Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе с КТП 7 класс по Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass_korovin.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета.
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004) и программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, И.О.Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2014)
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, а также изученного в пятом - шестом классах, закладывающих основы литературного образования. В седьмом классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы 7 класса опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ произведения;
- составление планов;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.
2.Место литературы в учебном плане
Данная программа рассчитана на 68 ч (+ 2 часа резерв), предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений. Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме:
в 5 классе — 68 ч,
в 6 классе — 68 ч,
в 7классе- 68 ч,
в 8 классе- 68 ч,
в 9 классе- 102 ч.
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём
3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА
(68 часов +2 часа резерв )
Вводный урок. (1 час) Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
УНТ.(5 часов)
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула – носитель лучших человеческих качеств. Киевский цикл былин. «Садко». «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала». Пословицы и поговорки.
Древнерусская литература. (3 часа). Понятие о древнерусской литературе. Жанры древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Фольклорные мотивы.
Из русской литературы XVIII века. (2 часа).
Михаил Васильевич Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. Слово о поэте и ученом. Теория «трёх штилей». . «К статуе Петра Великого», « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Теория. Ода.
Гавриил Романович Державин – поэт и гражданин. Краткий рассказ о поэте. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание».
Из русской литературы XIX века. (27часов)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. История в произведениях. Поэма «Полтава». «Медный всадник». Историческая основа поэмы «Медный всадник». «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Тарас Бульба. История создания повести. Художественные Эпоха и герои. Историческая основа повести. Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Художественные особенности повести.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…».
А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».
Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».
Из русской литературы XX века. (22 часов).
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.
М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.
Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.
Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.
А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.
Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».
Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».
Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.
Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.
М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.
Тихая моя Родина…» (1 час)
5Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Соло-губ «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».
Песни на стихи русских поэтов XX века (1 час)
И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».
Из литературы народов России (1 час)
Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни.
Зарубежная литература (5 часов)
Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.
Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».
Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.
О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.
Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.
5. Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, кол-во часов, тема урока | Содержание | Тип, форма урока | УУД учащихся | Формы контроля | Информац. сопровождение | Сроки проведения | ||||
План. | Факт. | ||||||||||
Введение (1 час) | |||||||||||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса 7 класса. | Вводный урок. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают образную природу словесного искусства Умеют: составлять тезисы и план прочитанного Владеют монологической и диалогической речью | Проверка читательских дневников | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 3-7 | |||||
Устное народное творчество (5 часов) | |||||||||||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. | Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предания как жанр фольклора. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: предание как жанр УНТ Умеют: пересказывать текст предания Владеют монологической и диалогической речью | Сформулировать вопросы к текстам преданий | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 7-10 | |||||
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. | Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Исторические и художественные основы былины. Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула – эпический герой, носитель лучших человеческих качеств. Сказка и былина. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: своеобразие былин как героических песен эпического характера Умеют: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин Работают свободно с поэтическими фольклорными текстами | Чтение наизусть отрывка из былины | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 11-124 | |||||
4 | Былины «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Садко». | Киевский цикл былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы. | Урок внеклассного чтения. | Знают: своеобразие былин как героических песен эпического характера Умеют: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводят исследование художественного своеобразия былин | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | Презентация | |||||
5 | «Калевала». Карело-финский мифологический эпос. | Героический эпос в мировой культуре. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций. Обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. | Урок внеклассного чтения. | Знают: своеобразие карело-финского мифологического эпоса Умеют: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия героического эпоса | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 36-41 | |||||
6 | Пословицы и поговорки. | Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: пословицы на выбор наизусть; тематическое многообразие пословиц и поговорок Умеют: отличать пословицу от поговорки | Анализ языка пословиц | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 42-44 | |||||
Из древнерусской литературы (2 часа) | |||||||||||
7 | «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | Понятие о древнерусской литературе. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения". Владимир Мономах – выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого уму и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг») | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: основы христианской морали, воспринимают и анализируют древнерусский текст, самостоятельно делают выводы, строят рассуждения на нравственно-этические темы; Работают свободно работа с текстами; владеют монологической и диалогической речью. | Работа с текстами древнерусских произведений | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 51-53 | |||||
