рабочая программа 10-11 литература
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма
Пункт 2.2. Основной образовательной программы среднего общего образования
(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»), утвержденной приказом
МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2020 № 410
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область: русский язык и литература
Учебный предмет: литература
10-11 классы
(базовый уровень)
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты выпускников старшей школы, формируемые при изучении литературы на базовом уровне должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- толерантное сознание и поведениев поликультурном мире;
Метапредметные результаты изучения литературы на базовом уровне в старшей школе проявляются в:
- умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовании все возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- умении продуктивно общаться ивзаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
- умении ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ);
- умении самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владении языковыми средствами;
- умении ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В результате изучения учебного предмета «Литература»
на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(204 часа)
Литература XIX века Введение
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века
Обзор русской литературы первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А.С. Пушкин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворенияявляются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).
Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М.Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К…» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н.В. Гоголь
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести).
Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
И.С. Тургенев
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
И.А. Гончаров
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
А.Н. Островский
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно - поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»*.
Ф.И. Тютчев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Н.А. Некрасов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
А.А. Фет
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
А.К. Толстой
Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Ф.М. Достоевский
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Л.Н. Толстой
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Н.С. Лесков
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
А.П. Чехов
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Обзор зарубежной литературы XIX века
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века (Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс). Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм (Г. Ибсен, Г. де Мопассан, Д.Б. Шоу).
Г. Ибсен (возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
Ги де Мопассан
(возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор).
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Б. Шоу
(возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Литература XX века. Введение
Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы
(ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».
И.А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания
«дворянских гнезд» в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А.И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести.
Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Обзор творчества писателей Л.Н. Андреева, И.С. Шмелева, А.Т. Аверченко, Тэффи, В.В. Набокова. Особенности стиля и своеобразие реализма.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально- философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, А. Белый, И.Ф. Анненский, Н.С. Гумилев, М.А. Волошин, Н.А. Клюев, И. Северянин, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Обзор. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А.А. Блок).
В.Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К.Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).
Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н.С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»
(возможен выбор трех других стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),
«Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В.Ф. Ходасевич
Жизнь и творчество (обзор).
Своеобразие ранней лирики. Духовные противоречия и свершения. Исповедальность. Трагическое восприятие мира.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы»
(возможен выбор трех других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,
«Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
Литературатурный процесс 1920-х годов
Обзор литературы 20-х годов. Особенности литературного процесса. Литературные группировки. Творчество А.М. Ремизова, Д.А. Фурманова, А.С. Серафимовича, А.А. Фадеева, И.Э. Бабеля, Е.И. Замятина, М.М. Зощенко.
Литература 1930-х годов
Обзор литературы 30-х годов. Особенности литературного процесса. Литература на стройках пятилетки. Образ главного героя 30-х годов. Обзор творчества А.Н.Толстого М.М.Пришвина, Н.А. Заболоцкого.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения). Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира.
«Котлован». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору). История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и Дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…»
(возможен выбор двух других стихотворений).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Литература второй половины XX века
Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Жанровое своеобразие литературы периода войны. Характер главного героя Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературеи литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).
История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Особенности русской поэзии второй половины XX века
Особенности основных тенденций развития поэзии второй половины XX века. Время «поэтического бума». Постмодернизм в поэзии. Обзор творчества Н.Асеева, С.Гудзенко, А.Межирова, Ю.Друниной, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Д.Самойлова и др.)
Н. М. Рубцов
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Р. Гамзатов
(возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России) Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
И. А. Бродский
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)(возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве».
Б. Ш. Окуджава
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
Русская проза в 1950-2000-е годы
В. Г. Распутин
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
В. М. Шукшин
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
А. В. Вампилов
(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века) Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Зарубежная литература XX века
Особенности развития зарубежной литературы XX века (обзор)
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
А.Камю
(возможен выбор другого зарубежного писателя XX века)
Жизнь и творчество (обзор).
А.Камю – философ-экзистенцианалист. Роман «Посторонний». Образ главного героя. Теория отчуждения.
