Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_literatura.doc | 247.5 КБ |
6_klass_literatura.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Базинская основная общеобразовательная школа
«Социокультурный центр»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от 28.08.2015г. Руководитель ШМО _______/Горнова М.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________/Евстифеева Г.А. 28.08. 2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________ /С.Е.Санграева./ Приказ от29.08.2015г. № 140 |
Рабочая программа курса
«Литература»
6 класс
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель/ разработчик программы
Милютина Наталья Александровна
Квалификация учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж 21 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании:
Закона Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012.
Учебного плана филиала МБОУ Базинской ООШ «СКЦ» на 2014-2015 учебный год от 21.05.2014.
Рабочие программы по литературе к УМК В.Я.Коровиной и др. 5-9 классы/ сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2011.
Учебники. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ав.-сост. В.Я.Коровина (и др.)- М.Просвещение, 2011.
Цели и задачи курса «Литература»
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | ||
Уроки (кол-во) | Л/р П/р Экскурсии (кол-во) | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | 1 | - | - |
2 | Устное народное творчество | 3 | 2 | - | 1 |
3 | Древнерусская литература | 1 | 1 | - | - |
4 | Произведения русских писателей 18 века | 3 | 2 | - | 1 |
5 | Произведения русских писателей 19 века | 30 | 26 | - | 4 |
6 | Произведения русских писателей 20 века | 19 | 16 | - | 3 |
7 | Из зарубежной литературы | 10 | 9 | - | 1 |
8 | Итоговый урок | 1 | 1 |
всего 68;
в неделю 2.
Структура и содержание программы
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы обучающихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений и др.
Вторая группа не только систематизирует представления о родах и жанрах литературы, но и воспринимает сложную жизнь искусства слова от древности до современности. Обучающиеся обращаются к истории в произведениях литературы, так как знания, полученные на уроках истории, специфика их возраста дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Теория литературы включает в себя изучение и углубление знаний о литературных родах и жанрах. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Обучающиеся также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.
В 9 классе рассматривается роль литературы в духовной жизни человека, изучаются шедевры русской литературы. Обращение к ним не только дает возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке критериев оценки совершенного произведения искусства. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения, о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле. Темы сочинений и творческих работ ориентируют на проблемный анализ художественных произведений.
Главная идея программы – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Предусмотрены в рамках отведенного времени часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.
В программу включены произведения зарубежной литературы, которые изучаются в конце каждого курса.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басня «Муха»
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
А.А.Лиханов. «Последние холода»
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
В.Шукшин. «Срезал»
К.Кулиев. Стихи.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Геродот. «Легенда об Арионе»
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
М.Сервантес. «Дон Кихот» (обзор)
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания/ основные понятия | Планируемые результаты | Материально-техническое обеспечение | Примечание |
1 | Художественное произведение, Содержание и форма. Авторы и герои. | 1 | Содержание, форма | Знать проблему изучения литературы, героев и содержание | Таблица | ||
2 | Устное народное творчество. Обрядовые песни. | 1 | Обрядовый фольклор | Понимать важность сохранения фольклорных традиций | ЭОР, тексты, толковый словарь | ||
3 | Пословицы и поговорки. Загадки как малый жанр фольклора. | 1 | Пословицы, поговорки | ||||
4 | Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов». | 1 | Фольклор | ||||
5 | Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». | 1 | Летопись | Знать черты древнерусской литературы | |||
6 | Русские басни. Басня И.И.Дмитриева «Муха». Осуждение лени, безделья, хвастовства. | 1 | Басня | Понимать аллегорический смысл басен | |||