8 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности | Историческая основа повести, идейно-художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: структуру повести, образы Умеют: воспринимать и анализировать древнерусский текст Владеют монологической и диалогической речью | Составить план пересказа повести | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 54-63 | |||||
9 | Итоговая письменная работа по разделам «УНТ», «Древнерусская литература» | Сочинение на одну из тем:
| Урок развития речи | Составляют план, тезисы, конспект; Подбирают аргументы, формулируют выводы, отражают в устной и письменной форме результатов своей деятельности; | Сочинение | ||||||
Из русской литературы 18 века (2 часа) | |||||||||||
10 | М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество | Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». Жанр оды. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают оду как жанр, теорию «трех штилей» Умеют: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать Владеют монологической и диалогической речью | Анализ текста оды. Отрывок из «Оды…» наизусть | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 64-67, презентация. | |||||
11 | Г.Р.Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина. | Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают особенности поэтических произведений поэта, их тематику Умеют: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать Владеют монологической и диалогической речью | Анализ стихотворений | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 68-71 | |||||
Из русской литературы 19 века (27 часов) | |||||||||||
12 | А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Тема судьбы в балладе. | Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции, своеобразие языка. Понятие о жанре баллады. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий Умеют: анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев | Отрывок наизусть | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 72—74, 82-86, презентация | |||||
13 | А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок). | Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Сопоставление героев. Авторское отношение к героям. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: понятие о поэме, о литературном герое, конфликте, элементах сюжета Умеют: анализировать текст, сравнивать героев, выявлять авторскую позицию | По желанию – сочинение «Петр Великий и его противники в поэме «Полтава | ||||||
14 | А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). | Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения Умеют: анализировать поэтическое произведение | Отрывок из поэмы наизусть | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 77-79, презентация | |||||
15 | «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. | Образ летописца как образ древнерусского писателя. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина Умеют: анализировать поэтическое произведение. Умеют: строить рассуждение на нравственно-этические темы | Анализ эпизода Отрывок наизусть | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 89-96 | |||||
16 | Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | Произведение из цикла «Повести Белкина». Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ». Умеют: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы | Анализ эпизода + (по желанию – сочинение «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом») | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 97-113, презентация | |||||
17 | Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина. | Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести в истории русской литературы. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ». Умеют: выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию | |||||||
18 | М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта. | Слово о поэте. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: мастерство в создании художественных образов. Умеют: воспринимать и анализировать поэтический текст | Наизусть одно из стихотворений | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 114-117 | |||||
19 | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения, их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Умеют: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Художественный пересказ | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 118-137, презентация | |||||
20 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. .. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Умеют: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Наизусть отрывок из песни | ||||||
21 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. | Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Художественные особенности повести. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание повести. Умеют: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы | Викторина на знание творчества Н.В.Гоголя. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 141-144 | |||||
22 | Тарас Бульба и его сыновья. | Герои в начале повести. Описание быта семьи. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия. Роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбами героев. | Урок – сравнительный анализ | Знают: содержание повести. Умеют: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести Умеют: самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы | Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 144-212 | |||||
23 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. | Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства. | Урок-семинар | Знают: нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев | Художественный пересказ | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 144-212 | |||||
24 | Героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества. | Урок-семинар | Знают: нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев | Наизусть речь о товариществе. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 144-212, презентация | |||||
25 | Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск информации на заданную тему | Урок развития речи | Знают: содержание повести; строение письменного высказывания Умеют: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное | Сочинение | ||||||
26 | И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | Слово о писателе. История создания и тематика сборника. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг». Художественные особенности произведения. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание понятия «пейзаж» Умеют: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию | Художественный пересказ | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 212-223 |
| ||||
27 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. | Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», («Воробей). Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Русский язык как духовная опора человека. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: своеобразие стихотворений в прозе. Умеют: анализировать поэтику стихотворений в прозе Умеют: самостоятельно исследование художественного своеобразия стихотворений в прозе: лиричность, музыкальность, философские раздумья | «Русский язык» (наизусть) | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 224-225 | |||||
28 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | Слово о поэте. Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств. Верность долгу. Развитие понятия о поэме. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: сюжет и композицию поэмы Умеют: анализировать эпизод художественного произведения | Отрывок наизусть | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 227-244 | |||||
