Мастерство портретных характеристик в произведении И.С.Тургенева "Бежин луг"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Красильникова Оксана Вагифовна

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.s.turgenev_bezhin_lug.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Тема: Мастерство портретных  характеристик в рассказе И.С.            Тургенева «Бежин луг»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с произведением  из цикла  рассказов И.С. Тургенева, дать  представление о том, что  такое  былички, в чем  их  отличие  от сказок; охарактеризовать  героев произведения, обратить внимание на их  портретные  и речевые характеристики;
  2. Развивать  способность  искать нужные цитаты,  выделять  из текста  речевые и портретные характеристики героев  произведения, читать  вслух с выражением, понимать разницу  между быличкой и сказкой,   грамотно отвечать на вопросы;
  3. Воспитывать у учеников интерес к тексту, любовь к русской прозе.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», иллюстрации к рассказу, словарь  литературоведческих терминов, фонозапись отрывка произведения в исполнении мастеров слова.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-поиск.

Ход урока.

1. Повторение изученного.

           Учитель:  На прошлом  уроке  мы с вами говорили о писателе Иване Сергеевиче Тургеневе. Сегодня мы продолжим  знакомство  с его творчеством посредством одного рассказа из цикла «Записки охотника». Дома  вы прочитали рассказ «Бежин луг», расскажите о чем он.

Ученик:  В рассказе «Бежин луг» повествование ведется  от лица автора. Он  заблудился  вечером после охоты и вышел к Бежину  лугу. Там  собрались ребята. Пока  табун пасется, пятеро мальчиков – Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня -  рассказывают у костра  разные истории.    Притворившись спящим, автор  слушает былички   про нечистую силу, утопленниках,   о солнечном  затмении. Дети спорят, правда ли то, что на родительскую субботу на паперти  можно увидеть тех, кто умрет в этом году. Илюша говорит о Тришке, который является перед концом  света соблазнять народ христианский. Ночь- особое время для нечистой силы, и Павлу кажется, что у реки он слышал  голос  утопленника Васи. Наутро автор  уходит домой. Позже  он  узнает, что в том  же году  Павел умер, упав с лошади.

2. Работа над новым материалом:

Учитель:  Найдите в тексте, как автор  описывает  мальчиков? Каким  был Федя?

Ученик: Всех  мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. ( Из их рассказов я узнал их имена, и намерен теперь же  познакомить  с ними читателя).

        Первому, старшему изо всех, Феди, вы бы дали лет четырнадцать. Это был  стройный мальчик с красивыми и тонкими,  немного мелкими чертами  лица, кудрявыми   белокурыми волосами, светлыми  глазами  и постоянной   полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой  семье и выехал-то  в поле  не по нужде, а так, для  забавы

Учитель:

- Каким, по- вашему, был  этот  мальчик?

- Найдите  описание Павлуши. («У второго  мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое,  рот большой,  но правильный,  вся  голова  огромная, как говорится, с пивной  котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить!- а все-таки  он мне понравился: глядел он очень умно и прямо,  да и в голосе  у него звучала сила. Одеждой  своей  он  щеголять  не мог: вся  она состояла из простой  замашной  рубахи да из  заплатанных портов…»)

- Как  автор  относится  к этому герою?

- Найдите описание Ильюши. («Лицо третьего, Илюши,  было довольно незначительно:  горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его  не шевелились, сдвинутые  брови не расходились -  он словно  все  щурился от огня. Его желтые,  почти белые  волосы, торчали  острыми косицами из –под  низенькой  войлочной шапочки, которую он обеими руками, то и дело  надвигал себе на уши. На нем были  новые  лапти и онучи;  толстая веревка, три раза перевитая  вокруг стана, тщательно стягивала  его  опрятную черную свитку. И ему  и Павлуше  на вид было  не более  двенадцати лет»).

- Что вы можете сказать об этом  герое  по описанию автора?  

- Как  выглядел  Костя? ( «Четвертый, Костя, мальчик лет  десяти, возбуждал  мое  любопытство своим задумчивым и  печальным взором. Все  лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было  можно различить; но  странное впечатление производили его большие, черные, жидким  блеском  блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то  высказать,  для чего на языке, - на его  языке  по крайней мере,-  не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного    и одет довольно бедно.»)