7 | Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик». Осуждение человеческих пороков. | 1 | Басня | ||||
8 | Басня И.А.Крылова «Осел и соловей». Подготовка к сочинению «Моя любимая басня». | 1 | Басня | ||||
9 | Стихотворение А.С.Пушкина «Узник». Выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 1 | Вольнолюбивая лирика | Знать сведения об авторе, уметь выразительно читать стихи наизусть, находить в них изобразительно-выразительные средств | Портрет, ЭОР | ||
10 | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Описание природы в стихотворении. Обучение анализу стихотворения. | 1 | Портрет, ЭОР | ||||
11 | Тема дружбы в стихотворении А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Стихотворение «Зимняя дорога». | 1 | |||||
12 | Повесть А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка». Сюжет и герои повести. | 1 | Повесть | Знать сюжет и содержание повести | ЭОР, иллюстрации | ||
13 | Картины жизни русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Роман | Знать сюжет и содержание романа, уметь выразительно читать и пересказывать текст, давать развернутый ответ | |||
14 | Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке», его роль. | 1 | |||||
15 | Романтическая история любви В.Дубровского и Маши в романе А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |||||
16 | Подготовка к сочинению «Дубровский- герой или злодей?» | 1 | |||||
17 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | Уметь анализировать поэтические и прозаические тексты, писать сочинения-рассуждения | Раздаточный материал | |||
18 | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи». Основное настроение, композиция стихотворения. | 1 | Знать сведения об авторе, уметь выразительно читать стихи, находить в них изобразительно-выразительные средств | Портрет, ЭОР | |||
19 | Прием антитезы в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…» | 1 | Антитеза | ||||
20 | Разрешение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». | 1 | |||||
21 | И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Знакомство с героями рассказа «Бежин луг». | 1 | Рассказ | Знать сведения об авторе, понимать роль портрета в создании характеров | Портрет, ЭОР, худ. тексты | ||
22 | Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». Портреты героев. | 1 | |||||
23 | Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. | 1 | Лирика | Знать сведения об авторе, выразительно читать стихи наизусть, находить в них изобразительно-выразительные средств | Портреты, иллюстрации | ||
24 | Стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья». Обучение анализу стихотворения. | 1 | |||||
25 | Природа как воплощение прекрасного в стихотворении А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» | 1 | |||||
26 | Тема природы в лирике А.А.Фета. | 1 | |||||
27 | Подготовка к сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | 1 | |||||
28 | Картины подневольного труда а стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | Контраст | Понимать роль контрастных образов, роль пейзажа | Портрет, ЭОР | ||
29 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | Композиция | ||||
30 | Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». | 1 | Знать историческую основу сюжета, уметь находить изобразительно-выразительные средства | Иллюстрации, ЭОР | |||
31 | Декабристская тема в поэме Н.А.Некрасова «Дедушка». | 1 | |||||
32 | Контрольная работа по творчеству Ф.Тютчева, А.Фета, И.Тургенева, Н.Некрасова. | 1 | Понимать проблематику произведений, уметь находить изобразительно-выразительные средства | ||||
33 | Трудолюбие, патриотизм русского народа в сказе Н.С.Лескова «Левша». | 1 | Сказ | Знать особенности жанра, сюжет и содержание текста, особенности лексики | Портрет, иллюстрации | ||
34 | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша». | 1 | |||||
35 | Особенности юмористических рассказов А.П. Чехова. | 1 | Юмор, сатира | Знать сведения об авторе, позиции автора, уметь строить развернутый ответ | Портрет, иллюстрации, ЭОР | ||
36 | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». | 1 | |||||
37 | Родная природа в стихах русских поэтов 19 века (Я.Полонский, Е.Баратынский, А.Толстой). | 1 | Знать содержание стихотворений, уметь их анализировать, выразительно читать | Портрет, иллюстрации | |||
38 | Сказка- быль А.Платонова «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 1 | Сказка-быль | Понимать смысл названия произведения, позицию автора | |||
39 | Мечта и реальность в произведении А.Грина «Алые паруса». | 1 | Феерия | Знать сведения об авторе, уметь строить развернутые высказывания | ЭОР | ||