Тематическое планирование
10 класс (102 часа)
№ | Тема раздела | Тема |
1 | Литература первой половины XIX века | Введение. Русская литература ХIХ в. в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX в. |
2 | Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в. | |
3 | А.С. Пушкин | А.С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного) |
4 | «Вечные» темы в творчестве А.С. Пушкина | |
5 | Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» | |
6 | Конфликт личности и государства в поэме «Медный всадник» | |
7 | М.Ю. Лермонтов | М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути |
8 | Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта | |
9 | Н.В. Гоголь | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Повесть «Невский проспект» |
10 | Соотношение мечты и действительности в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» | |
11 | Р/Р Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX века | |
12 | Литература второй половины XIX века И.С. Тургенев | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Русская литературная критика второй половины XIX в. |
13 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество | |
14 | Творческая история романа «Отцы и дети» | |
15 | Образ Базарова в романе | |
16 | «Отцы» в романе | |
17 | Базаров и его мнимые последователи | |
18 | Дружба и любовь в жизни героев | |
19 | Анализ эпизода «Смерть Базарова» | |
20 | Полемика вокруг романа «Отцы и дети» | |
21 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | |
22 | И.А. Гончаров | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество |
23 | Глава «Сон Обломова» и ее роль в романе | |
24 | Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц | |
25 | Тема любви в романе | |
26 | Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?» | |
27 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» | |
28 | А.Н. Островский | А.Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество |
29 | «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта | |
30 | Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы | |
31 | Город Калинов и его обитатели | |
32 | Протест Катерина в системе образов | |
33 | Споры литературных критиков вокруг драмы А.Н. Островского «Гроза» | |
34 | В.ч. Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» | |
35 | Ф.И. Тютчев | Ф.И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба |
36 | Человек, природа и история в лирике поэта | |
37 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой» | |
38 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой» | |
39 | Н.А. Некрасов | Н.А.Некрасов: жизнь, творчество, судьба. Тема народа |
40 | Гражданский пафос поэзии Н.А. Некрасова | |
41 | Своеобразие решения темы поэта и поэзии | |
42 | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова | |
43 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы | |
44 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | |
45 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | |
46 | Фольклорная основа поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Особенности стиля Некрасова | |
47 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А. Некрасова | |
48 | А.А. Фета | Любовная лирика, импрессионизм поэзии А.А. Фета |
49 | Р/Р Сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А. Фета | |
50 | Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям) | |
51 | Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям) | |
52 | А.К. Толстой | В.ч. А.К. Толстой: жизнь, творчество |
53 | Основные темы, мотивы и образы поэзии | |
54 | М.Е. Салтыков-Щедрин | М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок |
55 | «История одного города»: замысел, история создания, жанр, композиция | |
56 | Образы градоначальников | |
57 | Ф.М. Достоевский | Ф.М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы творческого пути, идейные и эстетические взгляды |
58 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского | |
59 | История создания, жанр, особенности композиции романа | |
60 | «Униженные и оскорбленные» в романе | |
61 | «Униженные и оскорбленные» в романе | |
62 | Социальные и философские истоки бунта Раскольникова | |
63 | Социальные и философские истоки бунта Раскольникова | |
64 | «Двойники» Раскольникова – Лужин и Свидригайлов, их роль в романе | |
65 | «Двойники» Раскольникова – Лужин и Свидригайлов, их роль в романе | |
66 | Символическое значение образа Сонечки Мармеладовой. Полифонизм романа Достоевского | |
67 | Р/р. Контрольное сочинение по роману | |
68 | Р/р. Контрольное сочинение по роману | |
69 | Л.Н. Толстой | Л.Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания |
70 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» | |
71 | Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе | |
72 | Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе | |
73 | Духовные искания Андрея Болконского | |
74 | Духовные искания Пьера Безухова | |
75 | Женские образы в романе | |
76 | «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных | |
77 | «Мысль народная» в романе. Народ и личность – одна из главных проблем в романе-эпопее | |
