Методическая разработка урока "Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок составлен для учеников 6 класса. Даёт возможность работы над темой портрет в художественном произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterstvo_portretnyh_harakteristik_v_rasskaze_i.s._turgeneva_bezhin_lug.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
/*Мастерство портретных характеристик в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Предварительная подготовка к уроку:
Внимательно прочитать рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника», найти определение былички. Сравнить былички и сказки.
Цели:
1) познакомить учащихся с произведением из известного цикла рассказов И. С. Тургенева, дать представление о том, что такое былички, в чем их отличие от сказок; охарактеризовать героев произведения, обратить внимание на их портретные и речевые характеристики;
2) воспитать у учеников интерес к тексту, любовь к русской прозе;
3) развивать способность искать нужные цитаты, выделять из текста речевые и портретные характеристики героев произведения, читать вслух с выражением, понимать разницу между быличкой и сказкой, грамотно отвечать на вопросы. !!! Меняем местами 2 и 3 цели
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Вид урока: урок - поиск
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг», словарь литературоведческих терминов, учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова).
Ход урока
I. Повторение изученного
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о писателе Иване Сергеевиче Тургеневе. Сегодня мы продолжим знакомство его творчеством посредством одного рассказа из цикла «Записки охотника». Дома вы прочитали рассказ «Бежин луг», расскажите, о чем он.
Ученик: В рассказе «Бежин луг» повествование ведется от лица автора. Он заблудился вечером после охоты и вышел к Бежину лугу. Там собрались ребята. Пока табун пасется, пятеро мальчиков — Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня — рассказывают у костра разные истории. Притворившись спящим, автор слушает былички про нечистую силу, утопленников, о солнечном затмении. Дети спорят, правда ли то, что на родительскую на паперти можно увидеть тех, кто умрет в этом году. Илюша говорит о Тришке, который явится перед концом света соблазнять народ христианский. Ночь — особое время для нечистой силы, и Павлу кажется, что у реки он слышал голос утопленника Васи. Наутро автор уходит домой. Позже он узнает, что в том же году Павел умер, упав с лошади.
II. Работа над новым материалом
Учитель: Найдите в тексте, как автор описывает мальчиков. Каким был Федя?
Ученик: «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя).
Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы...»
Учитель:
- Каким, по вашему, был этот мальчик?
- Найдите описание Павлуши. («У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов...»).
- Как автор относится к этому герою?
- Найдите описание Ильюши. («Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет»).
- Что мы может сказать об этом герое по описанию автора?
- Как выглядел Костя? («Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно»).
- Почему Костя показался рассказчику интересным?
- Найдите описание младшего мальчика. («Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь»).
- Что можно сказать о Ване по его описанию?
Учитель:
- Как ведут себя мальчики, боятся ли этих страшных историй, которые слушают и рассказывают? (Они боятся их и в то же время относятся к ним как к чему-то привычному, житейскому).
- Как Павел реагирует на страшные истории? (Павел всегда находит им правдоподобное объяснение, он уже имеет большой житейский опыт).
- Что необычного произошло с самим Павлом? (Пока он ходил на реку за водой, мальчики разговаривали об утопленниках и утонувшем Васе, мать которого предчувствовала его смерть. Вернувшись, Павел сказал, что слышал у реки голос Васи. Илья говорит, что это дурная примета, но Павел отвечает, что своей судьбы не минуешь).
Учитель:
- Давайте прочитаем, что такое былички и объясним это понятие. (Быличка — это небольшое по объему произведение устного народного творчества, имеющее мифологическую основу, традиционный набор сюжетов, установку на достоверность и трагическим исходом сюжета. Это короткие истории сказочного характера о встрече человека с домовыми. Эти явления воспринимаются рассказчиком как реальные, невымышленные. Их обычно рассказывает свидетель происшедшего).
- Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички, сказки — все это произведения устного народного творчества, фольклор. Как вы считаете, похожа ли быличка на сказку? (Сказка — это всегда вымышленная история, которая заканчивается хорошо, а быличка рассказывает о том, что будто было на самом деле, с каким-то конкретным человеком, это страшная история, и заканчивается она трагично).
Учитель: Атмосфера вокруг нагнетает тревожное ощущение, ситуация и личность рассказчика тоже играют большую роль в том, как воспринимают былички слушатели. Быличка сложилась за многие века из народных обрядов и верований, в ней можно найти и подсказку, как вести себя в такой ситуации, и предостережение. Главная тема этого рассказа Тургенева — человек и его судьба. В происходящем немало мистики, даже смерть Павла кажется предсказанной именно той ночью.
III. Подведение итогов
Мы познакомились с одним из рассказов охотничьего цикла И. С. Тургенева, научились находить в тексте авторскую характеристику героев, сопоставили жанр былички и сказки, нашли их отличия.
IV. Анализ и оценка итогов работы
V. Домашнее задание
Составьте для каждого мальчика краткие характеристики, подкрепляя их цитатами (письменно). Обратите внимание, какими эпитетами описывает героев автор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Характеристика класса птиц"
Методическая разработка по теме "Класс птицы"...
План - конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".
План- конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг"....
Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»
Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской литературе ХIХ века....
Методическая разработка.Текстуальный комментарий на примере рассказа Ю.Буйды.
Данная работа поможет выпускнику в подготовке к написанию сочинения по русскому языку на основе текстуального комментария.Материал дан на примере рассказа Ю.Буйды "Все больше ангелов."...
Протокол 5 на методическую разработку "Общая психологическая характеристика музыканта исполнителя "
Протокол заседания отделения народных инструментов...
Методическая разработка "Побеждай зло добром" по рассказу А.Платонова "Юшка"
Актуальность:Необходимо воспитать у обучающихся национальное достоинство русского человека и целенаправленно развивать у детей такие проявления духовности, как доброта, любовь, уважение к другим людям...
Урок по литературе в 6 классе "И.С. Тургенев "Бежин луг". Портретная характеристика героев рассказа
Данная разработка поможет учителям- предметникам в проведении урока по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"....