40 | Взаимоотношения Митраши и Насти в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Сказка-быль | Знать особенности жанра, уметь выразительно читать, характеризовать героев, понимать роль природы в произведении | Иллюстрации, ЭОР | ||
41 | Образ природы в сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Иллюстрации, ЭОР | ||||
42 | Особенности композиции и смысл названия сказки- были «Кладовая солнца». | 1 | |||||
43 | Классное сочинение «Человек и природа в сказке- были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Знать этапы и приемы работы над сочинением | ||||
44 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне(Н.Симонов, Д.Самойлов) | 1 | Знать факты биографии поэтов, понимать патриотический пафос стихотворений | Портреты, тексты | |||
45 | А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | 1 | Знать сведения об авторе, позиции автора, уметь строить развернутый ответ | ЭОР | |||
46 | Картины жизни русской деревни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Автобиографическое произведение | Уметь пересказывать эпизоды рассказа, ориентироваться в тексте, объяснять диалектные слова, характеризовать героев, объяснять позицию автора | ЭОР, иллюстрации, портреты | ||
47 | Нравственные проблемы, юмор в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | |||||
48 | Трудности военного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | |||||
49 | Роль учительницы в жизни мальчика(по рассказу В.Распутина «Уроки французского»). | 1 | |||||
50 | Сочинение «Образ моего ровесника» (по рассказам В.Астафьева, В.Распутина). | 1 | Уметь последовательно и логично излагать свою точку зрения | ||||
51 | Тема Родины в стихах Н.Рубцова. | 1 | Родина | Знать содержание стихотворений, уметь их анализировать, выразительно читать | |||
52 | Влияние учителя на детей в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Знать сведения об авторе, понимать смысл названия, уметь читать по ролям | Портрет, иллюстрации | |||
53 | Контрольная работа по творчеству Лескова, Чехова, Пришвина, Астафьева, Распутина. | 1 | Знать сюжет и проблематику произведений, уметь анализировать | Раздаточный материал | |||
54 | Родная природа в русской поэзии 20 века (А.Блок, С.Есенин). | 1 | Знать сведения об авторе, выразительно читать стихи наизусть, находить в них изобразительно-выразительные средств | Портреты, ЭОР | |||
55 | Природа в стихотворении А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | |||||
Особенности героев В.Шукшина в рассказе «Срезал». | 1 | Ирония | Знать сведения об авторе, понимать смысл названия, характеризовать героев | Портрет | |||
57 | Тема Родины и народа в стихах К.Кулиева. | 1 | Знать сведения об авторе, уметь анализировать текст | ||||
58 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 1 | Миф | Уметь отличать миф от сказки, понимать величие подвигов Геракла | ЭОР | ||
59 | Геродот «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | 1 | Легенда | Знать о представлениях древних о спасительной силе искусства | ЭОР, иллюстрации | ||
60 | Гомер «Илиада», «Одиссея». Понятие о героическом эпосе. | 1 | Героическая поэма | Знать сведения об авторе, понимать влияние творчества Гомера на мировую культуру | Тексты | ||
61 | М.Сервантес «Дон Кихот». Образы героев. | 1 | Уметь характеризовать героев | Иллюстрации | |||
62 | Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе Ф.Шиллера «Перчатка». | 1 | Баллада | Знать сведения об авторе, особенностях жанра, уметь выразительно читать | ЭОР | ||
63 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Герои новеллы. 1 | 1 | Новелла | Знать сюжет и содержание новеллы, понимать суть конфликта | |||
64 | М.Твен «Приключение Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. | 1 | Знать сюжет и проблематику произведений, уметь анализировать | ||||
65 | М.Твен «Приключение Гекльберри Финна». Юмор в произведении. | 1 | |||||
66 | А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Как философская сказка- притча. | 1 | Притча | Понимать философский смысл произведения, знать сведения об авторе | |||
67 | Тестирование по материалам 6 класса. | 1 | Знать содержание и героев произведений, прочитанных в 6 классе | Тесты | |||
68 | Подведение итогов. Задание на лето. | 1 |
Планируемые результаты
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-методические средства обучения
1. .Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М: ВАКО, 2015.
2.Тесты по литературе 5-7 кл. И.М.Михайлова. «Пресс», 2009.
3.Фонохристоматия по литературе. 6 класс. В.Я.Коровина. М: «Просвещение», 2010.