78 | «Мысль народная» в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева | |
79 | Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны | |
80 | Нравственно-философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества | |
81 | Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека | |
82 | Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя | |
83 | Р/Р. Контрольное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | |
84 | Н.С. Лесков | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра |
85 | Образ Ивана Флягина в повести | |
86 | В.ч. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова: диалог авторов и образов (по пьесе А.Н.Островского «Гроза» и Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») | |
87 | На рубеже веков.А.П. Чехов | А.П. Чехов. Жизнь и творчество |
88 | Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни | |
89 | Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов | |
90 | Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе А.П. Чехова | |
91 | «Ионыч». Душевная деградация человека | |
92 | Тема пошлости и неизменности жизни. Рассказ «Студент» | |
93 | Особенности драмматургии А.П. Чехова | |
94 | «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда | |
95 | «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия | |
96 | Значение творчества А.П. Чехова для мировой литературы и театра XX века | |
97 | Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям) | |
98 | Зарубежная литература XIX века | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. (Г. де Мопассан, Г. Ибсен, А. Рембо, Д.Б. Шоу) |
99 | Г. Ибсен. «Кукольный дом» как образец интеллектуальной социально-психологической пьесы-дискуссии | |
100 | Ги де Мопасан. Жизнь и творчество. Новелла Ожерелье» | |
101 | Д.Б. Шоу «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца» | |
102 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века |
Тематическое планирование
11 класс (102 часа)
№ | Тема раздела | Тема |
1 | Русская литература первой половины XX века | Введение. Русская литература ХХв. в контексте мировой культуры |
2 | Русская литература первой половины XX века (обзор) | |
3 | Особенности стиля и своеобразие реализма Л.Н. Андреева, И.С. Шмелева, А.Т. Аверченко, Тэффи, В.В. Набокова | |
4 | И.А. Бунин | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Философичность и тонкий лиризм стихотворений |
5 | Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки» | |
6 | Социально-философские обобщения в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | |
7 | Цикл «Тёмные аллеи». Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник» | |
8 | А.И. Куприн | Жизнь и творчество А.И. Куприна |
9 | Утверждение любви как высшей ценности в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» | |
10 | Р/Р Контрольное сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна | |
11 | М. Горький | Жизнь и творчество М. Горького. Художественный мир писателя |
12 | Романтизм ранних рассказов Горького. «Старуха Изергиль», «Челкаш» | |
13 | Пьеса «На дне» как социально-философская драма | |
14 | Спор о правде на страницах пьесы М.Горького «На дне» | |
15 | Новаторство Горького-драматурга | |
16 | Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству М. Горького | |
17 | Серебряный век русской поэзии | Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс» |
18 | Русский символизм и его истоки. Эстетические взгляды символистов | |
19 | Основные темы и мотивы поэзии В.Я. Брюсова. Культ форм | |
20 | Основные темы и мотивы поэзии К.Д. Бальмонта | |
21 | Своеобразие поэтического творчества Ф. Сологуба, А. Белого, И. Анненского | |
22 | Истоки акмеизма. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира | |
23 | Своеобразие лирических сюжетов поэзии Н.С. Гумилева | |
24 | Футуризм. Группы футуристов: эгофутуристы, кубофутуристы | |
25 | Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии И. Северянина | |
26 | Слово в поэтическом мире В.Ф.Ходасевича, В.В. Хлебникова | |
27 | Р/Р Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в | |
28 | С.А. Есенин | Крестьянская поэзия. Творчество Н.А. Клюева |
29 | С.А. Есенин. Жизнь и творчество | |
30 | Традиции А.С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике | |
31 | Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина | |
32 | Любовная лирика Сергея Есенина | |
33 | Проблематика и поэтика поэмы С. Есенина «Анна Снегина» | |
34 | В.В. Маяковский | В.В. Маяковский. Маяковский и футуризм. Новаторство поэта |
35 | Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени | |
36 | Особенности любовной лирики В.Маяковского | |
37 | Сатирические образы в творчестве В.Маяковского | |
38 | В.В. Маяковский Поэма «Облако в штанах» | |
39 | Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского | |
40 | Октябрьская революция и литературный процесс 1920-х годов | Литературный процесс 1920 годов (А.М. Ремизов, Д.А. Фурманов, А.С. Серафимович, А.А. Фадеев, И.Э. Бабель, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко) |