29 | «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Стихи поэта о судьбе народа. Образ родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельце роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом». | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова Умеют: воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах | Отрывок наизусть | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 245-250 | |||||
30 | А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». | Слово о Толстом. Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание баллад, определение жанра баллады, образную природу баллад Умеют: выделять жанровые признаки баллады, выявлять авторскую позицию Умеют: участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Составить краткий словарь устаревших слов. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 251-260 | |||||
31 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. | Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатирическое изображение нравственных и социальных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Сатира, гротеск и юмор. Элементы народной сказки повествовании. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика» Умеют: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера | Художественный пересказ | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 261-275, презентация | |||||
32 | М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | Своеобразие сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке. | Внеклассное чтение. | Знают: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика» Умеют: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера | Художественный пересказ, составление таблицы «Сильные и слабые стороны характера героя». | ||||||
33 | Сатира и юмор в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве». | Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно – художественный смысл сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках. Эзопов язык. | Развитие речи. | Знают: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика» Умеют: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера | Устное сочинение- рассуждение. | ||||||
34 | Литературный ринг по произведениям | Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, М.Е. Салтыкова – Щедрина. | Урок контроля | Знают: проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений Умеют: строить развернутые высказывания на проблемный вопрос с опорой на текст, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях | Тест | ||||||
35 | Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер повести. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого автора. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: что такое «автобиографическая повесть» | Выборочный пересказ, комментирование | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 276-279. презентация | |||||
36 | Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир. | Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: что такое самоанализ и самооценка героя | Сжатый пересказ. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр280-296 | |||||
37 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей Умеют: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему | Тест по рассказу. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр297-305 | |||||
38 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». | Живая картина нравов. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: тему, основную идею, систему образов рассказа Умеют: высказать впечатление от прочитанного произведения | Устное высказывания на морально- этическую тему | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 306-312 | |||||
39 | Смех и слезы в «маленьких» рассказах А.П.Чехова. | Живая картина нравов. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня». | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: тему, основную идею, систему образов рассказа Умеют: высказать впечатление от прочитанного произведения | Художественный пересказ текста | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 306-312 | |||||
40 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. | Чтение и анализ стихотворений .В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | Развитие речи. | Знают: особенности поэтического текста Умеют: анализировать поэтический текс | Наизусть одно стихотворение на выбор | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 313-317 | |||||
Из русской литературы 20 века (22 часа) 20 | |||||||||||
41 | И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: что называют психологическим рассказом Умеют: выявить авторское отношение | Отзыв на рассказ. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 3-18 | |||||
42 | И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | Тема, идея рассказа. Композиция. Философские размышления писателя о связи человека и природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина – прозаика. Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание понятия «деталь художественного произведения» Умеют: выделять смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина | Рассуждение на нравственно-этические темы | ||||||
43 | М.Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. | Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: автобиографический характер повести, содержание повести; нравственную проблематику Умеют: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции | Художественный пересказ текста | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 19-21 | |||||
44 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. | Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: причины поступков героев Умеют: давать характеристику литературному герою | Характеристика героев. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 22-83 | |||||
45 | Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». | Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героев. | Развитие речи. | Знают: причины поступков героев Умеют: давать характеристику литературному герою | Анализ эпизода | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 22-83 | |||||
46 | «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | Подвиг во имя людей. Готовность к самопожертвованию. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола). | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: поступок литературного героя и его нравственный мотив Умеют: найти черты романтического в легенде | Словесное иллюстрирование. Художественный пересказ легенды. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 84-88 | |||||
47 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…». Роль поэзии в жизни человека и общества. | Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихотворения Умеют: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. | Наизусть стихотворение. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 100-109 | |||||
48 | «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя и его сочувствие ко всему живому. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание стихотворения Умеют: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. | Наизусть стихотворение. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 110-112 | |||||
49 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения. | Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. | Внеклассное чтение. | Знают: формирование отношения к событиям и героям рассказа | Составление цитатного плана произведения. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 89-99 | |||||