4.Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Базинская основная общеобразовательная школа
«Социокультурный центр»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от 28.08.2015г. Руководитель ШМО _______/Горнова М.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________/Евстифеева Г.А. 28.08. 2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________ /С.Е.Санграева./ Приказ от29.08.2015г. № 140 |
Рабочая программа курса
«Литература»
6 класс
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель/ разработчик программы
Милютина Наталья Александровна
Квалификация учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж 21 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании:
Закона Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012.
Учебного плана филиала МБОУ Базинской ООШ «СКЦ» на 2014-2015 учебный год от 21.05.2014.
Рабочие программы по литературе к УМК В.Я.Коровиной и др. 5-9 классы/ сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2011.
Учебники. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ав.-сост. В.Я.Коровина (и др.)- М.Просвещение, 2011.
Цели и задачи курса «Литература»
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | ||
Уроки (кол-во) | Л/р П/р Экскурсии (кол-во) | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | 1 | - | - |
2 | Устное народное творчество | 3 | 2 | - | 1 |
3 | Древнерусская литература | 1 | 1 | - | - |
4 | Произведения русских писателей 18 века | 3 | 2 | - | 1 |
5 | Произведения русских писателей 19 века | 30 | 26 | - | 4 |
6 | Произведения русских писателей 20 века | 19 | 16 | - | 3 |
7 | Из зарубежной литературы | 10 | 9 | - | 1 |
8 | Итоговый урок | 1 | 1 |
всего 68;
в неделю 2.
Структура и содержание программы
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы обучающихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений и др.
Вторая группа не только систематизирует представления о родах и жанрах литературы, но и воспринимает сложную жизнь искусства слова от древности до современности. Обучающиеся обращаются к истории в произведениях литературы, так как знания, полученные на уроках истории, специфика их возраста дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Теория литературы включает в себя изучение и углубление знаний о литературных родах и жанрах. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Обучающиеся также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.
В 9 классе рассматривается роль литературы в духовной жизни человека, изучаются шедевры русской литературы. Обращение к ним не только дает возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке критериев оценки совершенного произведения искусства. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения, о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле. Темы сочинений и творческих работ ориентируют на проблемный анализ художественных произведений.
Главная идея программы – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Предусмотрены в рамках отведенного времени часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.
В программу включены произведения зарубежной литературы, которые изучаются в конце каждого курса.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басня «Муха»
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
А.А.Лиханов. «Последние холода»
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
В.Шукшин. «Срезал»
К.Кулиев. Стихи.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Геродот. «Легенда об Арионе»
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
М.Сервантес. «Дон Кихот» (обзор)
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания/ основные понятия | Планируемые результаты | Материально-техническое обеспечение | Примечание |
1 | Художественное произведение, Содержание и форма. Авторы и герои. | 1 | Содержание, форма | Знать проблему изучения литературы, героев и содержание | Таблица | ||
2 | Устное народное творчество. Обрядовые песни. | 1 | Обрядовый фольклор | Понимать важность сохранения фольклорных традиций | ЭОР, тексты, толковый словарь | ||
3 | Пословицы и поговорки. Загадки как малый жанр фольклора. | 1 | Пословицы, поговорки | ||||
4 | Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов». | 1 | Фольклор | ||||
5 | Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». | 1 | Летопись | Знать черты древнерусской литературы | |||
6 | Русские басни. Басня И.И.Дмитриева «Муха». Осуждение лени, безделья, хвастовства. | 1 | Басня | Понимать аллегорический смысл басен | |||
7 | Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик». Осуждение человеческих пороков. | 1 | Басня | ||||