- Почему  Костя показался рассказчику интересным?

- Найдите описание младшего мальчика.(«Последнего, Ваню, я  сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько  прикорнув под угловатою рогожу, и только изредка, выставлял из-под нее  свою русую кудрявую голову.  Этому  мальчику было всего лет семь».)

- Что можно сказать о Ване по его описанию?

Учитель:

- Как ведут себя  мальчики, боятся  ли этих страшных историй, которые  слушают и рассказывают? (Они  боятся их и в то же время  относятся  к ним  как  к чему-то   привычному, житейскому.)

- Как Павел  реагирует на страшные истории? (Павел всегда  находит правдоподобные объяснения с точки  зрения  своего  житейского опыта.)

- Что необычного произошло с самим Павлом? (Пока он ходил на реку за  водой,  мальчики разговаривали  об  утопленниках  и утонувшем Васи, мать которого предчувствовала его смерть. Вернувшись, Павел сказал, что  слышал у реки голос Васи. Илья говорит, что это дурная  примета, но Павел отвечает, что  своей судьбы  не минуешь.)

Учитель:

- Давайте прочитаем что такое былички, и объясним  это понятие. (Быличка- это небольшое  по объему произведение  устного народного творчества, имеющие  мифологическое  основу, традиционный  набор сюжетов, установку на достоверность и  трагический  исход сюжета. Это короткие  истории, сказочного  характера о  встречах  человека с домовыми. Эти явления воспринимаются  слушателем  как реальные,  не вымышленные. Их обычно  рассказывает  свидетель происшедшего.)

- Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички- все это произведения устного народного творчества, фольклор.  Как вы считаете, похоже ли  быличка на сказку? ( Сказка – это всегда  вымышленная история, которая  заканчивается хорошо, а быличка  рассказывает о том, что будто  было на  самом деле,  с каким –то конкретным  человеком,  это  страшная история, и заканчивается она  трагична.)

Учитель: Атмосфера вокруг  нагнетает  тревожное ощущение, ситуация и личность рассказчика тоже  играют большую роль в том, как воспринимают былички слушатели. Быличка сложилась   за многие века из народных обрядов и верований, в ней  можно найти и подсказку,  как вести себя в такой ситуации,  и предостережение. Главная тема  этого рассказа Тургенева- человек и его судьба.  В происходящем  немало мистики, даже  смерть  Павла  кажется предсказанной именно той ночью.

3. Подведение итогов.

Мы познакомились с одним из рассказов охотничьего цикла И.С. Тургенева, научились  находить в тексте   авторскую характеристику героев, сопоставили жанр  былички и сказки, нашли их отличия.

4. Анализ и оценка  итогов  работы.

5. Домашние задание.

Составьте для  каждого мальчика  краткие характеристики,  подкрепляя  их цитатами (Письменно). Обратите внимание, какими  эпитетами описывает героев автор.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".

План- конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг"....

Роль детали в портретной характеристике

Данная презентация является продолжением, второй частью презентации "Главные герои поэмы "Мертвые души" Н.В.Гоголя".Может быть использована как на уроке в 9 классе по теме, так и для проведения заняти...

Разработка урока "Сопоставление героев как прием характеристики" по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг"

Комплекс включает в себя разработку урока, презентацию, планирование урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок-проект "Портретная характеристика" по картине Серова "Портрет М.Н.Ермоловой"7 класс

Методическая разработка урока-проекта "Портретная характеристика" Выработка умения работать с картиной, Обогатить речь учащихся изобразительно-выразительными средствами русского языка, помогающим...

Методическая разработка урока "Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Урок составлен для учеников 6 класса. Даёт возможность работы над темой портрет в художественном произведении....

Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие произведения. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души», роль портретных деталей

конспект для занятия по литературе на тему" Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие произведения. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстог...

Урок по литературе в 6 классе "И.С. Тургенев "Бежин луг". Портретная характеристика героев рассказа

Данная разработка поможет учителям- предметникам в проведении урока по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"....