?
  3. Рассказать о мирной жизни Гали.
  4. Как попала на фронт?
  5. Как расценивает  поведение Гали в бою Федот Васков?
  6. Почему он берет Галю в разведку?
  7. Как погибла Галя?
  8. Можно ли осуждать её смерть?

IV группа

Подготовить рассказ о Лизе Бричкиной, ответив на вопросы:

  1. Зачитать из повести описание девушки.
  2. В чём своеобразие её характера?
  3. Рассказать о мирной жизни Лизы.
  4. Как попала на фронт?
  5.  Как и почему погибла Лиза - она ведь была опытнее  других?
  6. Можно ли осуждать её смерть?

V группа

Подготовить рассказ о Жене Комельковой, ответив на вопросы:

  1. Зачитать из повести описание девушки.
  2. В чём своеобразие её характера?
  3. Рассказать о мирной жизни Жени.
  4. Как попала на фронт?
  5.  Почему Женя не затаилась, а приняла бой?
  6. Как погибла Женя?
  7. Сколько раз выручала она старшину Васкова и группу?
  8. Можно ли осуждать её смерть?

- Что мы узнаем о мирной жизни девушек на разъезде?

(Озорные, веселые, они ведут себя  не так, как положено на войне. «Днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу,  трещали как сороки, загорали,  вместо команды – «полная насмешка»(«Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя –разводящая!) «Сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики». Сначала  просто не верится, что им  придется воевать, стрелять. А рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть).

- Почему воспоминания о довоенной жизни девушек автор дает перед  описанием гибели каждой из них ?

(Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно  дает почувствовать, как глупо, как несуразно и неправдоподобно было погибать в 19 лет. Васильев показывает  самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война).


   - У кого из девушек личный счет с врагами? 

( У каждой из девушек свой личный счет с фашистами.

У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке

мужа».

У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку- всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пклемет».

У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.

У Сони Гурвич –«дружная очень большая семья в оккупированном Минске».

Она любит театр, поэзию.

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.)

- Что объединяет девушек?

(Объединяет всех героинь повести их готовность  без колебаний вступить в бой с врагами.Против целой диверсионный группы специально  обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали в обнимку с трехлинейками пять девушек. Но сейчас они, не требуя никаких скидок для себя и не думая даже о них,  делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих).

 -    Почему, по вашему мнению, все  девушки погибают?

(Война очень жестокой была. И гибель девушек подчеркивает эту жестокость.На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: надо иметь ввиду, что речь идет  о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично  вооруженных солдатах, тогда еще не  сдавшихся  в плен. Чтобы их остановить , нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один  старшина и пять неопытных девушек. Но эти девушки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.)

    -   Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

(Они бесстрашно перебрались через болото, не пали духом, узнав, что немцев намного больше, чем предполагали. Действовали  очень осторожно, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. И все они, если не считать растерянности и страха Гали Четвертак, погибли как герои, защищая Родину, понимая, что «Родина не с каналов начинается, совсем не  оттуда. Мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал»( Рита).

Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значимым  от того, что они женщины, исполненные  любви к людям, предназначенные самой природой продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими  захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее Родины.)

- Что делает Васков, оставшись один?

(Он потрясён смертью девушек, выслеживает немцев и берёт их в плен)

«Ну что, взяли? Взяли, да? Пять девчат!.. Пять девочек было всего, всего пятеро, и не прошли вы! Никуда не прошли! Сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью!.. Лично!.. А там пусть судят меня!.. Пусть судят!..»

- Васков совершил подвиг? Какой?

(Совершил и не один, немцы не прошли, диверсия не произошла, победа ценою в пять жизней молодых девушек)

Индивидуальная работа.

Тест по повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие»

  1. Назовите время  действия событий в повести.
  2. Как звали главного героя?
  3. Кто первый увидел фашистов и при каких обстоятельствах?
  4. Перечислите имена и фамилии пятерых девушек, которые отправились на борьбу с диверсантами.
  5. С какой целью на разъезд пришли немецкие диверсанты?
  6. Почему Васков повёл в разведку девушек через болото?
  7. Сколько оказалось диверсантов?
  8. Кто это? « Несмотря на все трагедии была чрезвычайно общительной, весёлой и озорной.»
  9. Кто это? «В отделении у них замухрышка одна была. Худющая, востроносая, косички  из пакли и грудь плоская, как у мальчишки».
  10. Кто это?
  11. Проведите соответствие гибели девушек

Соня Гурвич                                 первая, убили ножом.