50 | А.П.Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. | Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: изображение мира и человека в рассказе Умеют: анализировать поступки и характер главного героя | Тест по рассказу. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 113-138 | |||||
51 | Час мужества. (интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны) | Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, «Мужество», К.Симонова «Жди меня», А.Твардовского «Я убит подо Ржевом», А.Суркова «Песня смелых», Н.Тихонова. | Внеклассное чтение | Знают о реализации военной тематики в РЛ | Наизусть 1-2 стихотворения на выбор | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 15-158 | |||||
52 | Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа. | Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: понятия «рассказ» и «антитеза» Умеют: читать и анализировать проблематику рассказа | Составить план рассказа. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 159-167 | |||||
53 | Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают творчество Носова, особенности его рассказов Умеют: читать и анализировать проблематику рассказа | Тест по рассказу | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 168-179 | |||||
54 | Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: психологизм произведения, нравственный выбор героя и его мотив Умеют: анализировать поступки героев | Составить цитатный план своего рассказа о мальчиках. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 180-196 | |||||
55 | «Тихая моя Родина…» Стихотворения о родной природе. | В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина». Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | Внеклассное чтение | Знают: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение Умеют: анализировать тропы | Наизусть одно стихотворение на выбор | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 212-219 | |||||
56 | Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | Внеклассное чтение | Знают: способы создания поэтических образов. Умею: читать и анализировать поэтический текст | Анализ стихотворения. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 139-143 | |||||
57 | А.Т.Твардовский Философские проблемы в лирике Твардовского. Пейзажная лирика. | Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знют: тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы – мотивы перемен, обновления и надежд, связанные с мотивом вечного движения в природе; пафос | «Снега потемнеют синие…» (наизусть) | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 144-149 | |||||
58 | Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи. | Слово о писателе, публицисте, ученом, гражданине. Публицистика, мемуары как жанр литературы. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: публицистику, публицистические произведения | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 197-204 | ||||||
59 | Смех М.М.Зощенко (по рассказу «Беда») | Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона». (М. Горький) | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают творчество Зощенко, содержание его рассказов. Умеют: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко | Отзыв на рассказ. | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 205-212 | |||||
Из литературы народов России (1 час) | |||||||||||
60 | Расул Гамзатов «опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта. | Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: особенности художественной образности дагестанского поэта Умеют: анализировать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства | Выразительное чтение стихотворения | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 225-227 | |||||
Из зарубежной литературы (8 часов) | |||||||||||
61 | Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: образ-настроение, образ, представление Умеют: выразительно читать поэтический текст | Выразительное чтение поэтического текста | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 228-232 | |||||
62 | Дж.Г.Байрон. «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. | Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…». Героические мотивы лирики Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: вольнолюбивую поэзия Прославление подвига во имя свободы Родины. | Выразительное чтение поэтического текста | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 233-235 | |||||
63 | Японские трехстишия (хокку). | Особенности жанра. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: жанры японской поэзии | Выразительное чтение поэтического текста | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 235-240 | |||||
64 | Д. Олдридж «Последний дюйм» | Взаимоотношения родителей и детей. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают содержание, умеют выделять проблему, идею. | Пересказ | ||||||
65 | О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | Слово о писателе. Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе. Поэтический гимн благородство и любви. Смешное и возвышенное в рассказе. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают содержание рассказа Умеют: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы | Письменный ответ на вопрос «Как проявляется душевная красота героев?» Самостоятельная творческая работа | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 241-248 | |||||
66 | Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Мечта о победе добра. | Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. | Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. | Знают: содержание рассказа Умеют: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы | Пересказ | Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 249-262 | |||||
67 | Э. По «Последняя шутка» Лягушонка». | Слово о писателе. Тематика произведений | Внеклассное чтение | Знают: содержание рассказа Умеют: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы | Пересказ | ||||||
68 | Д. Лондон «Сказание о Кише» | Тема достоинства человека. | Беседа. | Знают и умеют определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями . | Письменные ответы на вопросы | ||||||
69-70 | Повторение | Повторение и обобщение изученного материала | Итоговый урок | Демонстрируют приобретенные знания и умения | Итоговая работа |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,
3. 2006 г.
4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.7 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
7. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
8. Литература. 7 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
9. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
10. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
11. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
12. Репин А.В. Литература. 7 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
14. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... : 7 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л .-обл.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
3. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320. с.: ил. — Пер. .
4. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия
.
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ
1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Материально-техническая база:
1 | Ноутбук | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Колонки | 2 |
4 | Интерактивная доска | 1 |
5 | Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей | 1 комплект |
6 | Репродукции картин художников | 1 комплект |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Презентации к занятиям. | |
2 | DVD фильмы. |
7. Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....