Мастерство портретных характеристик в произведении И.С.Тургенева "Бежин луг"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.s.turgenev_bezhin_lug.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе.
Тема: Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Цели:
- Познакомить учащихся с произведением из цикла рассказов И.С. Тургенева, дать представление о том, что такое былички, в чем их отличие от сказок; охарактеризовать героев произведения, обратить внимание на их портретные и речевые характеристики;
- Развивать способность искать нужные цитаты, выделять из текста речевые и портретные характеристики героев произведения, читать вслух с выражением, понимать разницу между быличкой и сказкой, грамотно отвечать на вопросы;
- Воспитывать у учеников интерес к тексту, любовь к русской прозе.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», иллюстрации к рассказу, словарь литературоведческих терминов, фонозапись отрывка произведения в исполнении мастеров слова.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-поиск.
Ход урока.
1. Повторение изученного.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о писателе Иване Сергеевиче Тургеневе. Сегодня мы продолжим знакомство с его творчеством посредством одного рассказа из цикла «Записки охотника». Дома вы прочитали рассказ «Бежин луг», расскажите о чем он.
Ученик: В рассказе «Бежин луг» повествование ведется от лица автора. Он заблудился вечером после охоты и вышел к Бежину лугу. Там собрались ребята. Пока табун пасется, пятеро мальчиков – Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня - рассказывают у костра разные истории. Притворившись спящим, автор слушает былички про нечистую силу, утопленниках, о солнечном затмении. Дети спорят, правда ли то, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кто умрет в этом году. Илюша говорит о Тришке, который является перед концом света соблазнять народ христианский. Ночь- особое время для нечистой силы, и Павлу кажется, что у реки он слышал голос утопленника Васи. Наутро автор уходит домой. Позже он узнает, что в том же году Павел умер, упав с лошади.
2. Работа над новым материалом:
Учитель: Найдите в тексте, как автор описывает мальчиков? Каким был Федя?
Ученик: Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. ( Из их рассказов я узнал их имена, и намерен теперь же познакомить с ними читателя).
Первому, старшему изо всех, Феди, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы.»
Учитель:
- Каким, по- вашему, был этот мальчик?
- Найдите описание Павлуши. («У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить!- а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…»)
- Как автор относится к этому герою?
- Найдите описание Ильюши. («Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились - он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы, торчали острыми косицами из –под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками, то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет»).
- Что вы можете сказать об этом герое по описанию автора?
- Как выглядел Костя? ( «Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.»)
- Почему Костя показался рассказчику интересным?
- Найдите описание младшего мальчика.(«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатою рогожу, и только изредка, выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».)
- Что можно сказать о Ване по его описанию?
Учитель:
- Как ведут себя мальчики, боятся ли этих страшных историй, которые слушают и рассказывают? (Они боятся их и в то же время относятся к ним как к чему-то привычному, житейскому.)
- Как Павел реагирует на страшные истории? (Павел всегда находит правдоподобные объяснения с точки зрения своего житейского опыта.)
- Что необычного произошло с самим Павлом? (Пока он ходил на реку за водой, мальчики разговаривали об утопленниках и утонувшем Васи, мать которого предчувствовала его смерть. Вернувшись, Павел сказал, что слышал у реки голос Васи. Илья говорит, что это дурная примета, но Павел отвечает, что своей судьбы не минуешь.)
Учитель:
- Давайте прочитаем что такое былички, и объясним это понятие. (Быличка- это небольшое по объему произведение устного народного творчества, имеющие мифологическое основу, традиционный набор сюжетов, установку на достоверность и трагический исход сюжета. Это короткие истории, сказочного характера о встречах человека с домовыми. Эти явления воспринимаются слушателем как реальные, не вымышленные. Их обычно рассказывает свидетель происшедшего.)
- Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички- все это произведения устного народного творчества, фольклор. Как вы считаете, похоже ли быличка на сказку? ( Сказка – это всегда вымышленная история, которая заканчивается хорошо, а быличка рассказывает о том, что будто было на самом деле, с каким –то конкретным человеком, это страшная история, и заканчивается она трагична.)
Учитель: Атмосфера вокруг нагнетает тревожное ощущение, ситуация и личность рассказчика тоже играют большую роль в том, как воспринимают былички слушатели. Быличка сложилась за многие века из народных обрядов и верований, в ней можно найти и подсказку, как вести себя в такой ситуации, и предостережение. Главная тема этого рассказа Тургенева- человек и его судьба. В происходящем немало мистики, даже смерть Павла кажется предсказанной именно той ночью.
3. Подведение итогов.
Мы познакомились с одним из рассказов охотничьего цикла И.С. Тургенева, научились находить в тексте авторскую характеристику героев, сопоставили жанр былички и сказки, нашли их отличия.
4. Анализ и оценка итогов работы.
5. Домашние задание.
Составьте для каждого мальчика краткие характеристики, подкрепляя их цитатами (Письменно). Обратите внимание, какими эпитетами описывает героев автор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".
План- конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг"....
Роль детали в портретной характеристике
Данная презентация является продолжением, второй частью презентации "Главные герои поэмы "Мертвые души" Н.В.Гоголя".Может быть использована как на уроке в 9 классе по теме, так и для проведения заняти...
Разработка урока "Сопоставление героев как прием характеристики" по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг"
Комплекс включает в себя разработку урока, презентацию, планирование урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Урок-проект "Портретная характеристика" по картине Серова "Портрет М.Н.Ермоловой"7 класс
Методическая разработка урока-проекта "Портретная характеристика" Выработка умения работать с картиной, Обогатить речь учащихся изобразительно-выразительными средствами русского языка, помогающим...
Методическая разработка урока "Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Урок составлен для учеников 6 класса. Даёт возможность работы над темой портрет в художественном произведении....
Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие произведения. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души», роль портретных деталей
конспект для занятия по литературе на тему" Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие произведения. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстог...
Урок по литературе в 6 классе "И.С. Тургенев "Бежин луг". Портретная характеристика героев рассказа
Данная разработка поможет учителям- предметникам в проведении урока по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"....