8 | Басня И.А.Крылова «Осел и соловей». Подготовка к сочинению «Моя любимая басня». | 1 | Басня | ||||
9 | Стихотворение А.С.Пушкина «Узник». Выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 1 | Вольнолюбивая лирика | Знать сведения об авторе, уметь выразительно читать стихи наизусть, находить в них изобразительно-выразительные средств | Портрет, ЭОР | ||
10 | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Описание природы в стихотворении. Обучение анализу стихотворения. | 1 | Портрет, ЭОР | ||||
11 | Тема дружбы в стихотворении А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Стихотворение «Зимняя дорога». | 1 | |||||
12 | Повесть А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка». Сюжет и герои повести. | 1 | Повесть | Знать сюжет и содержание повести | ЭОР, иллюстрации | ||
13 | Картины жизни русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Роман | Знать сюжет и содержание романа, уметь выразительно читать и пересказывать текст, давать развернутый ответ | |||
14 | Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке», его роль. | 1 | |||||
15 | Романтическая история любви В.Дубровского и Маши в романе А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |||||
16 | Подготовка к сочинению «Дубровский- герой или злодей?» | 1 | |||||
17 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | Уметь анализировать поэтические и прозаические тексты, писать сочинения-рассуждения | Раздаточный материал | |||
18 | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи». Основное настроение, композиция стихотворения. | 1 | Знать сведения об авторе, уметь выразительно читать стихи, находить в них изобразительно-выразительные средств | Портрет, ЭОР | |||
19 | Прием антитезы в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…» | 1 | Антитеза | ||||
20 | Разрешение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». | 1 | |||||
21 | И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Знакомство с героями рассказа «Бежин луг». | 1 | Рассказ | Знать сведения об авторе, понимать роль портрета в создании характеров | Портрет, ЭОР, худ. тексты | ||
22 | Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». Портреты героев. | 1 | |||||
23 | Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. | 1 | Лирика | Знать сведения об авторе, выразительно читать стихи наизусть, находить в них изобразительно-выразительные средств | Портреты, иллюстрации | ||
24 | Стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья». Обучение анализу стихотворения. | 1 | |||||
25 | Природа как воплощение прекрасного в стихотворении А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» | 1 | |||||
26 | Тема природы в лирике А.А.Фета. | 1 | |||||
27 | Подготовка к сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | 1 | |||||
28 | Картины подневольного труда а стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | Контраст | Понимать роль контрастных образов, роль пейзажа | Портрет, ЭОР | ||
29 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | Композиция | ||||
30 | Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». | 1 | Знать историческую основу сюжета, уметь находить изобразительно-выразительные средства | Иллюстрации, ЭОР | |||
31 | Декабристская тема в поэме Н.А.Некрасова «Дедушка». | 1 | |||||
32 | Контрольная работа по творчеству Ф.Тютчева, А.Фета, И.Тургенева, Н.Некрасова. | 1 | Понимать проблематику произведений, уметь находить изобразительно-выразительные средства | ||||
33 | Трудолюбие, патриотизм русского народа в сказе Н.С.Лескова «Левша». | 1 | Сказ | Знать особенности жанра, сюжет и содержание текста, особенности лексики | Портрет, иллюстрации | ||
34 | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша». | 1 | |||||
35 | Особенности юмористических рассказов А.П. Чехова. | 1 | Юмор, сатира | Знать сведения об авторе, позиции автора, уметь строить развернутый ответ | Портрет, иллюстрации, ЭОР | ||
36 | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». | 1 | |||||
37 | Родная природа в стихах русских поэтов 19 века (Я.Полонский, Е.Баратынский, А.Толстой). | 1 | Знать содержание стихотворений, уметь их анализировать, выразительно читать | Портрет, иллюстрации | |||
38 | Сказка- быль А.Платонова «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 1 | Сказка-быль | Понимать смысл названия произведения, позицию автора | |||
39 | Мечта и реальность в произведении А.Грина «Алые паруса». | 1 | Феерия | Знать сведения об авторе, уметь строить развернутые высказывания | ЭОР | ||