41 | Литературный процесс 1920 годов (А.М. Ремизов, Д.А. Фурманов, А.С. Серафимович, А.А. Фадеев, И.Э. Бабель, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко) | |
42 | Литература 1930-х годов | Обзор литературы 30-х годов. Особенности литературного процесса |
43 | Литература на стройках пятилетки. Образ главного героя 30-х годов | |
44 | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести «Котлован» | |
45 | Творчество А.Н. Толстого. Новаторство и традиции | |
46 | М.М. Пришвин. Особенности мироощущения. Темы, мотивы | |
47 | Н.А.Заболоцкий. Особенности творчества | |
48 | М.А. Булгаков | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество |
49 | История создания, жанр и особенности композиции романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | |
50 | Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим | |
51 | Тема совести и власти в ершалаимских главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | |
52 | Изображение любви как высшей духовной ценности | |
53 | Проблема творчества и судьбы художника на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | |
54 | Р/Р Сочинение по творчеству М.А. Булгакова | |
55 | М.И. Цветаева | Основные темы творчества М.Цветаевой |
56 | Мир человеческой души в лирике М.Цветаевой | |
57 | Поэзия как напряженный монолог-исповедь | |
58 | О.Э. Мандельштам | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Своеобразие лирического героя поэзии О.Мандельштама |
59 | Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама | |
60 | Б.Л. Пастернак | Б.Л. Пастернак. Лирика Глубина поэтического осмысления окружающего мира |
61 | Тема поэта и поэзии в лирике Б.Пастернака | |
62 | Роман «Доктор Живаго. История создания и публикации романа | |
63 | Система образов в романе «Доктор Живаго» | |
64 | А.А. Ахматова | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний |
65 | Патриотизм и гражданственность поэзии А.А. Ахматовой | |
66 | Поэма А.А. Ахматовой «Реквием»: история создания и публикации | |
67 | Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема» | |
68 | М.А. Шолохов | М.А. Шолохов. Жизнь и творчество |
69 | История создания романа-эпопеи «Тихий Дон» | |
70 | Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества | |
71 | Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни | |
72 | Женские образы в эпопее «Тихий Дон» | |
73 | Изображение гражданской войны как общенародной трагедии | |
74 | «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса | |
75 | Р/Р Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» | |
76 | Р/Р Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» | |
77 | А.Т. Твардовский | А.Т. Твардовский. Исповедальный характер лирики |
78 | Тема памяти в лирике Твардовского | |
79 | Литература периода Великой Отечественной войны | Русская литература второй половины ХХ века. Жанровое своеобразие литературы периода войны. Характер главного героя (обзор) |
80 | В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество | |
81 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» | |
82 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича» | |
83 | Отражение в романе «Архипелаг Гулаг» трагического опыта русской истории | |
84 | Русская поэзия второй половины XX века | Основные тенденции развития русской поэзии второй половины XX века. Время «поэтического бума». Постмодернизм в поэзии |
85 | Обзор творчества Н.Асеева, С.Гудзенко, А.Межирова, Ю.Друниной, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Д.Самойлова) | |
86 | Своеобразие художественного мира Н.М. Рубцова | |
87 | Проникновенное звучание темы родины в лирике Р.Гамзатова | |
88 | Своеобразие поэтического мышления и языка И.А. Бродского | |
89 | Б.Ш. Окуджава. Жанровое своеобразие песен | |
90 | Русская проза в 1950-2000-е годы | Период осмысления и послевоенного возрождения. Новый тип литературного развития. Литература «оттепели». «Деревенская проза» Творчество В.Некрасова, Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, К.Воробьева, В.Кондратьева (обзор) |
91 | В.Шукшин. Жизнь и творчество. Рассказы «Верую!», «Алёша Бесконвойный» | |
92 | Нравственная проблематика повести В.В. Быкова «Сотников» | |
93 | Тема памяти и преемственности поколений в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» | |
94 | Современная драматургия. Пьесы А.В. Вампилова | |
95 | Современная драматургия. Пьесы А.В. Вампилова | |
96 | Литература постмодернизма (обзор) | |
97 | Зарубежная литература XX века | Особенности развития зарубежной литературы XX века (обзор) |
98 | Э.Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути | |
99 | Э.Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути | |
100 | А.Камю. Роман «Посторонний». Образ главного героя. Теория отчуждения | |
101 | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса | |
102 | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету "Литература" по курсу "Русская литература XIX-XX веков" В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского
Рабочая программа по предмету «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 г.), ...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...