Рита Осянина                               вторая, утонула в болоте.

Женя Комелькова                         третья, расстреляли немцы.

Галя Четвертак                             четвёртая, раненная в живот.

 Лиза Бричкина                            пятая, уводила немцев.

  1. Кто просил Васкова позаботиться о сыне?

Ответы:

1.Май, 1942г.

2.Федот Евграфович Васков.

3. Рита Осянина. Она возвращалась утром из города от сына.

4. Рита Осянина, Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Галя Четвертак. Соня Гурвич.

5. Несли тол для взрыва Кировской железной дороги.

6. Пересечь фашистам дорогу, опередить их.

7. 16.

8. Соня Гурвич                                 вторая, убили ножом.

Рита Осянина                               первая, утонула в болоте.

Женя Комелькова                         третья, расстреляли немцы.

Галя Четвертак                             четвёртая, раненная в живот.

 Лиза Бричкина                            пятая, уводила немцев.

9. Рита Осянина.

Взаимопровека, ответы на слайде.

-Как вы понимаете смысл названия повести?
(Заглавие повести подчеркивает весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах. Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям. А зори хранят все события, прошедшие за один день.Девушки погибли во имя светлого будущего, чтобы над нашей страной всегда было голубое небо, тихие зори. Заглавием повести. Б. Васильев выражает протест против войны, где гибнут 19-летние парни и девушки).

Видеоролик  «До свидания, мальчики…»

Рефлексия.

 «Одним словом».

Закончите одним словом:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец!

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Я хочу рассказать…»


Они хотели мира и любви, и каждый был готов умереть за это…

Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак

IX.Заключительное слово учителя.

Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через все произведение. Утром на рассвете происходят наиболее важные события. Тихие зори подчеркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно себе представить, что где-то рядом – война, кровь, смерть. Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Все пятеро хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…»

Под тихую музыку обучающийся читает стихотворение. Демонстрируются кадры природы и портреты девушек.

..А зори здесь тихие ( по повести Б. Васильева)

А здесь стояла тишина,

 Была протока, как слеза,

 Где пять девчат и старшина

 Несли дозор во все глаза.

 Шестнадцать немцев шли к гряде,

 И сквозь лесную глубину

 Девчонок крики по воде

 Клеймили ужасов войну.

 Сошлась Россия за спиной,

 Держали фронт девчонки,

 Был командир такой родной

 В их путь такой недолгий.

 Туман стелился вдоль земли,

 Враг старшиной был взят,

 Но все же немцы не прошли

 Взамен на жизнь девчат.

 Не спела с старшиной девчонка,

 Померк ее в болоте свет,

 И та, другая, вскрикнув тонко,

 Не донесла его кисет.

 Застыла в быстром беге третья,

 А две, огнем играя,

 Красой громили лихолетье,

 Мир адский покидая.

 Ушли в небытие девчата,

 Слеза катилась по щеке,

 И бесполезная граната

 Была зажата в кулаке.

 Гнал командир проклятых фрицев,

 Гнал из совсем последних сил,

 Сквозь боль сумел к своим пробиться,

 За гибель девочек он мстил.

 Пылал, горел вдали закат,

 А зори тихие здесь были.

 С врагом сразились пять девчат,

 Они мечтали и любили.

 Пять разных судеб и дорог

 За что оборвала война?

 За что девчат свел злейший рок?

 Ответа нет. Здесь тишина...

Дата: 18.02.2012 Автор: zitatA  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Девочки рождаются не для войны"внеклассное чтение по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Уважение и преклонение перед подвигом российского народа  в ВОв, уважение к памяти павших. Поиски ответа на вопросы:"Почему можно  назвать героической гибель каждой из девушек? В чём же сила...

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)

                                   Внеклассное мероприятиеЧитательская конференция «У войны не женское ...

"Война - не женское дело" (внеклассное чтение по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок внеклассного чтения помогает раскрыть женский героизм в годы войны....

Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)

Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...