40 | Взаимоотношения Митраши и Насти в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Сказка-быль | Знать особенности жанра, уметь выразительно читать, характеризовать героев, понимать роль природы в произведении | Иллюстрации, ЭОР | ||
41 | Образ природы в сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Иллюстрации, ЭОР | ||||
42 | Особенности композиции и смысл названия сказки- были «Кладовая солнца». | 1 | |||||
43 | Классное сочинение «Человек и природа в сказке- были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Знать этапы и приемы работы над сочинением | ||||
44 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне(Н.Симонов, Д.Самойлов) | 1 | Знать факты биографии поэтов, понимать патриотический пафос стихотворений | Портреты, тексты | |||
45 | А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | 1 | Знать сведения об авторе, позиции автора, уметь строить развернутый ответ | ЭОР | |||
46 | Картины жизни русской деревни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Автобиографическое произведение | Уметь пересказывать эпизоды рассказа, ориентироваться в тексте, объяснять диалектные слова, характеризовать героев, объяснять позицию автора | ЭОР, иллюстрации, портреты | ||
47 | Нравственные проблемы, юмор в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | |||||
48 | Трудности военного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | |||||
49 | Роль учительницы в жизни мальчика(по рассказу В.Распутина «Уроки французского»). | 1 | |||||
50 | Сочинение «Образ моего ровесника» (по рассказам В.Астафьева, В.Распутина). | 1 | Уметь последовательно и логично излагать свою точку зрения | ||||
51 | Тема Родины в стихах Н.Рубцова. | 1 | Родина | Знать содержание стихотворений, уметь их анализировать, выразительно читать | |||
52 | Влияние учителя на детей в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Знать сведения об авторе, понимать смысл названия, уметь читать по ролям | Портрет, иллюстрации | |||
53 | Контрольная работа по творчеству Лескова, Чехова, Пришвина, Астафьева, Распутина. | 1 | Знать сюжет и проблематику произведений, уметь анализировать | Раздаточный материал | |||
54 | Родная природа в русской поэзии 20 века (А.Блок, С.Есенин). | 1 | Знать сведения об авторе, выразительно читать стихи наизусть, находить в них изобразительно-выразительные средств | Портреты, ЭОР | |||
55 | Природа в стихотворении А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | |||||
Особенности героев В.Шукшина в рассказе «Срезал». | 1 | Ирония | Знать сведения об авторе, понимать смысл названия, характеризовать героев | Портрет | |||
57 | Тема Родины и народа в стихах К.Кулиева. | 1 | Знать сведения об авторе, уметь анализировать текст | ||||
58 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 1 | Миф | Уметь отличать миф от сказки, понимать величие подвигов Геракла | ЭОР | ||
59 | Геродот «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | 1 | Легенда | Знать о представлениях древних о спасительной силе искусства | ЭОР, иллюстрации | ||
60 | Гомер «Илиада», «Одиссея». Понятие о героическом эпосе. | 1 | Героическая поэма | Знать сведения об авторе, понимать влияние творчества Гомера на мировую культуру | Тексты | ||
61 | М.Сервантес «Дон Кихот». Образы героев. | 1 | Уметь характеризовать героев | Иллюстрации | |||
62 | Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе Ф.Шиллера «Перчатка». | 1 | Баллада | Знать сведения об авторе, особенностях жанра, уметь выразительно читать | ЭОР | ||
63 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Герои новеллы. 1 | 1 | Новелла | Знать сюжет и содержание новеллы, понимать суть конфликта | |||
64 | М.Твен «Приключение Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. | 1 | Знать сюжет и проблематику произведений, уметь анализировать | ||||
65 | М.Твен «Приключение Гекльберри Финна». Юмор в произведении. | 1 | |||||
66 | А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Как философская сказка- притча. | 1 | Притча | Понимать философский смысл произведения, знать сведения об авторе | |||
67 | Тестирование по материалам 6 класса. | 1 | Знать содержание и героев произведений, прочитанных в 6 классе | Тесты | |||
68 | Подведение итогов. Задание на лето. | 1 |
Планируемые результаты
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-методические средства обучения
1. .Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М: ВАКО, 2015.
2.Тесты по литературе 5-7 кл. И.М.Михайлова. «Пресс», 2009.
3.Фонохристоматия по литературе. 6 класс. В.Я.Коровина. М: «Просвещение», 2010.
4.Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...
Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...